Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:06, реферат

Краткое описание

Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что "педагогика все же наука философская" и поэтому требует единства идей. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.

Вложенные файлы: 1 файл

Исторический обзор развития образования.docx

— 68.33 Кб (Скачать файл)

 

А. численность приёма в  вузы в последние годы сравнялась с числом выпускников средних  школ, при этом сокращать приём  самим ВУЗам не хочется;

 

Б. с советских времён в государственных вузах Минфин требует выдерживать норматив "не менее 12 студентов на одного преподавателя", что приводит к тому, что из российских вузов увольняют только тех, кого не уволить уже совсем нельзя, но и последних стараются пристроить либо в академотпуск, либо в другой вуз, послабее;

 

В. замедленный рост, а  порой и упадок многих отраслей промышленности - заказчиков выпускников и свежих научных исследований, в том числе  и у высшей школы, приводит к тому, что руководство ВУЗов больше обращает внимание на формальные отчёты и собственную рекламу, чем на действительное качество подготовки выпускников, тем более когда большинство  из них в дальнейшем трудится не по специальности, а в обществе к  этому относятся как к обычному и естественному явлению и  в целом к вузу как к некоему  подобию 16-летней общеобразовательной  школы.

 

Г. соответственно имеем  качественное (и во многом заслуженное) падение общественного уважения к преподавательскому труду в  ВУЗе по сравнению даже с советским  временем, не говоря уже о дореволюционном  и, как следствие, заметное уменьшение очереди желающих заниматься этой деятельностью даже в ведущих столичных вузах. Наиболее способные выпускники теперь редко связывают свою будущность с "родным" ВУЗом.

[править]

Уровни образования

Общее образование 

дошкольное образование

начальное общее образование

основное общее образование

среднее (полное) общее образование

дополнительное образование  детей

Профессиональное образование 

начальное профессиональное образование

среднее профессиональное образование

высшее профессиональное образование 

бакалавриат

Магистратура

Послевузовское профессиональное образование 

Аспирантура

Докторантура

Повышение квалификации

Второе высшее образование

Переподготовка

Профессиональная подготовка

[править]

Типы образовательных  учреждений в Российской Федерации

[править]

Дошкольные учреждения

предшкола

ясли

детский сад

[править]

Общеобразовательные учреждения

[править]

учреждения начального общего образования

начальная школа

[править]

учреждения основного  общего образования

школа

гимназия 

национальная гимназия

лицей

учебно-воспитательный комплекс

Экстернат

[править]

учреждения среднего (полного) общего образования

школа с углубленным изучением  предметов

профильная школа

[править]

Учреждения профессионального  образования

[править]

учреждения начального профессионального  образования

ПТУ

профессиональный лицей

технический лицей

[править]

учреждения среднего профессионального  образования

колледж

техникум

[править]

учреждения высшего профессионального  образования

академия

институт

университет

федеральный университет

[править]

учреждения послевузовского  профессионального образования

институт повышения квалификации по отраслям

[править]

Другие типы учреждений

учреждения дополнительного  образования детей

учреждения дополнительного  образования взрослых

специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями  здоровья

коррекционная школа по видам

учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей (законных представителей)

школа-интернат

детский дом

детский дом семейного  типа

кадетская школа

кадетский корпус

учебно-производственный межшкольный  комбинат

[править]

Образование на языках России

 

Образование на коренных языках осуществляется в основном в республиках. В 20-х — первой половине 30-х годов  обучение было организовано на 48 языках коренных национальностей.

 

Начиная с 1936/37 учебного года среднее и высшее образование  в РСФСР на языках, отличных от русского, было свёрнуто. Образование на национальных языках сохранялось только в начальных  школах в административно-территориальных  образованиях (АССР, АО, национальных округах), где соответствующий язык имел официальный  статус. С пятого класса (после перехода к трёхлетней начальной школе  — с четвёртого) обучение переводилось на русский язык. Эта система просуществовала, в целом, до конца советской власти.

 

Во второй половине 80-х  годов 9 % детей нерусского населения  РСФСР обучалась в национальной школе, где преподавались (не считая языков народов союзных республик) 44 родных языка, 26 языков существовали как учебный предмет. Обучение той  или иной длительности осуществлялось на 18 языках, причем 11 языков на протяжении 1-3 лет обучения, ещё три языка  — 4-х лет. В той или иной степени  сохранились средняя и старшая  ступени школы на родном языке  у башкир — 11 лет, татар — 11 лет, якутов — 9 лет и тувинцев — 7 лет.

 

В 1955—79 языки коренных национальностей  в школах Корякского округа не преподавались, что отрицательно сказалось на развитии нац. культур и создало определённые трудности для преподавания родных языков[источник не указан 248 дней]. В 1988 52 % учащихся из народностей Севера изучали родной язык (корякский, ительменский, эвенский, чукотский). Родной язык изучается  с нулевого по 3-й кл., в 4-м классе — экспериментально, в старших  классах — факультативно.

 

Численность детей из числа  коренных малочисленных народов  Севера в ЯМАО, изучающих родные языки, по данным Департамента образования, составляет на 1 января 2009 года 4965 человек  или 53,4 % от общего числа обучающихся. По данным переписи населения в 2002 году родным языком в округе владеют 80,4 % от общего числа коренных народов Севера, при этом у ненцев — 85,5 %, у народа ханты — 68,6 %, у селькупов — 62,7 %.

 

В 2002 году при переписи населения  РФ оказалось:

в Самарской области 86 тыс.мордвы, в 8 школах преподается эрзянский  и мокшанский язык как факультатив, 1 или 2 урока в неделю.

в Ульяновской 60 тысяч мордвы — 20 школ,

в Чувашии 16 тыс.мордвы — 1 школа,

в Нижегородской 25 тыс. — 2 школы,

в Татарстане 35 тыс. — 3 школы,

Пензенская обл. 68 тыс. — 6 школ. Кстати, 80 лет тому назад в  Пензенской области жило мордвы 178 тыс.

 

В 30-х годах ХХ века в  СССР было 12 педагогических училищ в  разных республиках и областях страны (Петровское в Саратовской обл., Лукояновское в Нижегородская обл., Саранскоев Мордовии, Стерлитамакское в Башкортостане  и многие другие) в которых готовили преподавателей эрзянского языка,

 

Средне-специального и высшего  образования на языках России, кроме  русского, практически нет. В некоторых  ВУЗах Татарстана есть отдельные  татарские группы с частичным  преподаванием на татарском языке, полностью же высшее образование  на татарском можно получить только на факультетах татарской филологии[28]. Кроме традиционного использования  татарского языка в качестве предмета изучения и образовательного средства на филологических факультетах Казанского государственного университета, пединститутов  и педучилищ, татарский язык как  язык обучения в настоящее время  применяется на юридическом факультете и факультете журналистики Казанского университета, в Казанской консерватории  и Казанском государственном институте искусства и культуры.[источник не указан 74 дня]

 

В Республиках Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия) были приняты  законы, в соответствии с которыми граждане России, обучающиеся на территории этих регионов, помимо русского языка  как государственного языка РФ, обязаны[29] изучать также башкирский, татарский, якутский языки соответственно.

 

В нынешнее время региональный компонент, в который входит изучение языков коренного народа в среднем  образовании, переводят на местное  финансирование. Это может ухудшить изучение коренных языков.


Информация о работе Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века