Европейское просвещение и общественно-политическая мысль России второй половины 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:02, реферат

Краткое описание

Основными целями данной работы являются:

Полностью раскрыть тему реферата;
Систематизировать и закрепить теоретические знания и факты истории России 18 века;
Сформировать умения по использованию литературы.
Исходя из основных целей работы, определяем задачи:

Содержание

Введение
Основная часть
2.1.Общественно-политическая мысль Екатерины II.

2.2.Критика «Просвещенного абсолютизма» ЕкатериныII М.М. Щербатовым.

2.3.Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова

2.4.Борьба двух тенденций в критике крепостничества.

2.5.Масонство

2.6.Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева.

2.7.Просветительство.

Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 43.35 Кб (Скачать файл)
 
 

Содержание.

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1.Общественно-политическая мысль Екатерины II.

2.2.Критика  «Просвещенного абсолютизма» ЕкатериныII М.М. Щербатовым.

2.3.Общественно-политические  взгляды М. В. Ломоносова

2.4.Борьба  двух тенденций в критике крепостничества.

2.5.Масонство

2.6.Революционные  общественно-политические взгляды  А. Н. Радищева.

2.7.Просветительство.

  1. Заключение
  2. Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Историкам, философам, социологам, обычным людям свойственно отмечать время по каким-то наиболее ярким запоминающимся событиям. «Век пара»,- говорим мы о девятнадцатом столетии. «Век атома и космоса»,- о прошлом двадцатом столетии. Эти два столетия, прежде всего, связаны с достижениями науки и техники. А восемнадцатый век мы чаще всего называем «веком Просвещения». «Эпоха Просвещения»- это явление общественно-культурной и политической жизни. Этот факт говорит о многом: об огромном влиянии идей Просвещения на современников, о постоянном интересе к ним последующих поколений, об их остроте и важности в сегодняшние дни. Нет, не зря человечество, таким образом, запечатлело в своей исторической памяти восемнадцатый век. Идеи Просвещения, необходимости развития науки стали в восемнадцатом столетии одними из главных в общественном сознании многих народов христианской цивилизации. С ними связывался прогресс общества, ибо предполагалось, что только образованные люди способны изменить мир к лучшему, что само распространение знания, образованности может привести человечество к созиданию лучшего, чем есть, образа жизни, при котором восторжествует справедливость, свобода, равенство… Во имя знаний и свободы просвещенный человек готов был отказаться даже от Бога. И знаменательно, что восемнадцатый век носит еще одно образное именование – «прелестный век».

Основными целями данной работы являются:

  1. Полностью раскрыть тему реферата;
  2. Систематизировать и закрепить теоретические знания и факты истории России 18 века;
  3. Сформировать умения по использованию литературы.

Исходя  из основных целей работы, определяем задачи:

Исходя  из предоставленной информации, проанализировать и сделать самостоятельные выводы о европейском просвещении и  общественно-политической мысли России второй половины восемнадцатого века, роли просветительства в России.

В своей работе я использовала материалы  русского историка и философа Перевезенцева С.В., историка Костомарова Н.И., материалы Института Истории, интернет. 
 

Основная  часть.

В 18 столетии Европа открыла фронт  войны за овладение материальным миром и уже вскоре достигла вполне впечатляющих успехов. Вся Европа оказалась  во власти новых духовных, политических, социальных и экономических процессов, которые позднее стали именовать общим понятием – «прогресс». Изменения, произошедшие в европейском сознании, предопределили новую направленность и новые цели развития самих европейских народов – овладение материальным миром, обладание максимумом материальных благ и создание для человека комфортных условий бытия. В овладении материальным миром Россия за Европой не поспевала. Устроение земного бытия России стало главной задачей в восемнадцатом столетии.

Однако  в обществе продолжали господствовать идеи и теории, отстаивавшие незыблемость самодержавно-крепостнического строя. Им была обеспечена поддержка государства. Они усиленно пропагандировались в  манифестах, сенатских указах, на страницах  книг и журналов, с церковного амвона, со сцены, с университетской кафедры. Против них и выступило начавшее формироваться в середине XVIII в. новое направление, которое постепенно выходило за рамки феодальной идеологии и наполнялось буржуазным, антикрепостническим содержанием, все более решительно выступая на защиту угнетенного народа. Во второй половине XVIII в. происходит зарождение и постепенное формирование основных течений русской общественной и политической мысли, получивших окончательное оформление уже в XIX столетии. Все они выросли на благодатной почве идей европейской философии Просвещения и рационализма, по-разному трактуя и переосмысливая их. Имея общую теоретическую основу, эти течения не могли не совпадать во взглядах на некоторые ключевые проблемы. Общей для всех русских мыслителей этого периода являлась идея медленного, постепенного развития. Но принципиально различались точки зрения на последовательность мер, призванных привести к созданию нового, справедливого устройства общества. Сторонники умеренного направления считали, что сначала следует заняться просвещением подданных, их воспитанием и таким образом подготовить к обретению свободы.

Приверженцы демократического направления предлагали начать с отмены правителем крепостного  состояния своих подданных, а  уже затем просвещать и воспитывать. Автором и выразителем официальной  охранительной идеологии стала  сама Екатерина II. 

Общественно-политическая мысль России Екатерины II.

На  развитие русской общественно-политической мысли в Екатерининскую эпоху  сильнейшее влияние оказывали идеи философии Просвещения. Произведения Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо широко издавались в России, причем довольно значительными для того времени  тиражами. С 1767 по 1777 г. было переведено и опубликовано более 400 статей "Энциклопедии", в подготовке которой участвовали  почти все французские философы-просветители. Широкой популярностью у русских  читателей пользовались произведения Вольтера. В последней трети XVIII в. было переведено и издано около 60 его сочинений.

Знакомство  образованных слоев с учениями французских  мыслителей обусловило возникновение  русского просветительства, представители  которого, оценивая отечественные реалии с точки зрения их соответствия "духу времени", осуждали крепостнические  порядки и проявления самодержавного произвола. Вместе с тем идеи Просвещения  зачастую воспринимались русским образованным обществом бездумно, по тонкому замечанию  В.О. Ключевского, как "догматы политические, религиозно-нравственные, которые усваивались  без размышления и еще более  отрывали усвоившие их умы от окружающей действительности, не имевшей ничего общего с этими идеями".

В основу ее теоретических построений легли идеи Ш.Монтескье, автора знаменитого  сочинения «О духе законов».

Екатерина II эволюционировала в своих взглядах на историческую роль и значение самодержавия, законотворчества, крепостного права. На первый план в ее воззрениях постепенно выдвинулась мысль об особой исторической миссии русского народа, о его превосходстве  над другими народами.

Став  с годами истинной патриоткой, Екатерина II пришла к убеждению, что России нет необходимости заимствовать что-либо у Запада. Напротив, Европе следует во многом брать пример с  России. Идея о государстве как  высшей ценности становится доминирующей, а любое инакомыслие воспринимается как бунт против государства.

Оптимистический взгляд Екатерины II на прошлое и  будущее России неизбежно должен был прийти в столкновение с другими  взглядами.  
 
 
 
 

Критика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II М.М. Щербатовым.

Начнем  с отношения к событиям общественно-политической, экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и  так называемого консервативного  лагеря российского дворянства, выступавших  против основной массы реформаторских шагов Екатерины II, отстаивавших исключительные привилегии и права дворянства как  опоры нации и государства. Наиболее выдающимся представителем этого направления  общественно-политической мысли был  князь М.М. Щербатов — русский  историк, экономист, публицист, депутат  Комиссии о новом Уложении, член Комиссии о коммерции и президент  Камер-коллегии. В 60—80-е годы, как  уже говорилось, он неустанно бьет тревогу по поводу кризисного состояния  сельского хозяйства страны, резко  выступает против форсированного развития городов, торговли и промышленности, становясь при этом на чисто физиократические позиции. Воззрения Щербатова представляют аристократическо-консервативное направление общественной мысли. Идеал общественного устройства Щербатов видел в тесном союзе монарха и дворянства при незыблемости крепостнических порядков, благодатных для народа и для государства.. Благодаря работам французских просветителей Щербатов обращает пристальное внимание на специфику природно-климатических условий России и прежде всего на краткий рабочий сезон в земледелии и плохое плодородие почв.  В тех реальных экономических условиях острой нехватки рабочих рук в земледелии и одновременно его низкой эффективности и крайне тяжелых условий труда освобождение крестьян он считал преступлением, ибо оно, по словам публициста, приведет к краху основы государственного благополучия — сельского хозяйства страны. А центр империи просто опустеет. В публицистике М.М. Щербатова четко выделяется и линия защиты дворянства, и протест против отстранения его от государственного управления. Он выступает против ущемления полномочий Сената и приращения власти генерал-прокурору. Он негодует по поводу огромной власти наместников, «чрез что они почти деспоты в своих наместничествах учинились». Он обвиняет в деспотизме саму государыню, поскольку она ущемляет олигархические претензии родовитого дворянства. Остро ненавидя «худородных» дворянских выскочек и фаворитов, он критикует все звенья государственного аппарата «за накопление их незнающими и мало совести имеющими людьми». Главный же упрек Щербатова состоит в том, что Екатерина II способствует ущемлению прав и привилегий дворянства.

Наконец, третье направление критики Щербатова  — обличение нравов. Олицетворяя  стремление возвратить времена предков, князь Щербатов многие явления жизни  объяснял одним лишь «повреждением  нравов». 

Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова.

Представителем  передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной  дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он выступал за ускорение экономического развития России, желая, чтобы она встала вровень с передовыми странами Европы. Пути для этого он видел в более полном использовании природных ресурсов, в развитии крупной промышленности, основанной на применении достижений науки и техники, в росте населения, в облегчении повинностей и рекрутчины.

Ломоносов настойчиво требовал, чтобы положение  человека определялось не титулом, не заслугами предков, а его собственными делами. На взгляды Ломоносова оказали  влияние теория «просвещенного абсолютизма» и мужицкая вера «в хорошего царя». Не понимая, что самодержавие превратилось в реакционную силу, он возлагал надежды на реформы сверху.

Буржуазная  направленность взглядов Ломоносова отчетливо  выступила в вопросах просвещения, которому он, как и все просветители, придавал решающее значение. В области  образования Ломоносов выдвигал буржуазный принцип бессословной школы  и требование обучения крестьян. Ломоносов  требовал запрещения всякого вмешательства  церкви в дела науки и просвещения. Взгляды Ломоносова складывались на рубеже двух этапов в истории русской  общественно-политической мысли. Отсюда их внутренняя противоречивость. Непонимание  органической связи между самодержавием, крепостничеством и отсталостью  страны, объясняющее отсутствие прямых высказываний против феодальных порядков, идеализация Петра I и его преобразований сближали Ломоносова с Татищевым, Кантемиром, Прокоповичем, Посошковым. В то же время  буржуазная, антидворянская направленность деятельности Ломоносова пробивала  дорогу рождавшемуся русскому просветительству и способствовала формированию антикрепостнического направления общественно-политической мысли.

Борьба  двух тенденций в  критике крепостничества.

Реальным  итогом развития России в XVI—XVIII вв. при  всей отталкивающей жестокости крепостничества  были весьма существенные достижения. Среди них обширная территория, создавшая, в конечном счете, минимально приемлемые условия для развития экономики  и роста народонаселения. Более  того, Россия стала великой европейской  державой. Начиная с эпохи Петра  Великого и его реформ, российская дворянская элита восприняла европейскую  культуру в самых разнообразных  ее проявлениях. Российская общественная мысль и общественное сознание в  немалой степени имели в качестве эталонов своего развития европейские  стандарты Жизни, культуры, науки  и т.п. Отсюда и развитие демократических, либеральных, просветительских идей, которые  лишь постепенно обретали прочность  бытия своего на русской почве. Однако во второй половине XVIII в. эти идеи имели  в большей мере лишь нравственную основу.

Информация о работе Европейское просвещение и общественно-политическая мысль России второй половины 18 века