Интерпретация мифа о возникновении Рима в письменных источниках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку мифологическая фантазия у римлян была не очень развитой, то много сказаний они взяли у греков. Но были и истинно римские мифы, позднее вытесненные греческими. К ним относится повествование о создании мира богом Янусом.
Он был древним латинским божеством, привратником Неба, олицетворением солнца и начала. Его считали богом ворот и дверей и изображали двуликим, потому считалось, что один лик Януса обращен в будущее, а другой – в прошлое. Еще один древний римский миф рассказывает о происхождении людей от дуба.

Содержание

Введение 3
1.1 Интерпретация мифа о возникновении Рима в письменных источниках 5
1.2 Отображение мифов и легенд об основании Рима в произведениях 11 искусства
2.1 Мотивы легенд об основании Рима в классическом искусстве 15
2.2 Мотивы легенд об основании Рима в постклассическом искусстве 19
Заключение 27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Древний Рим.docx

— 778.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1.1 Интерпретация мифа о возникновении Рима в письменных источниках    5

1.2 Отображение мифов и  легенд об основании Рима в  произведениях         11 искусства

2.1 Мотивы легенд об основании Рима в классическом искусстве                  15

2.2 Мотивы легенд об  основании Рима в постклассическом искусстве          19

Заключение                                                                                                             27

Список использованной литературы                                                                   29

Приложения                                                                                                           30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Поскольку мифологическая фантазия у римлян была не очень развитой, то много сказаний они взяли у греков. Но были и истинно римские мифы, позднее вытесненные греческими. К ним относится повествование о создании мира богом Янусом.

Он был древним латинским божеством, привратником Неба, олицетворением солнца и начала. Его считали богом ворот и дверей и изображали двуликим, потому считалось, что один лик Януса обращен в будущее, а другой – в прошлое. Еще один древний римский миф рассказывает о происхождении людей от дуба. Как и греки, римляне почитали лес и деревья, и создавали рощи, посвященные богам, в которых проводились религиозные обряды. Священными деревьями были смоковница (по легенде, под ней волчица кормила Ромула и Рема) и дуб Капитолия, которому Ромул принес первую военную добычу. Древние мифы Рима были также посвящены животным и птицам: орлу, дятлу и волку. Последний особенно почитался и ему был посвящен ритуал луперкалий на празднике плодородия и очищения. Римляне приписывали волкам мистическую силу и верили в то, что человек может превратиться в это животное. С развитием Римского государства в религии появляются новые боги и новые сказания о них, взятые у греков, которые римляне перерабатывали для себя. Древние мифы Рима вытеснили существовавшие ранее примитивные рассказы о сотворении мира и людей. Сформировалось представление о том, что боги предначертали государству власть над всем миром. Это привело к появлению культа самого Рима. Поэтому мифологию этой древней страны разделяют на три группы: мифы о богах и их деяниях, легенды о героях, и сказания о возникновении и развитии Рима.


Искусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. Римское изобразительное искусство, подобно искусству греков, составляет большую часть художественной системы античности. Границы Римского государства и сферы его влияния были обширны. В орбиту художественных влияний Рима включалось множество разнообразных народов и племен, обладавших своими, подчас сильными художественными традициями. Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Именно поэтому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения.


Целью курсовой работы является изучить мифы и легенды об основании Древнего Рима и развитие искусства в Древнем Риме.


Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть интерпретацию  мифа возникновения Рима в  письменных источниках;

- изучить мотивы легенд  об основании Рима в последующие  эпохи.

Объектом курсовой работы является Древний Рим.

 

 

 

 

 

1. Интерпретация мифа  о возникновении Рима в письменных  источниках

 

Римская мифология является частью обсуждения такой обширной темы, как История античной литературы. Сначала, следует сказать, что римская религия и мифология были подчинены политике, моральным устоям Рима и гражданскому долгу. У граждан не должно было возникать сомнений в устройстве их жизни и в разнице между сословиями. Все правители являются избранниками богов, героями и сыновьями богов. Поэтому они ближе к небожителям и им лучше знать какой должна быть жизнь. Многие мифы и легенды Древнего Рима прославляли героизм, были именно эпическими. А героями, конечно же, в основном были императоры.


Следует отметить, что если у греков религия играла более божественное значение, то у римлян боги были неотъемлемой частью повседневной жизни. Они были необходимы для пахоты земель, сева, удачных всходов, богатого урожая и т.д. Боги покровительствовали каждый определенному виду деятельности среди людей, определенным явлениям природы и нуждались в жертвоприношениях. Иными словами, в религии древних римлян центральное место занимали ритуалы и культ. Это не могло не отразиться на мифах и легендах.


Отчасти такая ситуация сложилась еще и оттого, что религиозные священные писания были сокрыты от членов римского Сената. Доступ к ним был лишь у жрецов, которые иногда цитировали священные писания в качестве рекомендаций для сенаторов.


Многие императоры поддерживали поэтов, художников и скульпторов, создававших свои произведения на основе мифов и легенд Древнего Рима. Это способствовало укреплению власти.


В конце VI — начале V в.в. до н.э. древние римляне стали заимствовать греческую мифологию, присваивая греческим богам римские имена. Так, у римлян появился греческий Зевс, имя которого сменилось на Юпитер, греческая богиня Афродита превратилась в Венеру, Арес стал Марсом. В это же время появился знаменитый римский миф о близнецах-братьях Ромуле и Реме.


Город Рим был основан в VIII веке до н. э. в стране, которая называется Италией. С его основанием связана легенда. Эней вместе с сыном Асканием основал город Альба - Лониз на том самом месте, как говорит Вергимит, где согласно предсказаниям оракула, они увидали белую свинью со многими поросятами: “Когда ты усталый будешь блуждать в тревоге и печали, ты увидишь на берегу пустынной реки, под дубом, огромную белую свинью, кормящую таких же белых, как и она сама поросят; там именно место для нового города, который ты выстроишь, и тогда настанет конец твоим трудам”. Несколько античных монет изображают Энея и сына его Аскания в том момент, когда они находят белую свинью. Эней, как впоследствии и Ромул, исчезает окруженный облаком; он становится невидимым для всех, и только является Асканию в полном вооружении и объявляет ему, что Юпитер взял его на Олимп и поместил его среди бессмертных.

Асканий царствовал много лет и передал свой престол потомкам, между которыми были два брата – Нумитор и Амулий. Они стали оспаривать друг у друга престол, и, несмотря на то, что Нумитор был старше, брат его изгнал и завладел Альба – Лонзой и престолом. У изгнанного царя была дочь Рея - Сильвия. Амулий, не желая, чтоб у брата было мужское потомство, принудили племянницу поставить себя культу Весты, т. е. стать весталкой и, таким образом, остаться девственницей.


Во всех латинских городах почитали богиню Весту. Ее жрицами становились девочки примерно с десяти лет. Весталки пользовались огромным уважением. Когда жрица Весты шла по улице, толпа расступалась перед ней. Если весталка случайно оказывалась на пути преступника, которого вели на казнь, то подобная встреча была для осужденного большой удачей: смертную казнь заменяли менее суровым наказанием. Однако для весталок существовал строгий запрет: в течение тридцати лет они не имели права выходить замуж и рожать детей. Нарушительниц запрета живыми закапывали в землю.


Отец Ромула бог войны Марс считался хранителем Рима. В честь Марса был назван первый весенний месяц, когда латины праздновали проводы зимы. Храм богу был сооружен за городом на Марсовом поле, где проводились военные смотры.


Однажды, когда она, исполняя разные обязанности при храме, отправилась к реке за водою, ей приснился сон: к ней явился бог войны Марс и вступил к ней в союз. В музее Пио-Клементино находится античный барельеф, изображающий посещение Марсом Реи-Сильвии, которая затем вскоре родила двух близнецов - Ромула и Рема. Услыхав об этом, Амулий приказал бросить детей в Тибр, а Рею - Сильвию предать обычной казни преступных весталок: “Был ли то случай или воля богов, - говорит Тит Ливий, - но в этом году Тибр разлился очень широко. Люди, которым было поручено кинуть детей, оставили корзину с ними среди нахлынувших волн; когда же вода стала сбывать, корзина очутилась на суше, а волчица, пришедшая с гор утолить свою жажду, привлеченная жалобными криками брошенных детей, принялась их кормить. Пастух Фаустул, увидев это чудо, взял к себе Ромула и Рема и воспитал их”.

Сохранились несколько античных монет, на которых изображена волчица, кормящая детей, а в Ватикане находится античная группа, практикующая тот же сюжет. Оба брата, став юношами, изгнали Амулия, и посадили на престол отца. Сами же они решили основать город на том месте, где были найдены. Основав его, они принялись спорить о первенстве и том, кому из них назвать своим именем город. Чтобы, наконец прекратить ссору, они стали молить богов послать им какой-нибудь знак или знамение. Вскоре Ромул, увидев в небе шесть ястребов, летающих вокруг его головы, но почти в тоже время Рей объявил, что к нему летят двенадцать ястребов; это еще больше усилило раздоры и схватки между приверженцами обоих братьев. По некоторым преданьям, в одной из этих схваток был убит Рем; другие же преданья рассказывают, что Рем одним прыжком взобрался на стены, возведенные Ромулом вокруг нового города, и стал насмехаться над ним; так разгневанный Ромул убивает брата, говоря: “ Так погибнет каждый, кто осмелиться взобраться на эти стены”.


После смерти брата Ромул назвал город своим именем и стал в нем царствовать. Но в городе не было жителей; тогда Ромул даровал ему право убежища, и туда стали переселяться игроки, воры, рабы, спасающиеся от тиранства своих господ, и люди, изгнанные отовсюду. В городах, которым было даровано право убежища, пользовались неприкосновенностью даже преступники. Нарушавших право убежища постигала кара богов и государства. Из соседних жителей никто не хотел вступать в брачные союзы с таким сбродом, и город должен был непременно вымереть, не пополняясь рождением детей за неимением женщин. Ромул, желая прекратить такое положение дел прибегнул к следующей хитрости: он устроил роскошный пир и пригласил на него соседних жителей, сабинян, с женами и детьми. По данному им знаку римляне кинулись на своих гостей и похитили всех девушек, присутствовавших на празднике.

Такое насилие вызвало войну, но, когда обе армии стояли одна против другой, похищенные сабинянки кинулись между противниками и стали умолять своих отцов и братьев оставить их в Риме с их мужьями и заключить мир. Похищение сабинянок служило часто темой для многочисленных памятников искусства. Из новейших произведений пользуются известностью картины Давида Пуссена и Рубенса.


Вскоре после похищения сабинянок Ромул, дав городу законы и основав там общественные учреждения, веля известить через сенатора всем жителям, что наступит время, когда этот город будет считаться властелином мира, и что ни один народ не устоит силы римского оружия. Затем он исчез или, как говорит предание, был взят богами на Олимп и, был ими принят в число бессмертных богов.

Энеида и ранняя история Ливия являются самыми лучшими из всех существующих источников по мифам об основании Рима. Материал из греческой героической легенды был привит на местное племя в самом начале её истории. Троянский царевич Эней женился на Лавинии, дочери царя Латина, легендарного предка латинян, от имени которого и произошло название племени. Именно они через запутанную ревизионистами генеалогию являются предками Ромула и Рема. В более широком понимании, троянцы были приняты в качестве мифических предков народа Рима.

Характерные мифы Рима чаще всего можно отнести к политическим или моральным, то есть они связаны с развитием системы римского правления в соответствии с божественными законами, выраженными древнеримской религией, и с демонстрацией приверженности человека к моральным надеждам или неудачам сделать это:

- похищение сабинянок объясняет важность сабинян в формировании римской культуры и возвышение Рима через конфликт и альянс;

- Нума Помпилий, второй царь Рима, по происхождению сабинянин, который общался с нимфой Эгерией и создал многие из правовых и религиозных институтов Рима;

- Сервий Туллий, шестой царь Рима, который, как говорили, был любовником богини Фортуны, и чьё таинственное происхождение является свободно мифологизированным;

- Тарпейская скала и почему она использовалась для казни предателей;

- Лукреция, чьё самопожертвование послужило поводом к свержению ранней Римской монархии и привело к созданию Республики;

- Гораций на мосту, доказавший важность индивидуальной доблести.

- Муций Сцевола («Левша»), который сунул правую руку в огонь, чтобы доказать свою лояльность по отношению к Риму;

- Цекул и основание Палестрины;

- Манлий Капитолин и гуси, о божественном вмешательстве в осаду Рима галлами;

- Истории, относящиеся к  Капратинским нонам и празднествам Поплифугии;

- Кориолан, история о политике и морали4

- Этрусский город Кориф как «колыбель» троянский и италийской цивилизаций;

Информация о работе Интерпретация мифа о возникновении Рима в письменных источниках