Государство и право зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

Романо – германская правовая система развивается под влиянием Германии и Франции. Для этой системы характерно:
-деление права на частное и публичное. Частное: гражданское, семейное, торговое. Публичное: конституционное, административное, международное, уголовное и процессуальное)
-право материально и процессуально четко

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная фрг и Италия.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

     Введение

     Романо – германская правовая система развивается под влиянием Германии и Франции. Для этой системы характерно:

     -деление права на частное и публичное. Частное: гражданское, семейное, торговое. Публичное: конституционное, административное, международное, уголовное и процессуальное)

     -право материально и процессуально четко разграничиваются;

     -основным источником права являются законы, которые устанавливают общие правила поведения и принципы (суд не занимается законотворческой деятельностью);

     -широкое распространение кодификации. База – кодексы, основа конституционной системы – влияние римского права в имущественной сфере;

     -отличается доктринальностью, логичностью.

     Основную  роль в выработке сыграли профессоры права, а не юристы-практики.

     В романо-германском праве новые нормы принимаются на основе дедукции из уже существующих законов (конституций, кодексов, простых законов, регламентов и декретов). Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими же должны быть эти нормы, - вот основная задача юридической науки. Поглощенная этой задачей, доктрина в меньшей степени интересуется вопросами управления, отправления правосудия и применением прав (этим занимаются юристы-практики).

     Плюсы этой системы:

  1. кодекс играет большую роль в юридическом просвещении народа;
  2. способствует организованности, четкости, ясности закона;
  3. упрощает поиск нужного закона.

     Минусы:

  1. препятствует естественному развитию права, т.к. в нем невозможно предусмотреть всевозможные случаи;
  2. не позволяет судье подходить к решению вопроса творчески.

     Вопросам  источников конституционного права  в ФРГ и Италии посвящена контрольная работа.

     Особенностью  правовой системы Италии является наличие  специального нормативного акта, устанавливающего четкую иерархию источников права. В соответствии с Общими положениями о законе, принятыми вместе с Гражданским кодексом, источниками права признаются законы, регламенты, корпоративные нормы (утратившие свое значение после свержения режима Б. Муссолини) и обычаи (ст. 1). В новейших итальянских курсах публичного права дается более детальная классификация: источники права, обладающие верховенством (конституция и конституционные законы); первичные источники (законы и акты, имеющие силу закона); вторичные или производные источники (регламенты и приравненные к ним акты); иные источники (конституционные соглашения, обычаи, акты Европейского Союза). 

     Вопросам  источников конституционного права  в ФРГ и Италии посвящена контрольная работа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Понятие и система источников конституционного права в странах с романо – германской правовой системой

     Источниками конституционного права в странах с романо – германской правовой системой являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

     Основным  источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они  часто содержат лишь общие положения  и обходят молчанием ряд важнейших  вопросов государственной жизни, тем  самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов1.

     Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, в противном случае они теряют свою силу.

     К другим источникам относятся:

     1) законы:

     Конституционные - вносят изменения в конституцию  или дополняют ее; они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения.

     Органические - принимаются в усложненном порядке  и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Они, как правило, обладают большей  юридической силой, чем простые  законы, но меньшей, чем конституции. Органические законы принимаются в соответствии с усложненной по сравнению с простыми законами процедурой и касаются каких-либо наиболее важных вопросов. В ряде стран органическими законами признаются такие законы, необходимость принятия которых предусмотрена Конституцией. Особенно богата такими бланкетными нормами конституция Франции 1958 года. Например, конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что "парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом" (ст. 47) и т. д. Таких бланкетных норм во французской конституции насчитывается около двадцати.

     Обыкновенные - регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента. Важнейшие нормы государственного права содержатся и в обычных парламентских законах, которые иногда вступают в противоречие с конституцией. В качестве примера можно сослаться на законы Смита, Маккарена - Вуда, закон о контроле над коммунистической деятельностью в США, которые представляли собой прямое нарушение конституции (их действие впоследствии было прекращено)2.

     Чрезвычайные - согласно самой конституции, эти  законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.

     Высшие  законодательные органы в ряде стран  вправе делегировать свои полномочия в данной области другим органам. В таком случае эти последние могут издавать акты, имеющие силу закона, хотя, как правило, они называются несколько иначе, чем просто закон. Так, во многих странах Западной Европы парламенты имеют право передавать законодательные полномочия в определенных сферах правительствам своих стран. Правительства одобряют декреты-законы, приравниваемые по юридической силе к законам.

     2) внутригосударственные публично-правовые  договоры.

     3) регламенты парламентов и их  палат, устанавливающие внутреннюю  организацию и процедуру работы  парламентов. Так, в Германии они принимаются в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты.

     4) акты главы государства и исполнительной  власти (указы монархов, декреты  президентов, постановления правительства,  акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция).

     5) акты органов конституционного  контроля (конституционных судов,  конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования  конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции.

     6) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950г. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г.

     Рассмотрим  этот вопрос подробнее.

     Важнейшим источником романо-германского права  выступает закон. Законы принимаются  парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины, должны выражать волю большинства общества, основные права человека, социальную справедливость. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они становятся его частью, содержанием. В настоящее время законы регулируют все основные стороны жизни общества, закрепляют правовое положение субъектов, их имущества, отношения между ними.

       Как уже было сказано, законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие). Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Верховенство их обеспечивается специальными конституционными судами либо верховными судебными органами. Для конституционных законов предусмотрен особый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депутатов. Предметом регулирования законов являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государственной власти.

       Важное место среди текущих  законов занимают кодифицированные  акты (кодексы). Романо-германское право  в отличие от права англосаксонского стремится не к внешнему объединению, систематизации нормативного материала (инкорпорации), а к объединению содержательному, внутреннему, основанному на существенной переработке нормативного материала, «разделении труда» между отдельными нормами, их кооперации (кодификации). Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданско-правовые, уголовные, торговые, семейные и т.д.) и выступают своего рода «центрами притяжения» для других норм данных отраслей.

     Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных органов. Они с точки зрения своей юридической силы уступают актам первой категории, однако их число весьма велико и поэтому, особенно в тех странах, где нет жесткой системы контроля за их принятием, они оказывают существенное воздействие не только на организационные отношения, складывающиеся внутри исполнительной власти, но и на деятельность граждан, учреждений, предприятий.

     Источником романо-германского права является обычай. Исторически многие обычные нормы получили закрепление в законах, стали их содержанием. Но как самостоятельный источник права обычай сегодня выполняет второстепенную роль в правовой системе, выступая в качестве дополнения к закону.

     В ряде европейских гражданских и  торговых кодексов закреплены нормы, позволяющие  использовать обычаи, обыкновения хозяйственной  и торговой практики при отсутствии «молчании» закона, т.е. с их помощью восполняются пробелы законодательного регулирования. Обычай также осуществляет функцию «амортизатора», сглаживателя противоречий, несправедливости законодательных решений. Например, в ФРГ он используется наряду с принципами права при толковании неотмененных законов времен национал-социализма в случае их противоречия основным правовым началам и идеям социальной справедливости. С этой точки зрения роль обычая до конца не исчерпана.

       Источником романо-германского права с определенными оговорками может быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок сводится к тому, что согласно действующей доктрине нормы права могут приниматься лишь самим законодателем и уполномоченными им органами. Тем не менее существующие противоречия, пробелы законодательства и, самое главное, широкий простор, предоставленный парламентами судебным органам, обусловили разработку судьями принципиальных решений, уточняющих положения закона, а иногда идущих вразрез с волей законодателя.

       Подобного рода решения вырабатываются, как правило, высшими судебными  инстанциями и конституционными судами стран системы. В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены иных решений. Таким образом, создаются своеобразные судебные нормы - правоположения судебной практики, учитываемые всеми применяющими право юристами. Эти правоположения  публикуются в судебных сборниках, приобретают широкую известность и становятся частью правовой системы.

     В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права - особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право опосредствует отношения «горизонтального» типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают  диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

Информация о работе Государство и право зарубежных стран