Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:43, контрольная работа
Бояре – высший слой феодального общества в Русском государстве (наряду с великими и удельными князьями) X – XVII вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Происхождение слова "Бояре" до конца не выяснено: одни исследователи производят его от "бой" (воитель) или "болий" (большой), другие – от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин), от исландского boearmen (знатный человек) и т.д. Возникновение бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в VI – IX вв. В X – XI вв. бояре разделялись на два слоя: княжеских – княжих мужей (огнищане) и земских (старцы градские) – потомков родоплеменной знати.
Нестор – древнерусский летописец, агиограф конца XI-начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.
Олег – князь новгородский с 879 года и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Ольга – княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.
Перун – бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».
Путята – Владимир Путята (в миру Всеволод Владимирович Путята; 2 (14) октября 1869 — февраль 1936 или начало 1941) — лишённый сана епископ Русской православной церкви, перешедший после запрещения в обновленческий раскол, а затем в григорианский.
Рюрик – летописный основатель государственности Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Синеус – русский князь, родной брат Рюрика, с которым прибыл в русскую землю в 862 г. и поселился между Чудью и Весью на Белоозере, где и умер через два года (864). Он же, вероятно, покорил Мерю и Мурому.
Стрибог – в восточнославянской мифологии бог
ветра. В восточнославянской мифологии
божество древнерусского пантеона, кумир
которого был установлен в Киеве в 980. Имя
Стрибога восходит к древнему корню "стрег"
что означает "старший", "дядя по
отцу". В «Слове о полку Игореве» ветры
названы Стрибожьими внуками, которые
стрелами веют с моря, что, видимо, указывает
на атмосферные функции Стрибога. В древнерусских
текстах имя Стрибога постоянно сочетается
с именем Дажьбога, что даёт основание
противопоставлять или сближать их функции
и значение (дать - распространить долю,
благо).
Родился Стрибог из дыхания Рода.Он может
вызвать и укротить бурю и может оборачиваться
своим помощником, мифической птицей Стратим.
А вообще ветер обычно представляли в
обраце седовласого старика, обитающего
на краю света, в глухом лесу или на острове
посередине моря -океяна.
Идол Стрибога был установлен в Киеве
в числе семи важнейших славянских божеств.
Неизвестно существовал ли постоянный
праздник в честь Стрибога, но его упоминали
и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно,
ветер, как и дождь и солнце считались
важнейшими для земледельца. Стрибога
молили так же мореплаватели, чтобы он
дал "ветра в парус".
Трувор – по русским летописным преданиям, один из трех братьев-конунгов (Рюрик, Синеус, Трувор), предводителей варяжских дружин, призванных «из-за моря» новгородскими славянами для прекращения междоусобиц и основавших Древнерусское государство. Трувор в 862 году стал княжить в Изборске, но вскоре скончался. Существует мнение, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом («сине-хус») и верной дружиной («тру-воринг»).
Ярослав Мудрый – Ростовский князь (987-1010), князь новгородский в (1010-1034), великий князь Киевский (1016-1018, 1019-1054).
Ярослав Владимирович – сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. Вошла в историю составленная при Ярославе «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси.
Ярила – восточнославянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи.
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ НАЗВАНИЯ, С КАКИМИ
СОБЫТИЯМИ СВЯЗАНЫ
Золотые ворота, Киево-Печерский монастырь, Остромирово евангелие, Переяславец, Повесть временных лет, "Поучение" Владимира Мономаха, Правда Ярославичей, Русская правда, Софийский собор, Тмутаракань, Царьград.
Золотые ворота – в Киеве построены великим князем Ярославом около 1037 г. Над воротами Ярослав устроил церковь Благовещения. Разрушены Золотые ворота половецким ханом Боняком или, вероятнее, Батыем. С тех пор они были в запустении, но своды, на которых стояла церковь, существовала еще в половине прошлого столетия. В 1743 г. сенат предписал: "Золотые ворота, для сохранения и вида древности, засыпать землей, как внутри, так и по сторонам и оставить в валу, а вместо них устроить другие, каменные". Зарытые в конце 1750 г., Золотые ворота отрыты вновь в 1832 г. и в настоящее время их остатки облицованы кирпичом. До 1699 г. на Золотых воротах находился древний образ Казанской Божией Матери, перенесенный потом в Троицкую церковь.
Киево-Печерский монастырь – один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
C 1592 по 1688 был ставропигией
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Остромирово евангелие – хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского извода старославянского языка. До обнаружения в 2000 году Новгородского кодекса считалась древнейшей книгой, созданной на Руси, т.е. первым памятником церковно-славянского языка русского извода.
Переяславец или Малый Переяслав, Малая Преслава или Преслива – древняя болгарская крепость на реке Дунае, защищавшая с севера вход в Балканские горы. При Траяне П. был известен под именем Марцианполя и был столицей Нижней Мизии. В 968 г. он был занят русским князем Святославом, который хотел даже сделать его своей резиденцией, ссылаясь, по словам летописи, на то, что "сюда сходится все благое: от греков золото, паволоки, вина и разные овощи, от чехов и угров серебро и кони, из Руси меха, воск, мед и невольники". В 971 г. П. взят Иоанном Цимисхием, а русская дружина, защищавшая город, перебита, за исключением нескольких воинов. Теперь на месте П. село Преслава, на правом берегу Георгиевского Дуная, к юго-востоку от Тульчи.
Повесть временных лет – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.
Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.
"Поучение" Владимира Мономаха – литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.
До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и словах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.
Правда Ярославичей – в период с 1068 по 1072 год трое сыновей Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод – разработали новое законодательство, которое вошло в историю под названием «Правда Ярославичей». Это законодательство существенно дополнило старую «Русскую правду», которая уже не отвечала требованиям современного общества. «Правда Ярославичей» карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе была сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране, защитить собственность состоятельных людей.
«Русская правда» – сборник правовых норм Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси.
Русская Правда содержит в себе, прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Софийский собор – храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранились некоторые оригинальные фрески и мозаики, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.
Софийский собор стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины.
Тмутаракань – один из древнейших городов Tаманского полуострова, был расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.
Царьград – поэтическое и старинное название Константинополя – Стамбула до 1930 года, неофициальное название (офиц. Новый Рим) столицы Римской империи (330 – 395), Византийской, или Восточно-Римской империи (395 – 1204 и 1261 – 1453), Латинской империи (1204 – 1261) и Османской империи (1453 – 1922). С 13 ноября 1918 по 6 октября 1923 был занят войсками Антанты, и был местом белогвардейской эмиграции.
НАЗОВИТЕ ТЕРМИНЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ СЛЕДУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1.Выходцы из Скандинавии,
приходившие на Русь в качестве наемных дружинников и
купцов.
2. Военный предводитель у варягов.
3. Соседская община у восточных славян.
4. Народное собрание в Древней Руси.
5. Денежный штраф в пользу князя за убийство
свободного человека.
6. Натуральный или денежный побор с покоренных
племен.
7. Вооруженные отряды при князе.
8. Крестьяне, попавшие в зависимость феодалу
за неуплату долга (по "Русской правде").
9. Люди, потерявшие связь с общиной, вышедшие
из своей обычной социальной среды.
10. Историческое произведение в виде погодной
записи событий.
11. Вождь племени, затем правитель государства.
12. Наиболее известный древнерусский летописный
свод.
13. Поездка князя для сбора дани.
14. Свод правовых норм Киевской Руси.
15. Крестьяне-общинники, вначале свободные,
а затем зависимые от феодалов.
16. Обряд поминовения умерших.
17. Несвободные люди, рабы.
1. Варяги – норманнские воины, служившие у византийских императоров. В русских источниках В. впервые упоминаются в записанной в «Повести временных лет» легенде о "призвании варягов", с которой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в 18 в. антинаучной норманнской теории происхождения Русского государства, отвергнутой ввиду её несостоятельности. На Руси в 9—11 вв. было немало варяжских воинов-дружинников, служивших у русских князей, и варяжских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки". Киевские князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый неоднократно приглашали из Скандинавии наёмные отряды В. и использовали их в междоусобицах и войнах с соседними странами и народами.
2. Конунг – военный вождь, король в скандинавских странах. Традиционно конунг совмещал разные функции – военного предводителя племени и главы культа. Будучи сакральной фигурой, конунг совершал религиозные обряды, как бы представляя народ перед богами. Существовало представление, что счастье народа зависело от счастья конунга. В «Саге об Инглингах» рассказывается, что народ в Швеции, приписывали конунгу хороший или плохой урожай, и что не раз они приносили конунгов в жертву в случае постоянного недорода, а после смерти конунга юго-восточной Норвегии Хальвдана Черного, в годы правления которого были хорошие урожаи, жители его государства спорили о том, где его захоронить, и решили, что каждая область получит по части его тела.
3. Территориальная община. Соседская (территориальная) община у восточных славян была низшим звеном социальной организации. Соседские общины затем объединялись в племена, а последние - в союзы племён (начиная с VII века). Эти союзы племён представляли собой достаточно сложный социальный организм. Центрами их социально-политической жизни были укреплённые «грады», которые со временем превратились в полноценные города.
4. Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.
5. Вира – побор, штраф в пользу князя за убийство свободного человека, т. е. вариант санкции платежа в пользу государственной власти. Термин бытовал на Руси со времен «Русской Правды» до XVI в., в XI в. равен 40 гривнам. За убийство представителя княжеской администрации взималась двойная вира – 80 гривен. При убийстве свободного мужа на территории общины – верви последняя должна была либо выдать убийцу, либо коллективно платить «дикую виру». За убийство зависимого человека (закупа) платилась половинная вира, столько же – за убийство женщины и за тяжкие увечья. Вира взималась и в случае обнаружения на территории общины (верви) мертвого тела. Тот, кто не хотел «вложиться» в «дикую виру», должен платить сам.
«Русская Правда» сообщает и о поклепной вире, т. е. штрафе, который взимался на основании словесного обвинения, подозрения в убийстве. Для снятия обвинения человек должен был, согласно «Русской Правде», представить свидетельство семи «послухов» - не свидетелей в нашем понимании этого слова, а «очистителей», т. е. людей, удостоверяющих доброе имя и твердый социальный статус обвиняемого.