Восточные цивилизации в XVI – XVII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 19:16, реферат

Краткое описание

К восточной цивилизации к началу века 16 относились следующие страны: Османская империя, Иран, Таиланд, Индия, Китай, Япония и другие мусульманские страны средней Азиии. В 16 веке Восток был наиболее богатой и населенной частью мира. В странах Азии и северной Африки проживало 68 % населения земли и на них вплоть до середины 18 века приходилось 77 % мирового мануфактурно-ремесленного производства. Здесь были самые плодородные земли, дававшие высокие по тем временам урожаи: в Индии 16 века средняя урожайность составляла 13 центнеров с га, в Западной Европе 7-8 ц. с га.

Содержание

Введение 3
Османская империя 4
Иран 11
Индия 14
Китай 16
Япония 21
Таиланд 23
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Вост. цивилизации.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: История

Тема: «Восточные цивилизации в XVI – XVII веках»

Выполнила студентка группы Т(У)2(13)9 Мелентьева Вероника

 

 

 

Дата сдачи работы

 

«_____»  _________________ 20__г.

 

______________________________

подпись студента

 

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2014

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     К восточной цивилизации к началу века 16 относились следующие страны: Османская империя, Иран, Таиланд, Индия, Китай, Япония и другие мусульманские страны средней Азиии. В 16 веке Восток был наиболее богатой и населенной частью мира. В странах Азии и северной Африки проживало 68 % населения земли и на них вплоть до середины 18 века приходилось 77 % мирового мануфактурно-ремесленного производства. Здесь были самые плодородные земли, дававшие высокие по тем временам урожаи: в Индии 16 века средняя урожайность составляла 13 центнеров с га, в Западной Европе 7-8 ц. с га. Европейских путешественников 16-17 вв., побывавших в Турции, Иране, Индии или Китае, поражало обилие товаров высокого качества, населенность городов, богатство правителей. Крестьяне Османской империи в 16 веке жили значительно лучше, чем крестьяне Австрии и Германии. Страны Востока вплоть до начала 19 века являлись главными поставщиками как готовой продукции на Запад, так и сырья, а именно: шелка и хлопчатобумажных тканей, пряностей, ювелирных изделий и драгоценных камней, кофе и чая, сахара и медикаментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Османская империя

     Население Турции в конце 16 века насчитывало 25 миллионов человек ( во Франции 16 миллионов, Италии 13 миллионов, Испании – 8 миллионов). Вершиной могущества Османской империи стало правление султана Сулеймана Кануни ( Законодателя) или, на европейский манер, Сулеймана Великолепного. Он являлся покровителем деятелей культуры, сам писал стихи, являлся талантливым государственным деятелем и полководцем. В 1521 г.Сулейман занял Белград, в 1526 г. турки захватили Венгрию, разгромив при Мохаче венгерские, чешские и хорватские войска венгерского короля Лайоша II. В 1529 г. турки осаждали Вену в течении двух недель. Наступление холодов и приближение войск австрийского эрцгерцога Фердинанда Iвынудили султана снять осаду. В войне с Ираном туркам также сопутствовали успехи. Так они захватили в 1536 г. Ирак с Багдадом и в 1553 г. Грузию. При Сулеймане империя простиралась от Венгрии на северо-западе, до Аравии и Египта на юге, от Алжира на западе до Ирака и Грузии на востоке. Зависимыми землями являлась Трансильвания, Молдавия, Валахия, Крымское ханство. Главным противником султана на Западе были Габсбурги, на востоке – Сефевиды. Против Габсбургов, правивших Испанией, Австрией, Италией, Нидерландами, колониями в Новом свете и являвшихся самым опасным противником, османам был необходим союзник. Им стала Франция, которая решилась после поражения от Испании в 1525 г. начать переговоры о союзе с Османской империей. В 1535 г. был заключен договор о мире, дружбе и торговле, который назывался капитуляцией от слова капитул, что значит статья. По договору французский посол обосновывался в Константинополе, подданные обоих государств могли свободно путешествовать по союзным государствам, для французов отменялись пошлины на провоз товаров, подданным Франции предоставлялась защита консула в случае судебной тяжбы между французом и турком.

     Но Сулейман был человеком своего времени – представителем азиатской цивилизации – восточным деспотом. Два сына султана были убиты по его же приказу из-за подозрения в стремлении захватить трон отца. Один из убитых пал жертвой интриг любимой жены султана украинки Роксоланы. По правилу, принятому в 15 веке султаном Мехмедом II, при восшествии на престол новый султан для своей безопасности и безопасности государства должен был убить всех своих братьев – конкурентов в борьбе за власть. Это жестокое правило соблюдалось всеми султанами и у Роксоланы был только один выход для спасения жизни своего сына – устранить его конкурентов на пути к трону, сделав его наследником. В таком жестоком и кровавом мире она жила. Его девиз: “Грызи всех или тебя загрызут, убивай или будешь убитым”. (Тонкий налет цивилизованности человеческого общества появился в Западной Европе, России и Северной Америке только к середине 19 века. Смягчению нравов в те времена способствовали только религия и наличие достатка у людей). Роксолана достигла цели – ее сын стал султаном Селимом II. Сулейман приказал задушить своего визиря Ибрахим-пашу опять-таки из-за боязни потерять власть. Султан боялся доверить свою жизнь янычарам и завел дворцовую стражу. Умер правитель на 73 году жизни во время военного похода в Венгрию. При Селиме IIтурки потерпели поражение в морской битве при Лепанто. Коалиционный флот Испании, Венеции, Мальты и Генуи разгромил османский флот, потопив или захватив 224 из 277 кораблей османов. Союзники потеряли только 15 галер. Однако уже в 1573 г. османы завоевали Кипр благодаря новому флоту. В 1574 г. турки захватили Тунис. Тем не менее разгром при Лепанто являлся первой крупной неудачей османской империи на западном направлении. На севере также экспансия остановилась, так как в 1569 г. османское войско погибло под Астраханью, причем из 30 тысяч воинов домой вернулось лишь 7 тысяч.

     Cо времени правления султана Мехмеда IIIбратьев правителя перестали убивать – их держали взаперти в течение всей жизни в особом помещении дворца – клетке. При нем делами в государстве распоряжалась его мать, которая за 8 лет правления сына отстранила от власти 11 визирей. Доходы казны в середине 16 века достигали 10-11 миллионов дукатов. Регулярная армия насчитывала 48 тысяч человек плюс конное ополчение феодалов в 130 тысяч человек. Вооружение всадников состояло из лука и стрел, легких копий, мечей и небольших круглых щитов. На голове воина был тюрбан, хотя некоторые надевали шлем. С 15 века турки переняли ряд византийских придворных обычаев. Так даже одежда чиновников различалась в зависимости от их ранга. Визири носили зеленую одежду, улемы фиолетовую. Многие из визирей были славянами по происхождению. Например знаменитый великий визирь трех султанов Сулеймана I, Селима IIи Мурада IIIМехмед Соколлу из сербского рода Соколовичей. Его убийство в 1579 г. стало началом открытого кризиса империи.

     Султан назначал визирей (министров) и великого визиря, являлся верховным командующим армией. Правительство султана носило по имени дворца, в котором располагалось, официальное название Баб-и-Али. в переводе “Высокие врата”. По-французски врата – laporte. Отсюда и название принятое в Европе для Турции – Блистательная порта. Все государственные служащие кроме духовенства считались рабами султана. Последний как классический восточный деспот имел право над жизнью и смертью подданных. Никакого привилегированного дворянства в отличие от Западной Европы не было, никаких личных прав феодалам-владельцам тимаров. Все люди были одинаково равны от рождения. Раб мог стать визирем, а потомок визиря с легкостью мог быть лишен всех прав и имущества. Исключение было сделано лишь для духовенства, представители которого пользовались неприкосновенностью. Так любое действие правительства должно быть одобрено шейх-уль-исламом в виде религиозной санкции – фетвы. Фетва – заключение духовенства о соответствии указов властей включая султана принципам шариата. Из 15 султанов в 16-17 вв. 6 были свергнуты по обвинению в нарушении шариата, двое из них казнены. Суд, школа, соблюдение принципов шариата, благотворительность – все эти вопросы находились в руках шейх-уль-ислама и нижестоящего духовенства казиаскеров и кадиев.

     При султане действовал имперский совет из высшего духовенства, чиновников и полководцев. Главой администрации являлся великий визир, в провинции (бейлербействе) бейлербей. Главный кадий провинции обнародовал принятые бейлербером решения и обладал правом вето в случае несоответствия этих решений шариату. Провинции делились на уезды ( санджаки ), а те на волости ( нахии ). Уездами руководили санджакбеи. Сбор налогов и финансы не подчинялись великому визирю. Эти вопросы были в сфере компетенции баш дефтердара. В провинции действовали дефтердары эйалетов и санджаков.

     Султанский двор делился на внутренний и внешний. Внешним двором управлял глава белых евнухов капу агасы, который являлся министром двора, без его ведома никто не имел доступа к султану. Внутренним двором распоряжался глава черных евнухов – руководитель гарема, носившего название “дом блаженства” или “дом счастья”. В случае недовольства султаном женщиной ту могли бросить в мешок с кошкой и змеей и утопить в море. Один из султанов Ибрагим был психически болен, поскольку с детства до 24 лет просидел взаперти в клетке и вышел на свободу после смерти своего брата. Став султаном, однажды он приказал утопить весь свой гарем – 280 женщин. Двор султана насчитывал со слугами 12 тысяч человек. Среди должностей были главный астролог, хранитель парадной шубы султана, хранитель султанской чалмы, страж султанского соловья и страж попугая.

Население Стамбула составляло 100 тысяч в конце 15 века и 400 тысяч в правление султана Сулеймана в 1535 г. Фантастически быстрый для того времени рост населения объясняется тем, что по закону Сулеймана беглых крестьян землевладельцы-сипахи имели право принудительно возвращать, если те прожили в городе менее 20 лет, а на новом месте на селе – менее 15 лет. Это правило не распространялось на Стамбул. То есть только крестьяне, бежавшие в столицу, становились свободными, когда поселялись в Стамбуле. Путешественники отмечали грязный вид улиц Стамбула. “Узкие и кривые, в большинстве своем немощеные, с бесконечными спусками и подъемами, грязные и мрачные “ – таково описание столицы империи. Частные дома большинства стамбульцев были построены из дерева и снаружи не блистали красотой. Деревянный, плотно застроенный город являлся частой жертвой пожаров и только за два месяца 1683 г. в городе произошло 6 пожаров, уничтоживших более 3 тысяч жилых домов. В начале 18 века распоряжением властей было определено, что дома горожан не могут быть выше 9 метров у мусульман и 7 метров у немусульман.

     Городские власти через специальных чиновников следили за тем, чтобы цены на все товары давали не более 10 % прибыли продавцу. Исключение делалось только для некоторых трудоемких производств, но и там прибыль не должна была превышать 20 %. Стамбул славился изделиями из кожи, производством оружия, шелковыми и бархатными тканями.

В 16–17 вв. было построено несколько десятков дворцов, насчитывающих до полусотни комнат. Дворцы сооружались по проектам знаменитого архитектора Синана, который умер в возрасте 110 лет, и его учеников.

Тимариотские крестьяне отдавали часть своего урожая в виде ренты феодалу. По закону феодал не имел прав требовать с крестьянина больше определенной доли. Все подданные султана делились на два класса военные и податное сословие. К военным относились воины-мусульмане, духовенство и чиновники. Они не платили налогов и обязаны были служить государству. Ко вторым принадлежали мещане и крестьяне, которые обязаны были платить налоги и нести повинности. Крестьяне мусульмане выплачивали поземельный налог государству, налог-ренту феодалу, налог на скот, на ульи. Крестьяне обязаны были содержать находившихся на постое чиновников и солдат. Сборщики налогов и прочие чиновники, приезжавшие в деревню, взимали особый налог “на зубы” как компенсацию за стачивание зубов о грубую крестьянскую пищу. В 16 веке появилась новая категория крестьян-издольщиков ортакчи. В отличие от крестьян-тимариотов они не имели своей земли, беря в аренду землю феодала, выплачивая ему гораздо большую долю урожая, чем тимариотские крестьяне. В 80 гг. 18 века налог достигал от половины до 2/3 урожая. Крестьяне империи были вынуждены брать в долг у ростовщиков средства под 40 % годовых. Высокие налоги, насилие со стороны феодалов и властей подрывали заинтересованность крестьянина в результатах своего труда. Главной заботой жителей деревни было сокрытия преступления от судей, прибытие которых было более опасно, чем деятельность воров. Английский дипломат Рико П. писал в 1668 г., что жизнь султанских подданных определяет отсутствие уверенности в будущем и опасение за свое имущество, в этом – основная причина “запустения деревень и плохой обработки земли, нежелания строить прочные дома и хозяйственные постройки, которые могли бы простоять более 15 или 20 лет, малого количества плодовых насаждений, красивых садов и виноградников. “А вот свидетельство французского путешественника по Малой Азии в начале 18 века: “Поля наполовину заброшенные, потеряли лучшую часть своих жителей, и ныне можно найти в этой обширной стране лишь несколько незащищенных городов и большое количество полуразрушенных деревень. Крестьяне чрезвычайно ленивы и обрабатывают так мало земли, что огромная часть страны остается невозделанной”. Бедность крестьянских хозяйств, отсутствие гарантий частной собственности предпринимателя и его жизни делало крайне сложным процесс развития капиталистических отношений в Турции. Крестьянские восстания жестоко подавлялись. Так за три года своей деятельности в Анатолии по подавлению восстания (1607–1609 гг.) командующий войском казнил несколько десятков тысяч человек, включая женщин и детей.

     Поскольку правительство запрещало концентрацию нескольких тимаров (земельные наделы феодалам за военную службу государству с доходом до 20 тысяч акче) и зеаметов (земельные наделы с доходом от 20 до 100 тысяч акче) в одних руках, а в условиях революции цен, которая затронула Турцию в большей степени, чем Западную Европу, произошло падение доходов сипахиев – землевладельцев. Они были обязаны явиться в военное время в действующую армию и служить в кавалерии. Тимариот не только сам служил, но и выставлял от 2 до 15 вооруженных воинов. Сипахи не могли получать с одного участка больше фиксированного уровня дохода, что вынуждало стремиться к присоединению нескольких участков в одних руках, чтобы поддержать прежний уровень жизни. Так в 16 веке средний доход тимариота превысил ранее установленную планку для данных владений в 3000 акче для тимара и равнялся 5 тысяч акче, дом в провинциальном городе стоил от 1 до 4 тысяч акче, лошадь 800–900 акче. Многие сипахи разорялись, а вакантные земли концентрировались в руках правящей верхушки. Поскольку сипахи не могли быть с середины 16 века источником военной силы, правительство было вынуждено увеличить количество янычарского корпуса с 25 тысяч в 1596 г. до 50 тысяч в 17 веке. При этом с 1630 гг. османская империя отказалась от пополнения рядов янычар за счет налога кровью, то есть принудительного набора детей из семей христиан в возрасте 7-12 лет для подготовки к службе в янычарских войсках. Однако и эти войска уже к концу 16 века  не отличались особой дисциплиной. Задержка с выплатой жалованья тем более небольшого вызывала мятежи янычар, которые к тому же в 17 веке не желали больше воевать, предпочитая заниматься торговлей и ремеслом, что веком ранее было немыслимым делом. Янычары выступали против любых попыток властей уменьшить их привилегии. За 1617–1623 гг. они свергли троих султанов.

     В конце 17 века расходы правительства в 1.5 раза превышали его доходы, для ликвидации бюджетного дефицита собирали налоги за три года вперед. Широкое распространение получила и откупная система. Сбор налогов правительство отдавало на аукционные торги. Правительство объявляло сумму налогов в том или ином регионе и продавало право их собирать тому из кандидатов, кто назначал как можно большую сумму. Взамен откупщики выкачивали из региона не только затраченные деньги, но и сверх суммы для получения прибыли. Росли налоги и на горожан, хотя чтобы не доводить дело до народных волнений увеличивались косвенные (таможенные пошлины и налоги на товары), но не прямые налоги.

     Временная стабилизация экономики, внутриполитического положения и внешнеполитического престижа произошла в середине 17 века. С 1661 г. по 1683 гг. Османской империей управляли великие везири из рода Кепрюлю. Они попытались восстановить сипахийскую систему землевладения. Падение доходности земельных наделов следствие революции цен заставляло землевладельцев всеми силами стремиться не к военным походам, а к увеличению прибыльности наделов.  Сокращение численности феодального ополчения и его низкие боевые качества заставляло правительство Османской империи увеличивать размеры регулярной армии, особенно янычарского войска, численность которого достигла к концу 17 века 70 тысяч человек. Но и оно в 17 веке стало пополнятся не только из рядов мальчиков-христиан, забираемых от родителей властями по так называемому “налогу кровью”, но и из среды горожан, которые записывались в янычары, чтобы не платить налоги. Такое войско неохотно шло на войну и плохо воевало.

Информация о работе Восточные цивилизации в XVI – XVII веках