Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:06, реферат

Краткое описание

Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что "педагогика все же наука философская" и поэтому требует единства идей. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.

Вложенные файлы: 1 файл

Исторический обзор развития образования.docx

— 68.33 Кб (Скачать файл)

 

Кредиты на народное образование  все время неуклонно росли; с 1894 г. по 1904 г. они более чем удвоились: бюджет министерства народного просвещения  увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные  школы выросли с 2,5 до 13 млн; а одни казенные ассигнования на коммерческие училища (которые получили в дальнейшем широкое распространение) достигли 2—3 млн в год. Примерно в такой  же пропорции увеличились за десять лет земские и городские ассигнования на нужды просвещения: к 1904 г., если соединить  учебные расходы всех ведомств* и  местного самоуправления, сумма ежегодных  расходов на народное образование уже  превышала 100 млн рублей.[4] (c. 62,89)

 

С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование[5] (c.25): «На докладе тульского губернатора  о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы, Он поставил пометку: „Совершенно  согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности“. Было утверждено положение  о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковноприходские школы были значительно увеличены (почти вдвое)». [там же, с.62].

 

После революции 1905—1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906—1907 гг. в думе поднимается вопрос о  принятии закона о ведении всеобщего  начального образования. В 1906 г на рассмотрение выноситься законопроект министра народного  просвещения П. фон Кауфмана. Некоторые  положения этого закона были приняты 3 мая 1908 г. согласно которым было резко  увеличено государственное финансирование МНП, а п. 6 закона устанавливал бесплатное (но не всеобщее) начальное образование [6] Это сыграло очень большую  роль в развитии системы образования  в России. Однако раздел о всеобщем обязательном начальном образовании  принят не был. Позже в 1910 году, было установалено 4-летнее обучение для  всех начальных школ.[7]

 

Обсуждение законопроекта  о всеобщем начальном образовании, тем временем откладывалось несколько  раз, и затянулось вплоть до 1912 года. 6 июня 1912 г. Государственный совет  окончательно отклонил законопроект о  всеобщем обучении.[6] И вопреки распространенной мистификации [8] закон о всеобщем и бесплатном начальном образовании  принят не был. К 1915 году лишь в нескольких отдельных уездах и городах было введено обязательное всеобщее и  бесплатное начальное обучение (в 15 земствах из более чем 440; то есть в 3 %). В масштабах всей России разрабатывавшиеся  МНП и депутатами Гос. думы проекты  всеобщего обучения так и не получили поддержки на самом высоком уровне, ни один из разработанных законопроектов о введении всеобщего обучения так  и не был принят.[2]

 

Распространено мнение, что  в масштабах всей России разрабатывавшиеся  МНП и депутатами Гос. думы проекты  всеобщего обучения так и не получили поддержки на самом высоком уровне.[2] — однако, это не так: рамочный закон о начальном школьном образовании (о резком увеличении финансирования) был подписан 3 мая 1908 г. Николаем II, а в дальнейшем разногласия между Гос.думой и Госсоветом состояли в том, что Госсовет настаивал на увеличении финансирования (выше предложенного Гос.думой) без указания сроков перехода на всеобщее образование, а Гос.дума настаивала на внесении в закон срока перехода на всеобщее обучения (10 лет), но считала при этом, что увеличения финансирования выше ею предложенного (10 млн руб. в год) не требуется[6][8]. При этом, те же современные критики этого закона пишут[8]: «Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений». Эти мероприятия (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917года[3]

 

 

«Картину современного положения  школьного дела и результатов, достигнутых  за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г.

 

Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей  возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98 % действительного количества таких  школ. Из этих 100295 школ состоят в  заведывании: Министерства Народного  Просвещения — 59682; Духовного ведомства  — 37922; прочих ведомств — 2691.

 

В день переписи в школах присутствовало 6 180 510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85 %. А так  как количество детей школьного  возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9 % всего населения, то оказывается, что лишь около 43 % всех детей посещало в 1911 г. начальную школу»…

 

Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, то есть открытия всех предусмотренных  школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости  от положения школьного дела в  каждом уезде и финансовой его  состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11 %) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет. (с. 190).

 

Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 г. население 34 земских  губерний (76 млн.) составляло 46 % всего  населения Империи (без Финляндии  — 164 млн.).

 

Число начальных школ в  этих губерниях (без школ грамоты) — 59907, составляло 61 % всего установленного переписью количества таких же школ (98204). Расход же на содержание составлял 64 % общего по Империи расхода. Эти  цифры свидетельствуют о крупной  роли земств в деле насаждения начального обучения. Иэ 949 городов в 1911 г. вступили в согласие с Министерством о  введении всеобщего обучения 69 городов. Затем некоторое количество городских  поселений включено в уездные  земские сети."

 

………

 

«Подводя итоги всему  вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени  существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным. Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым. Планомерное развитие школьного дела в этих местностях, составляющее ныне очередную задачу Министерства Народного Просвещения, несомненно, потребует энергичных трудов со стороны ведающих этим делом органов правительства и больших затрат из государственного казначейства» (с. 193).

 

— Из «Объяснительной записки  к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи  и финансовых смет за 1911 год» С. 187-188 СПб., 1912[1]

 

К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось: в России 59, в Австрии — 143, в  Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в  Японии — 146 человек.

 

Расходы на образование на душу населения по сравнению с  развитыми странами по прежнему были мизерными. В Англии они составляли 2 р. 84 к. на человека, во Франции — 2 р. 11 к., в Германии — 1 р. 89 к., а в России — 21 копейку.[9]

 

К1914 году в Российской империи  насчитывалось 123 745 начальных учебных  заведений, из них:

80801 ведомства МНП,

40530 ведомства православного  исповедания

2414 других ведомств.

 

Охват начальной школой детей  в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г  составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах — 46,6 %, в  сельской местности—28,3 %).[1]

 

Однако, в европейской  части России ситуация была гораздо  лучше: исследователь ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пришёл к выводам, что, цитирую[3]: «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот  момент в центральных великорусских  и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с  обучением девочек (даже в Европейской  России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах)».

 

Средние учебные заведения  МНП на 1913 г. были представлены мужскими и женскими учебными заведениями. Мужские: гимназий −441, прогимназий — 29, реальных училищ — 284, 32 и 27 технических училищ. Женские: гимназии 873, прогимназии 92.[1]

 

Высшее образование в 1913/1914 гг было представлено 63 казенных, общественных, частных и ведомственных  учебных заведений высшей школы, в которых обучалось 71379 студентов.

 

Из них:

Университеты −10 (35 695 учащихся)

Юридические — 4 (1036 учащихся)

Востоковедение — 3 (270 учащихся)

Медицинские — 2 (2592 учащихся)

Педагогические — 4 (894 учащихся)

Военные и военно-морские  — 8 (894 учащихся)

Богословские — 6 (1185 учащихся)

Инженерно-промышленные — 15 (23329 учащихся)

Земледельческие — 6 (3307 учащихся)

Ветеринарные — 4 (1729 учащихся)

Художественные — 1 (260 учащихся)

 

Подробнее: Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. С. 105, 108, III, 117, 130, 136—137, 143, 151, 154.[10]

 

Как докладывал министр просвещения  П. Н. Игнатьев в 1916 году:

Для уяснения степени потребности  в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400—2500 жителей, у нас число  это возрастает до 5450. По собранным  мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при  котором один врач приходился бы на 3900 человек — существующее число  врачей должно было бы увеличиться  на 12800 человек, для чего потребовалось  бы открытие по крайней мере 10 новых  медицинских школ. В нелучшем положении  находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством  внутренних дел, для более или  менее правильного устройства ветеринарного  надзора потребовалось бы по меньшей  мере 8000 ветеринаров, в то время, как  их имеется немногим более 3000 человек  и существующие 4 ветеринарных института  не в состоянии значительно увеличить  свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных  рынков. Изучая далее вопрос, в какой  области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается  недостаток в лицах с соответствующим  высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40 % общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания… Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15 учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с 1876 г, то есть с открытием Новороссийского университета, так как учрежденные после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без этих факультетов.

 

— Из «Всеподданнейшего  доклада Министра народного просвещения  гр. П.Н.Игнатьева от 13 июня 1916 г.

Доказывать, нехватку профессиональных специалистов и необходимость создания новых высших учебных заведений  Министра просвещения заставило то обстоятельство, что Николай II в апреле 1912 г., перед особым совещанием и Советом Министров «начертал»: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание».[10] Д. Л. Сапрыкин (руководитель Центра исследований научно- образовательной политики ИИЕТ РАН) дополняет этот эпизод следующими сведениями[3](44-46):

… данное решение (1912г) являлось одним из первых опытов системного кадрового планирования в масштабах  всей страны и опиралось на оценку потребностей Российской Империи в  кадрах, осуществленной министерством  Л. А. Кассо (последний действительно  считал необходимым ограничить рост университетского образования). При  следующем министре (П. Н. Игнатьеве) предыдущие оценки были пересмотрены. … После соответствующего доклада  министра Николай II пересмотрел предыдущее решение и санкционировал введение новых факультетов в Саратовском  и Томском университетах, создание новых университетов (в Ростове-на-Дону, Перми, Иркутске и Нижнем Новгороде) и ряда других высших учебных заведений  университетского типа (этот эпизод подробно описан П. Н. Игнатьевым на с.127-128 его  мемуаров). При этом Николай II всегда подчеркивал именно необходимость  опережающего развития техники и  технического образования… Достижения российской техники в военный  и послевоенный период, быстрое приращение «военно-технического потенциала»  были бы невозможны, если бы за два десятилетия, предшествовавшие большой войне  в Российской империи не был бы создан соответствующий «образовательный потенциал». Накануне Первой мировой  войны в университетах, высших технических  школах и академиях Германской империи  училось не более 25 тысяч специалистов с естественнонаучным (без медицинского) и инженерным образованием. В высших учебных заведениях других крупных  европейских странах (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было ещё меньше. Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской империи обучалось не менее 40-45 тысяч специалистов такого рода. Уровень их подготовки был примерно такой же как у европейских коллег, свидетельством этого является, между прочим, успешная карьера многих русских инженеров-эмигрантов, создавших целые отрасли и технологические школы Западной Европе и Америке (достаточно упомянуть И. И. Сикорского, С. П. Тимошенко, В. К. Зворыкина, В. Н. Ипатьева, А. Е. Чичибабина).

Информация о работе Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века