Инженерная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:42, реферат

Краткое описание

Инженерная деятельность занимает одно из центральных мест в современной культуре. Ведь все, что нас сегодня окружает, - небоскребы и автомобили, вычислительные устройства и космические корабли, атомные электростанции, железные дороги и самолеты - все это было бы невозможно без ее достижений.

Содержание

Введение......................................................................................................................................... 2

1. Техническая деятельность в эпоху Древнего мира и античности........................................ 3

2. Техническая деятельность в Европе Х-XII в........................................................................... 3

3. Становление инженерной деятельности................................................................................ 3

4. Возникновение профессии инженера..................................................................................... 3

5. Инженерная деятельность в эпоху машинного производства.............................................. 3

6. Инженерная деятельность и проблемы возникающие перед ней на современном этапе ее развития. 3

Литература..................................................................................................................................... 3

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по механике.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

Введение......................................................................................................................................... 2

 

1. Техническая деятельность  в эпоху Древнего мира и  античности........................................ 3

 

2. Техническая деятельность  в Европе Х-XII в........................................................................... 3

 

3. Становление инженерной  деятельности................................................................................ 3

 

4. Возникновение профессии  инженера..................................................................................... 3

 

5. Инженерная деятельность  в эпоху машинного производства.............................................. 3

 

6. Инженерная деятельность  и проблемы возникающие перед ней на современном    этапе ее развития.   3

 

Литература..................................................................................................................................... 3

 

 

Введение

 

Инженерная деятельность занимает одно из центральных мест в современной культуре. Ведь все, что нас сегодня окружает, - небоскребы и автомобили, вычислительные устройства и космические корабли, атомные  электростанции, железные дороги и  самолеты - все это было бы невозможно без ее достижений.

 

Во многих толковых словарях и справочниках слово «инженер»  определяется как специалист с высшим техническим образованием. Однако, образование дает ему право называть себя инженером, когда он в действительности включен в инженерную деятельность, творчески применяет свои знания, приобретенные им в ВУЗе, а также после его окончания, когда он становится творцом новой техники, конструктором или технологом, нестандартно мыслящим проектировщиком, испытателем, наконец, умелым организатором производства. Инженер должен уметь нечто такое, что нельзя выразить одним словом «знает», он должен обладать еще и особым типом мышления, отличающимся и от обыденного и от научного.

 

Многие инженеры по получению  диплома перестают совершенствовать свои знания сразу после окончания  ВУЗа. К тому же и в ходе учебы  они считают, что гуманитарное, а  часто и вообще научно-теоретическое  образование им не нужно, не пригодится на производстве. Инженер представляется им узким специалистом, ограниченным лишь знанием техники. По правде сказать, я сам считал что социология, политология, эстетика и некоторые другие гуманитарные науки совсем не обязательны для  изучения в техническом высшем учебном  заведении, и самым нелогическим предметом называл «Логику». Сейчас, с позиции будущего (может быть) кандидата технических наук, как  человек, взглянувший на эту проблему со стороны  еще не инженера, но студента, как аспирант (которому доверили вести  занятия) - со стороны преподавателя, я уже не могу настаивать на этих утверждениях. Инженер, особенно сейчас, обязан быть всесторонне образованным, высококультурным человеком, имеющим  передовое научное мировоззрение. Без этого невозможна реализация его основной цели - быть проводником  прогрессивных научных идей, без  этого невозможно его нравственное отношение к технике и работающим с ней людям. Осознать необходимость  этого может помочь знание истории  развития человеческой культуры и в  частности истории инженерной профессии.

 

 

 

Деятельность - один из важнейших  атрибутов бытия человека, связанный  с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через  деятельность раскрывается сущность человека… Все формы человеческой деятельности историчны. В обществе людей деятельность предстает как система, элементами которой являются люди, их потребности и интересы, предмет деятельности, мотивы деятельности, цели, средства и форма ее, осуществления…

 

/Новейший философский  словарь/

1. Техническая деятельность  в эпоху Древнего мира и  античности.

 

Что означает слово «техника»? Как и когда возникло слово  «инженер» и сама инженерная деятельность как профессия? Чем отличаются техническая  и инженерная деятельности?

 

Слово «техника» (греч. и лат. tehne- искусство, мастерство) имеет несколько значений. Оно может быть истолковано как мастерство, умение, сноровка, т.е. как система определенных навыков, выработанная для любого применения. В боле узком смысле техникой называют орудия труда, с помощью которых человек оказывает воздействие на природу (изготовление разнообразных предметов, процессов и явлений). Техника рассматривается как специфическая человеческая деятельность - техническая деятельность, посредством которой человек выходит за пределы ограничений, налагаемых его собственной природой. Техника - это также система технических знаний, включающая в себя не только научные, но и различные конструктивные, технологические и другие подобные знания, выработанные в ходе технической практики (технологии). Современная техника тесно связана с наукой.

 

Родственным слову «техника»  считается слово «инженер». Оно  произошло от латинского корня ingeniare? Что означает «творить», «создавать», «внедрять». Слово «ingenious»было впервые применено к некоторым военным машинам во II в. Человек, который мог создавать такие хитроумные устройства, стал называться - ингениатор (изобретатель), также и слово «механик» в первом своем значении применялось к умельцу, создателю машин, а «машина» - к ухищрению.

 

Инженерная деятельность вначале носила военный характер, т.к. инженер руководил созданием  военных машин и фортификационных сооружений. Таким инженером был, например, Леонардо да Винчи. До этого  времени инженер и архитектор практически не различались - это  тот, кто руководит созданием  сложных искусственных сооружений.

 

В XIX в. с развитием машинного производства появились многочисленные инженеры-механики. Данное событие можно назвать ключевым в формировании понятия «инженер» в современном смысле. В ХХ в. инженерия разделилась на множество групп и подгрупп: физическая (электрическая, оптическая, механическая и т.д.), химическая, биохимическая инженерия, информационная и вычислительная техника представляют собой лишь некоторые ее разделы. Но они имеют характерную черту: инженер - это не тот, кто действительно делает искусственный объект, а тот, кто управляет процессом его создания, планирует или проектирует сложную техническую систему.

 

Следует различать инженерную и техническую деятельность. Современная  техническая деятельность по отношению  к инженерной несет на себе исполнительную функцию, направленную на непосредственную реализацию в производственной практике инженерных идей, проектов и планов. Инженерная  деятельность выделилась на определенном этапе развития общества из технической деятельности, которая присуща человеческому обществу на самых ранних его стадиях и связана с изготовлением орудий труда. Она возникает тогда, когда изготовление орудий уже не может основываться только на традиции, ловкости рук, смекалке, а требует ориентации на науку, целенаправленное использование для этого научных знаний и методов. Теперь именно инженерная деятельность занимает промежуточное место между исполнительской технической деятельностью и наукой.

 

Предыстория инженерной деятельности разворачивается в недрах технической  деятельности длительного периода  ремесленного творчества (первобытного, античного рабовладельческого, средневекового феодального обществ). Но только в  условиях раннего капиталистического общества создаются условия для  того, чтобы она постепенно стала  особой профессией, имеющую ориентацию на научную картину мира и целенаправленное применение в технической практике научных знаний.

 

В древности не было сознательной ориентации техников на науку вплоть до эпохи Возрождения. Тем более  не было и не могло быть профессиональной организации инженеров. Современная  культура, начиная с эпохи Возрождения, ориентированна на создание, изобретение нового, на научно-технический прогресс. Древние культуры были каноническими, ориентированными на освещенную веками традицию,  поэтому в те далекие времена не могло быть изобретателей в их современном понимании, хотя изобретения как таковые конечно были.

 

Способность делать орудия - неотъемлемая черта человека разумного. Выделившись из природы, человек  создал вокруг себя «искусственный мир», «вторую природу», без которой  немыслимо существование современной  цивилизации. И все это было бы невозможно без знания, без науки. Именно на пересечении знания, науки  и практики возникла профессия инженера.

 

Современный человек склонен  оценивать явления далекого прошлого с точки зрения сегодняшнего дня. И с этой точки уже у древних  вавилонян можно найти зачатки  дифференциального исчисления, а  в древнем Египте - инженеров. Знания вавилонян об окружающем их мире были созданы практической необходимостью. Многие из этих знаний так и остались в области чистой практики и передавались из поколения к поколению только устно (например, как большинство  ремесленных приемов, навыков и  рецептов). Нет данных о том, что  древние строители занимались техническими расчетами, если не считать приходно-расходных  расчетов, требовавших преимущественно  знания арифметики и некоторых элементом  геометрии. И хотя человечество до сих  пор удивляется красоте и грандиозности  египетских пирамид, вряд ли можно назвать  создателя первой из них инженером  в современном смысле этого слова. Свидетельством этому может служить, например, диалог между двумя писцами  Хори и Аменемоном, сохранившийся в древних египетских папирусах (XIII в. до н.э.). Хори упрекает Аменемона в недостаточной компетенции, и эти упреки служат яркой иллюстрацией того, что именно требуется от “ученого” писца: Аменемон, оказывается, не умеет вычислить необходимое количество пайков для отряда войска, вычислить размеры и количество строительных материалов для возведения строительной насыпи, составить расчеты для установки каменного колоса и т.д.* Все это такие сведения, которые необходимы в повседневной практической деятельности.  Сама же практика была эмпирична, опиралась на традиции, умение, догадку.

 

Создание пирамид основывалось на традиции, в течение многих веков  выработанной культовым зодчеством. Планировка часто осуществлялась по определенному древнему образцу - канону. Поэтому в культовых зданиях  этой эпохи прослеживается связь  с определенными элементами подобных зданий более древних культур. Такая  преемственность облегчалась тем, что в храмовых архивах хранились  рукописи с описанием святилищ.

 

Американский философ  и историк техники Льюис Мемфорд считает, что уже в этот период сложилось представление о машине, которое затем через иного веков стало основой механистического мировоззрения и прообразом современных состоящих из механистических элементом машин. Но это была машина, которая целиком слагалась из человеческих элементов, подчиненных выполнению единственной, грандиозной цели - например, созданию пирамиды.

 

Сама логика построения пирамиды была подчинена, прежде всего, культовым  целям и представлениям древних  египтян о загробном мире, а  никак не объективному раскрытию  научной картины мира. Все бесценные  шедевры египетского искусства, замурованные навсегда в усыпальницах,  предназначались для единственного  обитателя гробницы - самого умершего. Но для него они были не просто произведениями искусства. Посредством магии веры живых они как бы становились  реальностью, оживали, и, таким образом, умерший продолжал существовать, как при жизни. Это проливает определенный свет на характер технической деятельности в Древнем мире. Она была неразрывно связана с его религиозно-мифологическими представлениями, с мифом.

 

Для современного человека миф - это вымысел, красивая сказка о  никогда не существовавших героях и  событиях, привлекающая нас своей  поэтической красотой и достоинствами. Но для древнего человека миф и  реальность представляли одно целое. Мифологическое сознание не имеет резкого разделения на естественное и искусственное, живую и не живую природу. Для человека того времени вся природа очеловечена, населена живыми существами, одухотворена. Для древнего человека источник не только живительная влага, но и некое божество, требующее поклонения.

 

 Всякий миф можно  рассматривать двояко. С одной  стороны, миф - это ассимилированное, искаженное отображение природной  социально-истори­ческой действительности народами древних эпох. С другой - мифы фиксируют и канонизируют определенные нормы нравственного поведения. Именно мифы тщательно исследуются как образцы иного мировоззрения, как источники сведений о социальной структуре древнего общества и как свидетельства об исторических событиях. В мифах находят свое отражение и достижения технической ремесленной практики, но отражаясь в них они становятся недосягаемым культурным образцом, канонизируются. Подобное можно увидеть на примере отрывка мифа о Гефесте. Посреди его полной чудес кузницы стоит громадная наковальня, в углу - горн и мехи, повинующиеся не рукам, а слову Гефеста. Гомер так описывает в «Илиаде» работу бога-кузнеца [1, с.299, 301]:

 

 

В сем виде треножники окончены были; одних не приделал

 

Хитро измышленных ручек: готовил, и гвозди ковал  к ним

 

Тою порою, как он их по замыслам творческим делал,

 

В дом его тихо вошла  среброногая мать Ахиллеса …

 

   Так произнесши, оставил  ее и к мехам приступил он,

 

Все на огонь обратил их и действовать дал повеленье.

 

Разом в отверстья горнильные двадцать мехов задыхали,

 

Разным из дул их дыша раздувающим пламень дыханьем,

 

Или порывным, служа поспешавшему, или спокойным,

 

Смотря на волю творца и  на нужду творимого дела.

 

Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул,

 

Олово бросил, сребро, драгоценное злато; и после

 

Тяжкую наковальню насадил  столп, а в десницу

 

Молот огромнейший взял, и  клещи захватил он другою.

 

И сама работа бога-ремесленника, и ее результат - доспехи Ахилла - канон, недостижимый образец для  подражания человека-ремесленника. Ориентация на канон еще не означает невозможность  нововведений, но и они, закрепляясь  и освещаясь традицией, сами  включаются в него.

 

Еще до возникновения современной  проектной культуры в культуре канонической можно предположить существование  некоторых пока неразвитых потенциальных  проектных функций. Эти функции  по отношению к технической ремесленной  деятельности древности выполняло  мифическое сознание. В древних мифах  о создании мира Вселенную «строят», «ткут», «лепят», «куют» - все это  в примитивном смысле отражает реальные процессы первобытного производства. И хотя в них еще нет какой-либо механической аналогии, но такое мифологическое видение с разнообразными природными объектами приучает первобытное  сознание к мыслительным операциям  еще до выполнения конкретных технических  действий, предварительной их имитации в идеальной мыслительной форме.

 

Часто мифы содержат в себе предостерегающую информацию. Так в  одном из мифов древней индии  описывается процесс, в результате которого образуется напиток бессмертия - амрита. Для его получения люди вместе с богами договорились взбить целый океан до консистенции масла огромной горой. В результате «пахтания океана», еще до получения амриты, на его поверхности образовался «страшный яд - калакута». «Он отравлял миры своими испарениями и грозил сжечь вселенную. Боги и все живые существа пришли в смятение и воззвали о спасении к великому богу Шиве. И ради спасения вселенной Шива проглотил губительный яд»[11, с. 30]. По всей видимости, постепенное добывание новых рецептурных знаний и отбраковка технических процедур (в течение целых веков) зачастую сопровождались полными драматизма событиями, пока они не закреплялись традицией. Поэтому древний ремесленник и стремился неукоснительно следовать канону, проверенному веками и гарантировавшему избежание всякого рода случайностей.

Информация о работе Инженерная деятельность