Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 03:28, реферат
В переломные моменты Российской истории (а мое поколение вступает в жизнь именно в такое время) принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом. Действительно, тысячелетняя история России таит немало загадок. Но среди множества проблем есть главная, являющаяся одинаково актуальной как несколько веков назад, так и теперь, на пороге XXI века. И эта главная проблема российской истории - выбор пути развития. Как отвечали историки XIX века, специфика нашей страны - ее расположение на границе Европы и Азии. Со времен первых
норманских князей, призванных на Русь, и до наших дней идет борьба между европейским и восточным влиянием, борьба, которая, на мой взгляд, в конечном счете и определяет исторический петь нашей страны.
Введение
Начало западного влияния
Почему оно началось в xvii в
Постепенность влияния
Начало реакции западному влиянию
Церковный раскол
Его начало
Мнения о его происхождении
Патриарх никон
Заключение
Литература:
влиянию. Раскол оказал ему и более прямую услугу, ослабив
действие другого препятствия, которое мешало реформе Петра,
совершавшейся под этим влиянием. Подозрительное отношение к
Западу распространено было во всем русском обществе и даже в
руководящих кругах его, особенно легко поддававшихся западно-
му влиянию, родная старина еще не утратила своего обаяния.
Это замедляло преобразовательное движение, ослабляло энергию
нововводителей. Раскол уронил авторитет страны, подняв во имя
ее мятеж против церкви, а по связи с ней и против государс-
тва. Большая часть русского церковного общества теперь увиде-
ла, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать эта
старина и какими опасностями грозит слепая к ней привязан-
ность. Руководители преобразовательного движения, еще коле-
бавшиеся между родной стариной и Западом, теперь с облегчен-
ной совестью решительнее и смелее пошли своей дорогой. Осо-
бенно сильное действие в этом направлении оказал раскол на
самого преобразователя. В 1682 г. вскоре после избрания Петра
в цари, старообрядцы повторили свое мятежное движение во имя
старины (спор в Грановитой палате 5 июля). Это движение, как
впечатление детства на всю жизнь врезалось в душу Петра и не-
разрывно связало в его
не, расколе и мятеже: старина - это раскол; раскол - это мя-
теж; следовательно, старина - это мятеж. Понятно, в какое от-
ношение к старине ставила преобразователя такая связь предс-
тавлений.
В заключение - несколько выводов. Как было показано в
реферате, церковная реформа в России
в целом закончилась поражением. Это, конечно, звучит парадок-
сально - ведь новые каноны, новые обряды были утверждены, они
вошли в церковную практику и сохранились до наших дней, когда
православная церковь
сятилетий забвения. Но тогда, в середине XVII века, раскол
имел два непосредственных результата: снятие с поста идеолога
реформы патриарха Никона и отход от официальной церкви боль-
шой части верующих-старообрядцев. После Никона в России не
было никогда столь
монархам-реформаторам в осуществлении их преобразований.
Таким образом, в
лице Никона православная
века потерпела двойное
царя и в попытке
влияния греческого, византийского, не опасного для православ-
ной традиции и господства самой православной церкви в стране.
Поражение церкви означало снятие самой мощной преграды
на пути европейского влияния в России, того влияния, которое
осуществилось в полной мере через реформы Петра Великого в
начале XVIII века. Этот пример доказывает, что успех глубин-
ных реформ в такой сложной стране, как Россия, возможны лишь
в том случае, если коренным преобразованиям в экономике, по-
литическом строе, образе жизни предшествует серьезная подго-
товка общественного сознания (в том случае - религиозного) на
протяжении нескольких десятилетий. В противном случае страну
ждет не расцвет петровской Руси динамичной, устремленной в
будущее, а череда глубоких кризисов в сфере экономики, поли-
тики, а также в сфере общественного сознания. Вот почему дан-
ная концепция событий истории России середины XVII века мне
кажется актуальной сегодня, в середине 90-х годов XX века.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ключевский В.О. с/с в 9 тт. т.3 М. Мысль 1988
2. Костомаров Н.И.
Российская история в
ее главнейших деятелей. М. 1991
3. Рыбаков Б.А. История СССР с древнейших времен до кон-
ца XVIII века. М. 1983
Информация о работе Западное влияние на церковный раскол в России