Законы Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
характеристика содержания древнеиндийских Законов Ману, их роль и влияние на государственный и общественный строй в Древней Индии.
В исследовании использованы тексты из Законов Ману, а также работы авторов по истории государства и права зарубежных стран, истории Древнего Востока.

Содержание

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 4
1.1. Периодизация истории индийских цивилизаций 4
1.2. Религиозные учения и общины 7
1.3. Варно-кастовая социальная структура и организация власти 10
Глава II. ЗАКОНЫ МАНУ В ДРЕВНЕИНДИСКОМ ОБЩЕСТВЕ 16
2.1. Общая характеристика 16
2.2. Структура Законов Ману 18
2.3. Имущественные отношения. Брак и семья 21
2.4. Организация суда и правила судопроизводства. Преступления и наказания 22
Заключение 29
Список источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Копия законы ману.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Законы Ману предусматривали освобождение от наказания за преступления, совершенные в ситуации вынужденной и необходимой обороны: «...убивающий, защищая самого себя при охране жертвенных даров, при защите женщины и брахмана, по закону не совершает греха» (при этом не имело значения, убит ли гуру, ребенок, престарелый или «даже брахман, весьма ученый») (VIII, 350).

Публичные наказания в Древней Индии предусматривались за все серьезные преступления.

Линейка наказаний была обширной – от легкого внушения до самой жестокой смертной казни (отдача на съедение собакам, разрезание на куски и др.).

Предусматривались отсечения «виновных частей» тела, что было излюбленным наказанием.

Штрафы и конфискации, как правило, шли в пользу царской  казны.

Грань между грехом и  преступлением в ряде случаев проводилась. Искупление и наказание считались альтернативными средствами в деле погашения вины (IX, 236).

В одном месте говорится  также о наказаниях за преступления, которые «неудобно называть», при этом сообщается, что они «меньше, чем кровосмешение по прямой линии» (IX, 55).

Общая оценка социальной роли наказания очень высока, особенно она важна в делах управления. «Весь мир подчиняется посредством наказания».

В этих условиях назначение власти состоит в том, чтобы «ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела»12.

Наказания предусматривались в следующих разновидностях: сожжение, утопление, сажание на кол, наложение клейма на лоб, на бедро.

Так, у пьяницы на лбу  выжигалось клеймо «знак продавца спиртного», у вора – изображение собачьей ноги.

Смертная казнь для  брахмана не рекомендовалась. В ряде случаев от наказания можно было откупиться.

Выкуп за кшатрия оценивался в 1000 коров, за вайшью – 100, за шудру – 10 коров, причем на каждую партию коров полагался дополнительно один бык.

Денежный штраф назначался «за всякие заклинания, направленные против чьей-либо кармы, за наговоры над ядовитыми кореньями и за колдовство всякого рода с целью убить, не достигшие, однако, цели» (IX, 290)13.

Несправедливый судебный приговор имел ряд последствий, в том числе духовного, морального значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Законы Ману (памятник древнеиндийского права) – это сборник предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными и этическими догматами брахманизма.

Законы Ману состоят их поучений в форме стиха (шлоков), разбитых на 12 глав.

Особенностью Законов  Ману является религиозная окраска  всех его положений.

Кроме того, содержание Законов Ману выходит за пределы права. Они трактуют и о политике, морали, религиозных предписаниях благочестивому человеку.

Как и иные сборники, Законы Ману содержат нравственные, бытовые  и юридические предписания.

В Законах Ману нашел  отражение социальный строй Индии  с делением населения на касты (замкнутые  группы, объединенные общностью занятий и представлением об общем происхождении). В них содержится много положений, важных для изучения древнейших институтов уголовного, гражданского и судебного права рабовладельческой Индии.

Политический строй, отразившийся в Законах Ману – деспотия с элементами теократии. Обоснована необходимость наказания.

Отдельные нормы Законов  Ману посвящены гражданским и  семейным правоотношениям.

Так, непременным условием всякого договора была его публичность.

Что касается семейного  права, то, например, развод для жены невозможен: «Ни продажей, ни разводной платой жена не освобождается от мужа»; «Муж может оставить жену, если она его ненавидит»; «жена, не рожающая детей, может быть переменена на восьмом году, рожающая мертвых – на десятом, но сварливая немедленно».

Суровы были наказания за воровство. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно. Ночная кража каралась посажением на кол. В других случаях предписывалось членовредительство, 11-кратный штраф от стоимости украденного. Наказание возрастало при рецидиве.

Главными средствами установления судебной истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Клятва человека приравнивалась к свидетельским показаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников:

 

1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1: Учебник по специальности «История». – М.: Высшая школа, 1994.

 

2. Всеобщая история  государства и права. Учебник/Отв.  ред. К.И.Батыр. – М.: Былина, 1999.

 

3. Графский В.Г. Всеобщая  история права и государства:  Учебник для вузов. – М.: Издательство  НОРМА, 2003.

 

4. Древние индийские афоризмы/Сост. и пер. А.Л.Сыркина. – М.: 1999.

 

5. Законы Ману. – М.: 1992 (по изд. 1992 года).

 

6. История государства  и права зарубежных стран. Часть  1. Учебник для вузов/Под ред.  проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательство  НОРМА, 1996.

 

7. История Древнего Востока/Под ред. В.И.Кузищина. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.

 

8. Самозванцев A.M. Книга мудреца Яджнавалкьи. – М.: 1994.

 

9. Самозванцев A.M. Правовой текст дхармашастры. – М.: 1991.

 

10. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под ред. А.С.Пиголкина. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003.

 

11. Федоров К.Г. История  государства и права зарубежных  стран. – Л.: Издательство Ленинградского  Университета, 1977.

 

12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие/Под ред.З.М.Черниловского. – М.: 1994.

 

13. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1996.

 

 

 

1 Законы Ману. – М.: 1992 (по изд. 1992 года).

2 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С.88.

3 Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1: Учебник по специальности «История». – М.: Высшая школа, 1994.

4 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С.90-92.

5 Всеобщая история государства и права. Учебник/Отв. ред. К.И.Батыр. – М.: Былина, 1999.

6 Самозванцев A.M. Книга мудреца Яджнавалкьи. – М.: 1994.

7 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1996.

8 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С.97.

9 Самозванцев A.M. Книга мудреца Яджнавалкьи. – М.: 1994. – С.8.

10 Древние индийские афоризмы/Сост. и пер. А.Л.Сыркина. – М.: 1999. – С.20, 22.

11 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов/Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательство НОРМА, 1996. – С.46-57.

12 Законы Ману.

13 Законы Ману. 




Информация о работе Законы Ману