Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:58, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение вопроса о межкультурном взаимодействии сегодня представляет особый интерес в контексте рассмотрения наиболее актуальных проблем международных отношений, таких как сложность национальной самоидентификации в поликультурном обществе, сохранение традиционной культуры коренного населения. Особенно остро вопрос о сохранении традиционных культур встал в современную нам эпоху складывания постиндустриального общества, когда вследствие процессов глобализации быстрыми темпами идет процесс растворения национальной культуры в «общемировой», подмены национальных и этнических культурных ценностей некими «общечеловеческими».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И КОЛОНИЗАТОРСКАЯ ПОЛИТИКА США……………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ СФЕРАХ
2.1. Изменения в социально-экономической организации у колонизаторов и автохтонного населения Северной Америки………………………………………..28
2.2. Религия, художественное творчество североамериканских индейцев……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………
Целью данной работы является изучение жизни индейцев Северной Америки в XVII-XVIII вв.
Для достижения цели необходимо поставить ряд задач:
Хронологические рамки. Исследование охватывает период с 1607 г., от основания первого постоянного английского поселения Джеймстаун по 1890 - е гг., когда в основном завершились вооруженные столкновения с индейским населением США. Этот период характеризует процесс складывания американской нации, немалую роль в котором сыграло аборигенное население Североамериканского континента. XVII - XIX вв. стали периодом проведения особо жесткой политики, сначала английской метрополии, а затем и правительства США, в отношении коренного населения, которое можно охарактеризовать как геноцид и этноцид. На протяжении первой четверти XX в. кардинальных изменений в плане межкультурного взаимодействия двух рассматриваемых культурно-исторических общностей не произошло, однако в 1924 г. был принят закон, провозгласивший всех индейцев полноправными американскими гражданами, который вместе с тем знаменовал собой формальное завершение опеки над ними со стороны конгресса США. Так в XX в. было положено начало утверждению демократического принципа в отношениях между евроамериканцами и индейцами, что ознаменовало новый этап в их развитии. Уместно обозначить 1924 г. условно как верхнюю границу в истории определения статуса коренного населения Северной Америки, но не рассматривать первую четверть XX в. специально.
Территориальные рамки. Исследование охватывает всю территорию современных Соединенных Штатов Америки, за исключением юго-западных территорий, которые находились в ведении Испании, а затем Мексики до середины XIX в. В испанских колониях и остальных европейских колониях методы колонизации и характер контактов местного населения с пришлым существенно различались. Если в колониальный период в европейских колониях Атлантического побережья коренное население было либо объектом эксплуатации пушных компаний, либо помехой в овладении удобными землями, но очень мало - рабочей силой, то в юго-западных колониях объектом экспроприации оказались и земля и труд индейца. Поэтому юго-западный регион территории Соединенных Штатов Америки со своей спецификой не входит в географические рамки данного исследования, а требует отдельного детального рассмотрения.
Источниковую базу данного исследования составили следующие группы источников: политического характера - делопроизводственная документация -договоры об уступке земель, заключавшиеся между представителями США и вождями индейских племен, законодательство США.
Методологическая база. В основе данного исследования лежит полифакторный подход к изучению истории. Он представляет собой синтез формационного и цивилизационного подходов к изучению исторического процесса. Для освещения данного вопроса представляется необходимым использование проблемно-хронологического и сравнительно-исторического или компаративного методов исторического исследования.
Уместно и использование в данной
работе элементов методологии
ГЛАВА 1. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ
АМЕРИКИ И КОЛОНИЗАТОРСКАЯ
Когда речь идет о политической составляющей взаимодействия европейского и аборигенного населения Северной Америки, необходимо учитывать наличие государственности у европейцев и отсутствие государственности у индейцев. Поэтому политические отношения двух означенных культурно-исторических общностей заведомо носили практически односторонний характер. Политическое взаимодействие свелось к решению земельного вопроса и определению статуса коренного населения.
Установив суверенитет над заокеанскими территориями, британские власти, однако, в определенной мере признавали за их коренным населением право на свои исконные земли - так называемое аборигенное (native, aboriginal) право. Такой подход основывался также на характерном для рассматриваемой эпохи понятии «первозданного общества». Индейские племена, с точки зрения колонистов являвшиеся такими сообществами, обладали неоспоримыми территориальными правами. В силу этого в первые десятилетия колониального господства англичане (европейцы) практиковали мирные, экономические формы отчуждения индейских земель: покупку, обмен, договорную уступку и т.п. Большинство сделок такого рода, впрочем, были надувательством коренного населения.
Пока белое население было малочисленным и колонии экономически слаборазвитыми, контакты пришельцев и местных жителей были относительно мирными. Европейские поселенцы жили с индейцами как соседи, допуская автономное положение их племен. Но по мере освоения континента и прибытия новых иммигрантов жители колоний, чтобы увеличить свои территориальные владения, начали захватывать новые пространства индейских земель [Стельмах, 1990, c. 46].
Систематическому вытеснению
индейского населения предшествовала
ревизия легальности
Доктрина «ничейного
владения» послужила
Весной 1644 г. восстали поухатаны в Вирджинии, возглавлявшиеся вождем Опеканканом. В ответ на террор властей колонии индейцы, в свою очередь, приступили к уничтожению поселений белых в долине р. Йорк. Восстание удалось подавить. После этого началось методическое уничтожение поухатанов, численность которых за короткий срок сократилась с 8 тыс. до 1 тыс. человек [Стельмах, 1990, c. 47].
Приход европейцев изменил характер индейских войн. Раньше они представляли собой кратковременные стремительные набеги, в которых принимала участие небольшая часть молодых воинов. Противники сходились в бою, и стычка обычно кончалась отступлением одной из противоборствующих сторон, как только она теряла несколько человек убитыми или ранеными. Овладев огнестрельным оружием и оказавшись втянутыми в борьбу европейских колонистов друг с другом, индейцы начали вести войны за уничтожение соседних племен. Резко возросло число жертв. Ирокезы, например, только за период с 1647 по 1659 гг. в результате нападений на селения гуронов уничтожили половину этого многочисленного племени [Браун Ди, 1988, c. 12]. Безусловно, европейское оружие и заимствованная у колонизаторов тактика ведения боя активно использовались индейцами и против колонизаторов.
В 1675 - 1676 гг. мощное восстание вампаноагов едва не поставило под угрозу существование колонии Массачусетс. С июля по декабрь 1675 г. отряды вампаноагов, во главе которых стоял умный, энергичный вождь Метаком, прозванный англичанами «королем Филиппом», практически очистил от белых поселенцев территорию вокруг столицы колонии г. Бостон. Метаком объединил все индейские племена Новой Англии в могучую конфедерацию, решительно выступившую против британских колонизаторов.
Только благодаря приходу подкреплений из соседнего Коннектикута массачусетскому ополчению 19 декабря 1675 г. удалось отбросить индейцев от окрестностей города. «Король Филипп» был выдан предателем, его казнили, и голову его выставили на шесте в городе Плимуте [Брассер, 1978, c.46]. Деятельность Миантономо послужила важным стимулом к созданию Объединенных колоний Новой Англии и проведению еще более жесткой политики белых в отношении индейцев [Там же, c. 46].
С разгромом «короля Филиппа» погас последний крупный очаг индейского сопротивления в районе Атлантики. Коренное население этих территорий было почти полностью истреблено, а его остатки «замирены». Поток колонистов между тем двинулся далее к западу и перевалил за Аллеганские горы. К середине XVIII в. он достиг района Великих озер, где в то время жили племена виандотов, чиппева, потаватоми, кикапу, шауни, оттава. Массовый захват земель этих районов начался еще во время Семилетней войны Англии и Франции 1756 – 1763 гг. Однако более чем столетний опыт контактов с британскими колонизаторами научил индейцев многому. Белые столкнулись с организованным сопротивлением. Вождь оттава, талантливый военачальник и стратег Понтиак, заключив военный союз с соседними племенами, 10 мая 1763 г. с огромным отрядом индейцев (1 тыс. человек) атаковал г. Детройт. Понтиак создал из представителей всех индейских племен востока Северной Америки своего рода генеральный штаб. К созданному Понтиаком союзу присоединились (за исключением Лиги ирокезов) все индейские племена востока тогдашней британской Северной Америки. Штурм был отбит, однако индейцы в течение следующих шести месяцев держали город в осаде, попутно уничтожив окружающие его форты и поселки и перебив почти 2 тыс. британских солдат и поселенцев. Лишь подкупив некоторых вождей - союзников Понтиака, англичане смогли ослабить войско индейцев, которые вынуждены были снять осаду Детройта [Стельмах, 1990, c. 47]. Грозное восстание Понтиака, показавшее потенциальную мощь сплоченных действий индейцев, заставило метрополию отказаться от конфронтации с коренным населением колоний. 7 октября 1763 г. была издана прокламация короля Георга III, регламентировавшая отношения с индейцами в британских владениях в Америке. В этом документе, с одной стороны, подтверждался феодальный суверенитет королевской власти над этими территориями, а с другой – индейцам гарантировались земли к западу от Аллеган и р. Миссисипи, где белым под угрозой наказания и монаршей немилости запрещалось без особого на то соизволения приобретать собственность и создавать поселения [Стельмах, 1990, c. 47]. Наряду с этим королевская прокламация преследовала и другие цели. В условиях недовольства и брожения в колониях накануне Войны за независимость британская корона пыталась укрепить там свою власть. С этой целью она стремилась противопоставить колонистам коренных жителей, используя этот рычаг, чтобы сохранить феодальную эксплуатацию заокеанских владений. Однако, начавшаяся в 1776 г. Американская революция положила конец колониальному периоду истории страны.
Успешному укреплению контроля колониальных властей над индейскими племенами способствовали ожесточенные междоусобные конфликты индейского населения. Используя разногласия среди индейцев и тот факт, что силы индейцев постоянно этим подрывались, колониальные власти боролись за сферы влияния на континенте и стремились таким образом очистить территории от аборигенов. Так, вооружив в 1680 г. воинственное племя шауни, каролинские плантаторы натравили его на уэстов, после уничтожения которых стали отправлять шауни в походы за рабами в глубь испанской Флориды. Вооруженные огнестрельным оружием, индейцы с помощью белых работорговцев захватили в плен 12 тысяч тимуква, гуале и аппалачей, истребив при этом несколько тысяч остальных обитателей северной Флориды. А когда шауни решили уйти от своих каролинских «союзников» в Пенсильванию, большая часть племени была вырезана руками индейцев катабва. С помощью катабва, чироки, криков и ямаси белые каролинцы разгромили поднявшееся в 1710 г. против поселенцев ирокезское племя тускарора [Браун, 1988, c. 12]. Ирокезский союз племен сенека, каюга, онондага, онейда, могауки, - Лига ирокезов, - главный поставщик мехов для английских компаний, - долгие годы господствовал благодаря колониальному соперничеству Англии и Франции на северо-востоке нынешних США. Англичане снабдили Лигу огнестрельным оружием и запретили своим торговцам продавать оружие другим племенам, территория которых подверглась экспансии ирокезов. Лига получила монополию в торговле с англичанами и подчиняла западные племена, превращая их в данников или изгоняя с охотничьих угодий, где водились бобры, шкурки которых были главным объектом торговли с англичанами. На западе и севере французские торговцы пытались противопоставить ирокезам алгонкинские племена, жившие у Великих озер и к югу вдоль Миссисипи. Но французы неохотно снабжали «своих» индейцев огнестрельным оружием, и это ослабляло их позиции. Вплоть до окончания англо-французских войн в Америке вся восточная часть нынешней территории США была ареной братоубийственных войн между индейскими племенами [Гонионский, 1973, c. 118].
Уже к началу XVIII в. многие небольшие племена или были почти полностью истреблены, или оттеснены со своих земель и вошли в более могущественные объединения индейцев. Некоторые оказались рассеянными, распыленными, частично ассимилировались и перестали существовать как этнические единицы. Исчезли племена союза тимуква в Северной Флориде, многие племена прибрежных островов Северной и Южной Каролины, которых истребляли и продавали в рабство в Вест-Индию и англичане и испанцы; были уничтожены объединенными усилиями англичан и союзных им индейцев племена Южной Флориды и многие другие.
Переселения и связанное
с колониальными войнами
Стоит также отметить,
что, пожалуй, наивысшей формой общественной
организации североамериканских индейцев
была именно Лига ирокезов – конфедерация сначала пяти, а затем
шести ирокезских племен. Идея создания
конфедерации «великого мира», как часто
называли эту Лигу, приписывается ирокезскому
пророку Дагеноведе. Организация состояла
в следующем: каждое племя в рамках конфедерации
было независимым; конфедерацией руководил
совет Лиги из 50 сэчемов - представителей,
своего рода депутатов всех племен Лиги;
никакого верховного и тем более наследственного
властителя у нее не существовало, но было
два равноправных военачальника. В совете
Лиги все важнейшие вопросы решались на
основе единогласия. Каждый из «шести
народов» конфедерации обладал правом
вето. Л. Г. Морган назвал такой тип общественной
организации военной демократией – властью
военных вождей при сохранении остатков
первобытного коллективизма и демократии
на стадии разложения первобытно-общинного
строя [Morgan L.H. Houses and House Life of the American Aborigines.
Contributions to North American Ethnology. [Elec-tronic resource] /
L.H. Morgan. - http://www.first-americans.
Появление на континенте независимого американского государства, основатели которого, верившие в божественное предопределение собственной нации, изначально предполагали территориальное расширение своей страны, сыграло решающую роль в судьбе индейцев. За первые сто лет существования США коренные жители лишились почти всех земель и независимости. Однако исторически этот процесс развивался отнюдь не столь прямолинейно, и политика федерального правительства в отношении индейцев принимала на различных этапах различные формы.