Западноевропейский феодализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обычное представление о том, что рабовладельческий строй не посредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй происходит от первобытно-общинного. Завоевавшие Рим народы находились на стадии первобытно-общинного строя, и лишь через несколько веков у них возникло классовое общество, но уже в форме феодализма.

Вложенные файлы: 1 файл

западноевропейский феодализм.docx

— 67.35 Кб (Скачать файл)

     В 1099 г., после взятия Иерусалима, было создано третье государство крестоносцев — Иерусалимское королевство во главе с Готфридом Бульонским, который носил также титул «защитника Гроба Господня». Готфрид принес вассальную присягу римско-католической церкви. В Иерусалимском королевстве было введено патриаршество, епископат. Там был построен целый ряд церквей и монастырей. Папа через своих легатов осуществлял строгий контроль за религиозной и духовной деятельностью Иерусалимского королевства, а также за его дипломатической и политической деятельностью. С 1099 г. Иерусалимское королевство становится сюзереном всех государств латинского Востока — Латинской Романии. Вассально-ленная структура феодальной Западной Европы была перенесена на латинский Восток.

     Помимо  названных выше государств, в результате Первого Крестового похода было создано  еще одно, четвертое государство  — графство Триполи. Во всех созданных крестоносцами государствах были установлены феодальные порядки по северо-французскому образцу. Все эти государства оказались недолговечными, в силу многочисленных причин. Во-первых, они были непрочными изнутри вследствие непрерывных внутренних раздоров между их создателями и участниками похода. Во-вторых, они постоянно подвергались военной угрозе со стороны внешнего врага — турок-сельджуков. Византия относилась к ним не только осторожно, но и настороженно. Таким образом, в самом начале создания государств крестоносцев уже было заложено начало их обреченности.

     Т. к. Запад был далеко и не мог  оказать новым государствам реальной помощи, в них начинают создаваться  духовно-рыцарские ордена для помощи крестоносному движению и государствам Латинской Романии. Ордена были призваны совместить два идеала — рыцарский и монашеский. Рыцарь, вступающий в такой орден, приносил четыре обета: бедности, послушания, целомудрия и борьбы с неверными. В отличие от монаха, рыцарь ордена не только имел право, но обязан был сражаться за веру с оружием в руках. Эти духовно-рыцарские ордена подчинялись только папе, капитулу и великим магистрам самих орденов. С момента создания ордена были очень богаты, им даровались земли и замки. Ордена играли не только важную религиозную, но и военно-политическую роль.

     Во  время Первого Крестового похода больных и раненых крестоносцев лечили в странноприимном доме —  Hospitalis, который был построен купцами еще до Первого Крестового похода. Этому дому дали имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в VII в. Монахи этого дома не только лечили больных воинов, но и сами участвовали в сражениях. Вскоре папа утвердил орденский устав, и в 1113 г. был основан первый латинский орден на Востоке — орден Госпитальеров, или Иоаннитов, призванных воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами госпитальеры переселились на остров Родос в Эгейском море. В XVI в. они перебрались на остров Мальту в Средиземном море, и там получили уже новое наименование. Госпитальеры, или Иоанниты, стали называться Мальтийским орденом, и сохраняют это название до сих пор.

     Орден Тамплиеров, или Храмовников, возник в начале XII в. Это название он получил благодаря своей резиденции, расположенной близ храма царя Соломона (храм по-французски Temple). Этот орден также подчинялся папе, который делал на него свою основную ставку. Тамплиеры получили огромное количество замков, земель и привилегий — больше, чем другие ордена. Этот орден сумел накопить сказочные богатства. После окончания Крестовых походов, в XIII в. орден Тамплиеров переселяется во Францию. С этим орденом связывают новшество в банковском кредитном деле Европы — вексель, привезенный тамплиерами с Востока. Богатство ордена Тамплиеров вызывает зависть не только французских феодалов, но и самого французского короля Филиппа IV Красивого. Но всеобщая неприязнь по отношению к тамплиерам была вызвана не только их финансовым процветанием: они представляли реальную опасность для Западной Европы и в области религиозной. Во время пребывания на Востоке тамплиеры обратились к восточным учениям — тантрическими учениями, монофизитству и др. Поэтому представление о спасении у них было совершенное иное, противоречащее тому, которое проповедовала римско-католическая церковь. Когда начались гонения на тамплиеров, последний магистр ордена, Жак де Моле, напутствовал пытавшихся скрыться тамплиеров: «Клянитесь, клятвопреступничайте, но не открывайте правду». Орден был предан суду и уничтожен.

     Но  не все его члены были казнены. Некоторым из них удалось влиться  в другие ордена, например, в испанский  орден Калатравы, в португальский орден Иисуса Христа, в шотландский орден св. Андрея и в орден «Шотландского Чертополоха».

     Третий  орден, созданный в Палестине  в XII в. — орден Св. Марии, или Тевтонский орден. Он назывался так потому, что в него принимались только немецкие рыцари. В XIII в. после окончания Крестовых походов этот орден был переведен в Прибалтику. Через некоторое время он начинает экспансию в Прибалтике, с дальней целью покорения Руси. В 1242 г. орден потерпел поражение в битве на Чудском озере с войсками св. блгв. князя Александра Невского. В 1410 г. Тевтонский орден участвует в Грюнвальдской битве, в 1558-1583 гг. — в Ливонской войне.

     Внешне  рыцари этих орденов отличались друг от друга. Иоанниты носили плащ сначала  черный, затем красный с белым  крестом. Тамплиеры — белый плащ с красным крестом. Тевтонцы —  белый плащ с черным крестом. Все  эти ордена, как крупная религиозная, военная и политическая сила сыграли  чрезвычайно серьезную роль во всей системе Крестоносного движения.

     В середине XII в. мусульманские правители  объявили священную войну газават  против христиан. Были разгромлены  войска графа Триполи и захвачено  одно из первых крестоносных государств — графство Эдесское. После этих событий над латинскими государствами в Малой Азии нависла серьезная угроза, особенно со стороны турок-сельджуков. В 1145 г. папа Евгений III призывает ко Второму Крестовому походу. Проповедь к нему была написанаБернардом Клервоским, который обратился с ней к европейским государям. Второй поход, который возглавили французский король Людовик VII и германский император Конрад III, начался в 1147 г. и закончился в 1148 г. Он был недолгим и безуспешным. Более того, этот поход способствовал усилению противоречий между крестоносцами и Византией.

     Во  второй половине XII в. положение латинских  государств на Востоке становится еще  более шатким, особенно после того, как в 1187 г. египетский султан Саладин вступил в Иерусалим, захватил в плен короля Иерусалимского, великого магистра Тамплиеров и присоединил к Египту часть Сирии — Месопотамию. Саладин захватил не только все Иерусалимское королевство, но также и часть графства Триполи и Антиохийское княжество. Эти события вызвали панику в Европе. Поэтому в этом же 1187 г. папа объявляет Третий Крестовый поход (1189-1192), который возглавил король Англии Генрих II Плантагенет. Во время похода Генрих II скончался, и поход возглавил его сын Ричард Львиное Сердце. Этот поход возглавили также король Франции Филипп IIАвгуст и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса.

     Всеми этими венценосными вождями Третьего Крестового похода владела одна общая  идея: они мечтали создать единое латинское универсальное государство  на Востоке, как форпост Запада на восточных землях. Но этому не суждено  было осуществиться, т. к. среди самих  участников похода не было настоящего единства, как не было его прежде и как не будет в дальнейшем. Фридрих I Барбаросса пытался захватить  Константинополь, что способствовало усилению противоречий между Западом  и Византийской империей, но потерпел неудачу. Фридрих I Барбаросса перебрался в Малую Азию и утонул там при  переправе через горную речку. Часть его войска присоединилась к Антиохийскому княжеству, остальные вернулись на родину.

     Английские  отряды вмешались в борьбу сицилийских  феодальных группировок — врагов Византии. Затем они переправились  на о. Кипр, который им удается захватить  у мусульман. Главная заслуга  в этом принадлежит Ричарду Львиное  Сердце. В результате активных действий Ричарда сталкиваются интересы англичан и французов. Король французов Филипп II уезжает со своим войском во Францию, и поход завершается, а  в Европе начинается англо-французская  война. Ричард пока остается в Палестине  и пытается захватить Иерусалим, но ему это не удается, как не удалось  Фридриху Барбароссе. Тогда он подписывает  союз с египетским султаном Саладином. По условиям этого союза за крестоносцами сохраняются некоторые области в Малой Азии. После этого Ричард возвращается на родину, но по пути в Англию он был схвачен соперником английской короны — австрийским герцогом Леопольдом, и заключен в тюрьму германского императора, где он провел два года. Ричард Львиное Сердце оставил по себе долгую память на Востоке. Арабы называли его Малик-Рид, т.е. царь-Ричард, а арабские матери пугали этим именем своих непослушных детей: молчи, а то придет Малик-Рид и тебя заберет.

     Итак, Третий Крестовый поход закончился неудачей, и он также усилил противоречия между Западом и Византией. Но был один положительный результат  этого похода. Третий Крестовый поход  укрепил положение латинских  государств на Востоке, и более того — было создано новое крестоносное государство, Кипрское королевство.

     К XIII в. становится совершенно очевидным, что судьба Святой Земли зависит  от Египта и от египетского султана. В начале XIII в. папа Иннокентий III объявляет Четвертый Крестовый поход, в котором приняли участие рыцари-крестоносцы Западной Европы и огромную роль сыграла Венецианская республика: венецианские корабли перевозили крестоносцев через Средиземное море. Поход начался в 1202 г. и закончился в 1204 г.

     Официально  этот поход был направлен против Египта (как было объявлено в папской  булле), а фактически — против Византии. В изменении курса Четвертого Крестового похода сыграли роль папа Иннокентий III, дож Венеции Дандоло и император Священной Римской империи. Внутренняя нестабильность Византии серьезно способствовала этому. Уже во время предыдущих походов основная цель —освобождение Св. Земли — отходила на второй план, а на первый выдвигались различные политические амбиции и экономические интересы. Так получилось и на этот раз, только еще более обостренно. В 1203 г. крестоносцы осадили Константинополь, а в 1204 г. они создали на территории Византийской империи Латинскую империю. Византийская империя свелась к Никейской и Трапезундской империям и Эпирскому государству. Латинская империя просуществовала до 1261 г., когда Византийская империя была восстановлена никейским императором Михаилом VIII. Сами крестоносцы называли ее не Латинской империей (это название было дано ей позднее), а Римской империей, считая себя наследниками великих римлян, а созданное ими государство — преемницей Римской империи.

     После взятия Константинополя и создания Латинской империи (или Римской  империи) уже не было речи о Святой Земле — крестоносцами всецело  овладели совсем другие интересы. Четвертый  Крестовый поход оказался последним  крупным Крестоносным движением, и  его можно рассматривать как  глубочайший кризис этого движения вообще и самой крестоносной идеи. Жертвой Четвертого Крестового похода становятся уже не «неверные», осквернители Св. Земли и Гроба Господня, а христиане г. Задара в Венгрии и крупнейшее христианское православное государство — Византийская империя. Четвертый Крестовой поход обнаружил истинные цели Запада и окончательно расставил все политические и религиозные акценты. Перипетии Четвертого Крестового похода можно проследить по сочинениям Жоффруа Виллардуена, маршала Шампанского, рыцаря Робера де Клари. Они переданы византийским хронистом Никитой Хониатом, русской Новгородской летописью и многими другими источниками.

     В то же время Запад не мог примириться  с тем, что восточные земли  уходят из его рук, поэтому начинаются поиски новых форм Крестового движения. На Западе получает распространение идея, что Четвертый Крестовый поход не добился конечной цели — освобождения Гроба Господня — по грехам его участников, взрослых рыцарей, и что такой подвиг под силу только чистым безгрешным детским душам. В 1212 г. на севере Франции и в области Кельна начали собираться отряды подростков для похода в Святую Землю. Поначалу некоторых из них сопровождали родители, но затем детей вел проповедник или монах. Существует множество изображений этого похода детей, оборванных и голодных, бредущих по диким непроходимым местам.

     Дети  со всех сторон Европы собрались на севере Франции, чтобы отправиться  в Святую Землю. Но путь их разделился. Одни отряды отправились в Марсель, портовый город на юге Франции, чтобы  плыть оттуда в Святую Землю. Этот маршрут закончился трагически: вместо Св. Земли дети попали в руки работорговцев. Другой отряд двинулся в Геную, и там следы его теряются. Так трагически закончился детский крестовый поход.

     Несмотря  на это, папству по-прежнему трудно было отказаться от идеи Крестоносного  движения. В 1217 г. был объявлен Пятый  Крестовый поход, который продолжался  до 1221 г. Как и предыдущий, этот поход  также был направлен против египетского  султана. Его возглавили король Венгрии  и правители крестоносных государств. Поход не увенчался успехом: единственным его достижением было взятие важной крепости — Дамьетты.

     Во  главе Шестого Крестового похода (1228-1229) стоял германский император  Фридрих II Гогенштауфен, отлученный в то время от Церкви. Он оказался ловким дипломатом, которому удалось добиться союза с султаном и заключить с ним договор, по статьям которого Иерусалим возвращался христианам. Казалось, доступ в Святую Землю был открыт, но тут вмешался Римский папа. Он объявил, что король, находящийся под отлучением от Церкви, не имеет права подписывать договор с египетским султаном. Папа наложил на договор вето и более того — запретил проведение церковных служб в иерусалимских храмах. В середине XIII в. Иерусалим был вновь захвачен мусульманами.

     Седьмой Крестовый поход (1248-1254) готовился французским королем Людовиком IX Святым. Людовик понимал, что бороться с султаном, обладающим огромной армией, ему будет трудно. Он вступил в переговоры с монголо-татарским ханом, надеясь на военную помощь против Египта. Крестоносцы взяли в Северном Египте несколько стратегически важных крепостей. Однако на этом закончились их военные удачи. Король и многочисленное рыцарство попали в плен.

Информация о работе Западноевропейский феодализм