Бенджамин Франклин предлагал
создание широкого государственного
союза. Кроме колоний, заключивших
ранее договор об «Ассоциации»,
предусматривалось равноправное участие в этом объединении
Квебека, Ирландии, Бермудских островов,
Восточной и западной Флориды и других
территорий.
Особенности проекта Франклина
определялись условиями переходного
периода, который переживало патриотическое
движение Америки летом 1775 г. Конфедерация
мыслилась пока еще как политическое,
военное и государственное объединение
«колоний», а не «штатов» (независимых
государств). Срок действия союза, не смотря
на указание о его временном характере,
был неопределенным. Существование его
предполагалось до тех пор, пока британские
войска не будут выведены из Америки. Только
после удовлетворения этих требований
колонии должны были восстановить их прежние
связи и дружбу с Британией», в противном
случае эта конфедерация могла стать постоянной
[19, с.273-274].
Условия примирения, выдвигавшиеся
в проекте, являлись для господствующих
классов метрополии не только
неприемлемыми, но и дерзкими
и были фактически рассчитаны
на отказ Великобритании, удовлетворить
их. Консервативные делегаты конгресса во главе с Дикинсоном
расценивали предложение Франклина как
шаг, призванный укрепить силы радикалов.
Поэтому консерваторы приложили немало
усилий для того, чтобы не допустить обсуждение
«Статей конфедерации».
Однако конформизм колониального конгресса имел свои
пределы. После получения 8 января 1776 г.
сообщения о решении Англии подавить «мятеж»
колоний любой ценой на идеологической
арене появляется новое лицо. 10 Января
1776 г. в Филадельфии увидел свет памфлет,
явившийся высшим достижением антиколониальной
мысли, памфлет назывался «Здравы смысл»,
а его автором был Томас Пейн. Англичанин,
приехавший в Америку в 1774 г. Его работа
вносила в идейную платформу американских
идеологов две доктрины, способствовавшие
ее преобразованию в революционную теорию:
законченную во всех чертах концепцию
республиканизма, провозгласившую курс
на революционные внутренние преобразования
в Северной Америке. Его памфлет впервые
предлагал американцам демократические
ориентиры внутриполитических преобразований.
Отвергая бытовавший тогда в колониальной
идеологии принцип «смешанного правления»,
Пейн предлагает в качестве идеальной
политической формы «чистую республику»
или «чистую демократию» [15, с.47].
Однако эти положения были
неприемлемы для большинства идейно-политических лидеров
американцев. Точка зрения этого большинства
была наиболее полно выражена Джоном Адамсом
в «Мыслях о правительстве», написанных
в январе 1776 г. Поддерживая установление
республиканских форм правления в Америке
и допуская в принципе некоторую демократизацию
общественной жизни, Дж.Адамс решительно
выступал против положений предложенных
Пейном. Его республиканизм носил элитарный,
консервативный характер. Также он стремился
доказать нецелесообразность широкого
народовластия. Дж.Адамс считал невозможным
участие масс в управлении и разработке
законов. Чтобы не вступать в противоречие
с популярной в то время теорией общественного
договора, в соответствии с которой народ
- источник всякой власти, Адамс проводит
мысль о необходимости «делегировать
власть от многих к немногим, наиболее
мудрым и добрым» [59, с.222].
Внимание Адамса привлекает также
обоснование принципа разделения
власти. Он считает недопустимым
сосредоточение всех видов власти
в однопалатной ассамблее. По его мнению, «народ не может
долго быть свободным, даже счастливым,
когда система управления состоит из одной
ассамблеи» [7]. Адамс хорошо знал характер
отношений внутри буржуазии, он предполагал,
что органы власти станут объектом борьбы
различных ее группировок.
Он доказывал, что представительная
ассамблея, как орган законодательный,
не пригодна для осуществления
функций исполнительной власти.
Еще менее пригодна представительная
ассамблея для осуществления
функций судебной власти, так
как «она слишком многочисленна, медлительна
и мало осведомлена в законах».
Власть в государстве, по мнению
Дж.Адамса, должна быть разделена
на три независимые друг от
друга сферы - законодательную,
исполнительную и судебную. Законодательная
власть представляется двухпалатным органом -
ассамблеей, которая избирает из своей
среды совет в составе 20-30 человек - высшую
палату. Совет имеет право вето на решения
нижней палаты. Обе палаты избирают ежегодно
главу исполнительной власти - губернатора,
который имеет вето на решения законодательной
власти. Судебная власть должна быть независимой
как от законодательной, так и от исполнительной,
контролировать их, как они в свою очередь
контролируют судебную власть [59, с.223].
Такова схема политического и государственного устройства, предложенная
Джоном Адамсом. В ее основе лежит принцип
строгого разделения и равновесия властей,
так называемое «сбалансированное управление».
В государственном механизме, основанном
на разделении власти, Адамс видел гарантию
равновесия между различными политическими
группировками и надежную защиту от влияния
социальных низов на управление государством.
На протяжении всей своей государственной
и политической деятельности он энергично
обосновывал этот принцип, стремясь положить
его в фундамент зарождавшейся в Америке
государственности.
Но ни одно из рассмотренных
предложений не получило одобрения
большинства до 1777 г.: слишком велики
были разногласия внутри революционного
лагеря, слишком еще давали о
себе знать силы, выступавшие за примирение с Англией. Только
к весне 1776 г. соотношение сил в стране
и в конгрессе стало меняться в пользу
сторонников независимости. Жесткая политика
метрополии в отношении восставших колоний
значительно подорвало влияние противников
отделения от Англии, что позволило конгрессу
в мае 1776 г. объявить о ликвидации всех
государственных органов, созданных на
основе королевских хартий и законов.
4 июля 1776 г. была принята Декларация
независимости. Она официально
провозгласила независимость колоний в качестве суверенных штатов.
Будучи идеологически подготовленной
предшествующей философской мыслью, Декларация
независимости, сама являлась теоретическим
документом, концентрированно представляющим
важнейшие принципы социальной философии
американского Просвещения (признание
человеческой личности и ее «неотчуждаемых
прав», договорного происхождения государства
и народного суверенитета, права на восстание
и расторжение «общественного договора»
в случае если он переставал удовлетворять
интересам договаривающихся). Декларация
независимости стимулировала борьбу за
преобразование общественной жизни и
государственных органов управления в
стране.
На начальных этапах революции,
когда в США возобладало убеждение
о том, что они будут существовать
как объединение 13 суверенных политических
обществ, демократы уделили первостепенное
внимание конституциям штатов.
Общей чертой мероприятий во
всех бывших колониях явилось
изъятие из текста конституций
идей о политической и экономической
зависимости и связях с метрополией. В антимонархических
конституциях утверждались принципы независимости
и республиканского строя. В ряде штатов
они подкреплялись биллями о правах, в
которых формулировались также лозунги
патриотического движения, как право на
суд присяжных, право не платить налоги
и не соглашаться на законы, не одобренные
населением через избранных им представителей,
и другие аналогичные положения [19, с.276].
Глубина политических перемен
зависела от успехов освободительного
и демократического движения в каждом отдельном штате.
В Пенсильвании, где победили демократы,
защищавшие интересы широких слоев сельского
и городского населения, всем плательщикам
налогов было предоставлено право голоса
на выборах местного правительства. В
Виргинии, напротив, плантаторы и умеренные
политики отвергли джефферсоновские планы
демократических изменений в экономической
и политической областях и ограничились
декларированием прав всех граждан на
«жизнь, свободу и собственность». В Массачусетсе
и Мэриленде сохранились высокие имущественные
цензы, как для занятия выборных, так и
для участия в самих выборах.
Многие штаты зафиксировали в
своих конституциях положения,
ослабляющие исполнительную власть.
Но реализация в государственном
строительстве идеи «народного суверенитета», которая американскими
лидерами трактовалась как приоритет
законодательной власти, зависела в отдельных
штатах опять-таки от соотношения сил
в лагере патриотов.
В Пенсильвании демократы ликвидировали
засилье местной олигархии и
консерваторов. Избиратели здесь получили
возможность в известной степени контролировать
своих депутатов упростить структуру
органов власти. Воззрения и концепции
Т.Пейна, Б.Франклина, Т.Джефферсона послужили
источником, на основании которого патриоты
Пенсильвании разрабатывали конкретные
положения для конституции штата. Консервативные
критики называли порядки в Пенсильвании
«толпократией», в этом и в других штатах
они сопротивлялись проведению подобных
перемен.
В 1776 году в штатах завершился
процесс ликвидации королевской администрации.
Радикальные лидеры успешно боролись
за власть в провинциях. Это заставило
консервативные группировки пенсильванцев
и ньюйоркцев во главе с Дикинсоном, Вильсоном,
Моррисом и др. изменить тактику. Если
ранее они выступали против осуждения
проекта «Статей конфедерации» Бенджамина
Франклина, так как полагали, что объединение
колоний усилит сторонников войны с метрополией,
то весной и летом 1776 года, когда вопрос
об отделении от Англии был решен, они
стали энергично добиваться создания
сильного центрального правительства,
которое стремились использовать в противовес
развитию демократического движения на
местах.
Умеренные делегаты также изменили
свое поведение и стали сотрудничать
с консерваторами в определении
государственной политики, с тем, чтобы остановить
дальнейшее развитие демократических
тенденций. Такое сотрудничество позволило
им преодолеть сопротивление левого крыла.
Лоялисты со своей стороны решительно
атаковали Пейна, Франклина, Мэтлека и
других радикальных руководителей. Объединение
консервативных и умеренных делегатов
в конгрессе позволило Дикинсону приступить
к разработке нового проекта конституции,
также получившего название «Статьи конфедерации»
и внесенного 12 июля 1776 года на обсуждение
континентального конгресса. Основой
для его разработки в значительной степени
послужили отвергавшиеся Дикинсоном в
1775 году предложения Франклина и другие
более ранние проекты союза и конституционно
устройства колоний. Несмотря на то, что
штаты уже провозгласили независимость,
авторы предусматривали создание федерации
и вечного союза «колоний».
В проекте Дикинсона нашли
отражение идеи консервативных
политических деятелей о создании
сильной центральной власти. Он
включал массу оговорок и исключений,
допускавших широкое толкование полномочий отдельных
«колоний» и центральных органов власти,
и оставлял входящим в федерацию «колониям»
весьма неопределенные и незначительные
права. Заявляя о том, что «каждая колония
должна сохранять и использовать свои
существующие законы, права и таможенные
пошлины и сохранять за собой единственное
и исключительное право на управление
своей внутренней политикой», конституционная
комиссия тут же с помощью оговорок сводила
на нет права штатов на определение их
внутренней политики, и принятие самостоятельных
решений [19, с.277]. Конгрессу – «Ассамблее
Соединенных Штатов» - предоставлялись
широкие полномочия и в ряде случаев практически
неограниченная власть. «Ассамблея Соединенных
Штатов» уполномочивалась на вмешательство
во внутреннюю политику любой «колонии»,
допускаемое «Статьями конфедерации».
Проект существенно ограничивал деятельность
властей колоний, проводящих самостоятельные
радикальные преобразования. В случае
принятия в неизмененном виде проект Дикинсона
он оказался бы средством подчинения широких
слоев американского общества контролю
со стороны централизованной власти и
привилегированных слоев общества.
В компетенцию Ассамблеи входило
решение вопросов войны и мира;
разбирательство дел о пиратстве
и преступлениях в открытом море; внешняя политика страны и заключение
союзов с иностранными державами; отношения
и регулирование торговли с индейскими
племенами; приобретение новых земель;
назначение военных и гражданских чиновников;
регулирование финансов и многие другие
вопросы. В качестве органа исполнительной
власти предлагалось учредить Государственный
совет с широкими полномочиями.
Создание авторитетной центральной
власти было положительным явлением,
необходимым для объединения
разрозненных британских владений
в Северной Америке в сильное государство.
Однако в условиях острой политической
борьбы эта власть могла быть использована
консервативными политиками против достижения
полной независимости американских колоний
и демократизации жизни в стране.
Дикинсон был поддержан Александром Гамильтоном.
Однако часть консерваторов, прежде всего
южан, была против централизованного правительства
и выступила против проекта. Многие демократически
настроенные представители, понимая суть
предложений Дикинсона, выступили против
них. Сильное предубеждение вызывал тот
факт, что план Дикинсона фактически создавал
не только сильное центральное правительство,
но и восстанавливал власть олигархии,
против которой колонисты боролись много
лет. Радикальные лидеры в конгрессе, связанные
с лидерами в штатах, графствах и отдельных
городах, отражали требования масс о демократизации
аппарата управления и усилении влияния
простых граждан и считали, что децентрализация
власти обеспечит такой контроль.
Среди политических деятелей, разделявших демократические убеждения
и видевших будущее Америки в сильном,
но демократическом государстве, также
были разногласия. Часть из них поддерживала
в плане Дикинсона принцип централизма.
В ходе дискуссии, проходившей не только
на заседаниях конгресса, но и в штатах
и отдельных городах, они пытались наполнить
этот план демократическим содержанием.
Другие же колебались или отвергали его.
Делегат второго континентального
конгресса Берк, являясь одним
из наиболее деятельных политиков
в конгрессе и в Северной Каролине, которую он представлял,
оказался в числе руководителей сильной
группировки, требовавшей создания децентрализованного
государства. Защищая демократические
положения, Берк использовал сепаратистские
настроения умеренных и консервативных
делегатов юга и других штатов и, опираясь
на их поддержку, настоял на изменениях,
существенно ослаблявших власть конгресса.
В 1777 году его группа добилась ликвидации
почти всех попыток консерваторов-централистов
организовать сильный государственный
аппарат [7].