Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 20:42, реферат
Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.
'' В последнее время многие писатели, публицисты , продолжая в этом отношении традиции словянофильской и народнической историографии, пишут о том , что не будь Петра и его преобразований , развитие России могло пойти по иному , менее драматическому пути
Введение………………………………………………………………………………………4
Глава 1
1.1 Краткая характеристика эпохи……………………………………………….4
1.2Петр 1………………………………………………………………………………………..5
2глава : 1697-1700 гг.
2.1Судебная реформа…………………………………………………………………….6
2.2Военные реформы…………………………………………………………………….9
3глава : 1700-1721 гг.
3.1Областная (губернская) реформа……………………………………………13
3.2Финансовые(денежная) реформы…………………………………………...15
3.3Церковная реформа…………………………………………………………………22
3.4 Реформа в сфере образования…………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список литературы ………………………………………………………………………29
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« Пензенский государственный университет»
( ФГБОУ ВПО « Пензенский государственный университет»)
Кафедра « История Отечества , государства и права»
Законодательство эпохи Петра I
О студенте
Научный руководитель ______________
Студент _____________________
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1
1.1 Краткая характеристика эпохи……………………………………………….4
1.2Петр 1……………………………………………………………………………
2глава : 1697-1700 гг.
2.1Судебная реформа……………………………………………………………
2.2Военные реформы……………………………………………………………
3глава : 1700-1721 гг.
3.1Областная (губернская) реформа……………………………………………13
3.2Финансовые(денежная) реформы…………………………………………...15
3.3Церковная реформа……………………………………………………………
3.4 Реформа в сфере образования…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………………29
Введение
Преобразования Петра Великого, его деятельность,
личность, роль в судьбе России - вопросы
интересующие и привлекающие внимание
исследователей нашего времени не менее
чем в прошлые века.
'' В последнее
время многие писатели, публицисты , продолжая
в этом отношении традиции словянофильской
и народнической историографии, пишут
о том , что не будь Петра и его преобразований
, развитие России могло пойти по иному
, менее драматическому пути. Вопрос в
том , в какой мере преобразования были
случайны или закономерны , означали ли
они радикальный разрыв преемственности
исторического процесса или , напротив
, были его логическим продолжением , был
ли Петр великим преобразователем . '' Ответ на эти
вопросы , по моему мнению , необходимо
искать и в личности Петра , и в тех обстоятельствах
, которыми он был окружен , в тех объективных
тенденциях русского исторического процесса
, которые оказывали влияние на ход реформ
. Эта тема меня привлекла своей многоплановостью
и разносторонностью . На примере этой
темы можно рассмотреть процесс развития
, становления и укрепления государства
, становление абсолютизма .В связи с этим
, считаю актуальным и наши дни изучать
реформы Петра I. Для исследования данного периода
были рассмотрены предпосылки данных
преобразований , модернизация России
, а так же результаты и значение данных
реформ.
Глава 1
1.1 Краткая характеристика эпохи
Страна стояла на кануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно-европейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.
Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закостиневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, социально-экономическую, административную (органов власти и управления, сословного устройства русского общества), а также в области культуры и быта, церковную.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.
1.2 Петр I
Петр I — сложная, противоречивая личность. В его натуре сочетались совершенно противоположные качества. Доброта, иногда доходившая до необъяснимого всепрощения (так он относился к своим любимцам, к тем, кому полностью доверял, например, к А.Д. Меншикову) и жестокость, переходившая в столь же необъяснимое зверство (личное участие в казнях стрельцов). Склонность к неспешному философскому осмыслению действительности, любовь к мудрости (например, его беседы с немецким философом Лейбницем) и активная деятельность, личное участие во всех начинаниях, торопливость и импульсивность в принятии решений. Стремление к устроению своей жизни и жизни народа по строгим, рациональным правилам, жест-кая регламентация самых сокровенных сторон жизни человека (например, обязательное посещение церкви, обязательные, четыре раза в год, исповедь и причастие) и собственное, нередко, безнравственное поведение. Смелость и мужество, не раз проявленные в боях, и периодические приступы страха. Безусловная личная религиозность и нелюбовь, а то и ненависть к церкви и к традициям православной веры. И, наконец, искреннее желание превратить Россию в великую европейскую державу, имеющую большое политическое влияние, обладающую развитыми культурой и наукой, мощной промышленностью и полное отрицание старых русских традиций, неприятие древней России, погрязшей, как считал Петр, «во мраке невежества», т.е. неприятие реальной России. Но все эти личные, противоречивые качества Петр I сумел подчинить главной идее — идее служения Отече-ству и деятельному преобразованию своего Отечества в новых исторических условиях. И в этом его величие. Поэтому можно сказать, что в личности Петра преломились и отразились те объективные потребности и те 1объективные противоречия, которые существовали тогда в России в конкретно-исторических условиях.
Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом , ни живым и открытым характером. Личность Петра 1 очень сложна и противоречива, но при этом Петр был очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было все же рациональное зерно. Как говорилось выше , невозможно рассматривать деятельность Петра не учитывая того, что из 35 лет его правления, лишь около 1.5 лет Россия находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ и вообще на всю внутреннюю и внешнюю политику. [ 5 , c .1]
В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Это он находился в пекле сражений, не жалея живота своего. Это он одерживал блистательные победы над сильным неприятелем. Это он странствовал по бездорожью России, а также по столицам западноевропейских дворов, чтобы возвести страну в ранг европейских государств, это он, наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.
2Период правления Петра I был, по сути, временем прогрессивных реформ: «Внутреннее и международное положение России в конце XVII века настоятельно требовало проведения энергичных мер в области экономики, военного дела, государственного управления, внешней политики и культуры». [ 10 c . 417 ]
Глава 2
2.1 Судебная реформа
В XVII столетии в России начинается процесс централизации государственной власти, в результате чего усиливается значение центральных органов, прежде всего приказов, в организации судопроизводства.
По своему составу приказы представляли собой коллегиальные учреждения. В их аппарат входили: возглавлявший приказ боярин, окольничий или думный дворянин «сотоварищи», а также дьяки, подьячие и«пристава» – недельщики , заводчики и т. д. Особую роль играл Разбойный приказ(1539–1701 гг.). Его функции заключались в том, чтобы отдавать распоряжения губным старостам, утверждать их в должности, получать от них отчеты и решать те дела, которые не могли быть решены наместном уровне. Кроме того, в ведении .Разбойного приказа находились важнейшие уголовные дела (воровство, разбой с поличным и т. д.), требующие допроса через пытку. Они направлялись в приказ или по докладу местных властей, или непосредственно, как в суд первой инстанции .
Высшим судебным органом в XVII в. была Боярская дума, рассматривавшая в числе других подведомственных ей дел и судебные, которые поступали к ней или по распоряжению царя, или в общем порядке, причем окончательное решение наиболее важных дел зависело от верховной власти. Во второй половине XVII в. при Боярской думе в качестве самостоятельного судебного установления была учреждена Расправная палата, куда поступали дела, не подлежавшие окончательному рассмотрению приказов. Однако наиболее важные из ихчисла должны были по-прежнему докладываться царю, продолжавшему сохранять за собой власть высшей ревизионной 3инстанции. Расправная палата являлась одним из наиболее жизнеспособных образований Московской Руси. Она просуществовала вплоть до 1718 г., когда в ходе петровских реформ начали действовать новые принципы организации судебной власти.
4 Период конца XVII – первой четверти XVIII в. ознаменовался серией реформПетра Великого, направленных на модернизацию экономической и социально-культурной жизни в стране и ставших продолжением преобразований, начатых его предшественниками на престоле – Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем. Однако в военной, финансовой, церковной сферах и сфере государственного управления Петр I провел их более решительно, продуманно, последовательно. Подлинным новатором он выступил в реформе суда, здесь он действовал достаточно смело, предприняв первую попытку его отделения от администрации.
Проведенные в первой четверти XVIII в. реформы аппарата управления и суда, сопровождавшиеся созданием новых органов для отправления правосудия, можно подразделить, по нашему мнению, на два этапа. [5 c. 145 ]
Первый этап начинается на рубеже XVII–XVIII вв. и продолжается до конца второго десятилетия XVIII в. – вплоть до утверждения коллегий. Во главе судебной системы стоял царь. Его роль в отправлении правосудия посравнению с прошлым столетием значительно усилилась. Если раньше царь решал наиболее важные дела совместно с Боярской думой, то с укреплением абсолютизма все сложные дела поступали из Сената на его утверждение. В качестве верховного судьи царь единолично разбирал многие дела по своему усмотрению.
Высшим судебным органом, следующим после царя, являлся Сенат, созданный в1711 г. и ставший с 1718 г. высшей апелляционной инстанцией . С учреждением Сената была окончательно ликвидирована Боярская дума. По мнению большинства дореволюционных русских исследователей, между двумя этими органами существовала преемственная связь. Сенат в значительной мере воспринял компетенцию Боярской думы. Однако если деятельность последней основывалась преимущественно на обычном праве, то деятельность Сената была строго регламентирована законом. Первоначально Сенат состоял из девяти сенаторов, назначаемых царем, и представлял собой одно общее присутствие. В состав Сената перешла Расправная палата, ставшая, по сути, его судебным департаментом. Основная задача Расправной палаты заключалась в рассмотрении доношений фискалов и челобитных на незаконные действия и решения местных органов управления и суда.
На первом этапе реформ Петра I роль центральных судебных органов продолжали осуществлять приказы, в организацию и деятельность которых были внесены бюрократические элементы. Однако даже в обновленном виде они не могли соответствовать усложнившимся задачам управления и возросшей роли суда, а потому были ликвидированы в ходе второго этапа административных реформ. Кроме того, Петр I изменил систему местных судебных органов. Их реорганизация началась в 1702 г. с упразднения губных учреждений и передачи их функций воеводам. При воеводах были созданы выборные дворянские советы, с которыми им предстояло совместно решать все порученные дела, в частности, судебные. Однако воеводы не оправдали ожиданий правительства, что привело к новой попытке организации местного судебного аппарата.