Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:12, реферат
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость
Литература и театр: Усиление
демократических начал в
Народным творчеством
был введён в жизнь и новый
драматический жанр – театр кабуки
(кабуки – от японского «мастерство
музыки и танца»). С момента своего
основания театр находился в
оппозиции к феодальному
Миротворческая роль искусства в этот период особенно возросла. Официальной философией становится конфуцианство, а одна из его заповедей гласила: « Тот, кто развлекает, несёт земле мир, тот, кто правит – порядок».
Живопись: В 18 веке завершилось оформление ведущих национальных школ живописи и гравюры. Впервые героями искусства стали актеры театра кабуки, гейши (т.е. профессиональные танцовщицы, певицы, развлекающие посетителей чайных домиков или гостей на приемах), торговцы. Наиболее соответствовало вкусам народных масс направление Укиё-э, родившееся в 17 веке, означающее (буквально) – «картины повседневной жизни». На них изображались бытовые сцены, пейзажи, жизнь и творчество актеров кабуки, любовные сцены и портреты красавиц.
Соединение литературы, каллиграфии
и живописи во имя создания целостного
художественно-поэтического образа присуще
живописцам и граверам южной школы
и направлению «живопись
Декоративно-прикладное искусство:
С усилением внимания к предметному
миру в 17-18 вв. наблюдается расцвет
декоративно-прикладного
В 17-18 вв. возникает новый
тип керамики, яркой, украшенной многоцветными
росписями с добавлением золота
по белому или чёрному фону. Это
резко контрастировало с
Поскольку власти запрещали
горожанам использовать в одежде
дорогие ткани, развивается искусство
оформления простых тканей замысловатыми
рисунками. Национальная одежда кимоно
по рисунку должна соответствовать
времени года, а по цвету –
возрасту, характеру и даже настроению
владельца. С развитием национального
костюма связано появление
Эволюция культуры Средневековой
Японии обнаружило заметное сходство
с общемировыми процессами культурного
развития, которым подчиняется
2.3. Культура Арабского Востока
Под средневековой культурой Арабского Востока (5- 16 вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность – Иран, Сирия, Палестина, Египет и др. страны. Процесс арабизации по историческим меркам был стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нём сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.
Основная часть территории
Аравии – степи, пустыни и полупустыни;
лишь незначительная часть земель была
пригодна для занятия земледелием.
Большинство населения
Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам; там верили в вещие мы, и уже в начале XI в. Ад-Динавари составил первый сонник на арабском языке. Придумывать и домысливать сны не дозволялось: «Лгущий о своих снах ответит в день восстания мертвых», — сказано в Коране [8].
Гадание по снам было средством заглянуть в будущее. Кроме того, гадали по птицам, прежде всего, по полету воронов и орлов, и были уверены в том, что коршун, страус, голубь и сова предвещают несчастье. Желание заглянуть в неведомое приводило к занятиям магией и ворожбе. Отношение к магии было неоднозначным: дозволялась белая, или высокая магия, к которой прибегали благочестивые люди в благородных целях. В этом им помогали небесные ангелы и добрые джинны, принявшие ислам. Черной магией, полагали на Арабском Востоке, занимались нечестные люди, и помощниками их выступали злые шайтаны.
Склонность к гаданию, как и многие другие черты менталитета жителей Ближнего Востока, обнаружились задолго до принятия там ислама и пережили эпоху Средневековья, перейдя и в Новейшее время.
Ислам возник вначале 7 в. Н.э. Основателем ислама был религиозный человек – пророк Мухаммед. Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. Мухаммед не интересовался торговлей, а всё больше интересовался вопросами веры. В 610 г. Пророк впервые выступил с проповедью в Мекке.
Литература. В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Отношение арабов к поэтам при всём их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, даётся им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того арабов почти не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли его дарование и сильна ли его способность к ясновидению [8].
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.
В 10-15 вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Алладина, Синбада-морехода и т.д [1].
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, учёному, его стихи – философские, гедонистические и вольнодумные рубаи.
Архитектура. Искусство. Следует
сказать, что средневековая арабская
архитектура развивалась на основе
переработки арабами, прежде всего,
греческих, римских и иранских художественных
традиций. Наиболее известные памятники
архитектуры того времени мечеть
Амра в Фустате и соборная мечеть
в Куфе, созданные в 7 в. тогда же
был построен знаменитый храм «купол
скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой
и разноцветным мрамором. С 7-8 вв. мечети
имели прямоугольный двор, окружённый
галереями, многоколонный молитвенный
зал. С 10 века здания начинают украшать
изящными растительными и геометрическими
орнаментами, в которые были включены
стилизованные надписи –
С 12 в. начало развиваться
искусство миниатюр, в том числе
книжной. А изобразительное искусство
ушло в ковровость, его характерными
чертами стали цветистость и
узорчатость. Сочетание ярких красок,
однако было всегда строго геометрично
и подчинено мусульманской
Арабы считали лучшим для глаз цветом красный- это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зелёный цвет, имевший исключительный престиж.
Таким образом. Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии. Наибольший расцвет арабской культуры пришёлся на 8-11вв. влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим достижением культуры
народов Древнего Востока является
изобретение, усовершенствование и
распространение различных
Одним из самых существенных компонентов культуры является религия, представляющая собой особую форму общественного сознания. На Востоке сложились все мировые религии и философско-этические учения, во многом определившие судьбу конкретных цивилизаций: буддизм, индуизм, конфуцианство, зороастризм, христианство и ислам.
Народы Древнего Востока создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала большое влияние на мировую культуру. Древние писатели и поэты Востока обогатили мировую литературу интересными идеями и художественными образами.
Учеными Восточных цивилизаций были сделаны важнейшие открытия и изобретения в области естественнонаучного знания, в технике и технологии, в познании окружающего мира. Особенно много сделали в этом отношении в Древнем Китае. Жителям Поднебесной в древности и средние века принадлежит около пятидесяти процентов всех крупных открытий и изобретений. Больших успехов добились египетские медики, вавилонские астрономы, индийские и китайские математики. В области философии индийскими и китайскими мыслителями были разработаны все основные направления и созданы знаменитые школы: конфуцианство, даосизм, веданта, йога. Но в первую очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и художественных идей, разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные образы, образы скульптуры и декоративного искусства, созданные мастерами Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и живой привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни.
Список использованной литературы