Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 07:29, реферат
Цель реферата – собрать и систематизировать информацию о жизни детей в блокадном Ленинграде.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить материал о военных действиях, предшествующих блокированию Ленинграда, а также о положении населения города в первые месяцы Великой Отечественной войны.
2. Систематизировать информацию о работе детских домов, школ и ремесленных училищ во время блокады Ленинграда.
3. Особое внимание уделить изучению мемуаров, дневников, воспоминаний детей, переживших блокаду.
Введение
С. 3
Глава 1.
Начало блокады Ленинграда
С. 5
1.1.
Кольцо вокруг города замкнулось …
С. 5
1.2.
Оборона и снабжение города
С. 7
1.3.
Эвакуация
С. 10
Глава 2.
Детские дома во время блокады
С. 13
Глава 3.
Школы и ремесленные училища
С. 19
3.1.
1941-1942 учебный год
С. 19
3.2.
1942-1943 учебный год
С. 23
3.3
1943-1944 учебный год
С. 26
3.4.
Ремесленные училища
С. 28
Глава 4.
Глава 5.
Подвиг юных жителей
Блокада в детской памяти: из воспоминаний Н.Н. Березиной
С. 29
С. 35
Заключение
С. 38
Список источников
По октябрь включительно продовольственные карточки отоваривались полностью. С ноября фактическая реализация продуктов питания осуществлялась в зависимости о их наличия в городе и от объемов завозов. В первую декаду декабря продовольственные карточки не были отоварены вообще. С 14 декабря 1941 г. по 1 января 1942 г. по иждивенческим карточкам было отоварено по 200, а по детским – по 400 г. муки, смешанной на 50% со жмыхом. В третьей декаде декабря продовольственное положение осложнилось настолько, что лишь в результате разбронирования запасов муки, мясных и рыбных консервов из неприкосновенных запасов Кронштадта, кораблей и фортов Балтийского флота удалось обеспечить всем категориям населения нормы по сахару, мясу (рыбными и мясными консервами), а по детским карточкам и по жирам.
1.2. Эвакуация
Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями:
1. Нежеланием жителей уезжать из города;
2. Много
детей из Ленинграда было
За этот период из города было вывезено 488703 человека, из них 219691 детей (вывезено 395091, но в последствии 175000 возвращено обратно) и 164320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями. Были также вывезены 86 крупных оборонных заводов.
29 июня 1941 г. из Ленинграда начинается эвакуация. В Свердловск и Челябинск выехали рабочие кадры, специалисты и большая часть производственных мощностей подъемно-транспортного завода (им. С.М.Кирова) для налаживания на новом месте производства танковых моторов. (Знаменитый Челябинский Танкоград был основан именно на базе Кировского завода). 13.07.41 объявлена эвакуация Невского машиностроительного завода, "Русского дизеля", "Экономайзера", а затем Ижорского, Металлического заводов, "Светланы", "Электросилы" и многих других. На Урал, в Сибирь, республики Средней Азии уезжают целые НИИ, лаборатории, проектные и исследовательские организации.
До октября 1941 г. из Ленинграда вывезли более 80-ти предприятий
Тысячи ящиков с особо ценными экспонатами музеев (произведениями живописи, скульптурой, ювелирными украшениями, фарфором, предметами мебели) отправляются в восточные районы страны. В Исаакиевский собор свозят для укрытия в подземных помещениях ценности из пригородных музеев (гобелены, мебель, посуду и др.).
В галереях Исаакиевского собора было укрыто около 117 000 ценнейших экспонатов из пригородных дворцов-музеев (Петергофа, Пушкина, Павловска, Гатчины, Летнего дворца Петра I). Многие ценности Эрмитажа переместили в его подземные анфилады.
Эвакуируются
многие творческие учреждения. В конце
лета 1941-го в Пермь переведены Театр
оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский
театр) и хореографическое училище.
В Ташкент выехала
Из 17-ти ленинградских театров вcю блокаду в городе оставались и действовали Театр комедии (позднее - им. Н.П. Акимова), Театр музыкальной комедии.
В отличие от спланированной и поэтапно проводимой эвакуации промышленности, материальных ценностей и личного состава научных и творческих объектов, эвакуация обычного населения проходила безалаберно и несогласованно. Из-за уверенности, что военные действия будут разворачиваться на территории противника, многие детские сады и интернаты в начале войны эвакуировали в южную часть Новгородской и некоторые районы Калининской (Тверской) областей, не предполагая, что эти места очень скоро окажутся за линией фронта. Когда в середине июля немцы заняли Псков и вторглись в Ленинградскую область с юга, часть эвакуированных успела вернуться в Ленинград вместе с отступающими частями наших войск, но несколько эшелонов с детьми немцы разбомбили. (С августа 1941 г. маленьких ленинградцев отправляли уже, в основном, в Кировскую, Горьковскую области и на Урал). Подобное происходило не только при отправке несовершеннолетних, но и взрослых людей. Поезда были переполнены, расписание менялось ежедневно. К тому же далеко не все стремились покинуть город, большая часть жителей (более 2 млн. чел.) осталась - кто не успел, а кто и не захотел, не веря, что Ленинград будет сдан.
28 августа 1941 через ст. Мга проскочили последние эшелоны с эвакуированными. До того, как сомкнулось кольцо блокады из города, выехало около 500 000 коренных ленинградцев. [20]
Глава 2. Детские дома во время блокады
К концу 1941 года в детские дома начали массово поступать дети, родители которых погибли при защите города под обстрелами и бомбами или умерли от истощения и холода в первую суровейшую блокадную зиму.(см.рис.3, приложение 3)
Детские дома Ленинграда не были подготовлены к такому повороту событий, и одно из решений Ленгорисполкома (протокол № 57, п. 9 от 17.12.41 г.) красноречиво подтверждает сложность возникшей ситуации (пункт решения приводится полностью):
«Разрешить Ленгороно:
а) организовать с 15 декабря в помещении
для детского сада по Ново-Литовской
улице, д. 7, Выборгского района новый
детский дом дошкольного
б) с 20 декабря – в помещении 114 школы Выборгского района по Большой Озерной улице, д. 50 детский дом № 52 на 160 мест для детей школьного возраста;
в) расширить с 15 декабря детский дом № 49 для детей школьного возраста по Загородному проспекту, д. 58 Фрунзенского района на 50 мест, т.е. до 300 мест;
г) увеличить с 15 декабря количество мест 16 школьного детского дома по Перфильевскому переулку, д. 3, Выборгского района на 30 мест, всего до 200 мест;
д) расширить с 15 декабря существующую школу – интернат с особым режимом (Мойка, 26) Дзержинского района на 60 мест, всего 120 мест».[1, с.17]
Учитывая бедственное положение детей, Совет Народных Комиссаров СССР Постановлением “Об устройстве детей, оставшихся без родителей” (№ 75 от 23.01.42 г.) обязал исполнительные органы всех уровней считать важнейшим государственным делом устройство детей и проведение мероприятий по предупреждению детской безнадзорности. Во исполнение этого правительственного постановления Леноблисполком своим решением № 50 – 47 от 23.02.42 г. дал указание исполкомам районных и городских советов, под личную ответственность их председателей, обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность, “ не допуская оставление детей безнадзорными”. На Управление НКВД Ленинградской области возложена обязанность выявления всех безнадзорных детей, размещение в приемниках – распределителях и организация их дельнейшего определения. [1, с.21]
Говоря
о формировании блокадных детских
домов, необходимо отметить особую роль
директоров, воспитателей и обслуживающего
персонала: нянечек, прачек, уборщиц, истопников,
работниц столовых. Это им приходилось
выводить вшивость, чесотку, убирать
фекалии больных дистрофией детей,
стирать грязное белье, собирать
и увозить в братские могилы детские
трупы. Это они заботились о питании
детей, их досуге, режиме дня, дисциплине.
Это они, как могли, старались
утешить, снять надломленность, стрессовое
состояние своих воспитанников,
видевших ужасы блокады и смерть
родных. Не хватало специально подготовленных
директоров и воспитателей, должности
которых занимали люди в лучшем случае
с общим средним образованием,
но зачастую и его не было. Однако
беззаветная, порою близкая к
самопожертвованию работа в значительной
мере сглаживала названный недостаток,
обеспечивая функционирование блокадных
детских домов. Следует обратить
внимание на объективную сложность
в формировании детских коллективов
из-за разновозрастности
И теперь
становится возможным понять, благодаря
каким неимоверным усилиям
К концу мая 1942 года через ДПР области прошли 1 454 человека, в том числе в мая 717 детей, из которых 695 были определены в детские дома.
В июне 1942
года Ленгорисполкомом отмечено, что
в детских домах имеется много
свободных мест и поступление
детей в приемники-
В связи с этим необходимость в 16 ДПР отпала, и по решению Ленгорисполкома от 17 июля 1942 года (№ 71-36) количество приемников-распределителей было сокращено до шести.
В 1943 году наполнение ДПР города помесячно не превышало 200 человек, а к лету снизилось до 60-70 человек, однако в решении Леноблисполкома от 09.06.43 года (протокол №65) «О борьбе с детской беспризорностью и преступностью» отмечалось: « Органы НКВД и милиции не занимаются выявлением детей, оставшихся без родителей, и их устройством. Из поступивших с 1 января по 1 мая в детские приемники области 1035 человек выявлено органами милиции всего 38 человек, органами НКВД-13 человек». [1, с. 29]
С детьми, содержавшимися в ДПР, проводили учебные и трудовые занятия, политинформации, коллективные читки газет и художественной литературы, гимнастические упражнения. Дети писали письма на фронт и готовили подарки для бойцов Красной Армии.
В начальный период формирования блокадных детских домов, когда беспризорность росла лавинообразно, и детская смертность достигала уровня катастрофы, вся деятельность воспитателей и обслуживающего персонала сводилась к единственной цели - спасти детей, а значит, накормить их, защитить от эпидемических болезней, укрыть от вражеских обстрелов и бомбардировок. Из-за нехватки продовольствия, из-за непригодности помещений для срочно создаваемых детских домов, их переполненности, отсутствия элементарных удобств и предметов первой необходимости работа сотрудников детских домов была настоящим гражданским подвигом.
Особенно напряженным оказались декабрь 1941 года и первая половина 1942 года, ибо в эти месяцы одновременно проявились и массовая детская безнадзорность, и отсутствие борьбы с ней.
На этом фоне беспрецедентным событием в обороняющемся городе явилась организация для детей в первых числах января 1942 года новогодних праздничных елок.
Специальным
решением Ленгорисполкома (протокол
№57, п. 33, от 23.12.41 года с грифом «Весьма
срочно») предписывалось городским
райисполкомам и отделам
Одним из основополагающих документов того времени было Постановление совета Народных Комиссаров №75 от 23.01.42 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где определялись важнейшие направления повседневной работы в блокадных детских домах. Для выполнения этого постановления 23 февраля 1942 года было принято решение Леноблисполкома №50-47, а 24 февраля 1942 года организованно совещание в Леноблсовете и 16 марта 1942 года вышло Постановление секретариата обкома и горкома ВЛКСМ «Об ответственности комсомольских организаций за выявление и устройство безнадзорных детей и подростков». [1, с.34]
В этом последнем
документе впервые уделено
Подтверждением
бытовой неустроенности может служить
принятое 4 марта 1942 года постановление
Леноблисполкома, в котором для
детских домов различным
Вместе с тем, несмотря на предпринимавшиеся срочные, но разрозненные меры, бытовая обеспеченность детских домов в некоторых районах, как отмечалось на совещании Леноблсовета 24 февраля 1942 года, «пущена на самотек, граничащий с преступлением, которое нельзя оправдать войной, так как в деле спасения детей оправданий нет, и безобразия, творящиеся в детских домах, являются результатом распущенности».