Древний мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:30, лекция

Краткое описание

Истории около 2500 лет. Основоположником считается др.греч. историк Геродот (5 в. до н.э.). Древние ценили историю как науку и называли ее «magistra vitae» - наставница жизни. В древней Греции покровительницей истории была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках – символ того, что ничего не должно исчезнуть бесследно.

Содержание

1. История как наука, цель и задачи изучения
2. Периодизация мировой истории
3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса

Вложенные файлы: 1 файл

Кошелева Конспект_История древнегоо мира_1курс_архивы-музеи.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Неблагоприятные факторы  для земледелия в долине рек Тигра  и Евфрата в сравнении с  Нильской долиной:

  1. Разорванное время речных разливов, которое не всегда было удобно для земледелия.
  2. Бурные и иногда непредсказуемые разливы, разрушавшие ирригационные системы и поселения.
  3. Засоление почв.

Греки называли Месопотамией верхнюю, северную часть этой «восьмерки». Южную часть «восьмерки» мы называем Вавилонией. Нижнюю Месопотамию (Южную часть современного Ирака) также называем Двуречьем. Раньше реки текли иначе – после приближения они текли параллельно. У древних евреев Вавилония называлась Сенааар. Первые земледельцы, поселившиеся в южном Двуречье, называли эту территорию «Землей владыки тростника». Позднее – Шумером, а северную часть Аккадом.

Сегодня территория исторической Месопотамии входит в Турцию, Сирию  и Ирак.

Народы Месопотамии  и их соседи:

Шумеры – древнейший народ Месопотамии, народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей.

Аккадцы – проживали севернее шумеров. Семитского происхождения. Вавилония была сформирована на шумеро-аккадской этнической основе во II тыс. до н.э.

Амореи (сутии) – известны с III тыс. до н.э. как скотоводы-семиты, кочующие в Сирийской степи между Ханааном и Шумером. С XXII в. до н.э. оин широко расселяются вдоль Евфрата на северо-запад, в том числе сопредельные области Сирии, где ассимилируют местный западно-семитский народ эблаитов, надломленных аккадскими походами предыдущего столетия; после этого на сутиев и переходит месопотамское название «амореи» (букв. «западные люди»), как ранее называли именно эблаитов.

Касситы – (аккад. кашшу) – древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана, в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама. Были ли они здесь автохтонами или пришельцами – неизвестно. По долине реки Диялы касситы совершали набеги на Месопотамию еще с конца периода I-ой Вавилонской династии. Позже они установили здесь свое правление.

Арамеи – кочевые семитские племена, родина – Аравийский полуостров. Впервые упоминаются в середине III тыс. до н. э. В XIV в. до н. э. арамеи проникли в Сирийскую пустыню и на средний Евфрат, на рубеже XII-XI вв. до н. э. наводнили почти всю Переднюю Азию. Арамейский язык к началу нашей эры стал основным разговорным языком Передней Азии. Потомками арамеев являются современные ассирийцы.

Халдеи –древне-семитский народ, южная ветвь арамеев. В середине II тысячелетия до н. э. халдеи заселили берега Евфрата, переходя от полукочевого скотоводства к поливному земледелию.

Кутии – древние обитатели Западного Ирана. В XXIII в до н. э. племена кутиев вторглись в Месопотамию и опустошили страну. В дальнейшем они продолжали прямо или опосредовано (в форме дани) грабить города-государства Междуречья, пока они не были изгнаны III династией Ура.

Хурриты – древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии во второй половине III тыс. до н. э. и принадлежавший к неизвестной языковой группе Передней Азии. Известны с III тыс. до н. э. в Северном Междуречье и по левым притокам Тигра. В Сирии и Месопотамии жили вперемежку с семитами. В XVI—XIII вв. до н. э. хурриты создали в Северной Месопотамии государство Митанни и оказывали сильное влияние на Хеттское царство.

 

4. Дешифровка письменности и археологические раскопки цивилизации Двуречья.

 

Дешифровка  клинописи. Чтобы расшифровать значение клинописных знаков необходимо больше надписей. Поэтому снаряжались экспедиции. Расшифровка началась с Г.Ф. Гротефенда. Чтобы разгадать полностью клинопись – нужно больше надписей. И они были найдены. Деятельность Гротефенда продолжил Г. Роулинсон.

Археологические раскопки. В Месопотамии камня практически не было. Основной строительный материал – глина (обожженный кирпич или кирпич-сырец). Современный Ирак испепещрен холмами, которые в прошлом были дворцами и т.п. Видными археологами были Поль-Эмиль Бота, который нашел Дурр-Шаррукин, Астон Генри Лэйярд, раскопавший Ниневию; Роберт Кольдевей, исследовавший Вавилон. Но многие города еще не найдены и среди них – Аккад.

 

Тема II. Шумеро-аккадский период

 

1. Доисторические культуры Месопотамии

2. Эпоха преобладания шумеров

3. Государство Саргонидов

4. Позднешумерский период

 

1. Доисторические культуры Месопотамии

 

Еще в IX – VIII тыс. до н.э. Ирак – арена неолитической революции. Установлено, что шумеры и аккадцы жили в Месопотамии на рубеже IV – III тыс. до н.э.

Сегодня выделяют следующие  доисторические культуры в Месопотамии: Хассуна-Самарра (VI  тыс. до н.э.), Халаф (V тыс. до н.э.), Убейд (сер. V – сер. IV тыс. до н.э.), Урук (3500 – 3100 гг. до н.э.), Джемдет-Наср (3100 – 2800 гг. до н.э.)

Некоторые ученые утверждают преемственность убейдской культуры и шумеров, поскольку все важные шумерские города созданы на месте  убейдских. Первые 2 культуры существовали только на севере Месопотамии. Убейд  же распространился по всей стране. Последние этапы доистории представлены исключительно на юге Двуречья

Главный фактор цивилизации  в этом регионе – создание сложной  оросительной системы. Она указывала  на существование еще в IV тыс. до н.э. сильной центральной власти (чтобы управлять сельскими общинами).

 

2. Эпоха преобладания шумеров

 

Отличительные особенности  шумерской цивилизации:

  1. Строительство монументальных храмов.
  2. Изготовление высокохудожественных цилиндрических печатей.
  3. Развитие клинописного письма.

Самые ранние тексты Урука  слишком сложны, чтобы быть первой попыткой человека писать. Видимо, первые пиктограммы не сохранились (на дереве, пальмовых листьях и коже).

Наиболее древние шумерские  тексты Месопотамии – с 2900 – 2500 гг. до н.э. Поскольку письменность на севере и юге Месопотамии одинакова, следовательно, она из одного центра. Предположительно, это Ниппур, где находился храм Энлиля. Ниппур был культовым, но не политическим центром.

Так как события этого периода  неизвестны, для древнейшей истории  Нижней Месопотамии используется археологическая периодизация.

Протописьменный период (2900 – 2750 гг. до н.э.) – дошли 3 архива этого периода (2 из Урука).

Земля общинная. Из нее выдавалось должностным лицам: жрецу эну, жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшему торговому агенту. Эн получал агаг-эн или ниг-эн – это земля, выделенная эну. На доход с нее жило храмовое хозяйство. Ее обрабатывали илоты. У эна были и лично его земли.

Раннединастический I (2750 г. до н.э. – до I династии Урука). Сохранился «Царский список» - это первая примитивная история и царские надписи. По нему в этот период выделяются правители под контролем совета старейшин.

Если отбросить фантастические династии «Царского списка», правившие  до Потопа – это будет соответствовать  приблизительно началу Раннединастического периода. Предпоследний из правителей I династии Киша – Эн-Менбарагеси, первый исторический шумерский государственный деятель. Не вызывает сомнения историчность сына Эн-Менбарагеси – Агги.

Раннединастический II (с Гильгамеша до I династии Ура (ок. XXV в. до н.э.). Основной источник – архив Шуррупака.

Хозяйство храма четко отделялось от земли территориальной общины (нома). В ном входили частные  хозяйства большесемейных общин. В  храмовом хозяйстве  ремесленники работали за паек. Но были случаи выдачи земельного надела. Женщины-работницы прямо обозначались как рабыни. Земли большесемейной общины иногда «продавались», возможно, на время.

В политике на первый план – лугаль-гегемон. Он опирался на дружину, не подчинялся совету старейшин (это как тенденция). Чтобы сохранить независимость лугалям ужны средства – земельные наделы. Земля же у храмов. Следовательно, лугали:

А) Женились на верховных жрицах;

Б) Заставляли совет старейшин избирать себя и военачальником, и верховным  жрецом.

Раннединастический III (I династия Ура (ок. XXV в. до н.э.) – 2310 г. до н.э. Источники: погребение Пуаби в Уре. Стража и женщины тоже умерщвлены. Возможно, похороненная – жрица эн. Очень богатое погребение (драгоценности из Мелуххи - Индии); Лагашский архив храма богини Бабы.

В этот период много межномовых стычек. Кроме Ура на гегемонию претендовал Киш на севере нижней Месопотамии и Лагаш на юге (столица – г. Гирсу).

 

3. Государство Саргонидов

 

Лугальзагеси, подчинив всю южную часть Месопотамии, не пытался создать единое государство. Шумер при нем – это военные союзы номов времен Гильгамеша. На севере же появился соперник – Саргон Древний (Шарум-Кен, что значит «царь истинен»). Саргон не связал себя с вековыми традициями, а возвысил маленький город Аккаде. Аккадом стала называться вся северная часть нижней Месопотамии до р. Диялы. Условия победы Саргона: тяжелой пехоте противопоставил легковооруженное ополчение и он активно использовал лучников – следовательно, имел доступ к зарослям тиса в предгорьях Малой Азии или Ирана. Или же изобрел составной (клееный) лук из рога, дерева и жил. При нем номы сохраняли структуру, но энси стали чиновниками царя; т.е. произошло деление единой страны на провинции. Саргониды, согласно обелиску Маништушу, не были собственниками всей земли. Чтобы получить землю, требовалось одобрение всей большой семьи, а иногда и совета старейшин.

 

4. Позднешумерский период

 

Государство Гудеа Лагашского (2-я пол. XXII в. до н.э.).

Лагаш и еще несколько  месопотамских городов не подверглись  разграблению, поскольку находились в стороне. Гудеа, сын жрицы, был  женат 1-м браком на дочери лагашского энси, а затем унаследовал должность.

Он отказался от права  собственности правителя на храмовые земли (как в свое время Уруинимгина). Он также не вернулся к системе множества храмовых хозяйств отдельных богов, а слил их в одно общехрамовое хозяйство бога Нингирсу. Работников в качестве илотов держал на пайке, развернул строительные работы. По косвенным данным, совет старейшин при Гудеа мог избирать правителя. Воевал с Эламом; торговал с Передней Азией и Мелуххой. При его потомках сила Лагаша уменьшилась.

III династия Ура (до 2003 г. до н.э.).Вскоре после смерти Гудеа произошло восстание против кутиев. Восставшие победили и во главе встал Ур-Намму (2111 – 2094 гг. до н.э.). Он сделал столицей город Ур. Он восстановил ирригацию. Нижнюю часть Верхней Месопотамии и земли за Тигром и в Эламе слил в единое государство. Унифицировал хозяйство. Община еще сохранялась, но беднела. Из нее шли в администрацию мелкими надзирателями, чиновниками и т.д.

Царство III династии Ура просуществовало около 100 лет. Пастушеские племена западных семитов амореев начали наступать из сирийской степи (из-за засухи). Они пересекли Вехнюю Месопотамию с Запада на Восток, а затем проникли в Нижнюю месопотамию с Востока на Запад. Государство III династии Ура распалось. В 2003 г. до н.э. в Месопотамию амореи пропустили войско эламского царя.

 

Древний Египет

 

Тема 1. Изучение древнеегипетской цивилизации и становление египтологии

 

1. Периодизация истории древнего Египта

2. Письменные источники

3. Археологические открытия

4. Дешифровка иероглифического письма

 

1. Периодизация

 

Научная хронология истории  Египта построена в начале 20 в. немецким египтологом Л. Борхардтом. Он изучил документ времен XII династии, по кот. удалось вычислить, что эта династия начала править ок. 2000 г. до н.э. По Туринскому папирусу удалось определить воцарение 1-й династии фараонов начала III тыс. до н.э. Удалось установить точную дату для I тыс. до н.э. – 30 сентября 610 г. до н.э. – царствование Нехо II (дата солнечного затмения). Американский археолог В. Олбрайт установил, что в 1-й пол. II тыс. до н.э. в разных странах правили одновременно: фараон Неферхотеп I (18 династия), царек Библа Йиантин, царь Мари Зимрилим, царь Вавилона Хаммурапи.

В истории Египта принята  следующая периодизация (5 основных и 2 переходных периода):

1. Древнейший (архаический)  Египет – 2-я пол IV тыс. – 29 в. до н.э.

а) Додинастический (до I династии) – 2-я пол IV тыс. – рубеж 4-3 тыс. до н.э.

б) Раннединастический (I и II династии) – рубеж 4-3 тыс. – 29 в. до н.э.

В этот период происходит переход к государственности- создание ок. 40 номовых государств, которые слились в Верхнеегип. и Нижнеегип. царства.

2. Древнее царство  (III – VI династии) – 28 – 23 вв. до  н.э.

3. Первый переходный период (VII – X династии) – 23 – 21 вв. до н.э.

4. Среднее царство (XI – XIII династии) – 21 – 18 вв. до н.э.

5. Второй переходный период (XIV – XVII династии) – 18 – 16 вв. до н.э.

Это была эпоха гиксосского  завоевания.

Информация о работе Древний мир