Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:58, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение вопроса о межкультурном взаимодействии сегодня представляет особый интерес в контексте рассмотрения наиболее актуальных проблем международных отношений, таких как сложность национальной самоидентификации в поликультурном обществе, сохранение традиционной культуры коренного населения. Особенно остро вопрос о сохранении традиционных культур встал в современную нам эпоху складывания постиндустриального общества, когда вследствие процессов глобализации быстрыми темпами идет процесс растворения национальной культуры в «общемировой», подмены национальных и этнических культурных ценностей некими «общечеловеческими».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И КОЛОНИЗАТОРСКАЯ ПОЛИТИКА США……………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ СФЕРАХ
2.1. Изменения в социально-экономической организации у колонизаторов и автохтонного населения Северной Америки………………………………………..28
2.2. Религия, художественное творчество североамериканских индейцев……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………
Неоиндеанизм, зародившийся в этот период, нашел отражение в организации европейскими этнологами Джеймсом Муни и Фрэнком Спеком и их сподвижниками паувау - индейских празднеств, на которых исполняли некультовые костюмированные пляски, песни, организовывались игры, проходил обмен речами и подарками. Ежегодные паувау взяли на себя некоторые социальные функции исчезающих у индейцев июньских религиозных праздников. Таким образом, способ утверждения этнического самосознания возник у данных групп индейцев под внешним влиянием [Брассер, 1978, c. 63].
В рассматриваемый период индейская тема становится одной из классических национальных тем американской литературы.
Впоследствии уникальная культура коренного населения Америки пережила поистине глобальное распространение в качестве экзотического и героико-романтического компонента массовой культуры, со временем перешагнув национальные, языковые и даже континентальные границы [Коренное население Северной Америки в современном мире, 1990, c. 3]. Однако популяризация индейского образа носила не только положительный, но и отрицательный характер. Так, например, реальная историческая личность и герой множества романов о Дальнем Западе - Буффало Билл (настоящее его имя Уильям Коди), убивший, если верить легенде, более миллиона бизонов, выбирал среди голодающих прерийных индейцев несколько десятков особенно кровожадных на вид и потом разъезжал с ними по свету и давал представления. «Жестокие» индейцы нападали на добродетельных белых пионеров, кричали и вообще вели себя так, как об этом повествуют в «вестернах». Затем, в самый критический момент, появлялся божественный Буффало Билл, спасал колонистов «от скальпирования», прелестных колонисток «от насилия» и несколькими выстрелами разделывался со всеми «злыми» индейцами. Тут наступал конец комедии, индейцы изображали мертвых, а дамы рукоплескали полковнику Коди. С этим расистским пасквилем «мужественный» Буффало Билл ездил и по Европе, зарабатывая деньги [Стингл, 1978, c. 326].
Таким образом, в колониальный период происходит частичная христианизация индейских племен. Однако причиной следования индейцами нормам христианской морали стало рассмотрение аборигенами христианства как некого мессианизма, направленного против белых и сообщающего индейцам магические знания, которые могут отвести опасность, угрожающую их существованию.
Постепенно христианизация индейского населения повсеместно приводит к упрощению структуры традиционных обрядов и укреплению роли вождя племени именно как духовного лидера.
В период политики патернализма появляется такое явление как неоиндеанизм - благодаря деятельности европейских исследователей-этнологов осуществляются попытки возрождения утраченной культуры индейцев. Именно на этом этапе происходит частичное включение индейских традиционных праздников и обрядов в американскую культуру.
Включение индейцами в свои религиозные верования некоторых элементов христианства становится итогом христианизации коренного населения Северной Америки в рассматриваемый период.
За период с XVII по XIX вв. в американской и европейской литературе сложился противоречивый образ индейца. С одной стороны, последователи американских просветителей были склонны идеализировать образ жизни индейцев, гармонично живущих в согласии с природой. Однако наибольшее распространение получил расистский взгляд на североамериканских аборигенов, как на дурных, заслуживающих презрения, недалеких людей. Тем не менее, именно образ индейца-бесстрашного воина, искусного охотника, первобытного философа, живущего в гармонии с природой оказал наибольшее влияние на развитие изобразительного искусства и литературы Соединенных штатов.
Таким образом, социально-экономические и духовные отношения двух рассматриваемых культур привели к обширным заимствованием индейцами элементов европейской культуры в области языка, предметов быта, под влиянием колонизаторов осуществился переход индейцев от натурального хозяйства к рыночным отношениям, произошло размывание основной формы индейской социальной организации - племени. Для европейцев многочисленные межэтнические браки привели к складыванию метисной прослойки населения и, как следствие, к распространению полилингвизма. Заимствование европейцами у индейцев партизанской тактики ведения боя привело к более успешному продвижению вглубь американского континента. Стоит отметить и то, что необходимость наиболее эффективно осуществлять жизнедеятельность на новой территории привела к заимствованию европейцами у индейцев множества бытовых приспособлений, продуктов питания, лекарственных трав и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историю межкультурного взаимодействия европейского и аборигенного населения Северной Америки можно условно разделить на три периода. В основе данной периодизации лежит колониальная политика метрополии, а затем американского государства в отношении коренного населения Северной Америки. Первый этап - 1607 - 1778 гг. - характеризуется ревизией аборигенного права на владение североамериканскими землями, разрушением межплеменных связей и связей внутри племени в соответствии с концепцией «разделяй и властвуй», насильственной христианизацией коренного населения. Второй этап -1778 - 1871 гг. - ознаменован декларированием независимого статуса индейских народов, пересмотром колониальной политики, зиждившейся на праве завоевания, в пользу договорных уступок, проведением социальной политики «обращения в цивилизацию» индейских народов, постепенным упрощением традиционных религиозных обрядов аборигенов. Этот период характеризуется также расцветом культурной, экономической, политической жизни индейских «цивилизуемых» племен. Третий этап - 1871 - 1890-е гг. - ознаменован принятием закона о лишении индейских племен права считаться независимыми нациями, провозглашением индейцев подопечными американского конгресса. Данный период является новым витком всестороннего наступления на права коренного населения Северной Америки. Он характеризуется созданием резерваций, планомерным разрушением традиционной формы индейской организации - племени, включением индейцами в свои религиозные верования некоторых элементов христианства.
Механизмами взаимодействия политических институтов европейцев и аборигенов стали: определение Британской метрополией, а затем США правового статуса коренного населения, прямые вооруженные захваты колонизируемых земель, индейские восстания против колонизаторов, сталкивание интересов индейских племен европейцами, игра индейцев на противоречиях между соперничавшими колониальными державами, заключение неравноправных договоров об уступке земель.
Взаимодействие в социальной и духовной сферах осуществлялось путем проповеди норм пуританской морали среди коренного населения, путем обучения по европейскому образцу в англоязычных школах для индейцев, путем проведения ассимиляционной политики государства, путем жесткой социальной политики США, приведшей к частичному разрушению основной формы социальной организации индейцев - племени.
Индейцы, в свою очередь, обучали европейских поселенцев языку, законам, обычаям, традиционным верованиям племени, делились с европейцами опытом в вопросах земледелия, охоты, рыболовства, обмена, вступали в браки с европейцами.
Таким образом, механизмы взаимодействия европейского и коренного населения Северной Америки в рассматриваемый период можно условно разделить на две группы: государственные, используемые сначала Британской империей, а затем США для легитимизации отношений с коренным населением (законодательные акты, договоры), и социальные, не зависящие непосредственно от политики европейского государства (язык, браки, хозяйственный обмен, религиозно-обрядовый обмен.).
Рассматривая межкультурное вза
К проблемам взаимодействия европейского и коренного населения Северной Америки в рассматриваемый период можно отнести в большей степени односторонний характер взаимодействия, в результате чего культурный облик европейца не претерпел столь заметных изменений, нежели облик индейца. Это было обусловлено гигантским разрывам в уровнях развития европейского и индейского обществ. Столкнулись позднефеодальное общество Европы, где начинался процесс генезиса капитализма и общества, находившегося на стадии первобытности или перехода к классовому обществу. В этих условиях колонизаторы смогли максимально использовать преимущества более высокой стадии общественного развития.
Вторая проблема взаимодействия состоит в отсутствии четко разработанных, эффективных механизмов построения отношений с коренным населением, механизмов, основанных на принципах гуманности, естественного права. Отсутствие таковых механизмов привело буквально к геноциду коренного населения США, размыванию культурного облика индейца, утрате самобытности, включению в общеамериканскую систему взаимодействия и, как следствие, появилась сложность в вычленении характеристик традиционно образа индейца. Появляется необходимость национально-культурного возрождения американских индейцев, создания эффективных методов культурного взаимодействия. В этом отношении наиболее актуальна на сегодняшний день позиция доктора исторических наук Гусейнова А.А., согласно которой для развития межкультурной коммуникации в режиме диалога, необходимо заблокировать пути конфронтации между ними. Здесь есть 3 запрета:
1. Отказ от самой
идеи конфронтации на
2. Исключить из публичного
дискурса сопоставление и в
особенности
Включить какую-либо тему в повестку дня диалога – значит проблематизировать ее, подвергнуть сомнению, поставить под вопрос.
То есть диалог культур может охватить все темы, кроме мировоззренчески-ценностных оснований самих этих культур.
3. Отказ от абсолютистских претензий, от того, чтобы заявлять собственную культуру как адекватное или более полное, чем другие культуры, воплощение тех высших истин и целей, на постижение и достижение которых они ориентированы [Гусейнов, 2008, № 3, c. 40].
Представляется, что с опорой на данную точку зрения, возможно воплощение в жизнь главных идей культуры – диалога, взаимоосознания, взаимовлияния различных ее компонентов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ