Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:58, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение вопроса о межкультурном взаимодействии сегодня представляет особый интерес в контексте рассмотрения наиболее актуальных проблем международных отношений, таких как сложность национальной самоидентификации в поликультурном обществе, сохранение традиционной культуры коренного населения. Особенно остро вопрос о сохранении традиционных культур встал в современную нам эпоху складывания постиндустриального общества, когда вследствие процессов глобализации быстрыми темпами идет процесс растворения национальной культуры в «общемировой», подмены национальных и этнических культурных ценностей некими «общечеловеческими».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И КОЛОНИЗАТОРСКАЯ ПОЛИТИКА США……………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ СФЕРАХ
2.1. Изменения в социально-экономической организации у колонизаторов и автохтонного населения Северной Америки………………………………………..28
2.2. Религия, художественное творчество североамериканских индейцев……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………
Ко времени Войны за независимость индейские племена восточных областей Северной Америки, хотя и оттесненные на запад, все еще занимали большие территории и играли значительную роль в политической жизни Америки того времени. Накануне этой войны британское правительство постаралось урегулировать свои отношения с индейцами, надеясь найти в наиболее могущественных племенах - в Лиге ирокезов, юго-восточных племенах – союзников за сохранение власти над колониями. Ирокезские отряды - племена Сенека, кайюга, могавков, онондага - участвовали в нескольких сражениях против колоний, однако потерпели сокрушительное поражение. Часть ирокезских племен ушли еще до заключения мирного договора между США и Англией в Канаду, где их бывший союзник - английское правительство - поместили индейцев в резервации [Гонионский, 1973, c. 120].
Умело использовали свое пограничное положение между соперничавшими колониями Англии, Франции, Испании юго-восточные племена криков, чоктавы и др. Они находились на безопасном расстоянии от первоначальных путей европейской колонизации и долгое время играли на противоречиях между соперниками по колонизации Северной Америки, а позднее между Англией и североамериканскими колониями. Благодаря этому они смогли до XIX в. в основном сохранить свои земли [Там же, c. 121].
В первые десятилетия после Войны за независимость произошла ломка традиционного курса Англии и других колониальных держав в индейском вопросе, признававшего коренных жителей подданными европейских монархов. В 1787 г. министр обороны США Г. Нокс предложил рассматривать индейские племена как зарубежные нации, не подвластные какому-либо штату, а их право на владение своими землями - законным и не подлежащим сомнению. Эта точка зрения была принята конгрессом, издавшим 13 июля 1787 г. так называемый Северо-Западный ордонанс, в котором декларировался независимый статус индейских народов.
Провозглашение подобного
Провозглашение независимости индейских племен вопреки утверждениям многочисленных буржуазных ученых проистекало не из принципов гуманности, демократии и человеколюбия, а было связано с конкретной политической ситуацией на рубеже XVIII - XIX вв. Пересмотр раннеколониальной политики, зиждившейся на праве завоевания произошел прежде всего ввиду того, что сохраняя свое присутствие на континенте европейские колониальные державы - Испания и особенно Англия - могли использовать для борьбы с США мощное сопротивление индейцев прямому захвату их земель американцами. В таких условиях Соединенным Штатам было куда удобнее отказаться от открытой конфронтации с коренными жителями в пользу сравнительно мирных средств отчуждения земель последних. Впрочем, хотя договоры и стали основным средством территориальной экспансии молодого американского государства, это не означало, что правящие круги страны отказались от угрозы применения против индейцев силы как таковой. О мирном сотрудничестве индейцев и европейцев свидетельствует договор о мире и дружбе с индейцами сиу, датированный 1 июня 1816 г. [A treaty of peace and friendship, June 1, 1816, proclamation, Dec. 30, 1816. («Statutes at Large», VII, 143). [Electronic resource]. - http://lcweb2.loc.gov. html. (5 апреля 2009)]. Согласно договору должны быть прощены друг другу все взаимные обиды и оскорбления, гарантируется вечный мир, все прежние земельные уступки со стороны индейцев подтверждаются. Договор 1825 г. оговаривал условия торговли Соединенных Штатов с индейскими общинами [Treaty with the Teton, Yancton, and Yanctonies bands of the Sioux tribe of Indians, June 22, 1825, proclamation, Feb. 6, 1826. (“Statutes at Large”, VII, 250 - 251). [Electronic resource]. - http://lcweb2.loc.gov. html. (5 апреля 2009)]. Однако в первой четверти XIX в. федеральное правительство вело ряд крупных индейских войн: в 1812 г. - с племенным союзом шауни, возглавлявшимся Текумсе, в штате Огайо; в 1815 г. - с конфедерацией криков в Алабаме; в 1816 - 1818 гг. - с семинолами во Флориде. Эти племена не желали заключать договоры. Кроме того, Текумсе хотел создать новое объединение североамериканских индейцев - и не только военное. Текумсе намеревался создать индейское государство, «индейскую унию» в противовес Унии североамериканской. Своим планом он старался увлечь и действительно увлек все северо-восточные и восточные индейские племена. Текумсе был выдающимся оратором, был первым, я бы сказал, государственным деятелем североамериканских индейцев.
После конгресса представителей всех индейских племен американского востока, который Текумсе созвал в 1807 году, идея индейской унии начала осуществляться. Индейцы впервые требуют, чтобы США, если они хотят приобрести новые индейские земли, в будущем вели переговоры не с отдельными индейскими племенами, а только с представителями всего индейского народа [Стингл, 1978, c. 294]. Однако этим планам не суждены было претвориться в жизнь, так как тщательно готовившееся Текумсе восстание потерпело поражение. Однако сам факт существования идеи «индейской унии» говорит о зарождении государственного начала, политической организации у индейцев.
Государственная политика «оцивилизовывания» индейских племен привела к появлению у одного из наиболее развитых племен юго-востока - чироков - собственной конституции, в которой функции власти были разделены между законодательными, исполнительными и судебными органами. Старые племенные советы были заменены выборным двухпалатным парламентом. Свои законы они объединили в несколько законодательных сводов [Стингл, 1978, c. 296].
Пересмотр статуса индейцев
легализовал новое наступление
на их территории, совпавшее с президентством Э.
Джексона (1829 - 1837 гг.). Его администрация
получила особые полномочия для решения
индейской проблемы; в 1830 г. конгресс издал
закон о переселении индейцев [The Indian Removal
Act of 1830. [Electronic resource]. - http://www.civics-online.org/
Договоры с «зависимыми нациями» существенно отличались от соглашений более раннего периода. Прежде всего ужесточались условия земельных уступок. Власти страны стали требовать от индейцев не передачи части владений белым гражданам, а ухода из этих владений навсегда – переселения в отдаленные районы Соединенных Штатов к западу от 98 з.д., где в пределах нынешних границ штата Оклахома для них создавалась специальная Индейская территория. Это подтверждает договор 1837 г., касающийся уступки Соединенным штатам земель на востоке Миссисипи, с которых индейцы были выселены [Treaty with the Sioux, 1837 («Statutes at Large», VII, 538 – 539). [Electronic resource]. - http://lcweb2.loc.gov. html. (5 апреля 2009)].
Договоры второй трети XIX в. серьезно ущемляли автономию племен. К примеру, право племен отправлять правосудие допускалось лишь тогда, когда и истец и ответчик были индейцами; если же один из них был белым, слушания проходили в ближайшем окружном суде, причем чиновники БДИ получили право привода индейца на разбирательство. Другими словами, белые американцы получали в Индейской территории экстерриториальные права. Межплеменные отношения также попадали теперь под контроль федеральных властей, навязавших им принудительный арбитраж в случае конфликтов между какими-либо индейскими народами. Наконец, власти оговорили право иметь в индейских землях военные форты с гарнизонами, естественно находившимися вне контроля племенных органов самоуправления. Все это говорило о том, что одновременно с изгнанием коренного населения из восточных районов страны правящие круги США стремились полностью ликвидировать остатки его самостоятельности.
В тех случаях, когда индейцы заявляли о нежелании переселяться, как и ранее, против них использовался веский аргумент в виде вооруженных сил. Среди наиболее масштабных индейских войн конца первой половины XIX в. следует упомянуть войну с племенем саук, возглавлявшимся Черным Ястребом, в 1832 г. в Иллинойсе и вторую по счету войну с семинолами 1835 1842 гг. Около 40 % договоров о переселении было заключено при формальном согласии индейцев, под угрозой применения силы. В итоге к началу гражданской войны 1861 - 1863 гг. на востоке Соединенных Штатов коренных жителей почти не осталось [Тишков, 1990, c. 51].
Кровопролитная война между свободными северными и рабовладельческими южными штатами не ослабила давления на индейцев. Продвижение белого населения на запад не только не остановилось, но после принятия в мае 1862 г. закона о гомстедах стало еще более интенсивным. Первыми уже к осени 1862 г. это почувствовало сиуанское племя мдеукантон в Миннесоте. Мдеукантон во главе с вождем Вороненком оказали сильное сопротивление, совершая успешные рейды на поселения белых, но вскоре были рассеяны регулярной армией.
Жившие в Колорадо племена чейенов и арапахо пытались разрешить земельные споры с белыми поселенцами мирным путем. С этой целью их представители пытались встретиться с губернатором штата и выяснить, на каком основании их лишают земель, гарантированных договорами. Переговоры не состоялись. Вместо этого 28 ноября 1864 г. на мирный лагерь индейцев у Сэнд-Крик, неподалеку от г. Денвер, обрушился кавалерийский отряд полковника Д. Чивингтона, перебивший более 200 человек. Чейены были вынуждены отказаться от своих земель.
Столкновения в Миннесоте и Колорадо, ставшие началом серии индейских войн на дальнем Западе во второй половине XIX в., одновременно послужили толчком к фундаментальной перестройке индейской политики федерального правительства, которому вновь стало необходимо «узаконить» очередной раунд наступления на владения коренных жителей. Хотя было совершенно очевидно, что миграцию белых на запад не задержат никакие заключенные ранее соглашения, столь явное пренебрежение к договорным обязательствам еще вызывало нежелательный для правительства резонанс. Началась выплата денежных компенсаций индейским семьям, пострадавшим в ходе войн. Поэтому наиболее рьяные сторонники захватов индейских территорий вскоре после окончания Гражданской войны повели в стенах конгресса атаку на независимый статус племен, остававшийся легальным барьером на пути колонизации западных районов [Тишков, 1990, c. 52]. На гребне подобных настроений в марте 1871 г. конгресс издал закон о лишении индейских племен права считаться независимыми нациями, отношения с которыми регулировались на договорной основе. Новый их статус определялся как подопечных Соединенных Штатов, в отношении которых конгресс был вправе издавать любые законы, регулирующие их жизнь и имущество. Договорный период индейской политики завершился.
Закон, ликвидировавший независимое положение индейцев стал началом наиболее трудного для них периода, который продолжался до 30-х гг. XX в. Статус подопечных был откровенным нарушением не только гражданских, но и человеческих прав коренных американцев - они, с одной стороны, находились в полной зависимости от конгресса, а с другой - не имея права голоса, не могли через избирательный механизм влиять на действия правительственных органов. Подобный статус окончательно развязал федеральному правительству руки для проведения в отношении индейцев крайне жесткого курса, получившего название политики патернализма.
Первые десятилетия
патерналистской опеки
Индейцы оказывали отчаянное
сопротивление поселению в
К концу 1880-х гг. в основном завершились войны с индейцами. Последние представители свободных племен - остатки ранее многочисленного народа хункапу и родственных им миненконноу - были зверски перебиты 29 декабря 1890 г. у поселка Вундед - Ни (Южная Дакота) в тот момент, когда их вожди, осознав невозможность дальнейшего сопротивления, решили поселиться в резервацию. После этого избиения, жертвами которого стали 300 индейцев, министерство внутренних дел США официально объявило о ликвидации индейской границы. Все племена были расселены по 160 резервациям площадью около 120 млн. акров (48 млн. га) [Тишков, 1990, c. 54].