Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 19:44, курсовая работа
К началу XIX в. Россия была мировой державой, игравшей заметную роль на европейской арене. Она занимала территорию в 17,4 млн. кв. км; на этой территории, по данным переписи 1795 г., проживало 37,4 млн. человек. Около 90 % всего населения составляли крестьяне; примерно 2 проц. дворяне . Имело тенденцию к росту ведущее в экономике страны аграрное производство, происходили сдвиги в промышленности. Однако, говоря словами современного исследователя Б. Г. Литвака, Русь-тройка «не мчалась, а еле-еле тащилась по ухабистой дороге истории».
Введение………………………………………………………………………стр.2
Глава I. Предпосылки изменений в государственном строе первой половины XIX века
§ 1.1. Предпосылки, условия, проекты развития государственного управления…………………………………………………………………….стр.5
§ 1.2. Общественный строй в первой половине XIX века…………………стр.9
Глава II. Государственный строй и развитие права в первой половине XIX века
§ 2.1. Изменения в государственном строе Российского государства в первой половине XIX века…………………………………………………………..стр.16
§ 2.2. Развитие права………………………………………………………...стр.26
Заключение…………………………………………………………………..стр.32
Список использованной литературы ……………………………………...стр.35
§ 2.2. Развитие права
В первой половине XIX в. проведена уникальная систематизация законов, которая в отличие от ряда неудачных попыток XVIII в. завершилась успешно.
Повелением Александра I создана специальная комиссия, приступившая к выявлению, собиранию, обработке законов с 1649 г. Затем преобразована кодификационная комиссия при Госсовете. Николай I повелел привести в порядок существующие акты. 31 января 1826г. создано специальное Второе отделение собственной Е.И.В. канцелярии под руководством М.А. Балугьянского. В том же году приступили к работе М.М. Сперанский и выделенные ему в помощь чиновники. За короткое время выявлено в разных учреждениях, ведомствах более 30 тыс. указов, Манифестов, грамот, уложений, других законодательных актов за 176 лет после Уложения 1649 г. до манифеста о вступлении на престол Николая I 13 декабря 1825 г. М.М. Сперанский планировал применить при их обобщении кодификационный метод, Объединить старые нормы, дополнить их новыми, привести законодательство в соответствие с требованиями новой исторической ситуации, создать новое уложение, выделить коренные или «Основные законы (фундаментальные), законы о наследовании престола, о порядке законодательства, о правах разных сословий, положить в основу деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских концепций, восходящих к римскому праву. Он называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Николай I указал ничего не менять в законах и не предлагать новые.
М.М. Сперанскому удалось обобщить законотворчество, отредактировать многие законы, освободить их от неточных, двусмысленных формулировок, многословия, противоречащих друг другу узаконений. Подготовлено 40 томов с 30600 законами, 5 томов приложений, указатель в виде Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ РИ)15.
На основании ПСЗ подготовлено 15 томов в 8 книгах действующих законов, составивших Свод законов Российской империи (СЗ РИ). Свод составлен по оригинальной системе М.М. Сперанского с учетом лучших европейских образцов. В отдельных томах и книгах объединены законы о власти, высшем, центральном, местном управлении, о государственной службе, сословиях, полиции, цензуре, ссылке, представлены разделы гражданского, уголовного, процессуального права. Подготовленные ПСЗ и СЗ проверены семью ревизионными комиссиями. 10 января 1832 г. Госсовет одобрил ПСЗ и СЗ, решив ввести в действие с 1 января 1835 г.
По инициативе М.М. Сперанского, расставшегося с либерально-конституционными идеями своих отвергнутых властью проектов, введено понятие «Основных государственных законов Российской империи», в качестве которых систематизированы в первом томе «Свода законов Российской империи» императорские законы XVIII — начала XIX в. о государственном устройстве, самодержавном правлении. Первым среди них поставлен екатерининский закон «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Другими основными законами закреплена вся система самодержавной власти и управления: исключительно лишь самодержца право на законодательство, управление, суд. Воля монарха — источник и воплощение основных государственных законов империи. Они стали юридическим обоснованием абсолютной власти представителей немецкой, голштинской династической линии на российском престоле, для которых россияне должны быть исполнительными, законопослушными верноподданными. «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих», — закреплено в основных законах абсолютное право монархов на власть и управление во всей государственной системе. Тем самым сформулирована представлявшаяся тогда вечной, незыблемой для России правовая основа, исключающая любое конституционное ограничение самодержавия каким-либо представительным сословным или многосословным учреждением.
Одновременно с Первым изданием ПСЗРИ началась публикация законов, изданных с 1825 г. Опубликованные здесь законы получили название Второго собрания ПСЗРИ. В 1825—1830-х гг. вышли в свет первые 6 томов этого издания. Следует отметить, что хотя «собрания» и назывались «полными», но в них вошли далеко не все законы, особенно XVIII в. Кроме того, в «собрания» были включены утратившие силу законы, поэтому II отделение приступило к выпуску более краткого сборника действующих законов.
Акты, имевшие юридическую силу, составили Свод законов Российской Империи (СЗРИ). Это издание состояло из 15 томов и вышло в свет в 1832 г. Свод законов Российской Империи вступил в силу с 1 января 1835 г. Первое издание СЗРИ было переиздано полностью в 1842 г. и в сокращенном варианте в 1833, 1839 гг., сюда же помещались новеллы. М. М. Сперанским были подготовлены многотомные издания «Свод военных постановлений», «Полное собрание духовных узаконений в России со времени учреждения Святейшего Синода». После смерти М. М. Сперанского составлено «Собрание морских узаконений от 1845 по 1851 г.»16.
Государственное управление и служба опирались с тех пор на законы, систематизированные с учетом самодержавных задач и потребностей, удобства работы управленческого бюрократического аппарата.
Собственно судебный процесс сводился к вынесению обвинительного или оправдательного приговора, а при отсутствии улик выносилось временное решение и передавалось дело по инстанции. В особо важных случаях созывался Верховный уголовный суд. Высшим судебным учреждением являлся Сенат. Судебные органы собственного расследования не проводили, полагаясь на полученные полицией доказательства. Новым в системе доказательств являлись криминалистическая и медицинская экспертиза, в 1801 г. запрещались пытки. В качестве доказательств продолжали принимать собственное признание, оговоры, показания свидетелей, улики.
Правом суда за проступки по отношению к своим крепостным обладал помещик. В основном наказывали поркой, но в крупных поместьях и на заводах были и тюрьмы. Помещик сам решал, какое в каких случаях назначить наказание.
Уголовное право отражено в важнейшем источнике. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. По сути это уголовный кодекс, состоящий из Общей и Особенной частей общим объемом 2224 ст. В качестве общей части выступает раздел первый Уложения, который называется «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще». Общая часть структурно делится на главы и отделения, где подробно рассматривается сущность преступлений и проступков, степень вины (гл. I), наказания (гл. II), определение наказаний по преступлениям (гл. III), разъясняются случаи смягчения и отмены наказаний (гл. IV), определяется пространство действия постановлений Уложения (гл. V).
Первый раздел Уложения (Общая часть) характеризовал понятия преступления (ст. 1), проступков (ст. 2), определял состав преступлений, субъективную сторону преступлений (умысел, неосторожность, участие, соучастие — гл. I ст. 5—8, 13, 17, 174). Общая часть характеризует преступления против церкви, государства, личности, имущества. Особенно выделяются должностные преступления (ст. 62—66, 67—71 и др.). Система наказаний подразделялась на два вида. Первый вид наказаний — уголовные, второй вид — исправительные. Они, в свою очередь, делились на десятки родов и ступеней наказания (гл. II). Наказания различались по степени тяжести. Высшей мерой наказания являлась смертная казнь, самой мягкой мерой являлось порицание, выговор. Наиболее распространенными наказаниями являлись тюрьма, каторга, лишение прав. В зависимости от тяжести, совокупности, наказания подразделялись на уголовные и исправительные17.
Гражданское право опиралось на источники, кодифицированные в X томе СЗРИ. Отдельного закона, подобного Уложению 1845 г., в гражданскомо праве России не было. Сами нормы гражданского права исходили из феодальных привилегий. В России существовала частная собственность на землю, но существовали феодальные ограничения, и полностью этим правом пользовались только дворяне. Неотъемлемой частью феодального землевладения (недвижимости) являлись крестьяне, относящиеся к движимому имуществу. Государство ограничивало эту собственность.
Развитие капиталистических отношений в первой половине XIX в. предопределило совершенствование обязательных отношений. Более широкое применение получило вексельное обращение, появились и другие виды ценных бумаг. Чаще стали применяться договоры займа, в связи с этим развивается залоговое право. В дореформенной России не было частных банков, и получить заем (банковский кредит) могли в основном дворяне. Государственный Дворянский поземельный банк выдавал под 6% годовых. Получить заем можно было в залог благоприобретенного (законного владения). Разрешалось получать заем у частных лиц и оставлять в залог движимое и недвижимое имущество. Развитие залогового права говорит о том, что к 1861 г. более половины имений было заложено.
В XIX в. появились новые формы объединений зарождавшейся буржуазии — товарищества и акционерные общества. Более высокой формой объединения капитала было акционерное общество.
Семейное право значительных изменений не претерпело. Источники права в СЗРИ те же, что и в предыдущем периоде. Незначительные изменения коснулись только дворянства. В крестьянской среде в семейное право вмешивались помещики и община.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние, методы управления отразили качество российской государственности, в условиях нестабильности которой окончательно утвердились на романовском престоле представители немецкой этнической династической линии, стали возможны трагедии смены императоров. Павел I свергнут и убит в результате кровавого дворцового переворота 11 марта 1801 г. с участием сына-наследника. Тень убиенного отца преследовала всю жизнь Александра I. При восшествии на престол его брат Николай учинил невиданный доселе расстрел гвардейских полков — участников выступления 14 декабря 1825 г., связанного с движением декабризма, с нарушением императорской фамилией традиций престолонаследия. Эта расправа и другие жестокие акции Николая I по отношению к народу России сказались на режиме его управления страной, оставив ему в российской истории звание «Николая Палкина». Тяжелым грузом на систему управления давили массовые репрессии против прогрессивно мыслящих дворян, польских патриотов, участников солдатских и других народных выступлений.
Все заметнее становится диссонанс, противоречие между качеством государственного управления и духовным, культурным подъемом, ростом национального самосознания, формированием новых идейных и политических ценностей в российском обществе.
Внутреннее и международное положение Российской империи, очевидный развал ее административной системы, круговая безответственность, взяточничество, казнокрадство, беззаконие в органах центрального и местного управления обострили потребность радикальной реорганизации системы власти и управления в целом, побудили к поискам более эффективного ее устройства. Обстановка, в которой они происходили, характеризовалась столкновением консервативной, либерально-модернистской и радикально-модернистской концепций относительно судьбы управления. Эти поиски отразили формировавшиеся и все явственнее обозначавшиеся тогда три основных идейных общественно-политических направления, предлагавших варианты путей дальнейшего существования России.
Противоречия между нарождавшимися капиталистическими и разлагавшимися феодальными отношениями наглядно видны в социальной структуре общества и поли тике самодержавия по отношению к сословиям. Официально население страны делилось на дворянство, духовенство, сельских и городских обывателей. Фактически уже существовали новые слои населения — классы, которые отличались друг от друга по их имущественному признаку, то есть по отношению к средствам производства. Новыми, зарождавшимися классами являлись буржуазия и пролетариат.
Дворянство продолжало являться самым немногочисленным сословием и подразделялось на личное и потомственных. Дворяне составляли примерно 1,5% от состава населения страны, но являлись социальной опорой абсолютизма, и политика самодержавия была направлена на консолидацию этого сословия, сохранение его привилегий. Многие из дворян не являлись землевладельцами. Только потомственные дворяне имели право владеть поместьями и иметь крепостных, а таковых было не более 600 тысяч (1% от всего населения страны). Из них только 109 тыс. семей реально обладали поместьями, в основном небольшими. В каждом поместье в среднем было 7 душ крепостных, и сами помещики вынуждены были вести хозяйство наравне со своими крестьянами.
Совершенствование органов власти и управления в первой половине XIX в. было связано с приспособлением феодального государства к новым экономическим и политическим условиям.
В первой четверти XIX в. осуществлялись более либеральные преобразования. Во второй четверти XIX в. изменения государственной системы являлись реакцией на восстание декабристов 14 декабря 1825 г. и рост либерального движения в стране.
Высшими органами власти и управления в первой половине XIX в. являлись одновременно или сменяя друг друга Совет при высочайшем дворе (Высочайший совет), Непременный совет, Государственный совет, Собственная его Императорского Величества канцелярия, Сенат, министерства, Синод.
Высочайший совет существовал до 1801 г. при дворе Павла I, являлся совещательным органом при императоре, состоял из 8 человек и собирался крайне нерегулярно. После прихода к власти Александра I Высочайший совет был упразднен и 30 марта 1801 г. учрежден Непременный (то есть постоянно действующий) совет, который состоял из 12 особ и должен был, учитывая недостатки предыдущего органа, иметь важную законосовещательную функцию. Непременный совет просуществовал до 1811 г., однако не имел важной роли в центральной администрации.
Во второй четверти XIX в. важнейшим государственным органом вместо совета стала «Собственная его Императорского Величества канцелярия», сформированная на основе уже существовавшей Государственной канцелярии. Датой преобразования этого органа власти считается 4 апреля 1826 г.
В период правления Николая I были учреждены шесть отделений «Собственной его Императорского Величества канцелярии».
Реорганизованное из прежней канцелярии I отделение (4 апреля 1826 г.) осуществляло надзор над министерства ми, занималось подбором и расстановкой кадров, осуществляло подготовку законопроектов и выполняло собственно канцелярские функции. Организованное тогда же II отделение занималось кодификацией законов. Для этого II отделению были переданы дела «Комиссии по составлению законов». С работой II отделения связана кодификационная деятельность М. М. Сперанского.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научная и учебная литература
1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник, перераб. и доп.//Юристь, М.-2002.
2. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. V . Курс русской истории//М.-1989.
3. Кузнецов И.Н. История государства и права России (курс лекций) 2-е издание- Мн.: Амалфея, 2009 -528 с.
4. Лешков В.Н. Русский народ и
государство : История русского
Информация о работе Государственный строй в первой половине XIX века