Духовна культура людства доби первісної общини

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Несомненно существование в позднем палеолите религии и изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др., которая навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры.
Искусство первобытной эпохи отнюдь не исчерпывалось изобразительным. Получило развитие прикладное искусство, в частности, изготовление различного рода украшений. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ РЕЛИГИИ 5
РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТ БОГИНИ-МАТЕРИ 7
РАЗДЕЛ 3. ФЕТИШИЗМ 11
РАЗДЕЛ 4. ТОТЕМИЗМ 14
РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ 17
РАЗДЕЛ 6. КУЛЬТ РАСТЕНИЙ 18
РАЗДЕЛ 7. АНИМИЗМ 20
ВЫВОДЫ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Духовная культура первобытного общества.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

   Ярким примером фетиша, связанного  с культом предков, являются  алэлы енисейских кетов. Алэл — деревянная кукла с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми и скотиной — оленями, собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По представлениям кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.

Семейные и родовые фетиши появились  на заре человеческой истории. Такими фетишами были, например, каменные топоры, почитавшиеся в глубокой древности  как окаменевшие молнии божества воды и грома Фаро у народа бамбара (Мали) и божества грома и молнии Шанго у йоруба. У бамилеке (Камерун) можно перечислить около 20 общеплеменных фетишей, в том числе священные камни, барабаны и гонги, табуретки и троны предков, глиняные трубки, слоновьи бивни, шкуры леопардов, кожи питонов и т.д.

Интересен африканский обычай истязания  фетишей, причём не только для наказания  их, но и для побуждения к действию. Например, прося о чём-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого  фетиш лучше запомнит обращённые к нему просьбы и обязательно  выполнит их.

“Для разъяснения того, какого рода предметы выбираются в фетиши... может служить рассказ Ремера (английского путешественника XVIII века,- авт.) о Гвинее... В доме фетишей, говорит он, развешено по стенам и валяется по полу множество всевозможных безделушек и всякого хлама: горшок с красной глиной, в которую воткнуто петушиное перо, деревянные колья, обмотанные шерстью, перья красного попугая, человеческие волосы и т .д... Ремер раз заглянул в открытую дверь и увидел старого негра, сидящего между 20000 фетишей своего частного музея: он совершал таким образом свои молитвы. Старик сказал ему, что не знает и сотой доли услуг, оказанных ему этими предметами. Их собирали его предки и он сам. Каждый оказал им какую-нибудь услугу. Ремер взя л в руки камень величиной с куриное яйцо, и хозяин рассказал его историю. Однажды он выходил из дому по важному делу, но, перейдя через порог, наступил на этот камень и ушиб себе ногу. “Ага! - подумал он, - Ты здесь”, и он взял камень, который действительно много помог ему тогда в его делах.

Даже и в настоящее время  Западная Африка всё ещё может  быть названа страной фетишей. Путешественник встречает их на каждой тропинке, у  каждого брода, на каждой двери. Они висят в виде амулетов на шее у каждого человека, они предохраняют от болезни или, наоборот, причиняют её в случае пренебрежения к ним, они приносят дождь, наполняют море рыбами, охотно идущими в сети рыбаков, ловят и наказывают вора, придают своему обладателю храбрости и приводят в смятение неприятелей, - словом, нет ничего на свете, чего бы фетиш не мог сделать или уничтожить.” [2. С.370]

РАЗДЕЛ 4. ТОТЕМИЗМ

    Фетишизм тесно переплетается  с другими формами верований,  в первую очередь с тотемизмом.

  Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») — система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.

  Каждый  род носил имя  своего тотема, но могли быть  и более «специализированные»  тотемы. Например, все мужчины племени  считали своим предком одно  животное или растение, а у  женщин был другой тотем.

    Выбор тотемов часто  связан с физико-географическим  характером местности. Так, например, у многих племён Австралии  в качестве тотемов выступают  обычные здесь кенгуру, страус  эму, опоссум (крупная сумчатая  крыса), дикая собака, ящерица, ворон,  летучая мышь. В то же время  в  пустынных или полупустынных  областях страны, где природные  условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные  насекомые и растения, которые  в этом качестве больше нигде  не встречаются.

   Тотемизм — это религия ранне-родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями, Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.

   По мере исторического  развития большинство народов  утратило тотемические представления.  Однако кое-где тотемизм проявил  необычайную живучесть, например  у австралийских аборигенов. Австралию  вообще называют классической  страной тотемизма. В обрядах  австралийских племён огромную  роль играют священные предметы — чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем. По представлениям аборигенов, чуринги хранят магическую силу предка-тотема. Они обеспечивают размножение зверей, могут быть источником души новорождённых детей или вместилищем душ предков.

   Вера в абсолютную связь  чуринги с судьбой человека  настолько сильна, что в случае  её разрушения человек нередко  заболевал, а иногда и умирал. Это в свою очередь служило  новым подтверждением действия  невидимых чар.

  В настоящее время многие  австралийские племена, согнанные  в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. «Наша племенная земля — наша мать, — говорят аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы».

   Когда-то тотемизм был  широко распространён в Индии.  До сих пор у индийских племён, живущих изолированно в горных  и лесных районах и не приобщенных  к индуизму, сохраняется деление  на роды, носящие названия растений  и животных.

   Тотемические черты ясно  видны в образах богов и  героев в верованиях коренных  жителей Центральной и Южной  Америки. Таковы Уицило-почтли — колибри — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль (Змей, покрытый зелёными перьями) — одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий.

   В религиозных представлениях  древних греков следы тотемизма  хранят мифы о кентаврах, часто  встречающиеся мотивы превращения  людей в животных и растения (например, миф о Нарциссе).

РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТ животных

   Тотемизм послужил одним  из главных источников возникновения  зоолатрии — культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным страх перед ними, вера в оборотней, посвящение животных божествам, вера в их особую связь с миром духов и богов. Одним из проявлений зоолатрии является, например, уподобление животных людям. При этом считается, что животные слышат и понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми, С этими поверьями связаны «звериные» и «птичьи» пляски, изготовление специальных масок, обычай надевать шкуры во время обрядов.

   Именно культ животных  проявляется в запрете убивать  определённых зверей и есть  их мясо или, наоборот, в ритуальном  заклании зверя, мясо которого  съедают во время обряда умилостивления  духа животного. О культе животных  у того или иного народа  свидетельствуют предания об  умирающем и воскресающем звере,  о браках людей с животными  и рождении детей от них,  вера в духов — хозяев животных и обряды, посвященные им,

   На этот культ часто  указывает само название племени, а также особое отношение к костям, шкуре, клыкам животных, которые наряду с фигурками, изображающими зверей, хранятся как амулеты и фетиши. Повсеместно распространены зооморфные (внешне похожие на животных) изображения в тамгах (так называют условные знаки, свидетельствующие о принадлежности человека к тому или иному роду; их ставили на оружие, одежду, ими метили скот), в татуировке, орнаментах, украшениях и т. д.

РАЗДЕЛ 6. КУЛЬТ РАСТЕНИЙ

  Кроме культа животных с  тотемизмом связан и широко  распространённый культ растений - фитолатрия. У многих народов мира существуют предания, согласно которым из растений появляются семена жизни. В скандинавских легендах ясень хранит зародыши всего живого, включая и человеческие. В древних иранских верованиях семена жизни стряхивают с дерева собаковидные существа. Во всём мире распространено представление о том, что растение часто является двойником человека. Существует множество священных растений, таких, как баньян, лотос, кокос, бамбук, ирис. Фольклор многих народов хранит свидетельства о том, что злаковые культуры наделены душой. Они олицетворяются, например, в образе Матери Хлеба, Матери Зерна, Матери Гороха (в Европе), Матери Маиса (в Америке), Матери Риса (в Индонезии). Им оказывают самые разные почести.

   Мифы народов Полинезии  изобилуют сюжетами о священных  растениях. Они появляются по-разному:  падают с неба, доставляются на  землю из подземного или подводного  мира, вырастают на могиле умершего  предка, происходят от земной  женщины (чудесное рождение). Растения у полинезийцев — начало человека, его предки; люди либо происходят от них, либо создаются из их корней, обрубков, черенков, листьев.   Так, на острове Ниуэ бытует предание о том, что «человек произошёл от дерева — кордилины Ти-маталеа. Но это не лесное дерево, что растет рядом с другими, а одиноко стоящее Ти-маталеа. Вот почему и сейчас, когда женщина ждет ребёнка, ей всегда хочется дотронуться до кордилины, хочется поесть корня Ти. Её родители и муж готовят специальное кушанье из корня Ти, запекают его в земляной печи. Будущая мать поест печёного корня, и с этого часа ребёнок начинает быстро расти и крепнуть. Так заведено на острове Ниуэ, и так было с самого его сотворения. Два дня кушанье готовится в земляной печи, и по прошествии этих двух дней печь можно открывать. Корень Ти едят именно потому, что кордилина Ти-маталеа — предок человека, а ведь всё, что есть в родителе, должно переходить от него к ребёнку. Точно так же после рождения младенца молоко его матери питает его.

  Не исключено, что именно  в культе растений надо искать  истоки многочисленных мифов,  обнаруженных практически у всех  народов земли, о Мировом Древе,  или Древе Жизни.

РАЗДЕЛ 7. АНИМИЗМ

Анимизм возник в первобытном обществе в период формирования родового строя (а он формировался от 100 до 40 тысяч  лет тому назад), после возникновения  магии и фетишизма, и начался  он с приписывания сверхъестественных двойников человеку (человеческому  телу). Но в дальнейшем своем развитии анимизм включил в себя представления  о двойниках животных, растений, орудий труда, гор, рек, камней и т.д. В первоначальном анимизме наиболее почитаемыми двойниками были души умерших  предков. Поэтому в исторической литературе первоначальный анимизм (т.е анимизм в первобытном обществе) часто называют “культом предков”. Анимизм существует и сейчас как особая форма оккультизма.

Как анимисты отвечали и отвечают на вопрос, какие сверхъестественные свойства имеет душа человека? Анимисты считают, что души всех людей не зависят  от тела (т.е. могут жить без тела) и бессмертны. Кроме того, они  считают, что некоторые двойники (например, души предков) обладают особыми  знаниями и особым могуществом, и  поэтому к ним можно обращаться за советами и помощью.

По мнению историков, представления  о существовании независимой  от тела и бессмертной души возникли у первобытных людей из-за непонимания  ими природы сновидений. Современные  люди знают, что наши сновидения есть бессознательная, непроизвольная фантазия нашего мозга и что они отличаются от реальных событий. Древние люди считали, что события, увиденные ими во сне, имели место в действительности. Человек засыпал и, как он полагал, “собственными глазами” видел, что  он странствует, охотится, разговаривает  с давно умершими людьми. Когда  он просыпался, окружающие уверяли  его, что тело спящего все время  оставалось на месте. Значит, решили первобытные люди, во время сна “что-то” остаётся на месте, а “что-то” странствует. То, что остаётся на месте они назвали телом, а то, что странствует во время сна - душой. Поскольку в сновидениях приходилось “встречаться” и “общаться” с умершими, постольку возникло представление, что душа, в отличие от тела, бессмертна.

Как первобытные люди отвечали на вопрос, где живут души людей после  смерти их тела? Разные народы давали разные ответы. Имели место три разных ответа. Первый ответ: души умерших  живут вместе с живыми, но увидеть  их можно только во сне. Второй ответ: души умерших переселяются в тела новорождённых. Третий ответ: души умерших  живут в особом месте, которое  чаще всего называли “страной мёртвых”.

“В стране мёртвых душа умершего карена (жителя Бирмы) с помощью душ его топора и серпа строит себе дом и срезает рис. Тень алконгинского охотника охотится за душами бобра и лося, скользя по душе снега на душе лыж. Закутанный в шубу камчадал ездит в санях на собаках. Зулус доит свою корову и загоняет скотину в крааль. Южноамериканские туземцы живут такими, какими оставили свет, т.е. здоровыми или больными, целыми или изувеченными, притом ведут совершенно тот же образ жизни, и даже имеют при себе жён, хотя, по мнению арауканцев (одно из индейских племен Южной Америки), у них больше не бывает детей, так как они - только души”. [3. С.330]

Если сравнивать анимизм с фетишизмом, то можно увидеть, что анимизм  представляет собой более сложную  форму религии. Анимизм отличается от фетишизма, как трехэтажное здание отличается от двухэтажного. Поскольку анимисты не отказываются ни от обрядов, ни от от почитания фетишей (но почитают они их не за “собственные заслуги”, а за то, что они являются местом обитания двойников, их жилищем), постольку внутри анимизма имеют место религиозные представления трех видов: 1) магические (надо совершать обряды), 2) фетишистские (надо почитать фетиши) и 3) анимистические (надо почитать сверхъестественных двойников).

Информация о работе Духовна культура людства доби первісної общини