Искусство майя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Помимо широко известных всему миру достижений искусства народов (цивилизаций, культур) Старого Света, существовали цивилизации доколумбовой Америки, мало изученные до настоящего времени, характеризующиеся не менее значительными, а, возможно, и более выдающимися достижениями в различных сферах деятельности человека. Цивилизация империи майя занимала одно из наиболее ведущих мест в культурной сфере цивилизаций Центральной Америки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика цивилизации империи майя……………………………………....4
2. Искусство империи майя……………………………………………………………………..6
2.1. Архитектура………………………………………………………………………….6
2.2. Ваяние………………………………………………………………………………14
2.3. Живопись…………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство майя.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Краткая характеристика цивилизации империи майя……………………………………....4

2. Искусство империи майя……………………………………………………………………..6

2.1. Архитектура………………………………………………………………………….6

2.2. Ваяние………………………………………………………………………………14

2.3. Живопись…………………………………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………………………...20

Список использованной литературы………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Помимо широко известных всему миру достижений искусства народов (цивилизаций, культур) Старого Света, существовали цивилизации доколумбовой Америки, мало изученные до настоящего времени, характеризующиеся не менее значительными, а, возможно, и более выдающимися достижениями в различных сферах деятельности человека. Цивилизация империи майя занимала одно из наиболее ведущих мест в культурной сфере цивилизаций Центральной Америки.

Именно майя – народу, который занимал территорию между перешейком Теуантепек и Никарагуа, – больше всего обязана цивилизация Центральной Америки. Их искусства и ремесла были их собственным изобретением и несли на себе печать очень древнего происхождения. На самом деле они были самым интеллектуально развитым народом Америки.

Майя с полуострова Юкатан можно рассматривать как самый высокоразвитый народ, населявший американский континент до прибытия европейцев. Самое надежное доказательство чисто местного происхождения американской цивилизации лежит в уникальной природе американского искусства, которое явилось несомненным плодом многих и многих веков изоляции. Язык жителей Америки, система счета и отсчета времени не несут никакого сходства с другими системами, европейскими или азиатскими.

Майя охарактеризованы в качестве «интеллектуалов Нового Света» по причине своих в совершенстве разработанных календарей, иероглифического письма и орнаментальной усложненности архитектуры. Долгое время они признавались высшей американской культурой.

Наши знания о древнем периоде истории народа майя почти полностью зависят от преданий и остатков архитектуры. Более поздняя часть истории цивилизации майя описана в трудах испанских священников, насчитывающих незначительное количество.

 


1 Характеристика цивилизации империи майя

Выдаваясь в северном направлении в Мексиканский залив подобно гигантскому большому пальцу, между Северной и Южной Америками лежит полуостров Юкатан – на нем и располагалась значительнейшая часть земель майя.

Вершины вулканического происхождения вытянулись вдоль тихоокеанского побережья, и климат здесь разнообразный. Вся область отличается глубокими долинами и горами в сосновом убранстве, избыточной засушливостью западных и избыточной увлажненностью восточных склонов. В низменных областях, где расположены великие культовые центры (Тикаль, Вашактун, Калакмуль), дождевые леса перемежаются с сезонными болотами и кустарниками, переходящими в саванны высоких трав. Неизменные джунгли расположились на известняковых плато и чрезвычайно обильны деревьями и растениями, птицами и зверями. Охота, рыболовство были распространенными и важными местными занятиями. Очень значимой было также добывание соли (в прибрежных лагунах). В глубинных районах культивировали выращивание маиса. В дуплах деревьев разводили пчел. Было много хлопка. На севере Юкатана земля была разбита на плантации под какао.

Единственным элементом, которым юкатанские майя не управляли, была вода. Хотя вода была повсюду, часто не находилось ни капли, годной для питья. Выпадали огромные количества влаги, однако не было способа ее сохранить. На Юкатанском полуострове не было рек. Вода или ее отсутствие были проклятием майяского рая; засухи и их разрушительные последствия составляли важную тему в местной литературе.

Исключая периодические бедствия с засухой, майя жили на земле, «текущей молоком и медом». Ни один народ в Америке не имел такого сбалансированного обилия природных ресурсов. Климат и почва давали майя маис в таких чрезмерных количествах, что оставалось время на досуг. Богатая и разнообразная флора и фауна производили все, в чем нуждались они в питании, а также для лечения и для своих одеяний. Известняковый камень для храмов и жилищ добывался легко даже без металлических инструментов. Тот же камень легко обжигался и превращался в известь. Материал для прочной кладки был повсюду.

Хронологический интервал общества майя составляет с 987 г. н.э. по 1527 г. н.э. Империя характеризовалась строгой социальной структурой с крестьянами-воинами в основании, с четко выраженными правящим классом и классом жрецов, которая, тем не менее, не являлась замкнутой (в отличие от таковой в странах Старого Света). В империи майя существовало две столицы – политическая (и военная) Чичен-Ица и научно-религиозная, культурная – Майяпан. Были средние и мелкие города, сельские поселения. Помимо всего прочего, важной достопримечательностью майя являлась уникальная и неповторимая Митла – великий город мертвых, важный священный город, обслуживаемый жрецами из трех могучих пирамид-храмов.

Зарождению искусства в империи майя способствовало существование последовательной цепи факторов: хороший климат; неприхотливые культуры, не требующие особого ухода и заботы (маис); появление излишков аграрного производства – отсюда возникают свободные от аграрного труда ремесленники, служители культа, правители – у них появляется время для «чистого искусства», зарождаются архитектурные проекты и решения, фрески, керамика, ткачество, литература.


2 Искусство империи майя

2.1 Архитектура

Майя оставили после себя массу сооружений, которые навсегда пребудут памятником их мускульной энергии и эстетическому чувству. Города и культовые центры обнаруживаются по всему Майядому и в любом мыслимом месте — на берегу моря, на плоских засушливых зем­лях глубинки, по берегам рек, подле озёр и в джунглях. Города разнятся размерами и предназначением. Имелись такие, как Тулум и Майяпан, где всё казалось городом в миниатюре. Были иные, вроде Тикаля, где пирамиды уносились ввысь на 229 футов и подавляли джунгли. Другие вытягивались вдоль потоков. Большинство сооружений сложены камнем, поскольку известняк был обычно доступен. Но когда его не оказывалось, употребляли обожжённый кирпич для украшения.

Эта архитектура отличалась от других в цивилизациях «Солнечных Королевств» по причине использования майя известкового раствора. Их здания, по сути, монолиты из булыжника и извести под внешней облицовкой нарезанного камня.

Так же, как арка и превосходный, почти не подверженный разрушению известковый раствор являлись выдающимися чертами римской архитектуры, так майя и выделили их: ступенчатая арка и тот же известковый раствор. Превращенный в порошок известняк образует цемент, который так крепко связывает уложенный камень, что строение представляется монолитным. Когда цемент затвердевал, здание полировали и глазуровали. С дерева коком снималась кора и настаивалась в водяных ёмкостях. Образовавшийся состав прилагался к стенам, которые, обсохнув, приобретали глянец, устойчивый к дождям и со време­нем делавшийся ярко-красным. Камень добывался, нарезался и шёл на скульптурные работы; металлы, такие как золото и мягкая медь, стали известны майя поздно. Каменные молотки и зубила имелись и у мaйяских строителей.

Планы майяских построек набрасывались на бумаге либо на дереве — всё недолговечное. Должна была быть и единица измерения, хотя никто ещё не пытался установить её. И у них несомненно были, как у инков, профессиональные строители либо зодчие, то есть неподатные специалисты. Но ни одного имени архитектора до нас не дошло.

Простой дом, обложенный деревом и покрытый пальмовыми листьями, был скромным источником майяской архитектуры. Майя признали это на фасаде одного замечательнейшего здания, четырёхугольника в Ушмале в местности Пуук, где скульптор изобразил ряд таких домов в качестве декоративного мотива.

Из этого обиталища «вечного крестьянина» майя вывели самый знаковый элемент своего зодчества — ступенчатый свод. В нём камни размещены так, что каждый выдаётся над нижним; в конце концов стены сходятся и образуется арка. Чтобы поддерживать её, требуется весовая масса. Так образовался гребень крыши, выступ, действующий, как пресс, этой дуге, превратившийся для майяской скульптуры в объект обильных замысловатых, обвивающих его украшательств. Известно, что майя взгромоздили массивную пирамиду, насчитывавшую 250 000 кубических футов заполнителя только затем, чтоб поместить на её вершину строение площадью менее 150 квадратных футов. Осознающие ограниченные возможности ступенчатого свода, позднее майя стали использовать также тяжёлые деревянные балки и деревянные перемычки; они изготовлялись из саподильи, дерева металлической прочности, и выдерживали всё, кроме термитов.

Число майяских руин поразительно. Никто ещё не попытался установить их количество. Уцелевшие и фотографируемые теперь развалины исчисляются сотнями. Тех, что едва заметны, несравненно больше. Это заставляет подозревать, что кустарниковые джунгли и дождевые леса таят от человеческого глаза сотни иных развалин.

Помимо городов и метрополисов, в майяском архитектурном словаре имеется множество других специальных конструкций — площадки для игры в мяч, ворота, паровые бани, арочные мосты и платформы, на которых устраивались представления. Многое из подобного застали в первоначальном его виде испанцы. Когда Грихальва плыл вдоль побережья, он видел «три города, отстоящие друг от друга на мили две... там было много каменных домов, очень высокие башни... и затем центр или город столь большой, что и Севилью, вероятно, нельзя сравнивать». Ушмаль наблюдал и представил будто сошедший с «полотен Фландрии» Антонио де Суидад Реал, священник гибкого интеллекта, который составил опус «О самых примечательных сооружениях Ушмаля». Он описал фасады, «покрытые резьбой великолепной изысканности», и подметил иероглифы, заметные на торцах зданий, «вырезанные с таким великим умением, что постоянно вызывают восхищение». Диего де Ланда говорил, что «на Юкатане много прекрасных строений, которые составляют самую замечательную вещь, виденную в Индиях...» В Изамале, например, было «здание таких размеров и красоты, что удивит каждого... И Чичен-Ица, очень красивое место, где много восхитительных зданий... и вокруг священного сената можно найти... здания страны почти подобные римскому Пантеону».

Так много было этих каменных городов, что Ланда сказал: «вся земля представляется одним городом».

Рассмотрим некоторые наиболее примечательные в плане архитектуры города:

Вашактун

Вашактун (328 год) расположен там, где невозможно поверить, чтобы люди, имеющие выбор, основали город: в низменных влажных джунглях Эль Петена. Он в настоящий момент времени известен как старейший из майяских центров. Там обнаружены, кроме всего прочего, великолепные образцы полихромной керамики; и пока не был найден Бонампак, считалось, что там лучшие из дошедших до нас фресок, весьма живые, раскрашенные красным, оранжевым, жёлтым, серым и чёрным по выбеленному основанию.

Там восемь отдельных архитектурных групп. Невысокие холмы искусно выровнены по вершинам и обращены в серию маленьких и больших площадей. Они лежат близко одна к другой и соединены широкими дорогами-дамбами. Главная храмовая пирамида демонстрирует эволюцию пирамидальных форм, которые в Тикале возносятся вверх уже на 200 футов. Широкая лестница украшена гротескными масками высотой в 8 футов. Храмовый комплекс позволяет сделать интересное заключение о своей эволюции из аборигенной хижины, крытой пальмовыми листьями. Из серии изометрических набросков видно, что начальным строением была платформа из камня и глины, на которой помещён деревянный дом (ямы под столбы обнаружены). На следующей стадии выстроены три идентичных храма с похожими лестницами и декорированными гребнями крыш. Верховный жрец захоронен на площади; основание её приподняли, чтобы вместить усыпальницу, и возвели над ней сходный храм. Постепенно, с приращением лет и технологических навыков, храм составил комплекс зданий.

Тикаль

Тикаль (416 год) был наибольшим из майяских метрополисов. Тикаль покоится на гигантском известковом обнажении. Окружающие леса густотой не уступают амазонским. Преобладают кедры, красное дерево, пальмы и фикусы. По низу обитают ягуары, тапиры и змеи, тогда как обезьяны и популяции птиц правят вершинами. Именно здесь не имеющие машин люди выстроили огромный город.

На выровненном языке известковых скал, меж двух низин, выстроено ядро Тикаля, административное и ритуальное. Из-за недостатка воды, даже с высоким вероятием выпадения дождей, две низины превращены в резервуары и соединены дорогой, выполнявшей также функцию дамбы. Наличествуют пять отдельных групп зданий, связанных широкими насыпными дорогами, покрывающими почти квадратную милю. Вовне этих пределов Тикаль простирается по всем направлениям на несколько миль.

Площадь столь значительна, что никто не попытался до сих пор предпринять по ней расчёты. С 1956 года давняя мечта археологов находится в процессе реализации: Пенсильванский университет описывает раскопки и реставрирует развалины.

Тикаль прославлен обилием памятников; найдены восемьдесят три стелы и пятьдесят четыре алтаря. В городе найдены также фрагменты лучшей у майя резьбы по дереву, коей покрыты двенадцать дверных косяков и перемычек из саподильи; эффектнейшие из них вывезены в Швейцарский музей.

Информация о работе Искусство майя