Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:06, реферат

Краткое описание

Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что "педагогика все же наука философская" и поэтому требует единства идей. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.

Вложенные файлы: 1 файл

Исторический обзор развития образования.docx

— 68.33 Кб (Скачать файл)

 

— Сапрыкин Д.Л. "Образовательный  потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009), с.44-46

 

По данным Д. Л. Сапрыкина[3],:

«На рубеже XIX и XX веков в  Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов. В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических  учебных заведениях 12,2 тысячи, в  специальных академиях — 3,9 тысяч. На всех „факультетах“ Франции  в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных  учебных заведениях других ведомств и католических институтах. В университетах  Великобритании в 1900—1901 годах училось  около 20 тысяч человек …Из этих данных видно, что система российского  высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с  системами других ведущих европейских  стран… Накануне Первой мировой войны  Россия по прежнему уступала Германии в отношении университетского образования, но заметно превосходила в области  специального образования… Россия уже  между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала  мировым лидером в области  технического образования, обойдя Германию».

 

Быстро развивалось в  начале XX века и образование крестьян по агротехнике. В 1913 г. в России работало 9000 сотрудников сельскохозяйственной информационно-консультационной службы. Организовывались учебные курсы  по скотоводству и молочному производству, внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного  производства. Много внимания уделялось  и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году — 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях  — соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч  человек.[11]

 

В целом по Российской империи  к 1 января 1914 г. было 8902621 учащихся. Из них  в начальных и низших школах обучалось  — около 82 % всех учащихся. В средних  общеобразовательных и специальных  учебных заведениях — около 6 %. В  специальных средних и низших школах — 3,2 %. В различных частных, национально-религиозных и т. п. учебных  заведения — около 7 %. В высших учебных заведениях — 0,8 %. Остальные, около 1 %, не распределены по категориям заведений. (Статистический ежегодник  России на 1915 г. Пг., 1916. Отд. 1. С. 144).[1]

 

Подводя итог реформам национального  образования к 1914\1917 гг (как общего начального и среднего, так и профессионального  и высшего), Д. Л. Сапрыкин пишет[3]:

Единая система образования  предполагающая полную «координацию»  общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов  между общеобразовательными и профессиональными  учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915—1916 годов проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования  включавшую: 1) 3-4 летний цикл начального образования, 2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений, 3) 4 летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений), 4) высшие учебные заведения университетского или специального типа, 5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году. … В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. … Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности».

 

— Сапрыкин Д.Л. "Образовательный  потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009)

[править]

Учебные заведения в России до 1917 года

Военно-учебные заведения  — военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т. д. Первое военно-учебное заведение  в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто  в 1795 году в Гатчине.

Волостные училища  —  начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат  государственных имуществ и для  сельских управлений.

Воскресные школы —  частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные  учебные заведения, обучение в которых  проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX — начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.

Высшие начальные училища  — занимали промежуточное положение  между начальной и средней  школой. Сначала назывались уездными училищами, с 1872 года — городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища.

Высшие женские курсы  — высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства  с 1869 года (первые учреждения данного  типа возникли в Москве и Петербурге).

Гимназии — среднее  общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя  общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая  гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утвержденным в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии.

Духовная академия — высшее религиозное (православное) учебное  заведение. Московская духовная академия — первое в России высшее учебное  заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская  академия»), закрыта в 1919 году, возрождена в 1943 году.

Духовная семинария —  православное учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей в России

Начальные училища (земские  школы) — начальные школы, открывавшиеся  земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях.

Институты — светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических  и естественнонаучных отраслей. Существовали политехнические и технологические  институты, институты инженеров  железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802—1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском унтверситете.

Институты благородных девиц  — средние учебные заведения  закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей  из дворянксих семей.

Кадетские корпуса — среднее  военно-учебное заведение с полным пансионом.

Коммерческие училища  — средние учебные заведения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности.

Народные училища —  средние учебные заведения, готовившие учителей для начальных учебных  завдений, Первое заведение данного  типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г.

Курсы — платные светские высшие учебные заведения, синоним  «институту».

Реальные гимназии — среднее  общеобразовательное учебное заведение  с ориентацией на предметы естественно-математического  цикла, часть из которых в конце XIX века получили статус реальных училищ.

Реальное училище —  среднее образовательное учебное  заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического  цикла.

Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в  России светский университет носил  название Академический университет  открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие  университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).

Учительские семинарии и  школы — учебные заведения  готовившие педагогов (учителей) учителей для городских, уездных и начальных  училищ.

Церковно-приходские школы  — начальные школы, руководимые  духовенством. Первые учебные заведения  подобного типа были открыты в  России в начале XVIII века. В соответствии с утвержденным в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности.

Школы — собирательное  название в Древней Руси и в  Российской империи общеобразовательных  учебных заведений. Первая государственная  школа возникла при князе Владимире  в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде, Переяславе, Чернигове, Суздале.

 

Образование в СССР

[править]

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии

 

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции  СССР статья 45 которой (1977 года[1]) гласила:

Граждане СССР имеют право  на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного  среднего образования молодежи, широким  развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего  образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием  заочного и вечернего образования; предоставлением государственных  стипендий и льгот учащимся и  студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в  школе на родном языке; созданием  условий для самообразования

 

— Конституция СССР (1977) // Викитека

 

В 1973 году в СССР расходы  из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд рублей, на техникумы, училища  и школы по подготовке кадров средней  квалификации — 1,79 млрд рублей, на профессионально-техническое  образование — 2,09 млрд рублей.[1]

 

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн  студентов.[1] По числу студентов  на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие  страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония и другие.[1]

 

По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических  учебных заведения, в которых  обучалось 3,08 млн учащихся.[1]

 

На начало 1975/1976 учебного года в СССР действовали 167 тыс. общеобразовательных  школ, в которых обучались 48,8 млн  человек.[1] По данным на 1975 год, подготовка учителей и воспитателей проводилась  в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах.[1]Содержание  [убрать]

1 История 

1.1 1920-е годы

1.2 1930-е годы

1.3 В 1940-е годы

1.4 В 1950-е годы

2 См. также

3 Примечания

4 Ссылки

 

[править]

История

 

 Плакат Елизаветы Кругликовой  (1923).

 

 Плакат 1918 г.

 

Вопросам образования  уделялось приоритетное внимание с  момента создания советского государства. 9 ноября 1917 г. (на следующий день после  проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена  Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования  и культуры.

 

Согласно переписи, проведённой  на территории Советской России в 1920, умение читать было зафиксировано всего  у 41,7% населения в возрасте от 8 лет  и старше.[2] (Важно отметить, что  перепись 1920 года не охватила большую  часть территории страны. Такие районы как Белоруссия, Волынсая, Подольская губернии, Крым, Закавказье, горные районы Северного Кавказа, часть Туркестана и Киргизии, Дальний Восток, а  также некоторые местности Европейской  России и Украины, Хиву и Бухару.)[3]19 июня 1920 Совнарком РСФСР образовал  Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности.

[править]

1920-е годы

Основная статья: Ликбез

 

В области начального образования  главной проблемой в 1920-е годы была ликвидация неграмотности. По ходу продолжавшейся в начале 1920-х годов  Гражданской войны сокращалось число школ (к 1923 в РСФСР — 87,3 тыс. против 114 тыс. на 1921) и числа учащихся в них.[источник не указан 16 дней]

 

В 1923 году декретом Народного  комиссариата просвещения было создано  Общество «Долой неграмотность»[1]. В  целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести  почти до уровня 1914 года (98%), количество школ составило лишь 83% от предвоенного уровня[источник не указан 16 дней]. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность  которых достигала в эти годы 7 млн. человек[4]. В 1925-28 гг. по мере обеспечения  доступности обучения для всех детей  школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Но только после ликвидации беспризорности как  массового явления (к 1928 — уже  только 300 тыс.), к лету 1930 года всеобщее начальное обучение детей введено: 14 августа 1930 года в СССР было объявлено  о введении обязательного всеобщего  начального образования (Постановление  ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года «О всеобщем обязательном начальном  обучении»)[5].

 

Важным организационным  моментом стали «Положения про единую трудовую политехническую школу»; в  целом 1920-е годы были отмечены поиском  оригинальных решений: комплексное  обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. Так постепенно в  СССР стало вводиться всеобщее начальное  обучение.

 

Законы о высшем образовании  были приняты: в 1924 в УССР; в 1926 в БССР; а так же в ЗСФСР и в некоторых  республиках Средней Азии в конце 1920-х гг.[6] В школах преподаются  языки большинства населения  республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. [7][8]

Информация о работе Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века