Движение Морозовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

"Иван Абрамович Морозов - (1871-22.06.1921) Мануфактур-советник. Потомственный почетный гражданин. Председатель Правления Товарищества Тверской мануфактуры, директор Правления Мугреево-Спировскоголесопромышленного товарищества. Член Московского Биржевого комитета. В 1898 Г. председатель Московского Купеческого собрания. Московский домовладелец (Пречистенка, 21). Член Попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского Коммерческого института, а также Общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского Технического училища и пр. Меценат. Крупнейший коллекционер новой западной живописи. Казначей Московской консерватории. Оказывал большую материальную помощь Филармоническому и Русскому Музыкальному обществам. Умер в Германии." Н. Филаткина, М. Д роздов. Морозовы. Династия фабрикантов и меценатов. Опыт родословия. Ногинск, "Богородский печатник", 1995. С.24.

Вложенные файлы: 1 файл

В Россию Дега был занесен в последнее десятилетие и едва ли не в Москве.docx

— 160.10 Кб (Скачать файл)

Из произведений французских мастеров вначале И.Морозов покупал «мирные вещи», как выразился И.Грабарь, – имеются в виду импрессионисты Сислей и Писсаро. Но с 1906 года привозил из Парижа систематически по тридцать картин и рисунков французских модернистов авангардного характера. Среди 256 работ французских художников, украшавших его собрание, «Бульвар капуцинок» Клода Монэ, «Портрет Жанны Самари» О.Ренуара, «Прогулка заключенных» В.Ван-Гога, «Девочка на шаре» П.Пикассо и много работ А.Матисса, который был лично ему внутренне близок своим «уравновешенным искусством».

Валентин Серов, необычайно чуткий ко всему новому в искусстве, как раз и изобразил Ивана Абрамовича Морозова на фоне картины Анри Матисса – натюрморта «Фрукты и бронза», отобранного им в свое собрание, вероятнее всего, по совету самого Серова. Интересно заметить, что художник не сразу признал искусство Матисса. За год до создания портрета Морозова он говорил: «Матисс... хотя и чувствую в нем талант и благородство, но все же радости не дает... Все чего-то не хватает – пресно – тут можно призадуматься». Серов почувствовал интуицией новое раньше, чем понял. И «призадумался». Результатом чего явился шедевр нового искусства ХХ века – «Портрет И.А.Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса “Фрукты и бронза”». Этот натюрморт А.Матисса Морозов приобрел у художника в год создания картины.

Серову все-таки открылась «тайна» благородства искусства Матисса: гармоническое чувство радости и поэзии жизни выражено в спокойных, ясных, простых формах и чистых, ярких красках. Точное и емкое определение искусства Матисса заключено – что, быть может, и неожиданно – в словах В.Маяковского: «Если взять цвет в его основе, не загрязненный случайностями всяких отражений и полутеней, если взять линию, как самостоятельную орнаментальную силу, сильнейший – Матисс».

Гениально скопирован Серовым весь матиссовский фон за фигурой Морозова, с полным сохранением «пения» его красок, как говорили о живописи Матисса его современники. Уроки модерна Матисса сказались во всей художественной ткани портрета: в «самостоятельной художественной силе» четкой линии рисунка всей фигуры, в контрастности цветового перехода от нее к фону. Язык Серова лаконичен: он связывает фигуру с фоном, упрощая и обводя ее обобщенно по контуру, как все элементы натюрморта Матисса, единой линией. Она написана на первом плане «большой красочной плоскостью», темным коричневым пятном, без теней и «случайных отражений», мощно заявляя о своем главенстве. Центр композиции – лицо. Написанное объемно, «телесно» – в отличие от фона и самой фигуры, оно притягивает к себе силой выражения интеллекта, и этому не мешает яркость сложного фона: натюрморт, ковер, бронзовая статуэтка с зеленой патиной... Главное внимание в портрете – к человеку. Серов в этом чисто русский мастер, у него везде, всегда человек – центр жизни.

В поисках изобразительного языка нового стиля Серов никогда не порывал с традициями мирового, и в том числе русского, классического искусства. Он был великим мастером художественного синтеза. Творчески осваивая различные стили разных эпох истории культуры человечества (античного – в цикле греческих сюжетов: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы», египетского и ассирийского – в портрете Иды Рубинштейн, Возрождения – в овальном «рафаэлевском» портрете Генриетты Гиршман), в каждом он воспринимал новую творческую форму. В портрете И.Морозова Серов стремится приблизиться к лаконизму мышления «древних» в монументально-декоративном искусстве, отстраниться от сложности ощущений и представлений о человеке, свойственных его эпохе. Он отказывается от аналитичности во имя цельности, отказывается и от тенденциозности – он пишет его как бы не «от себя» и именно поэтому изображает И.А.Морозова на фоне матиссовского произведения и «в стиле» искусства самого Матисса. Это и была та новая художественная форма, которая только и могла выразить личность И.А.Морозова. В этом и заключалась серовская «точность попадания в главную идею личности».

И.А.Морозов был человеком характера рассудочного, уравновешенного, обстоятельного, внешне даже флегматичный, но при этом внутренне целенаправленный, способный подчинять свои личные страсти основной цели. Сам он говорил о себе, что «присущая всем русским славянская мечтательность, исключающая деловую предприимчивость, чужда ему». Это был прагматик в делах своих мануфактур и «безумный» в страсти коллекционирования картин. Сам он писал о своей страсти, что «средствами для легкой жизни обладая в изобилии», он «посвящает редкое свободное время частью пополнению знаний... частью искусству», которое было для него «отдыхом, потребностью души». Свою коллекцию русского и французского искусства он, подобно П.М.Третьякову, предназначал в дар Москве. Но 19 декабря 1918 года его собрание было национализировано, и Морозова назначили заместителем директора в этом государственном музее пожизненно. Однако уже с конца 1918 года ряд комнат особняка занимали сначала анархисты, затем – различные учреждения новой власти.

В конце 1919 года Иван Абрамович с семьей уехал за границу и в 1921 году там умер. После его отъезда его картинная галерея была преобразована во II Музей Нового Западного Искусства и вскоре слита с коллекцией С.И.Щукина. Музей просуществовал до 1940 года, когда его расформировали по музеям Москвы и Петербурга (ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж). Позже часть коллекции из частных рук была приобретена Третьяковской галереей, в том числе и портрет Морозова работы В.Серова.

На стене дома, где расположилась Академия художеств, все еще нет мемориальной доски о морозовском музее, сыгравшем значительную роль в культурной жизни Москвы начала ХХ века.

 

 

Было в дореволюционной России такое сословие – купцы. Что мы о нем знаем? В классической литературе купеческое сословие зачастую получало нелестное описание: люди своенравные и костные, прижимистые и скупые, а то и наоборот – транжиры и моты. А между тем Россия обязана купечеству очень и очень многим.

Из поколения в поколение купцы – люди деятельные, увлекающиеся, неравнодушные – развивали экономику страны, налаживали товарооборот внутри государства и за его пределами, строили мануфактуры, школы, театры и больницы.

Русское купечество, состоящее из довольно закрытых семейных кланов, высоко чтило христианские ценности, трепетно соблюдало вековые традиции и заботилось о репутации (особенно деловой, поскольку многое в торговой среде основывалось на доверии).

Одной из важных купеческих традиций была благотворительная деятельность. Хоть копеечку, хоть рубль, но надо было отдать тем, кто в том нуждался. В этом было и высокое библейское начало, и практичное торговое – всё воздастся и зачтётся.

Наследие Морозовых

Золотыми буквами вписаны в историю страны имена многих купеческих фамилий. И среди них, конечно, особо выделяется семейство Морозовых. Знаменитая династия внесла огромный вклад в экономику, культуру и просвещение России.

Семья владела миллионным состоянием, большая часть которого шла на благотворительные цели. Морозовы строили университеты, школы, театры, больницы, богадельни и детские приюты. Открывали библиотеки и бесплатные читальни для простого народа.

В одной только Москве свыше 70 зданий, построенных на средства Морозовых. Сами Морозовы использовали лишь треть из них. Большая часть – свыше 40 домов – была отдана под нужды города. На деньги Морозовых были построены Московский художественный театр (МХТ, в Камергерском переулке), Морозовская детская больница, Городская библиотека-читальня им. И.С.Тургенева и многое другое.

Владельцы крупнейших мануфактур испытывали страсть к миру искусства. Среди Морозовых было много ярких, выдающихся личностей. Некоторые из них пробовали себя в качестве литераторов и востоковедов, другие были страстными театралами.

Морозовы увлекались коллекционированием живописи, древних рукописей, предметов старины. Сегодня их бесценные собрания выставляются в лучших музеях России.

 

 

Иван Абрамович Морозов

1870, 7 августа — у потомственного  почетного гражданина Абрама  Абрамовича Морозова и законной  жены его Варвары Алексеевны  родился сын Михаил. Крещен 12 августа  в московской Единоверческой  Троицкой Введенской церкви у  Салтыкова моста.

1871, 27 ноября — рождение  сына Ивана. Крещен 2 декабря в  Единоверческой Троицкой Введенской  церкви у Салтыкова моста.

1872 — при очередном  разделе имущества Морозовых  бумагопрядильные фабрики в Твери  отходят Абраму и Давиду Абрамовичам. Директором основанного братьями  «Товарищества Тверской мануфактуры»  становится Абрам Абрамович Морозов.

1873, 13 февраля — рождение  младшего сына Арсения (1873—1908).

1882, 25 февраля — на 43–м  году жизни после тяжелой болезни  скончался А. А. Морозов. Варвара  Морозова наследует состояние  мужа и берет на себя руководство  «Товариществом Тверской мануфактуры». Знакомство В. А. Морозовой с профессором  Василием Михайловичем Соболевским, который вскоре становится ее  гражданским мужем.

1885 — на фабриках Морозовых  в Орехове–Зуеве проходит первая  в России организованная массовая  стачка рабочих (бастуют 8 тысяч человек). Ваня и Миша Морозовы занимаются  в студии Николая Мартынова, затем  берут уроки у Константина  Коровина, студента Училища живописи, ваяния и зодчества и пейзажиста–передвижника  Егора Хруслова.

Варвара Морозова покупает владение князей Долгоруких на Воздвиженке и заказывает архитектору Роману Клейну построить особняк в классическом стиле. У Варвары Алексеевны и В. М. Соболевского рождается сын Глеб (Глеб Васильевич Морозов, 1885 — после 1926).

1887 — открыта Психиатрическая  клиника для душевнобольных имени A. А. Морозова на Девичьем поле, на которую В. А. Морозова жертвует 150 тысяч рублей.

У Варвары Алексеевны и В. М. Соболевского рождается дочь Наталья (Наталья Васильевна Морозова, 1887—1971).

1888 — Михаил Морозов  оканчивает гимназию и поступает  на историко–филологический факультет Московского университета. Иван Морозов учится в реальном училище.

1891, 10 ноября — свадьба  Михаила Морозова и Маргариты  Мамонтовой. Михаил Морозов покупает  у чаеторговца К. С. Попова особняк  на углу Смоленского бульвара  и Глазовского переулка. Иван Морозов поступает в Высшую политехническую школу в Цюрихе.

1892 — у Михаила и  Маргариты Морозовых рождается  сын Георгий (Юрий), в 1895 году —  Елена, в 1897–м — Михаил (Мика).

1893 — Михаил Морозов  оканчивает университет. Печатает  на собственные средства несколько  исторических исследований под  псевдонимом «Михаил Юрьев»: «Карл V и его время» (1893), «Спорные вопросы  западноевропейской исторической  науки» (1894). Арсений Морозов стажируется  в Англии.

1894 — в Москве открывается  вторая выставка МТХ. Константин  Коровин выставляет «Парижский  бульвар» и «Северную идиллию», купленную Михаилом Морозовым. Начало  собирательства М. А. Морозова.

Декабрь — открытие XIV выставки картин Московского общества любителей художеств, в числе выставленных работ — серия картин

B. Серова и К. Коровина, сделанных во время поездки  на Север, предпринятой по поручению  Саввы Мамонтова. В. А. Морозова дарит  младшему сыну Арсению участок  на улице Воздвиженке; проект  особняка заказан архитектору  В. А. Мазырину.

1895 — Варвара Морозова  финансирует строительство и  покупку книг для первой в  России бесплатной библиотеки–читальни  имени Тургенева в Москве.

Иван Морозов возвращается из Швейцарии и поселяется в Твери.

1896, февраль — в Москве  в залах МУЖВЗ проходит XXIV выставка  ТПХВ. Михаил Морозов покупает  выставленную на ней картину  Левитана «Волга. Свежий ветер»; публикует под псевдонимом «Михаил  Юрьев» автобиографическую книгу  «Мои письма». М. А. Морозов избран  старостой Успенского собора  и гласным Московской городской  думы (до 1900).

1897 — крупная забастовка  на Тверских фабриках. Михаил  Морозов начинает регулярно ездить  в Европу. На сцене Малого театра  с успехом идет пьеса А. И. Сумбатова–Южина  «Джентельмен», в главном герое — Ларионе Рыдлове — все узнают Мишу Морозова. На средства Варвары Морозовой в Курсовом переулке арендовано здание для Пречистенских курсов для рабочих.

1898 — Михаил Морозов  покупает у Амбруаза Воллара за 20 тысяч франков «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара. Варвара Морозова выделяет деньги Институту для страдающих опухолями (Раковый институт имени Морозовых) в память умершей от рака матери.

1899 — крупная забастовка  на Тверских фабриках.

Иван Морозов покупает у вдовы своего дяди Давида Абрамовича Морозова особняк на Пречистенке, 21.

Михаил Морозов покупает в Париже картину «Семья таитян» Поля Гогена.

1900 — Иван Морозов переезжает  из Твери в Москву и поселяется  в доме на Пречистенке.

Вторая выставка картин журнала «Мир искусства» в Музее Художественного училища барона Штиглица. Некоторые картины куплены впоследствии Иваном Морозовым («Пушкин в Михайловском» Серова, «Купальщицы» Сомова).

Михаил Морозов за 300 рублей покупает у Михаила Врубеля картину «Царевна–Лебедь».

1901 — в Петербурге в  залах Академии художеств открывается  выставка картин журнала «Мир  искусства». Там же устроена посмертная  выставка И. И. Левитана.

Михаил Морозов покупает за 18 тысяч франков «Интимную феерию» Бенара и «Мужчину, срывающего плоды с дерева» Гогена. Иван Морозов покупает на выставке ТПХВ «Осенний пейзаж» Мануила Аладжалова — первую картину своего будущего собрания.

1902, март — в Петербурге  открывается Четвертая выставка  картин журнала «Мир искусства». На выставке демонстрируются  работы Серова, К. Коровина, Пастернака, Сомова, Грабаря, Малявина, А. Бенуа, Головина. Главная работа — «Демон поверженный»  Врубеля. Михаил Морозов покупает  «Гадалку» Врубеля и «Поле  маков» Клода Моне.

Информация о работе Движение Морозовых