В VII в. восточные славяне
объединились в племенные союзы,
названия которых свидетельствуют
о привязке к определенной
местности: поляне (юг, район Киева),
северяне (Новгород Северский, Северский
Донец), полчане (р. Западная Двина, Полоть),
дреговичи (от дрегва — болото)(Белоруссия),
радимичи (р.
Сож, р. Десна), вятичи (р.Ока, Подмосковье)
и т.д. Каждый из этих союзов имел свои
княжения. Князьями на данной ступени
общественного развития назывались племенные
вожди. В VIII-IX веках в Восточно-Европейской
равнине идет интенсивное развитие экономики.
Пашенное земледелие вытесняет подсечное,
выделяются ремесла, завязываются тесные
торговые связи с Византией, Востоком
и Западной Европой. В торговле с Востоком
большое значение имеют контакты с хазарами,
которые открывают славянам безопасный
путь в Азию.
Развитие торговли
предполагает относительно раннее
существование у восточных славян
городов. Летописи не приводят
времени их появления. Они были
«изначала» — Новгород, Полоцк, Ростов,
Смоленск, Киев. Все эти города
расположены на речных, торговых
путях. В скандинавских сагах IX века
Древняя Русь называлась страной
городов – «Гардариком».
В начале IX века
идет постепенный процесс
складывания государственности. Историки
отмечают существование в 30-х годах IX века
двух очагов государственности. Первый
из них формируется в Поднепровье на землях
полян и их соседей. Центром этого государства
был Киев. Название этого государства
неизвестно. Иногда его называют Каганат
русов, поскольку глава этого государства
по аналогии с соседним хазарским носил
титул Кагана.
Второе государство
складывается далеко на Севере
— Северное княжество с центром
в Ладоге, затем — Новгороде. О
том, что происходило в этом
государстве до 60-х годов IX века
известно очень мало. Первые летописные
сведения связаны с появлением
здесь в 862 году варяжского правителя
Рюрика. «Повесть временных лет»
сообщает, что именно в этот
год граждане Северного княжества,
чтобы защитить себя от набегов
иноземцев и преодолеть внутренние
распри, призвали варягов и сказали
им: «Земля наша велика и обильна,
а порядка в ней нет. Приходите
княжить и владеть нами». И
избрались трое братьев со
своими родами, и взяли с собой
всю Русь и пришли к славянам и сел старший
Рюрик в Новгороде, а другой Синеус — на
Беломорье, а третий Трувор — в Изборске.
И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Позже версия
о призвании варягов дополняется
новыми подробностями: в Новгородских
летописях конца XV века упоминается
о том, что Рюрик был призван
в Новгород по совету Новгородского
старейшины Гостомысла, предвосхитив
традиционный выбор новгородским
вече князя — военачальника. На
эти сведения опирается так
называемая «норманская теория» происхождения
русского государства. Сторонниками этой
теории были выдающиеся русские историки
Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев,
В.О. Ключевский. Однако в отечественной
исторической науке существовала так
называемая «патриотическая» тенденция,
стремившаяся обосновать самобытность
русского народа. Основоположник этой
тенденции, известный историк XVIII в. В.Н.
Татищев утверждал, что непосредственными
предками славян являлись сыновья библейского
патриарха Ноя Словен и Рус и его правнук
Скиф. В новейшей историографии сторонники
патриотической точки зрения выводят
термин «Русь» из названия племени «рось»,
которое появилось на берегу реки Рось.
Впоследствии, утверждают они, «рось»
трансформировалось в «рус». Но эта точка
зрения противоречит летописной версии,
которая знает только «полян», живших
в Поднепровье. Лингвисты же утверждают,
что трансформация «рос» в «рус» невозможна.
Современные историки и лингвисты склоняются
к мнению, что термин «русь» имеет двоякое
происхождение: скандинавско-финское
— «русь» — это вооруженные люди в лодках,
гребцы, участники морских походов, так
финское население называло варягов —
викингов. И это совпадает с версией «Повести
временных лет», где «рус» выступает как
название одного из норманских племен,
представителем которого является Рюрик
(Синеус и Трувор переводятся с древнешведского
как семья и дружина).
Таким образом, в
соответствии с «Повестью временных
лет» — представитель племени
русов с семьей и дружиной был приглашен
для правления в уже существующем славянском
государстве. Способ призвания князя с
дружиной был широко распространен в Европе
в раннее Средневековье. Само по себе призвание
иноземного князя не меняло славянской
природы существующего общества. Однако
говорить о чистых славянских истоках
русского этноса было бы большой натяжкой.
Древнерусская народность складывалась
на основе широкого взаимодействия нескольких
субэтнических компонентов. Она образуется
как этническая общность на базе соединения
трех хозяйственно-технологических регионов
— земледельческого, скотоводческого
и промыслового, а следовательно и трех
образов жизни — оседлого, кочевого, бродячего,
в смешении нескольких этнических потоков:
славянского, балтийского, с заметным
влиянием тюркского. Значительную роль
в формировании того или иного этноса
играет духовная культура. Важнейшими
компонентами этой культуры являются
язык и религия. Язык Древней Руси, без
сомнения, имел славянское происхождение,
хотя и он испытывал влияние языков других
народов.
Славянские истоки
доминируют и в древнерусской
религии. Религиозные верования
и культовые обряды Древней
Руси принято называть язычеством.
Язычество — это ранняя форма
религиозного освоения мира. Языческие
религии представляют собой политеизм
— многобожие. Как и у других
народов, формирование религиозных
представлений древнерусского народа,
прошло определенную эволюцию, На
первом этапе обожествлялись
силы природы. Религиозные системы
этого этапа носят анимистический
характер. В этих представлениях
обожествлялись силы природы
и в форме богов и различных
духов. Славяне поклонялись Матери-Земле,
довольно развиты были водяные
культы русалок, водяных, морян и
т.д. Почитались также леса и
рощи, их считали жилищами богов
и духов. Особо важные культовые
действия совершались в честь
бога Солнца — Даждь-бога и Бога
ветра — Стрибога.
На втором этапе
значительное развитие в древнерусских
верованиях и обрядах получает
культ предков, который связывался
с богом Родом. Род олицетворял
начало жизни, продолжение рода.
Не случайно корень «род» является основой
многих русских слов (народ, родина, родник,
родной, родить, урожай и т.д.). Род представлялся
в качестве космического вселенского
существа. Прародительницы Рода именовались
Рожаницами и почитались также как Род.
С культом Рода был связан культ богини
— Мокоши — хозяйки рога изобилия, матери-земли,
имеющей финское происхождение, а также
Леды — покровительницы весенней пробуждающейся
силы. Если земледельческое начало было
представлено почитанием Мокоши и Леды,
то скотоводческое — почитанием бога
Белеса . С выделением семьи в культовой
системе древних русов знательное место
занял семейный предок — домовой — охраняющий
дом, его жителей и хозяйство. На третьем
этапе развития языческой религии Древней
Руси формируется иерархия богов и создается
их пантеон. Главными богами этого пантеона
признавался громовержец Перун. Все другие
боги включаются в этот пантеон, частично
расширяя и изменяя свои функции. Так покровитель
скота бог Велес становится одновременно
богом богатства и торговли. В целом верования
народа Древней Руси представляли довольно
сложную мировоззренческую систему, в
которой нашли свое выражение весь накопленный
опыт, знания и нравственные устои становящегося
русского этноса.
Заключение
Таким образом, в результате
синтеза различных укладов жизни,
на основе экономической деятельности,
складывающихся первоначальных
основ государственности, ассимиляции
культуры различных народов на
значительной части Восточной
Европы сформировалось своеобразное
общество — Древняя Русь, положившая
начало формированию русского
этноса и Российского государства.
Следующий этап в развитии
русского этноса и государства
в отечественной историографии
принято называть Киевской Русью.
Формирование этого государства
началось с конца IX—начала X века.
И это позволяет нам сделать
вывод, что Древняя Русь развивалась
аналогично Западной Европе и
подошла к рубежу образования
раннефеодального государства почти
одновременно с другими государствами
Западной Европы. Призвание варягов
в какой-то мере стимулировало
этот процесс, поскольку Киевское
государство строилось на основе
западного института вассалитета,
который в отличие от восточных
деспотий предполагал относительную
свободу подданных.
Однако, в развитии
западно-европейских обществ и Древней
Руси имеются и существенные различия.
Западно-европейские варварские племена
в процессе Великого переселения столкнулись
с высоко развитой античной культурой.
Прийдя в Восточно-европейскую равнину,
славяне не нашли здесь такой развитой
цивилизации. Славяне находились на более
высокой стадии развития, чем населяющие
эту территорию племена. К тому же сложные
природно-климатические условия затрудняли
хозяйственную деятельность славян и
накладывали существенный отпечаток на
социальную структуру общества, тип государственности
и определял во многом особенности национального
характера. Именно из этих факторов ряд
отечественных историков выводят традиции
деспотической власти и крепостного права
в России, противоречивые черты «русской души».
Литература
- История России / под. Ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1998.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней
Руси. С. 196-197.
- Данилевский
Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
- История
России / под. Ред. А.А. Радугина. - М.: Центр,
1998.
- Ключевский
В О. Курс русской истории. В 9 томах.
- Рыбаков
Б.А. Язычество Древней Руси. – М, 1990.