Движение Морозовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

"Иван Абрамович Морозов - (1871-22.06.1921) Мануфактур-советник. Потомственный почетный гражданин. Председатель Правления Товарищества Тверской мануфактуры, директор Правления Мугреево-Спировскоголесопромышленного товарищества. Член Московского Биржевого комитета. В 1898 Г. председатель Московского Купеческого собрания. Московский домовладелец (Пречистенка, 21). Член Попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского Коммерческого института, а также Общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского Технического училища и пр. Меценат. Крупнейший коллекционер новой западной живописи. Казначей Московской консерватории. Оказывал большую материальную помощь Филармоническому и Русскому Музыкальному обществам. Умер в Германии." Н. Филаткина, М. Д роздов. Морозовы. Династия фабрикантов и меценатов. Опыт родословия. Ногинск, "Богородский печатник", 1995. С.24.

Вложенные файлы: 1 файл

В Россию Дега был занесен в последнее десятилетие и едва ли не в Москве.docx

— 160.10 Кб (Скачать файл)

Пока Иван проходит обучение, у Михаила и Маргариты Морозовых рождаются дети: Георгий (Юрий; 1892), Елена (1895), Михаил (Мика; 1897). Михаил Морозов оканчивает университет (1893) и печатает на собственные средства несколько исторических исследований под псевдонимом «Михаил Юрьев»: «Карл V и его время» (1893), «Спорные вопросы западноевропейской исторической науки» (1894). В 1894 году в Москве открывается вторая выставка МТХ. Константин Коровин выставляет «Парижский бульвар» и «Северную идиллию». Михаил Морозов покупает эти работы, положив начало своей коллекции. Арсений Морозов в это время стажируется в Англии.

В 1895 году Иван Морозов возвращается в Россию. В 1895 году поселяется в Твери и берёт на себя руководство (директор-распорядитель) Тверскими фабриками, так как братья — Михаил и Арсений мало интересовались семейным делом. С 1904 по 1916 годы ему удалось умножить капитал предприятия втрое. Максимальную прибыль фабрики получили во время Первой мировой войны благодаря заказам на хлопчатобумажные ткани, полотно и сукно для русской армии.

Проживая в Твери, Морозов иногда приезжает в Москву к брату Михаилу, в доме которого, начиная с 1893—1894 годов, собирается многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин.

Начиная с 1898 года Иван Абрамович строит здание театра для рабочих Тверской мануфактуры, 14 января 1900 года состоялось его открытие, называлось оно «Чайная и зал для спектаклей». В 1898—1899 годы он — председатель Московского купеческого собрания.

В конце 1899 года — начале 1900 годов он перебирается в Москву. Покупает у вдовы своего дяди Давида Абрамовича Морозова старинную дворянскую усадьбу на Пречистенке (улица Пречистенка, 21), уцелевшую после пожара 1812 года. Ведёт светскую жизнь, посещает дом брата Михаила и сам устраивает званые вечера, на которых знакомится со многими литераторами, артистами и художниками. Под влиянием новых знакомых начинает интересоваться современной живописью и коллекционированием.

В 1900 году в Музее Художественного училища барона Штиглица проходит вторая выставка картин журнала «Мир искусства». Михаил Морозов за 300 рублей покупает у Михаила Врубеля картину «Царевна-Лебедь». Некоторые картины, представленные на этой выставке, были позже куплены Иваном Морозовым («Пушкин в Михайловском» Валентина Серова, «Купальщицы» Константина Сомова).

Иван Морозов положил начало своей коллекции покупкой картин русских пейзажистов. В 1901 году в Петербурге в залах Академии художеств открывается выставка картин журнала «Мир искусства», в рамках который проводится посмертная выставка Исаака Левитана. Михаил Морозов за 18 тысяч франков покупает «Интимную феерию» Поля Бенара и «Мужчину, срывающего плоды с дерева» Поля Гогена, а Иван Морозов — «Осенний пейзаж» Мануила Аладжалова. По другим данным, первой покупкой Ивана Морозова стало полотно Исаака Левитана.

В 1903 году Иван Абрамович покупает первый предмет западноевропейской живописи — холст Альфреда Сислея «Мороз в Лувесьенне» (1873, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва) за 11,5 тысячи франков. В этом же году на средства, пожертвованные представителями семьи Морозовых, открывается Институт имени Морозовых на Девичьем поле для лечения страдающих опухолями (архитектор Роман Клейн). И. А. Морозов вместе с братом Михаилом внесли по 30 тыс. руб. Всего Морозовыми было внесено 150 тыс. руб. В настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена.

24 июля 1903 года у Ивана  Морозова и Евдокии (Доси) Кладовщиковой, бывшей хористки ресторана «Яр», рождается дочь Евдокия.

22 сентября 1903 года неожиданно  заболевает брат Ивана — Михаил  Морозов. Из Берлина к нему  вызван терапевт профессор Лейден. 12 октября на 33-м году жизни Михаил Абрамович Морозов умирает. Сергей Дягилев помешает в журнале «Мир искусства» (№ 9) некролог, посвященный его памяти. Михаил завещает всё свое движимое и недвижимое имущество жене — М. К. Морозовой. 2 января 1904 года у Маргариты Морозовой рождается дочь Мария (в замужестве Фидлер, 1904—1964, Бостон). Маргарита Морозова с детьми уезжает в Швейцарию, где начинает материально поддерживать композитора Александра Скрябина. После внезапной кончины брата Иван Морозов укрепляется в решении продолжить коллекционирование французской живописи, продолжая заниматься бизнесом и общественными делами. В 1904 году за 25 тысяч франков он покупает у Дюран-Рюэля эскиз к портрету Жанны Самари, принадлежащему его брату Михаилу.

С этих пор Иван Абрамович постоянно ездит в Европу не пропускает ни одной значительной выставки, ни «Салона Независимых», ни «Осеннего Салона», покупая картины во время вернисажей, у парижских маршанов (торговцев произведениями искусства) (Амбруаза Воллара (1866—1939), Дюран-Рюеля, Друо, Бернхеймов, Конвейлера и т. д.), или же прямо в мастерских художников. Морозов подходил к делу обстоятельно, пользуясь советами консультантов, среди которых были художники Валентин Серов, Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, критики Сергей Маковский и Яков Тугендхольд.

Разросшуюся коллекцию Иван Морозов размещает в своём особняке, перестроенном в 1905 году под руководством модного архитектора Льва Кекушева. Позже к отделке особняка привлекались художники Морис Дени, Аристид Майоль, Пьер Боннар. Однако попасть в дом собирателя было сложно, он не стремился привлечь внимание прессы и критики и не любил показывать свою коллекцию.

С 1905 года Иван Абрамович становится членом Комиссии по рабочему вопросу при Московском биржевом комитете.

В 1906 году Иван Морозов одолжил несколько картин русских художников Сергею Дягилеву для выставки «Два века Русского искусства», организованной в парижском «Осеннем Салоне». Благодаря этому Иван Абрамович был выбран почетным членом Салона и получил Орден Почётного легиона. На этом салоне он знакомится с художником Морисом Дени, которому в 1907 году заказывает панно для концертного зала своего особняка.

27 июля 1907 года Иван Морозов  венчается с Евдокией Кладовщиковой и уезжает в свадебное путешествие. Во время поездки в Париж Морозов приобретает впоследствии знаменитые полотна Поля Гогена «Разговор», «Пейзаж со стогами сена» и «Священную весну», у Дюран-Рюэля за 50 тысяч франков две картины Моне — «Бульвар Капуцинок» и «Стог сена возле Живерни». чуть позже — одну из жемчужин своей коллекции — картину «Кафе в Арле». Начинает собирать Сезанна с покупки двух пейзажев с горой Святой Виктории, «Дороги в Понтуазе» и «Натюрморта с драпировкой».

Иван Морозов принимал участие в благотворительных акциях. Наряду с другими московскими капиталистами пожертвовал средства на создание корпуса Ракового института на Девичьем поле (ныне Малая Пироговская улица), входил в попечительский совет основанного в 1907 для обеспечения российской промышленности и торговли кадрами московского коммерческого института.

Весной 1908 года открывается выставка «Салон Золотого руна», на которой Иван Морозов покупает за три тысячи рублей (семь тысяч франков) «Ночное кафе в Арле» Ван Гога. В этом же году на «Осеннем салоне» Морис Дени показывает панно на тему «История Психеи», написанные для морозовского особняка, а Матисс выставляет тридцать картин; Морозов за тысячу франков покупает «Сидящую женщину» Матисса. Сергей Щукин приводит Ивана Морозова в мастерскую Матисса.

На Ивана Абрамовича Морозова большое влияние оказала дружба с Сергеем Ивановичем Щукиным. Благодаря Щукину Морозов знакомится с его кумирами Анри Матиссом и Пабло Пикассо и приобретает «Натюрморт с танцем» Матисса, а затем заказывает художнику пейзажи. За триптих «Вид из окна. Танжер.», «Вход в Казба» и «Зора на террасе» Морозов заплатил 24 тыс. франков. Из работ Пикассо в морозовском собрании были три полотна, среди них — «Арлекин и его товарищ», «Акробат на шаре». У Воллара за 300 франков Иван Морозов покупает «Странствующих гимнастов» Пикассо.

24 декабря 1908 года от заражения  крови скоропостижно скончался  младший брат Арсений Морозов.

В 1908 году Иван Абрамович был избран председателем правления только что образованного Мугреевско-Спировского лесопромышленного товарищества. Позже входил в число учредителей Российского акционерного общества «Коксобензол», а также «Московского банка» братьев Рябушинских.

Однако основной страстью Ивана Морозова остаётся коллекционирование предметов искусства. За десять лет Морозов купил почти 600 картин и 30 скульптур (половину составляла русская часть). Всего лишь за два года — 1907 и 1908 — он приобрёл более 60 картин.

Советский искусствовед Борис Николаевич Терновец писал, что после 1908 года:

<…> вкусы И. А. Морозова  приобретают устойчивость и определенность, перед ним выясняются задачи  его собирательской деятельности, и она получает ту свободу  и тот размах, которые так поражали  современников. Начиная с этой  эпохи, И. А. Морозов расходовал систематически  чрезвычайно крупные суммы на  пополнение любимой коллекции. Поток  картин, направляющихся из Парижа  в Москву, в его коллекцию на  Пречистенке, принимает фантастические  размеры; можно утверждать, что в  эти годы, пересеченные войной 1914, ни один из европейских собирателей  нового искусства, ни один из  западных музеев не обогащали  своих коллекций с такой энергией  и стремительностью.

Весной 1912 года в журнале «Аполлон» опубликована статья Сергея Маковского о собрании Ивана Морозова и помещен полный каталог коллекции западной живописи, сопровожденный множеством репродукций. Иван Морозов покупает у Воллара за 35 тысяч франков долгожданный «Голубой пейзаж» Сезанна и заказывает Боннару два новых панно для лестницы. Осенью в Москву прибывает «Марокканский триптих», написанный Матиссом для Ивана Морозова за 24 тысячи франков. Лео и Гертруда Стайн распродают свою коллекцию картин. «Девочку на шаре» Пикассо покупает Иван Морозов за 13 тысяч франков.

После Первой мировой войны коллекция Морозова включала свыше 250 произведений новейшей французской живописи. Морозов был обладателем целой серии картин Винсента Ван Гога («Улица в Овере», «Красные виноградники в Арле», «Хижины», «Пейзаж в Овере после дождя» и др.), владел лучшими произведениями Ренуара («Купание на Сене», «Портрет актрисы Жанны Самари» и др.), в собрании Морозова было 17 картин Поля Сезанна («Цветы в вазе», «Гора Сент-Виктуар» и др.). Русская художественная школа в коллекции Морозова была представленаболее чем 100 полотнами Михаила Врубеля, Александра Головина, Натальи Гончаровой, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Валентина Серова, Константина. Сомова и других художников.

Весной 1915 года в художественном салоне Клавдии Михайловой в Москве проходит выставка «1915 год», Иван Морозов покупает на выставке «Парикмахерскую» Марка Шагала и позднее приобретает ещё три работы Шагала: «Домик в Витебске» («Дом в местечке Лиозно»), «Вид из моего окна в Витебске», «Давид с мандолиной».

На своё увлечение Иван Морозов тратит огромные суммы, которые он мог себе позволить благодаря доходам, приносимым Морозовской мануфактурой в Твери. Ежегодно на покупку картин уходит 200—300 тысяч франков. Известно, что вся западная часть коллекции обошлась ему в 1 410 665 франков. История запомнила фразу Воллара: «русский, который не торгуется».

Морозов, как и Щукин намеревался подарить свое собрание Москве. В 1911 году, Александр Бенуа, зная о подобном решении, в статье «Московские впечатления» отмечал, что, когда собрания С. И. Щукина и И. А. Морозова перейдут в собственность Москвы, общество «приобретет умение разбираться в современных исканиях» и «тогда оно только и окажется в состоянии сделать серьезную оценку и всему отечественному творчеству».

3 января 1917 года страховая  стоимость коллекции И. А. Морозова  определена в 560 тысяч рублей.

4 сентября 1917 года скончалась  мать Ивана Абрамовича — Варвара  Алексеевна Морозова. Согласно завещанию, принадлежащие ей паи (3,5 миллиона) продаются и на вырученные  деньги приобретаются государственные  процентные бумаги, которые кладутся  в Государственный банк под  проценты. Проценты «Товарищество  Тверской мануфактуры» обязано  «употребить на улучшение жилья  рабочих на фабрике, на постройку  для них домов и спален».

25 июня 1918 года Иван Абрамович  Морозов за 60 тысяч рублей покупает  последнюю картину — «Ночь  с костром у реки» К. А. Коровина (местонахождение неизвестно).

Октябрьская революция изменила планы Морозова. 28 июня 1918 года выходит декрет о национализации крупной промышленности — «Товарищество Тверской мануфактуры» национализировано. В декабре вступает в силу декрет о конфискации доходных домов и передаче учреждениям особняков — первый этаж особняка И. А. Морозова отдан под общежитие Военного округа. Декретом от 19 декабря (по другим данным 30 декабря) 1918 года Морозовская коллекция (вместе с коллекциями Алексея Викуловича Морозова и Ильи Семёновича Остроухова) была национализирована.

11 апреля 1919 года морозовское собрание получает наименование «Вторым музеем новой западной живописи» (Щукинская коллекция составила «Первый музей»), а сам бывший владелец был назначен заместителем хранителя собственной коллекции (хранителем назначен Борис Терновец) и в течение нескольких месяцев исполнял эту должность, сопровождая посетителей по залам музея. 14 апреля 1919 года комендант принадлежащего некогда Ивану Абрамовичу особняка предписывает семье Морозовых срочно переехать в выделенные им три комнаты на первом этаже.

В конце апреля-начале мая 1919 года Иван Морозов вместе с женой Евдокией и дочерью навсегда покинул Россию. Вначале они обосновались в Парижской гостинице «Мажестик», а потом в квартире на сквер Тьэр, 4 в 16-м квартале.

В это время, 1 мая 1919 года, в Москве открывается для публики «Второй музей новой западной живописи» (бывшее собрание И. А. Морозова).

15 мая 1920 года в Швейцарии  Иван Морозов дает свое последнее  интервью Феликсу Фенеону.

В конце 1920 года семья Морозовых посещает Лондон, где в банке хранятся средства, принадлежавшие «Товариществу Тверской мануфактуры».

18 апреля 1921 года Иван Морозов  заверяет у адвоката духовное  завещание, отписывая всё движимое  и недвижимое имущество жене.

Иван Абрамович Морозов умер от острой сердечной недостаточности 22 июля 1921 года в 11 часов утра по дороге на воды в Карлсбад, куда направлялся на лечение. Тело перевозят в закрытом гробу, похороны назначены на 26 июля. Гроб с телом прибывает в Берлин, затем в Женеву. Место погребения Ивана Абрамовича Морозова долгое время было неизвестно. Однако недавно захоронение было обнаружено на старом кладбище в Карловых Варах.

О кончине И. А. Морозова сообщают парижские газеты «Общее дело» и «Последние новости» и берлинская «Руль». Б. Н. Терновец печатает некролог в рубрике «Собиратели и антиквары прошлого» в ноябрьском номере журнала «Среди коллекционеров», где ошибочно указывает месяц смерти — июнь (вместо июля).

 

 

 

Информация о работе Движение Морозовых