Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:42, реферат
"Иван Абрамович Морозов - (1871-22.06.1921) Мануфактур-советник. Потомственный почетный гражданин. Председатель Правления Товарищества Тверской мануфактуры, директор Правления Мугреево-Спировскоголесопромышленного товарищества. Член Московского Биржевого комитета. В 1898 Г. председатель Московского Купеческого собрания. Московский домовладелец (Пречистенка, 21). Член Попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского Коммерческого института, а также Общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского Технического училища и пр. Меценат. Крупнейший коллекционер новой западной живописи. Казначей Московской консерватории. Оказывал большую материальную помощь Филармоническому и Русскому Музыкальному обществам. Умер в Германии." Н. Филаткина, М. Д роздов. Морозовы. Династия фабрикантов и меценатов. Опыт родословия. Ногинск, "Богородский печатник", 1995. С.24.
Из произведений французских мастеров вначале И.Морозов покупал «мирные вещи», как выразился И.Грабарь, – имеются в виду импрессионисты Сислей и Писсаро. Но с 1906 года привозил из Парижа систематически по тридцать картин и рисунков французских модернистов авангардного характера. Среди 256 работ французских художников, украшавших его собрание, «Бульвар капуцинок» Клода Монэ, «Портрет Жанны Самари» О.Ренуара, «Прогулка заключенных» В.Ван-Гога, «Девочка на шаре» П.Пикассо и много работ А.Матисса, который был лично ему внутренне близок своим «уравновешенным искусством».
Валентин Серов, необычайно чуткий ко всему новому в искусстве, как раз и изобразил Ивана Абрамовича Морозова на фоне картины Анри Матисса – натюрморта «Фрукты и бронза», отобранного им в свое собрание, вероятнее всего, по совету самого Серова. Интересно заметить, что художник не сразу признал искусство Матисса. За год до создания портрета Морозова он говорил: «Матисс... хотя и чувствую в нем талант и благородство, но все же радости не дает... Все чего-то не хватает – пресно – тут можно призадуматься». Серов почувствовал интуицией новое раньше, чем понял. И «призадумался». Результатом чего явился шедевр нового искусства ХХ века – «Портрет И.А.Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса “Фрукты и бронза”». Этот натюрморт А.Матисса Морозов приобрел у художника в год создания картины.
Серову все-таки открылась «тайна» благородства искусства Матисса: гармоническое чувство радости и поэзии жизни выражено в спокойных, ясных, простых формах и чистых, ярких красках. Точное и емкое определение искусства Матисса заключено – что, быть может, и неожиданно – в словах В.Маяковского: «Если взять цвет в его основе, не загрязненный случайностями всяких отражений и полутеней, если взять линию, как самостоятельную орнаментальную силу, сильнейший – Матисс».
Гениально скопирован Серовым весь матиссовский фон за фигурой Морозова, с полным сохранением «пения» его красок, как говорили о живописи Матисса его современники. Уроки модерна Матисса сказались во всей художественной ткани портрета: в «самостоятельной художественной силе» четкой линии рисунка всей фигуры, в контрастности цветового перехода от нее к фону. Язык Серова лаконичен: он связывает фигуру с фоном, упрощая и обводя ее обобщенно по контуру, как все элементы натюрморта Матисса, единой линией. Она написана на первом плане «большой красочной плоскостью», темным коричневым пятном, без теней и «случайных отражений», мощно заявляя о своем главенстве. Центр композиции – лицо. Написанное объемно, «телесно» – в отличие от фона и самой фигуры, оно притягивает к себе силой выражения интеллекта, и этому не мешает яркость сложного фона: натюрморт, ковер, бронзовая статуэтка с зеленой патиной... Главное внимание в портрете – к человеку. Серов в этом чисто русский мастер, у него везде, всегда человек – центр жизни.
В поисках изобразительного языка нового стиля Серов никогда не порывал с традициями мирового, и в том числе русского, классического искусства. Он был великим мастером художественного синтеза. Творчески осваивая различные стили разных эпох истории культуры человечества (античного – в цикле греческих сюжетов: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы», египетского и ассирийского – в портрете Иды Рубинштейн, Возрождения – в овальном «рафаэлевском» портрете Генриетты Гиршман), в каждом он воспринимал новую творческую форму. В портрете И.Морозова Серов стремится приблизиться к лаконизму мышления «древних» в монументально-декоративном искусстве, отстраниться от сложности ощущений и представлений о человеке, свойственных его эпохе. Он отказывается от аналитичности во имя цельности, отказывается и от тенденциозности – он пишет его как бы не «от себя» и именно поэтому изображает И.А.Морозова на фоне матиссовского произведения и «в стиле» искусства самого Матисса. Это и была та новая художественная форма, которая только и могла выразить личность И.А.Морозова. В этом и заключалась серовская «точность попадания в главную идею личности».
И.А.Морозов был человеком характера рассудочного, уравновешенного, обстоятельного, внешне даже флегматичный, но при этом внутренне целенаправленный, способный подчинять свои личные страсти основной цели. Сам он говорил о себе, что «присущая всем русским славянская мечтательность, исключающая деловую предприимчивость, чужда ему». Это был прагматик в делах своих мануфактур и «безумный» в страсти коллекционирования картин. Сам он писал о своей страсти, что «средствами для легкой жизни обладая в изобилии», он «посвящает редкое свободное время частью пополнению знаний... частью искусству», которое было для него «отдыхом, потребностью души». Свою коллекцию русского и французского искусства он, подобно П.М.Третьякову, предназначал в дар Москве. Но 19 декабря 1918 года его собрание было национализировано, и Морозова назначили заместителем директора в этом государственном музее пожизненно. Однако уже с конца 1918 года ряд комнат особняка занимали сначала анархисты, затем – различные учреждения новой власти.
В конце 1919 года Иван Абрамович с семьей уехал за границу и в 1921 году там умер. После его отъезда его картинная галерея была преобразована во II Музей Нового Западного Искусства и вскоре слита с коллекцией С.И.Щукина. Музей просуществовал до 1940 года, когда его расформировали по музеям Москвы и Петербурга (ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж). Позже часть коллекции из частных рук была приобретена Третьяковской галереей, в том числе и портрет Морозова работы В.Серова.
На стене дома, где расположилась Академия художеств, все еще нет мемориальной доски о морозовском музее, сыгравшем значительную роль в культурной жизни Москвы начала ХХ века.
Было в дореволюционной России такое сословие – купцы. Что мы о нем знаем? В классической литературе купеческое сословие зачастую получало нелестное описание: люди своенравные и костные, прижимистые и скупые, а то и наоборот – транжиры и моты. А между тем Россия обязана купечеству очень и очень многим.
Из поколения в поколение купцы – люди деятельные, увлекающиеся, неравнодушные – развивали экономику страны, налаживали товарооборот внутри государства и за его пределами, строили мануфактуры, школы, театры и больницы.
Русское купечество, состоящее из довольно закрытых семейных кланов, высоко чтило христианские ценности, трепетно соблюдало вековые традиции и заботилось о репутации (особенно деловой, поскольку многое в торговой среде основывалось на доверии).
Одной из важных купеческих традиций была благотворительная деятельность. Хоть копеечку, хоть рубль, но надо было отдать тем, кто в том нуждался. В этом было и высокое библейское начало, и практичное торговое – всё воздастся и зачтётся.
Наследие Морозовых
Золотыми буквами вписаны в историю страны имена многих купеческих фамилий. И среди них, конечно, особо выделяется семейство Морозовых. Знаменитая династия внесла огромный вклад в экономику, культуру и просвещение России.
Семья владела миллионным состоянием, большая часть которого шла на благотворительные цели. Морозовы строили университеты, школы, театры, больницы, богадельни и детские приюты. Открывали библиотеки и бесплатные читальни для простого народа.
В одной только Москве свыше 70 зданий, построенных на средства Морозовых. Сами Морозовы использовали лишь треть из них. Большая часть – свыше 40 домов – была отдана под нужды города. На деньги Морозовых были построены Московский художественный театр (МХТ, в Камергерском переулке), Морозовская детская больница, Городская библиотека-читальня им. И.С.Тургенева и многое другое.
Владельцы крупнейших мануфактур испытывали страсть к миру искусства. Среди Морозовых было много ярких, выдающихся личностей. Некоторые из них пробовали себя в качестве литераторов и востоковедов, другие были страстными театралами.
Морозовы увлекались коллекционированием живописи, древних рукописей, предметов старины. Сегодня их бесценные собрания выставляются в лучших музеях России.
Иван Абрамович Морозов
1870, 7 августа — у потомственного
почетного гражданина Абрама
Абрамовича Морозова и
1871, 27 ноября — рождение
сына Ивана. Крещен 2 декабря в
Единоверческой Троицкой
1872 — при очередном
разделе имущества Морозовых
бумагопрядильные фабрики в
1873, 13 февраля — рождение младшего сына Арсения (1873—1908).
1882, 25 февраля — на 43–м
году жизни после тяжелой
1885 — на фабриках Морозовых
в Орехове–Зуеве проходит
Варвара Морозова покупает владение князей Долгоруких на Воздвиженке и заказывает архитектору Роману Клейну построить особняк в классическом стиле. У Варвары Алексеевны и В. М. Соболевского рождается сын Глеб (Глеб Васильевич Морозов, 1885 — после 1926).
1887 — открыта Психиатрическая
клиника для душевнобольных
У Варвары Алексеевны и В. М. Соболевского рождается дочь Наталья (Наталья Васильевна Морозова, 1887—1971).
1888 — Михаил Морозов
оканчивает гимназию и
1891, 10 ноября — свадьба Михаила Морозова и Маргариты Мамонтовой. Михаил Морозов покупает у чаеторговца К. С. Попова особняк на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка. Иван Морозов поступает в Высшую политехническую школу в Цюрихе.
1892 — у Михаила и Маргариты Морозовых рождается сын Георгий (Юрий), в 1895 году — Елена, в 1897–м — Михаил (Мика).
1893 — Михаил Морозов
оканчивает университет. Печатает
на собственные средства
1894 — в Москве открывается вторая выставка МТХ. Константин Коровин выставляет «Парижский бульвар» и «Северную идиллию», купленную Михаилом Морозовым. Начало собирательства М. А. Морозова.
Декабрь — открытие XIV выставки картин Московского общества любителей художеств, в числе выставленных работ — серия картин
B. Серова и К. Коровина, сделанных во время поездки на Север, предпринятой по поручению Саввы Мамонтова. В. А. Морозова дарит младшему сыну Арсению участок на улице Воздвиженке; проект особняка заказан архитектору В. А. Мазырину.
1895 — Варвара Морозова
финансирует строительство и
покупку книг для первой в
России бесплатной библиотеки–
Иван Морозов возвращается из Швейцарии и поселяется в Твери.
1896, февраль — в Москве
в залах МУЖВЗ проходит XXIV выставка
ТПХВ. Михаил Морозов покупает
выставленную на ней картину
Левитана «Волга. Свежий ветер»;
публикует под псевдонимом «
1897 — крупная забастовка
на Тверских фабриках. Михаил
Морозов начинает регулярно
1898 — Михаил Морозов покупает у Амбруаза Воллара за 20 тысяч франков «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара. Варвара Морозова выделяет деньги Институту для страдающих опухолями (Раковый институт имени Морозовых) в память умершей от рака матери.
1899 — крупная забастовка на Тверских фабриках.
Иван Морозов покупает у вдовы своего дяди Давида Абрамовича Морозова особняк на Пречистенке, 21.
Михаил Морозов покупает в Париже картину «Семья таитян» Поля Гогена.
1900 — Иван Морозов переезжает
из Твери в Москву и
Вторая выставка картин журнала «Мир искусства» в Музее Художественного училища барона Штиглица. Некоторые картины куплены впоследствии Иваном Морозовым («Пушкин в Михайловском» Серова, «Купальщицы» Сомова).
Михаил Морозов за 300 рублей покупает у Михаила Врубеля картину «Царевна–Лебедь».
1901 — в Петербурге в
залах Академии художеств
Михаил Морозов покупает за 18 тысяч франков «Интимную феерию» Бенара и «Мужчину, срывающего плоды с дерева» Гогена. Иван Морозов покупает на выставке ТПХВ «Осенний пейзаж» Мануила Аладжалова — первую картину своего будущего собрания.
1902, март — в Петербурге
открывается Четвертая