Содержание
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Возникновение диссиденства………………………….5
Глава 2. Диссиденстские организации
в СССР………………..10
Глава 3. Деятельность советских
диссидентов………………...20
Глава 4. Отношение властей к
диссидентскому движению…...24
Заключение……………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………...31
Введение
Диссиде́нты в СССР (лат. dissidens — «несогласный») — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические
взгляды, существенно отличавшиеся от
господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что
многие из них подвергались преследованиям
со стороны властей.
На протяжении долгого времени
в исторической науке не было никаких
упоминаний о диссидентах, и тем более
о диссидентском движении. Этот факт был
связан с существованием установившегося
в СССР политического режима. Инакомыслие
же в России существовало всегда, проявляясь
во всех сферах жизни общества. Однако,
наиболее полное отражение оно нашло в
идеологическом противоборстве политики
советской власти с оппозиционным движением,
названным диссиденством.
Диссидентское движение не
является привычным для российской истории:
оно необычно по своему содержанию, формам
проявления, масштабам влияния на общественное
сознание.
Тема диссиденства привлекает
не только своей необычностью, но и тем,
что изучение этого вопроса обогатит историческую
науку новыми фактами и идеями, и возможно
в будущем поможет избежать неудач и ошибок
прошлого.
Цель нашей работы: проанализировать
такое явление истории России как диссидентство.
Основные задачи данной работы:
1. рассмотреть условия возникновения
и сущность диссидентского движения в
СССР;
2. рассмотреть диссидентские
организации в СССР и проанализировать
их деятельность;
3. охарактеризовать отношение
советских властей к диссиденству.
Среди использованных в нашей
работе исследований, необходимо отметить
монографию «История инакомыслия в СССР:
Новейший период», написанную Алексеевой
Л.М. Алексеева Л.М. в свой работе с особым
вниманием подходит к раскрытию поставленного
перед собой вопроса. В каждой главе своей
книги, она авторитетно и грамотно излает
суть проблемы с той или иной стороны.
Эта книга - первая попытка систематизированного
описания современного инакомыслия в
Советском Союзе.
Также для изучения поставленного
нами круга вопросов мы использовали статью
Даниэля А.Ю. «Диссидентство: культура,
ускользающая от определений?» Данная статья помогла осмыслить
культурологические аспекты того сложного
и многопланового явления, которое принято
называть диссидентской активностью 1960—1980-х
гг. в СССР.
Статья «Диссидентство
как личный опыт» является духовной исповедью
А.Д.Синявского, и поэтому, несомненно,
явилась качественной основой для изучения
поставленного перед нами круга вопросов
с точки зрения участника тех событий.
При написании работы так же
были использованы исследования Игруновой
В. и Долгиной Б. «Причины советского инакомыслия
и его значение»; Козлова В. «Крамола: Инакомыслие
в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953 – 1982
гг.»; Романовой П.В. Ярской-Смирновой Е.Р.
«Общественные движения в России: точки
роста, камни преткновения». Рассмотрели
эти вопросы с художественной точки зрения
в работе Померанца Г. «Революционеры
и диссиденты, Патриоты и сионисты»;
Шубина А.В. «Диссиденты, неформалы и свобода
В СССР».
Изучение этих работ позволило
детально изучить обстоятельства возникновения
диссидентского движения в СССР, диссидентские
организации, их деятельность, отношение
властей к оппозиции и её влияние на общественную
жизнь того времени.
Глава 1. Возникновение диссиденства
В конце 1950-х гг. в Советском
Союзе обозначились зачатки явления, которое
спустя несколько лет превратится в диссидентство.
Диссидентами называли тех представителей
общества, которые открыто, выражали несогласие
с общепринятыми нормами жизни в стране
и предпринимали конкретные действия,
подтверждая свою позицию. Диссидентство
как общественно-политическое явление
являлось порождением самой системы организации
советского общества. И было одним из ярких
направлений нравственного сопротивления
тоталитаризму. Это были полуформальные
организации активных антисоветских деятелей.
С течением времени их организации все
больше формализовались — налаживалась
связь, финансирование, база для издания
и распространения печатных материалов[8].
Многие диссиденты
не раз отмечали, что толчком к формированию
их взглядов стало разоблачение культа
Сталина в 1956 г. Однако правозащитное движение
зародилось почти десятилетие спустя,
в середине 1960-х. И это не случайно. Именно
тогда, после 2-го Октябрьского переворота
1964 г., когда скинули Хрущева, явственно
обозначилось попятное движение властей
в сторону произвола и беззакония. Но разбуженные
толчком 1956 г. люди (в первую очередь - интеллигенция)
не соглашались больше быть в заточении[14,
с.1-2].
Поэтому
находились люди, которые, не нарушая букву
закона, открыто отказывались соблюдать
общепринятые правила поведения. Далеко
не все из них считали себя политическими
оппозиционерами - просто собственную
личную, профессиональную и гражданскую
независимость они ценили выше, чем благополучие
готовы были платить за эту независимость
достаточно высокую цену, вплоть до тюрьмы.
Поначалу таких нонконформистов было
немного, однако, благодаря Самиздату
и зарубежным радиостанциям их имена становились
широко известны, и все больше людей следовало
их примеру. К концу 1960-х гг. открытое игнорирование
негласных предписаний власти стало заметным
фактором советской культурной и общественной
жизни. Вскоре появилось и специальное
слово для обозначения тех, кто выбрал
эту новую и непривычную для советского
человека линию поведения. Их стали называть
диссидентами[7].
В настоящее время
в отечественной литературе высказано
несколько точек зрения о путях возникновевия
диссиденства и его определении.
Леонид Бородин давал такую характеристику
диссиденству:
Диссидентство как явление
зародилось в среде московской интеллигенции,
в значительной мере в той её части, которая
пережила трагедию отцов и дедов в конце
тридцатых годов, испытала справедливое
чувство реванша на волне знаменитой «оттепели» и последовавшее затем разочарование.
На первой стадии московское диссидентство
не было ни антикоммунистическим, ни антисоциалистическим,
но именно либеральным, если под либерализмом понимать
некую совокупность добрых пожеланий,
не удостоверенных ни политическим опытом,
ни политическими знаниями, ни, тем более,
политическим мировоззрением[5].
Синявский А. Д считал, что:
В целом диссиденты – это порождение
самого советского общества послесталинской
поры, а не какие-то чужеродные в этом обществе
элементы и не остатки какой-то старой,
разбитой оппозиции.
Диссиденты – это явление принципиально
новое и возникшее непосредственно на
почве советской действительности. Это
люди, выросшие в советском обществе, это
дети советской системы, пришедшие в противоречие
с идеологией и психологией отцов. Это
не политическая оппозиция, которая борется
за власть. Характерно, что политический
акцент в диссиденстве вообще притушен
и на первый план выдвигаются интеллектуальные
и нравственные задачи.
Диссиденство – это прежде
всего движение интеллектуальное. Это
процесс самостоятельного и бесстрашного
думания. И вместе с тем эти интеллектуальные
или духовные запросы связаны с чувством
моральной ответственности, которая лежит
на человеке и заставляет его независимо
мыслить, говороть и писать, без оглядки
на стандарты и подсказки государства
[13, с. 88-89].
Участники диссидентского движения
в письмах, в своих выступлениях говорили
о себе следующее: "Мы не политическое
движение. Мы не политическая оппозиция.
Мы нравственное движение"[6, с.13].
По выражению Л. Терновского, диссидент — это человек, который
руководствуется законами, писанными
в стране, где он живёт, а не стихийно установившимися
обычаями и понятиями[14, с.2].
Даниэль
А.Ю. в своей работе выделяет основные
составляющие советского диссента:
— национальные движения
(Украина, Прибалтика, Закавказье, «изгнанные
народы» — крымские татары, месхетинцы,
немцы-«автономисты» и пр.);
— религиозные направления
(баптисты-«инициативники»; «христиане
веры Евангельской», или пятидесятники;
одна из ветвей адвентизма; православные
диссиденты; в 1980-е гг. - кришнаиты);
— эмиграционные движения
(т. н. «отказники»: евреи, немцы, стремившиеся
уехать в ФРГ, часть пятидесятников);
— политические движения
(коммунисты — от «марксистов-ленинцев»
до реформистов еврокоммунистического
толка; социалисты разных оттенков;
представители политически ангажированной
части «русской правой» — от
умеренных до крайних; идеологи
политического и экономического
либерализма западного образца);
— многочисленные
движения, переходные между предыдущими
четырьмя типами (например, литовские
католики);
— люди и группы,
пытавшиеся создать в СССР
независимое профсоюзное движение;
— литераторы, художники,
люди других творческих профессий,
отказавшиеся соблюдать в своей
работе принятые идеологические
ритуалы;
— объединения, создаваемые
«по интересам»: например, существовала
группа, боровшаяся за воссоединение
разделенных семей;
— небольшая группа
людей, чьи интересы сосредоточились
на борьбе с нарушениями гражданских
прав в СССР независимо от
общественно-политических и идеологических
мотиваций как правительства, так
и его «оппонентов». Эти люди
были активистами движения, которое
на рубеже 1960—1970-х гг. стало ядром, вокруг
которого консолидировались остальные
диссиденты[3, с. 111-112].
Анализ сохранившихся исторических
источников, а также воспоминания очевидцев
того времени, позволяют отметить характерные
черты диссидентского движения:
1)основным принципиальные
установки:
- ненасилие;
- гласность;
- реализация основных
прав и свобод «явочным порядком»;
- требование соблюдения
закона,
2) формы общественной активности:
- создание неподцензурных
текстов;
- объединение
в независимые (чаще всего — неполитические
по своим целям) общественные ассоциации;
- изредка — публичные
акции (демонстрации, распространение
листовок, голодовки и пр.)
3) используемый инструментарий:
- распространение
литературных, научных, правозащитных,
информационных и иных текстов через самиздат
и западные масс-медиа; петиции, адресованные
в советские официальные инстанции, и
«открытые письма», обращённые к общественному
мнению (отечественному и зарубежному);
в конечном итоге петиции, как правило,
также попадали в самиздат и/или публиковались
за рубежом[3, с.112-113].
Диссиденты обычно не
порывали связи с миром и не уходили и
в диссидентский монастырь, ни в диссидентскую
коммуну. Им не приходилось скрывать факт
своего диссидентства, потому что их деятельность
была ориентирована на гласность, а не
на подполье. Более того: друзья по большей
части относились к той же самой свободомыслящей
интеллигенции и чаще всего разделяли
идеологические, культурные и политические
пристрастия диссидентов[3, с. 118-119].
Людмила Алексеева выделила несколько «идеологических
типов» диссидентов в СССР:
«истинные коммунисты» — ориентировались на марксистско-ленинское учение, но считали, что в СССР оно искажено (например, Рой Медведев, НКПСС, «Молодые социалисты»);
«либералы-западники» — считали «правильным» строем
капитализм западноевропейского или американского
образца; часть из них были сторонниками
«теории конвергенции»— учения о неизбежности сближения
и последующего слияния капитализма и
социализма, однако большая часть «западников»
считала социализм «плохим» (либо недолговечным)
строем;
«эклектики» — сочетали разные взгляды,
противоречащие официальной идеологии
СССР;
русские националисты — сторонники «особого пути»
России; многие из них большое значение
придавали возрождению православия; некоторые были сторонниками монархии;
иные националисты (в Прибалтике, на Украине, в Грузии, Армении) — их требования варьировали
от развития национальной культуры до
полного отделения от СССР. Они часто провозглашали
себя либералами, но, добившись в период
распада СССР политической власти, некоторые
из них (например, Звиад Гамсахурдия) стали идеологами этнократических режимов[1].