Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 20:42, реферат
Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.
'' В последнее время многие писатели, публицисты , продолжая в этом отношении традиции словянофильской и народнической историографии, пишут о том , что не будь Петра и его преобразований , развитие России могло пойти по иному , менее драматическому пути
Введение………………………………………………………………………………………4
Глава 1
1.1 Краткая характеристика эпохи……………………………………………….4
1.2Петр 1………………………………………………………………………………………..5
2глава : 1697-1700 гг.
2.1Судебная реформа…………………………………………………………………….6
2.2Военные реформы…………………………………………………………………….9
3глава : 1700-1721 гг.
3.1Областная (губернская) реформа……………………………………………13
3.2Финансовые(денежная) реформы…………………………………………...15
3.3Церковная реформа…………………………………………………………………22
3.4 Реформа в сфере образования…………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список литературы ………………………………………………………………………29
Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. Было ликвидировано сословие особых клерков, служивших при патриархе, церквях; на 100-150 дворов был оставлен 1 священник, а остальные пе-реведены в тягло, при этом вернуться в свой сан они уже не могли. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний от подати было освобождено только 35% клерков. С 1713 г. государство взяло в свои руки и заботу о распространении христианства (православия) среди иноверцев и язычников. Новокрещенным государство представляло льготы по налогам, их награждали землей и крестьянами, они освобождались от уголовных наказаний и т.д. Для удержания иностранных специалистов в России (особенно горных мастеров на Урале) им было разрешено жениться на православных девушках. Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 г., в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, сообщая властям важные для государства сведения.В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую светской властью. [6 c. 106 ]
15 Петр I поставил задачу: повести авторитарно православную Россию по пути либерально-христианского Запада, но традиционно внес в это дело «дикую» волю, деспотизм, произвол. Поэтому такие сущностные новации европейской цивилизации, как например, договорно-правовой тип общественного устройства, права человека и парламентаризм, остались вообще не востребованными российской государственностью. Реформы Петра I привели к образованию двух укладов -«почвы» и «цивилизации» – по терминологии В. Ключевского. Носителем первой субкультуры было большинство русского народа, носителями другой – европеизированные верхи страны, а между – была пропасть, глубинный раскол России.
В заключении отметим, что мы далеки от идеализации церковной реформы. Она имела самые пагубные последствия как для церкви, так и для российского общества, поскольку полностью уничтожила самостоятельность церкви. Государство в России заполнило собой всё социальное пространство, уничтожив даже саму возможность развития предпосылок гражданского общества. Это был, повторим ещё раз, важный этап становления в России тоталитарного государства. Наиболее точно, на наш взгляд, оценил реформу известный иссле-дователь русского богословия Г. Флоровский, назвав то что получилось в результате «полицейским мировоззрением с идеями реформации»
[1 c.64]
3.4Реформа в сфере образования начало XVIII
в. принято связывать с образовательнымиреформами
Петра I. Именно в этот период государственная
власть впервые обратилась не только к
вопросу о соответствии российского образования
ведущим мировым педагогикам, но и к проблеме
взаимоотношения российского образования
с культурой населявших Россию народов
– Западная Украина, Белоруссия, Прибалтика,
Польша, коренные народы Западной и Восточной
Сибири, Северного Кавказа.В эпоху Петра
I в соответствии с новыми политическими
и социально-экономическими условиями
в стране шло активное формирование профессионально-
Морскую академию . В 1707-м была открыта Московская госпитальная школа, в 1712 и 1719 годах - инженерные школы в центральных городах России - Москве и Санкт-Петербурге. В 1716–1721 годах были образованы три учебных заведения для обучения металлургии и рудному делу при Уральских и Олонецких заводах .За основу организации образовательных учреждений была принята западно-европейская модель образования. Для преподавания в школах, как правило,приглашались учителя – иностранцы. Гуманитарное образование в
России реализовывали церковноприходские школы, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Согласно данным литературы,всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ .Кроме того, следует такж е обратить внимание и на открытие первого высшего учебного заведения – Академии наук в Санкт-Петербурге, при которой был учрежден первый российский университет, а при университете – гимназия. Академия начала действовать уже после смерти Петра, в 1726 г. В основном в ней обучались дети дворян или живших в России иностранцев, однако были введены также стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства), среди которых были разночинцы и даже крестьяне (например, М. В. Ломоносов) Существенным достижением реформ Петра I стало объявление в 1714 году обязательного начального образования для детей всех сословий(кроме крестьян) [2, с. 8].
Определяющими чертами реформ Петра I в сфере образования, на наш взгляд,
являются следующие:
1) появление первых
2) светский, профессионально-
в государственных школах;
3) попытка реализовать принцип доступности образования для различных слоев населения (вне сословности образования);
В XVIII в. именно духовная школа оказала светской ряд незаменимых услуг, так как воспитанники семинарии заполняют пустые кадры и скрашивают своим участием первые шаги деятельности светских учебных заведений.
Таким образом, русская школа рассматриваемого этапа не ставит своей задачей воспитание и общее образование, а имеет в виду, главным образом, выучку для профессиональных целей, как государственных,так и духовных. Следовательно, Петру не удалось до конца, в полной мере воплотить идею создания светской школы. Тем не менее для устройства 16светской школы в конце первой половины XVIII в. была подготовлена почва, что нельзя сказать о русской низшей (элементарной) школе. Попытки Петра в этом направлении остались совершенно бесплодными.
Это объяснятся тем, что правительство нуждалось в людях, получивших профессиональную подготовку, и употребляло все усилия, чтобы загнать молодежь всех сословий в такие профессиональные школы, которые подготовили бы ее к тем же самым занятиям, какими отцы и деды обязаны были заниматься раньше. Кроме того, само по себе общее (элементарное) образование мало ценилось как правительством, так и обществом. Вот почему правительство ограничилось на первых порах тем, что открыло ряд специальных школ для удовлетворения своих ближайших надобностей, а остальное предоставило времени и собственным усилиям общества, которое искало его, при скудости образовательных средств, где случится.
Новая попытка двинуть вперед общее образование или, как тогда выражались, «размножить науки в империи» , сделана была в середине XVIII в. при Екатерине II в более благоприятных условиях и с несколько лучшим результатом. Петербург с обязательной военной выучкой и с искусственной подготовкой казенных стипендиатов оказался плохой почвой для «возрастания наук». Правительство стало рассчитывать тогда найти больше добровольцев в Москве. Оно основывалось при этом на центральном положении старой столицы, на «вели.ком числе» живущих в ней дворян и разночинцев, на большей легкости содержания учащихся — у родных или знакомых; наконец, в несомненной потребности в образовании, о которой свидетельствовало «великое число домашних учителей, содержимых помещиками в Москве». Все эти соображения государственной необходимости привели, как подчеркивается в «Очерках», к открытию в Москве в 1755 г. университета и при нем двух гимназий; одной ― для дворян, другой ― для разночинцев. Соответственно этому дворянскому составу учащихся, университет должен был удовлетворять сразу двум целям, которым в Петербурге служили два разных типа учебных заведений: военные и академические. 17Учение засчитывалось здесь в военную службу, гимназист, становясь студентом, получал шпагу и с ней дворянство; заканчивая университет, студент выходил из него с обер.офицерским чином. В гимназии дворянский сын не соприкасался с детьми из «подлого звания». Последних учили искусствам, музыке, пению, живописи, техническим знаниям; из гимназии их предполагалось переводить в академию художеств, скоро отделенную от университета. Напротив, в дворянской гимназии главное внимание обращено было на науки, пристойные шляхетству, и особенно ― на иностранные языки. Все эти уступки привилегированному сословию имели последствием то, что общеобразовательная школа скоро привлекла в свои стены детей самых родовитых дворянских фамилий.
Таким образом , указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства , но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена . Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась , но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России . [ 11 c . 142-144 ]
Заключение
В результате Петровских реформ к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника – Боярской думы. Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении – все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722).
Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром 1 титула императора и наименования "Великий".
Список литературы
1) Белкин А.И.//К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА I (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)//Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 2. С. 64-72
2) Гришин
А.В., Гришин В.А.//ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПЕРВОЙ
ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
//Вестник Брянского государственного
университета. 2010. № 1. С. 7-12.
3) ЗАВАРЮХИН Е.В./ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА / /ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010 №2 c.17-20
4) Костомаров. Н.И. //Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Выпуск первый: X-XIV столетия.гл.15 c . 664-667
5 ) Кодан С.В. //ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ //Российский юридический журнал. 2006. № 1. С. 145-149.
6) ЛАВРИК В. П. //ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО: ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА I И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVIII //В Альманах современной науки и образования. 2009. № 1-1
7) Муравьева Л.А //ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА ВЕЛИКОГО / .Дайджест-финансы. 2007. № 1. С. 54-61.
8) Мартынов В /РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ДИСЦИПЛИНАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I .Ф.//Власть. 2012. № 12. С. 163-166.
9 ) Муравьева Л.А /ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XVII ВЕКА. // Дайджест-финансы. 2006. № 6. С. 51-59.
10) Законодательство Петра I/под ред. А.А. Преображенского. М.: Юрид. лит., 1997.c 417
11) Стародубцев М.П /РЕФОРМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I И ЕКАТЕРИНЫ II.//Известия
Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. 2012. № 148. С. 141-150.
12) Фетищев Д.//СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
/Научно-аналитический журнал Обозреватель
- Observer. 2008. № 1. С. 118-124.
13) Фетищев Д.В/.СУДЕБНАЯ РЕФОРМА
ПЕТРА I И ЕЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
//Вестник Владимирского
юридического института. 2007. № 4. С. 153-157.
14) Юдина
Т.Н. /ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I
//Вестник Костромского государственного
университета им. Н.А. Некрасова. 2010.
Т. 16. № 1. С. 20-25.
1 Законодательство Петра I//под ред. А.А. Преображенского. М.: Юрид. лит., 1997. C. 417
2 ЗАВАРЮХИН Е . В . //ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА / / ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010 №2 . С 17-20
3 Кодан
С.В. //ПОЛНОЕ
СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Российский
юридический журнал. 2006. №
1. С. 145-149.