Западноевропейский феодализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обычное представление о том, что рабовладельческий строй не посредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй происходит от первобытно-общинного. Завоевавшие Рим народы находились на стадии первобытно-общинного строя, и лишь через несколько веков у них возникло классовое общество, но уже в форме феодализма.

Вложенные файлы: 1 файл

западноевропейский феодализм.docx

— 67.35 Кб (Скачать файл)

     Английское  феодальное королевство возникло в IX в. Однако феодальные отношения в  Англии развивались медленно. Окончательно феодальное хозяйство здесь сложилось  после завоевания Англии в 1066г. герцогом Нормандии Вильгельмом. Массовая конфискация  земель в пользу пришедших с ним  нормандских и французских феодалов привела к росту крупного землевладения  и закрепощению крестьян. В конце XI в. была проведена земельная перепись, которая показала, что основной хозяйственной  единицей в Англии к этому времени  стал манор — поместье с крепостным трудом. В XII — XIII вв. манориальной системой было охвачено не менее 80% территории страны.

     Маноры  обслуживались феодально зависимым  крестьянством. Постепенно его различные  категории сливаются в две  основные группы: вилланы — крепостные члены сельских общин с земельным  наделом до 30 акров, с собственным  инвентарем и рабочим скотом —  и коттеры — крестьяне с маленькими участками земли (огородами) или совсем без земли (их доля составляла 35% от общего числа крепостных крестьян). Коттеры работали на барщине, используя господский скот и инвентарь. Хозяйство манориальной системы было натуральным, торговые связи между манорами развивались слабо, по агротехническому уровню маноры мало чем отличались от феодальных поместий в других европейских странах того времени.

     Однако  в XII — XIII вв. в Англии сохранялось  и свободное крестьянство, не зависимое  от феодалов. Это так называемой фригольдеры. Но они были малочисленны, и их роль была весьма ограниченной. 

     В XIV — XV вв. в Англии, как и во Франции, наблюдается довольно ощутимая метаморфоза  феодальных отношений. В этом существенную роль сыграло развитие внутреннего  рынка в стране. Под воздействием выросшего спроса на шерсть, главным  образом со стороны фландрских городов, становившихся во все большей степени центрами производства шерстяных тканей в средневековой Европе, в Англии все более значительные масштабы принимает развитие овцеводства, как в поместьях феодалов, так и в крестьянских хозяйствах. Это привело к так называемой «коммутации барщины»: вилланы переводились на положение копигольдеров (держателей земли по копи, документу, находившемуся в местной церкви), которые освобождались от некоторых особенно архаических и тяжелых элементов личной крепостной зависимости и переводились, как правило, с барщины на оброк, как натуральный (выплачиваемый обычно овечьей шерстью), так и денежный. В XV в. копигольдер стал главной фигурой английской деревни. 

     Взросшие  оброчные повинности крестьян, тяжелые  поборы абсолютистского государства, которое все больше становилось  орудием в руках феодальной знати, привели, как и в соседней Франции, к резкому обострению классовой  борьбы. В 1381 г. в Англии вспыхнуло  крупное восстание крестьян под  руководством Уота Тайлера. Восставшие добились серьезных успехов, захватили даже столицу страны — Лондон. Хотя это восстание потерпело поражение, оно имело важные социально-экономические последствия. В течение XV в. почти все английские крестьяне становятся лично свободными, а сельское хозяйство страны приобретает преимущество товарный характер. Многие английские дворяне начинают вести хозяйство, основанное на наемном труде, появляется новое, обуржуазившееся дворянство (джентри). Это означало зарождение в сельском хозяйстве Англии новых, капиталистических производственных отношений.

     В средневековой Германии развитие феодальных отношений происходило медленнее, чем во Франции и Англии. В этом большую роль сыграло то обстоятельство, что в течение длительного  времени в Германии наблюдалась политическая раздробленность и отсутствовало единое централизованное феодальное государство. Тем не менее в начале XII в. немецкая деревня стала в целом феодальной. Главную массу ее населения составляли крепостные. На церковных и монастырских землях или «фогтовы люди», подчинявшиеся фогтам — светским феодалам.

     В истории немецкого феодализма важное место занимает агрессия германских феодалов, направленная на лежащие  восточнее р. Эльбы земли западных славян. Вооруженная экспансия германского  феодализма имела целью приобретение новых владений и крепостных. Она  сопровождалась жестким и систематическим  истреблением коренного славянского  населения. на захваченных землях было создано несколько феодальных рыцарских княжеств. Немецким псам-рыцарям, как называл захватчиков К. Маркс, удалось захватить всю Прибалтику, литовские земли. Однако их продвижение дальше на восток было остановлено русскими войсками, которые под предводительством Александра Невского в 1242 г. наголову разбили немецкие полчища на льду Чудского озера («Ледовое побоище»).

     Состояние сельскохозяйственного производства в Германии было примерно таким же, как в Англии и Франции. Существенно  расширилась культурная земельная  площадь (в основном за счет корчевания лесов), стали выращиваться технические  культуры, улучшился уход за посевами зерновых, огородами и садами, стал более высоким уровень развития животноводства.

     С конца XIII в. в Германии, правда, в  менее заметной степени, чем во Франции  и Англии. Начался переворот в  аграрных отношениях. Под влиянием усилившихся товарных связей между  сельскими местностями и городами в ряде районов Германии ликвидируется  барщинная система (городская запашка), устраняется ряд элементов личного  крепостничества и осуществляется переход к оброчным формам феодальной эксплуатации. В восточной Германии в результате ее колонизации немецкими  феодалами в XV в. в широких масштабах  происходит закрепощение крестьян. Все  это не могло не привести к резкому  росту сопротивления угнетенных крестьянских масс Германии и подготовило  почву для их всеобщего восстания  в XVI в. — «Великой крестьянской войны». 
 
 

  1. Средневековый город (цеха, сословия).
 

     Возникновение города — феномен эпохи развитого  феодализма. Действительно, если в раннее средневековье в Европе насчитывалось  всего несколько десятков (в лучшем случае — несколько сотен) более  или менее крупных поселений  городского, а точнее — догородского типа, то к концу XV в. на территории континента существовало приблизительно до 10 тыс. различных городов. Средневековый город возник в результате процесса отделения ремесла от земледелия. Мы здесь не будем останавливаться на всех сторонах этой проблемы, а рассмотрим лишь ее географический аспект.

     Часть средневековых городов была территориально связана с прежними римскими городами; это относится к итальянским, французским, испанским, частично английским и германским городам. Мотивы выбора их месторасположения были самыми разнообразными: здесь играли роль географические факторы (например, многие североитальянские города — Верона, Бреша, Виченца и др. — возникали в тех местах, где горные долины сливались с равниной; другие — в удобных местах морского побережья или вдоль рек — Неаполь, Павия и т. д.), военные соображения (так возникло большинство римских центров Рейнской Германии и Северо-Восточной Галлии); многие города основывались на местах прежних поселений завоеванных Римом племен (Нант — нам-неты, Анжер — адекавы, Пуатье — пиктоны, Отен — эдуи и т. д.).

     Однако  приуроченность средневекового города к месту расположения прежнего римского центра была далеко не всегда прямой. Многие римские города, процветавшие в античную эпоху, позже пришли в упадок, а  то и вообще прекратили существование; наоборот, немало незначительных поселений  античности в средние века превратились в крупные городские центры. Нередко  средневековый город вырастал не на месте римского поселения, а по соседству с ним или даже на некотором расстоянии от него.

     Такова, например, была судьба Сент-Олбани (римский Веруламиум) в Англии, французских Отена, Клермон-Феррана, Бокера, Меца, Вердена, Нар-бонны и многих других городов. Даже в самой Италии средневековые города иногда не совпадали территориально с античными (Равенна, например). В некоторых случаях и само имя римского центра в средневековье менялось на новое — Лютеция превратилась в Париж, Аргентората — в Страсбург, Аугустобона стала Труа и пр.

     В основе этих топографических сдвигов  лежали, как правило, политические события  переходной от античности эпохи, погромы  и разрушения варварских завоеваний. Но, пожалуй еще важнее то, что города потеряли свою прежнюю экономическую роль и приобрели новые функции, став церковно-монастырскими центрами, резиденциями крупных магнатов и королей и т. д.; это не могло не сказаться на их топографии.

     Поэтому, даже сохранив территориальную связь  с городом римской эпохи, поселения  раннего средневековья фактически перестали быть городами. Так, в каролингскую эпоху во Франции наибольший вес  и значение имели города — резиденции архиепископов (Лион, Реймс, Тур и  др.); из 120 городов Германии в XI в. 40 были епископскими, 20 располагались вблизи крупных монастырей, а остальные 60 являлись центрами крупных феодальных владений (в том числе 12 из них  — королевские резиденции).

     Процесс возникновения феодального города как центра ремесла и торговли в массе ведет свое начало с  эпохи развитого средневековья, хотя в некоторых местах города возникают  на несколько столетий раньше —  это средиземноморские порты  Амальфи, Гаэта, Бари, Генуя, Венеция, Палермо, Марсель и некоторые другие, удачно использовавшие в IX-X вв. ослабление арабского и византийского влияния в южном торговом регионе. Поднимаются и некоторые торгово-ремесленные центры, не связанные с морской торговлей; таким городом в X в. в Северной Италии стала Павия, расположенная у впадения Тичино в По и на перекрестке путей из Альп в Апеннины; немалую роль в ее подъеме сыграло и то обстоятельство, что она была традиционной столицей Лангобардского королевства. Крупным городом была Равенна — центр византийского господства в Италии.

     В XI-XII вв. создаются и получают определенные политические права города Северо-Восточной  Франции, Рейнской Германии, Фландрии, Центральной, Восточной и Южной  Англии, Средней и Северной Италии; несколько позже возникают города в остальных областях континента. В Германии, например (позже —  Империи), территориальная картина  возникновения городов выглядела  следующим образом. До XIII в. почти  все города страны были расположены  к западу от Эльбы и по Верхнему Дунаю, практически не пересекая  линию Любек — Вена. Основная масса городов, возникших в XIII в., находилась уже в междуречье Эльбы  и Одера; отдельные группы их концентрировались  в Северной Чехии, Силезии, в верховьях  и в нижнем течении Вислы. И  только в XIV в. города заполнили почти  всю территорию Центральной Европы, к западу от линии Кенигсберг — Краков. В XV столетии между Эльбой и Вислой основывались лишь отдельные города (в общей сложности несколько десятков), подавляющая масса их к этому времени уже существовала. В других странах этот процесс завершился еще раньше: в Англии, например, абсолютное большинство средневековых городских центров известно с XIII в.

     Когда города возникали на месте прежних  деревень, это часто отражалось на их названиях; такими городами в Германии были города с «сельскими» окончаниями  на «инген», «хайм», «дорф», «хаузен» (Тюбинген, Вальдорф, Мюльхаузен и т. д.). Факторы, способствовавшие превращению прежнего поселения в город или возникновению нового городского центра, были самыми разнообразными.. Здесь могли играть роль и военно-политические обстоятельства (потребность в крепости, покровительство со стороны местного сеньора), и социально-экономические мотивы, (например, существование традиционного рынка, перевалочного пункта товаров и т. п.). 

  1. Крестовые походы.
 

     В исторической науке принято рассматривать  Крестовые походы как войны западно-европейских  феодалов, горожан, крестьян, развязанные  Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Африка) против «неверных» (мусульман) и для освобождения из-под власти «неверных» Гроба Господня, христианских святынь и Святой Земли  — Палестины. Также Крестовые походы можно рассматривать в контексте реформирования католицизма и попыток возвращения к евангельской чистоте веры.

     Это движение было организовано с благословения  римско-католической церкви, которая  идеологически оформила все восемь Крестовых походов. Крестовые походы продолжались с 1096 г. по 1270 г. В дальнейшем, т.е. после 1270 г., делались попытки возрождения Крестоносного движения. Конечно, эти поздние попытки возрождения Крестоносного движения были чистым анахронизмом. Невозможно возродить то, что когда-то родилось, достигло расцвета и ушло из жизни, было порождено определенным историческим периодом и условиями, имманентно присущими только этому времени. Поэтому те, кто пытался возродить крестоносное движение, воспринимали только чисто внешние его элементы: атрибутику, символику, которые, кстати, и в наше время используются в эзотерических обществах.

     Термин  «Крестовые походы» появился в середине XV в., и стал общеупотребительным  в XVII-XVIII вв. Сами участники Крестовых  походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои — паломничествами, или «священной дорогой».

     Причины Крестовых походов очень сложны, многообразны и столь же противоречивы. Это целый комплекс религиозно-духовных, психологических, экономических, торговых, социальных, дипломатических, внешне- и внутриполитических, национальных моментов Европы XI-XIII вв. Некоторые  современные историки считают, что  одной из главных причин Крестовых  походов явился демографический  взрыв, который Европа в это время  переживала. Возможно, демографический  взрыв и был одной из серьезных  причин, но, конечно, не главной и  не универсальной. Одной этой причиной нельзя объяснить такое сложное  явление, как Крестовые походы. Более  того, этот демографический взрыв  можно рассматривать скорее не как  причину, а как толчок к Крестоносному  движению.

Информация о работе Западноевропейский феодализм