Движение Морозовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

"Иван Абрамович Морозов - (1871-22.06.1921) Мануфактур-советник. Потомственный почетный гражданин. Председатель Правления Товарищества Тверской мануфактуры, директор Правления Мугреево-Спировскоголесопромышленного товарищества. Член Московского Биржевого комитета. В 1898 Г. председатель Московского Купеческого собрания. Московский домовладелец (Пречистенка, 21). Член Попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского Коммерческого института, а также Общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского Технического училища и пр. Меценат. Крупнейший коллекционер новой западной живописи. Казначей Московской консерватории. Оказывал большую материальную помощь Филармоническому и Русскому Музыкальному обществам. Умер в Германии." Н. Филаткина, М. Д роздов. Морозовы. Династия фабрикантов и меценатов. Опыт родословия. Ногинск, "Богородский печатник", 1995. С.24.

Вложенные файлы: 1 файл

В Россию Дега был занесен в последнее десятилетие и едва ли не в Москве.docx

— 160.10 Кб (Скачать файл)

Валентин Серов пишет парадный портрет М. А. Морозова на фоне мраморного камина.

Выходит в свет русское издание «Истории живописи в XIX веке» Рихарда Мутера. Амбруаз Воллар организует первую персональную выставку скульптора Аристида Майоля.

1903, 24 июля — у Ивана  Морозова и Евдокии (Доси) Кладовщиковой, бывшей хористки ресторана «Яр», рождается дочь Евдокия (умерла в Париже 27 декабря 1974 года).

Парижская галерея Бернхема–младшего покупает для своего русского клиента Михаила Морозова портрет певицы «Иветт Гильбер» Тулуз–Лотрека.

Иван Морозов покупает у Дюран–Рюэля первую картину художника–импрессиониста — «Мороз в Лувесьенне» Сислея за 11,5 тысячи франков. Константин Коровин пишет портрет Ивана Морозова.

22 сентября — Михаил  Морозов заболевает. Пишет завещание, которым все свое движимое  и недвижимое имущество завещает  жене, М. К. Морозовой; из Берлина  к заболевшему вызван знаменитый  терапевт профессор Лейден.

12 октября — в Москве  на 33–м году жизни скончался  Михаил Абрамович Морозов. Сергей  Дягилев помешает в журнале  «Мир искусства» (№ 9) некролог, посвященный  его памяти.

1904, 2 января — у Маргариты  Морозовой рождается дочь Мария (в замужестве Фидлер, 1904—1964, Бостон).

Маргарита Морозова с детьми уезжает в Швейцарию, начинает материально поддерживать композитора Александра Скрябина. Иван Морозов покупает у Дюран–Рюэля за 25 тысяч франков эскиз к портрету Жанны Самари, принадлежащему его брату Михаилу.

1905 — в ночь на 27 января (9 февраля) японские миноносцы атакуют  Тихоокеанский флот на рейде  Порт–Артура. 27 января (9 февраля) Россия  объявляет войну Японии. Тверская  мануфактура получает крупный  заказ на производство сукна  для армии. В домах Маргариты  и Варвары Морозовых проходят  нелегальные собрания, читаются  лекции.

Распад группы «наби» (от древнееврейского наби — пророк), в которую входили Дени, Вюйар, Бонар, Руссель. Лев Кекушев начинает перестройку особняка на Пречистенке; в крыше встроен стеклянный фонарь, верхний этаж приспособлен под картинную галерею.

1906, 6 октября — открытие  Осеннего салона в Большом  дворце Елисей–ских Полей. В двенадцати залах, оформленных Леоном Бакстом, Дягилев представляет французской публике историю русского искусства, начиная с древнерусской иконописи и кончая современной живописью. Иван Морозов, как один из спонсоров выставки и обладатель «выдающегося собрания», выбран почетным членом Осеннего салона и награжден орденом Почетного легиона. Знакомится с художником Морисом Дени.

1907 — Иван Морозов заказывает  Морису Дени декоративные панно для концертного зала своего особняка.

27 июля — Иван Морозов  венчается с Евдокией Кладовщиковой (1885—1959) и уезжает в свадебное путешествие. Покупает у Дюран–Рюэля за 50 тысяч франков две картины Моне — «Бульвар Капуцинок» и «Стог сена возле Живерни». Начинает собирать Сезанна, покупает два пейзажа с горой Святой Виктории, «Дорогу в Понтуазе» и «Натюрморт с драпировкой».

Варвара Морозова жертвует 50 тысяч Народному университету А. Л. Шанявского, строящемуся на Миусской площади в Москве; ее имя выбито на фасаде химической лаборатории.

1908, весна — открытие  выставки «Салон Золотого руна». Иван Морозов покупает за три  тысячи рублей (семь тысяч франков) выставленное на Салоне «Ночное  кафе в Арле» Ван Гога. В Осеннем салоне Морис Дени показывает панно на тему «История Психеи», написанные для морозовского особняка, а Матисс выставляет тридцать картин; Морозов за тысячу фраков покупает «Сидящую женщину» Матисса. Сергей Щукин приводит Ивана Морозова в мастерскую Матисса.

Иван Морозов покупает у Воллара за 300 франков «Странствующих гимнастов» Пикассо. За 1907 и 1908 годы Морозов приобретает больше шестидесяти картин.

Декабрь — в Москву прибывают панно Мориса Дени.

24 декабря — от заражения  крови скоропостижно скончался  младший брат Арсений Морозов.

1909, январь — Морис Дени приезжает в Москву. Художник дописывает панно и решает дополнить ансамбль еще несколькими панно, а также вазами, мебелью и скульптурой. Декоративные панно обходятся заказчику в 70 тысяч франков.

В Петербурге открывается вторая выставка «Салон Золотого руна». Начинает выходить журнал «Аполлон» (до 1917). В Париже начинаются «Русские сезоны», организованные Сергеем Дягилевым.

1910, январь — Иван Морозов  заказывает Пьеру Боннару триптих «Средиземное море» для лестницы (20 тысяч франков). Вдова М. А. Морозова Маргарита Кирилловна продает особняк на Смоленском бульваре и передает в дар Третьяковской галерее работы иностранных художников и большую часть работ русских художников. На ее средства организуется издательство «Путь», выпускающее религиозно–философскую литературу.

14 апреля — в Петербурге  скончался Михаил Врубель. Раскол  в Союзе русских художников. Петербургские  художники возрождают объединение  «Мир искусства». Первая выставка  объединения «Мир искусства»  проходит в начале 1911 года.

1912, январь — в Петербурге  открывается выставка «Сто лет  французской живописи», устроенная  журналом «Аполлон».

Весна — в журнале «Аполлон» опубликована статья Сергея Маковского о собрании И. А. Морозова и помещен полный каталог коллекции западной живописи, сопровожденный множеством репродукций.

Иван Морозов покупает у Воллара за 35 тысяч франков долгожданный «Голубой пейзаж» Сезанна и заказывает Боннару два новых панно для лестницы.

1913, осень — в Москву  прибывает «Марокканский триптих», написанный Матиссом для Ивана Морозова (24 тысячи франков).

Лео и Гертруда Стайн распродают свою коллекцию картин. «Девочку на шаре» Пикассо покупает Иван Морозов за 13 тысяч франков.

1914 — Морис Дени покупает имение в Сен–Жермен–ан–Ле близ Парижа. Маргарита Морозова переезжает в особняк в Мертвом переулке, перестроенный для нее Иваном Жолтовским; открывает в своем доме на Новинском бульваре госпиталь для раненых.

1915, весна — в художественном  салоне Клавдии Михайловой в  Москве проходит выставка «1915 год», Иван Морозов покупает на  выставке «Парикмахерскую» Марка  Шагала и позднее приобретает  еще три работы Шагала: «Домик  в Витебске» («Дом в местечке  Лиозно»), «Вид из моего окна  в Витебске», «Давид с мандолиной».

1917, 3 января — страховая  стоимость коллекции И. А. Морозова  определена в 560 тысяч рублей.

4 сентября — скончалась  Варвара Алексеевна Морозова. Согласно  завещанию принадлежащие ей паи (3,5 миллиона) продаются и на вырученные  деньги приобретаются государственные  процентные бумаги, которые кладутся  в Государственный банк под  проценты. Проценты «Товарищество  Тверской мануфактуры» обязано  «употребить на улучшение жилья  рабочих на фабрике, на постройку  для них домов и спален».

1918, 28 мая — в структуре  Наркомпроса организован Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины.

25 июня — И. А. Морозов  за 60 тысяч рублей покупает последнюю  картину — «Ночь с костром  у реки» К. А. Коровина (местонахождение  неизвестно).

28 июня — декрет о  национализации крупной промышленности. «Товарищество Тверской мануфактуры»  национализировано.

Декабрь — декрет о конфискации доходных домов и передаче учреждениям особняков. Первый этаж особняка И. А. Морозова отдан под общежитие Военного округа.

30 декабря — декрет  о национализации художественных  собраний И. А. Морозова, А. В. Морозова  и И. С. Остроухова. Музейный отдел направляет к Морозову двух специалистов по новейшему искусству. Яков Тугендхольд начинает описывать русскую часть собрания, но вскоре переброшен в Щукинскую галерею. Борис

Терновец остается на Пречистенке и при активной помощи бывшего владельца заканчивает описание собрания.

1919, 11 апреля — морозовское собрание получает наименование «Второй музей новой западной живописи». Хранителем галереи назначен Борис Терновец, а И. А. Морозов — помощником хранителя.

14 апреля — комендант  здания предписывает семье Морозовых  срочно переехать в выделенные  им три комнаты на первом  этаже.

Конец апреля — начало мая — И. А. Морозов с женой и дочерью покидает Москву.

1 мая — Второй музей  новой западной живописи (бывшее  собрание И. А. Морозова) открыт для  публики.

Июнь — в бывшем особняке Морозова по улице Пречистенка, 21, произведен обыск. При осмотре помещения печати на стальной кладовой и несгораемых сейфах оказываются в полной сохранности. Принято постановление считать коллекции С. И. Щукина и И. А. Морозова Первым и Вторым отделениями Музея новой западной живописи. Хранителем, а затем заведующим Вторым (Морозовским) отделением ГМНЗЖ назначен Б. Н. Терновец.

1920, 15 мая — Иван Морозов  в Швейцарии дает свое последнее  интервью Феликсу Фенеону.

Конец года — поездка семьи Морозовых в Лондон, где в банке хранятся средства, принадлежавшие «Товариществу Тверской мануфактуры».

1921,18 апреля — Иван Морозов  заверяет у адвоката духовное  завещание. Все движимое и недвижимое  имущество он отписывает жене.

Конец мая — семейство Морозовых уезжает на курорт в Карлсбад (Карловы Вары).

22 июля — в Карлсбаде  в 11 часов утра на 49–м году  жизни от острой сердечной  недостаточности скончался Иван  Абрамович Морозов. Тело перевозят  в закрытом гробу, похороны назначены  на 26 июля. Гроб с телом прибывает  в Берлин, затем в Женеву. Место  погребения И. А. Морозова неизвестно.

О кончине И. А. Морозова сообщают парижские газеты «Общее дело» и «Последние новости», а также берлинский «Руль». Б. Н. Терновец помещает некролог в рубрике «Собиратели и антиквары прошлого» в ноябрьском номере журнала «Среди коллекционеров», где ошибочно указывает месяц смерти — июнь (вместо июля).

1922, 20 января — дочь  И. А. Морозова Евдокия выходит  замуж за Сергея 

Коновалова. 25 января они венчаются в Православном кафедральном соборе на улице Дарю. Евдокия–младшая перестанет поддерживать отношения с матерью.

Декабрь — рождение в Бонне сына Евдокии и Сергея Коноваловых, названного в честь деда Иваном. В конце 1937 года супруги разводятся. Сергей Коновалов переезжает в Англию, возглавляет кафедру русского языка и литературы в Оксфорде.

1923, март — Первое (Щукинское) и Второе (Морозовское) отделения ГМНЗЖ административно объединены в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). Директором назначен Б. Н. Терновец. Французский отдел Морозовского отделения состоит из 252 единиц (в том числе 202 произведения живописи, 39 скульптур и 11 изделий из керамики).

1925 — русский отдел  Морозовского отделения ГМНЗИ, насчитывающий 318 произведений русских художников (в том числе шесть скульптур), в течение двух лет передается  в Государственную Третьяковскую  галерею.

Петр Кончаловский от имени художников объединения «Бубновый валет», «Мир искусства» и «Московские живописцы» направляет письмо председателю Моссовета Л. Б. Каменеву в защиту Морозовского отделения: «Перенесение музея, неизбежное в случае отдачи дома другому музею, равносильно уничтожению музея». На особняк претендует родильный приют, но благодаря вмешательству наркома иностранных дел Г. Н. Чичерина коллекция остается на своем месте.

1928, март — решение о  передаче особняка С. И. Щукина (Б. Знаменский пер., 8) под экспозицию  Музея фарфора.

Ноябрь—декабрь — начало вывоза Щукинского отделения в бывший особняк И. А. Морозова на улицу Кропоткина, 21. Из двух коллекций создан единый музей.

1929, декабрь — завершение  работы над новой экспозицией  ГМНЗИ по «историко–художественному принципу». Выход первого и последнего каталога ГМНЗИ; имена бывших владельцев–коллекционеров обозначены инициалами «М» и «Щ».

На базе коллекций ГМНЗИ и ГТГ планируется создание «единого комбината». На особняк на улице Кропоткина (бывшей Пречистенке) претендует Военная академия РККА. Нарком просвещения РСФСР А. С. Бубнов выступает в защиту ГМНЗИ, требуя прекратить «посягательства на установленную для настоящего периода минимальную квоту на сеть музеев».

1930—1931 — обмены картинами  между ГМНЗИ и Государственным  Эрмитажем. «Марокканский триптих»  поделен между Москвой и Ленинградом; только в 1968 году в Москву возвращается  его правая часть «Вход в  казбу».

1932 — выдача картин  из коллекции ГМНЗИ для экспортных  целей.

1933 — американский коллекционер  Стивен Кларк покупает за 260 тысяч  долларов четыре картины, в том  числе «Портрет мадам Сезанн»  Сезанна и «Ночное кафе» Ван  Гога, ранее входившие в собрание И. А. Морозова. Морозовское отделение лишается также «Певицы в зеленом» Ренуара и «Подавальщицы из ресторана Дюваля» Дега, принадлежавших С. А. Щербатову и М. П. Рябушинскому.

1938, 1 января — Б. Н. Терновец уволен с должности директора ГМНЗИ. Об увольнении из музея Терновец узнаёт из газет.

1944 — возвращение коллекций  ГМНЗИ из эвакуации. Коллекции  временно переданы на хранение  в Музей восточных культур, где  остаются нераспакованными.

1948, 6 марта — постановление  Совета Министров СССР о ликвидации  ГМНЗИ. Создание ликвидационной  комиссии. На передачу «наиболее  ценных произведений» в Музей  изобразительных искусств отводится 15 дней, на передачу здания и  инвентаря Академии художеств  — 10 дней. Благодаря вмешательству  директора Эрмитажа коллекции  поделены между Музеем изобразительных  искусств имени А. С. Пушкина и  Государственным Эрмитажем.

1953, декабрь — в Музее  изобразительных искусств имени  А. С. Пушкина открылась новая  экспозиция. Впервые показаны произведения  импрессионистов — Ренуара, Моне, Дега.

 

 

 

А.А. Савинов. Музей личных коллекций. Москва. Москва, 1995.

(Общеизвестно, что все  крупнейшие музеи мира имеют  в своей основе линые коллекции. Во второй половине XIX века, когда складываются государственные музеи, тенденция растворения линых коллекций в крупнейших академических музейных экспозициях была закономерной и преобладающей. На западе ей противостояли личная предприимчивость и богатство.

В нашей стране после революции этой тенденции ничто не могло противостоять, и, более того, она получила новый мощный импульс. Коллекции и музеи поглощались Государтсвенным музейным фондом, рассредоточивались. Отдельные предметы продолжали свою жизнь в новых условиях, пополняя разные музеи. Одна общность распадалась, чтобы стать частью другой общности. Всеохватывающее перераспределение привело к исчезновению только в Москве - Румянцевского музея, Музея мебели, Военно-исторического музея, Музея быта 1840-х годов, безвозвратно ушел мир Ольгова, Дубровиц, Покровско-Стрешнева, Остафьева. Даже в тех случаях, когда собрание оставалось самостоятельным музеем, оно неузнаваемо трансформировалось во имя общих и лучших (как тогда казалось) целей. Пример тому Галерея братьев Третьяковых и ее сегодняшний финал, который можно рассматривать как победу хорошего над еще лучшим.

Информация о работе Движение Морозовых