Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:42, реферат
Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства.
Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ.
Введение 2
Глава 1. Зарождение таможни в Древней Руси и ее становление до XXв. 3
Глава 2.Развитие таможенной службы в ХХ веке. 13
Глава 3.Развитие таможенной службы в современное время 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Оглавление
Введение
Глава 1. Зарождение таможни в Древней Руси и ее становление до XXв.
Считается общепризнанным, что история
таможенного дела в России ведет свое
начало со времен Древней Руси и напрямую
связана с появлением торгового обмена
и зарождением товарного хозяйства.
В то же
время, обращаясь к договорам, заключенным
князем Олегом с греками в 907 и 911 годах,
видно, что такие элементы таможенного
дела, как взимание таможенных пошлин
и порядок таможенного обложения, существовали
на Руси и до принятия христианства. Можно
предположить, что становление таможенного
дела и соответственно организационные
и правовые предпосылки формирования
первичных элементов правового режима
его обеспечения берут свое начало еще
до принятия христианства на Руси.
Кроме того,
на Руси взимали торговый сбор (мыт или
мыто) за провоз товаров через заставы,
пользование местом, отведенным для торга,
за аренду торговых площадей либо за покровительство,
оказываемое купцам и иным торговым людям.
Следующим
этапом в становлении и развитии элементов
таможенного режима являются XII-XIII века.
В это время произошел распад Киевской
Руси на отдельные княжества и последовало
появление границ между ними, на которых
стали возникать таможенные заставы, представлявшие
собой прообраз современных пунктов пропуска
через таможенную границу, а правители
новых княжеств в целях личного обогащения
вводили собственные правила взимания
таможенных пошлин при перемещении товаров.
В Древней Руси таможенные
пошлины делились на проезжие и торговые.
За провоз товаров через внешние или внутренние
заставы взимался мыт. Сборщика мытных
пошлин и сборов называли «мытник», а места
взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились
либо при монастырях, либо в непосредственной
близости от них. Мытная служба была негосударственной,
безвозмездной и почетной.
Основными нормативными правовыми
актами, закреплявшими правила перемещения
товаров через таможенную границу, порядок
таможенного обложения и устанавливавшими
санкции за уклонение от таможенного обложения,
в то время являлись уставные грамоты,
издававшиеся великими князьями. В этот
период начинают проявляться первичные
признаки такой составной части административно-правового
режима обеспечения таможенного дела,
как правовой режим таможенной границы.
В период
завоевания Древней Руси Золотой Ордой
в русском языке появилось тюркское слово
«тамга», означающее клеймо, тавро, печать.
Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась
взиманием пошлины, которая также называлась
тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали
тамгу, то есть «тамжили» товар, стало
называться таможней, а лицо, взимавшее
тамгу, - таможенником.
К этому
времени в связи с усилением таможенных
сборов в удельных княжествах и отсутствием
единых пошлин усиливается стремление
торговых людей к незаконному провозу
товаров. Складывается система наказаний
за незаконный провоз товаров и незаконную
торговлю таким товаром. Промыта – уклонение
от уплаты мыта – наказывалась штрафом,
а лицо, совершившее это деяние, наказывалось
кнутом. Промыт – наказание за неуплату
мыта – составлял сумму в размере двух
пошлин. Заповедью назывались пеня за
неуплату пошлины при продаже или покупке
лошади и штраф, взимаемый с купцов за
складирование товара в домах частных
лиц, помимо гостиного двора. Величина
заповеди составляла 2 рубля (рубль шел
государству, второй – таможенникам).
Протаможы – штраф за тайный провоз товара
без уплаты пошлины и за неявку его в таможню.
В княжествах не существовало единой
системы пошлин. Ставки устанавливались
князем единолично и зависели от ряда
обстоятельств.
Лишь в середине XVI века аппарат
сбора пошлин был централизован, а таможенное
обложение регламентировано.
В государстве постепенно складывается
таможенное законодательство, совершенствуется
правовые нормы, регулирующие продажу
и перемещение товаров, ужесточаются финансовые
сборы.
В период царствования Алексея Михайловича
Романова завершилось становление новых
институтов Московского государства,
получила дальнейшее развитие законодательная
база, была подготовлена, а затем проведена
таможенная реформа.
Предшественницей
таможенной реформы явилось положение
главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей
о мытах, перевозах и мостах. Указанное
положение сыграли важную роль таможенного
законодательства и таможенного дела,
и пожили начало его правовому обоснованию.
В статьях Соборного Уложения впервые
изложены права и обязанности таможенников
(мытчиков, перевозчиков и мостовщиков)
по осуществлению контроля за перевозом
товаров, грузов и перемещением людей,
а также нормы соблюдения правил установленных
указанным документом.
Выдающийся реформатор Афанасий Лаврентьевич
Ордин-Нащокин покровительствовал торговле,
считал ее залогом благосостояния самого
государства, провел целый ряд новых статей
регулировавших торговлю москвичей с
иностранцами. По его инициативе 1667 году
был подготовлен и издан «Новоторговый
устав», который явился завершением первой
таможенной реформы в Российском Государстве
и который считается первым таможенным
тарифом на Руси.
В Новоторговом уставе были зафиксированы
многие моменты, нашедшие свое продолжение
и в современном таможенном законодательстве:
- устанавливалось равное для всех таможенное
обложение торговых сделок единой рублевой
пошлиной и ликвидировались проезжие
сборы;
- купцам вменялось в обязанность правдиво
указывать таможенную стоимость предъявляемых
таможне товаров;
- определены наказания за нарушение таможенных
правил: за сокрытие товара; в случае занижения
продажной цены товар подлежал конфискации
(рецидив наказывался дополнительно битьем
кнутом);
-вводился контроль за перемещением товаров;
- определялось право таможенной головы
и устанавливалась его ответственность
перед купцами.
Таможенная служба в России в конце
XVI века – начале XVII века была «верной»
или «откупной». К выполнению обязанностей
по несению таможенной службы привлекались
представители купечества, посадских
людей и уездных крестьян, которые, по
сути дела, отбывали повинность. Служба
эта была безвозмездной, на «веру», в связи
с чем должностные лица таможен (таможенный
голова и целовальники) принимали присягу,
или, как говорили тогда, «приводились
к вере». Поэтому данный способ получил
название «верного».
Таможенный голова, уплатив предварительно
годовой сбор, мог быть уверен, что в случае
недобора платежей не последует санкций
власти на погашение задолженностей перед
казной за счет его имущества, а государство
получало при этом строго фиксированный
сбор в денежном выражении. Откупщик принимал
на себя обязательство уплаты казне конкретной
суммы денег в определенные сроки, что
подтверждалось его поручниками, которые
в случае неплатежа должны были погасить
задолженность откупщика.
В целях упорядочения таможенного обложения
в России в XVI веке были изданы таможенные
уставные грамоты. По большей части эти
грамоты представляли собой контракт,
на основании которого откупщик принимал
на себя взимание таможенных сборов вместе
с обязанностью уплачивать казне определенную
сумму. В грамотах перечислены сборы, подлежащие
взысканию, и указаны их размеры, установлен
порядок их взимания, определены пени
за уклонение от уплаты.
В конце XVII века взимание таможенных пошлин
и сборов осуществляли Приказ Большой
казны, Большая таможня, Посольская новая
таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ,
Номерная изба, таможенные избы в уездах.
Еще более существенную роль таможенные
платежи начинают приобретать в годы правления
Петра I в результате содействия развитию
национальной экономики через поощрение
отечественного производителя.
Начало
совершенствования организации таможенного
дела относится к концу первой четверти
XVIII века, когда в 1718 году была образована
Коммерц-коллегия, которой была подчинена
служба таможенных бурмистров. С 1720 года
таможенные бурмистры стали именоваться
оберцольнерами. Коммерц-коллегия была
в 1784 году закрыта, в 1797 году – снова восстановлена,
а в 1802 году – реорганизована в Министерство
коммерции.
В конце
царствования Петра I в 1724 году был принят
первый в России таможенный тариф. Жестко
протекционистский, он создавал благоприятные
условия для развития отечественной мануфактуры.
Преобладание экономической цели в этом
тарифе видно из того, что «пошлины в нем
назначены вообще тем выше, чем привозной
предмет обработаннее, и, наоборот, по
вывозу тем ниже, чем он обработаннее.
Из сырых продуктов ни один не допущен
к беспошлинному вывозу».
Ставки импортных таможенных пошлин
дифференцировались от 25% до 75% , вывозимые
товары облагались по 3%-ной ставке. Вывоз
сырья и полуфабрикатов, необходимых для
российских производителей, был запрещен.
Но повышенное обложение важнейших
западноевропейских товаров и предметов
роскоши вызвало сильное недовольство
крупного русского купечества. Поэтому
в 1731 году был принят новый тариф, по сути
отменивший покровительственную систему
Петра I . В том же году в Санкт-Петербурге
были объединены внутренние и портовые
таможни.
Новый этап развития таможенного
законодательства пришелся на периоды
царствования Елизаветы Петровны и Петра
III.
Важнейшим мероприятием
в области таможенной политике в царствование
Елизаветы Петровны явилась ликвидация
таможенных ограничений внутри страны.
Граф П.И.Шувалов
предложил смелый проект совершенной
отмены внутренних таможенных пошлин.
Его доклад, одобренный Сенатом, лег в
основу высочайшего Манифеста от 20 декабря
1753 года. В 1753-1754 годах внутренние пошлины,
а также все 17 «мелочных сборов» были заменены
единообразной таможенной пошлиной на
границах государства, взимавшейся со
всех ввозимых и вывозимых товаров в сумме
13 копеек с рубля стоимости.
В этот период в России начали укреплять
государственные границы. На западе Российского
государства их охрану осуществляли регулярные
войска, сосредоточенные в 11 морских и
4 сухопутных крепостях. Вокруг крепостей
была создана цепь форпостов, для противодействия
беспошлинному провозу товаров по большим
дорогам организовывались заставы, специальным
разъездам поручалось захватывать контрабандистов
с конфискацией у них всех незаконно провозимых
товаров. В 1754 году был учрежден Корпус
пограничной стражи и служба таможенных
объездчиков. В 1782 году была создана таможенная
пограничная стража в западных губерниях.
Вторая половина XVIII века знаменовало
собой завершение таможенной реформы
и переход к осуществлению таможенных
формальностей на основе опыта Европейских
государств и особенностей Российской
экономики.
Первый Российский таможенный устав
1755 года положил начало цивилизованному
подходу к решению задач таможенного дела
и формированию таможенной политики. Принятие
этого устава отменяло действие всех ранее
изданных документов, связанных с правилами
торговли и уплаты пошлин. В уставе рассматривается
порядок внешней торговли и обязанности
таможни.
Новым явилось введение
29 апреля 1757 года состоялось утверждение
нового таможенного тарифа. В
именном указе императрицы
В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 года ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%.
В соответствии с таможенным тарифом 1782 года большинство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%.
Отличительной особенностью таможенного дела Екатерины II было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение – десятки записок подаваемых императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.
В 1763 году при дворе была учреждена комиссия по коммерции, приступившего к составлению нового таможенного тарифа. В мае 1766 года результаты ее работы были доложены Екатерине II и получили высочайшее одобрение. Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 года. С 1 марта 1767 он вступил в силу. Принятие этого тарифа означало продвижение страны на свободной торговли.
Для борьбы с контрабандой Екатерина II в 1782 году подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража. Поиск контрабанды стимулировался, часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержавших. Стремясь остановить контрабанду, Екатерина II пошла на крайность, на российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы, а 26 июня 1789 Екатерина II подписала указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы россиския» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни на западной границе.
С 1802 года управление таможенным делом осуществляло Министерство коммерции, а с 1811 года – Департамент внешней торговли Министерства финансов.
В 1811 году Александр I учредил Таможенное управление по европейской торговле, в состав которого входило 11 таможенных округов. Каждый таможенный округ возглавлялся начальником, которому подчинялись таможни и таможенные заставы, входившие в округ.
В 1819 году были приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф.
14 декабря 1819 года был принят
новый таможенный устав по
Европейской торговле, состоящий
из 726 параграфов (статей). Согласно
ему все Российские таможни
по Европейской границе были
разделены на 4 класса. В отличие
от прежних таможенных уставов,
новый имел специальный раздел
«о последствиях утайки
В целях преодоления кризиса национального производства, в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров. Тариф 1822 года неоднократно пересматривался.
2 сентября 1827 года состоялось утверждение рисунка первого таможенного флага.
Поскольку таможенное управление не подчинялось Губернским властям, Министерство финансов в 1834 году предложило ввести для таможенных чинов цвета мундиров, установленных для Министерства финансов.
13 октября 1850 года состоялось утверждение
нового таможенного тарифа. Он
пробил первую брешь в
В августе 1856 года было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение особого комитета для создания нового тарифа. В новом тарифе предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей.
В 1857 году был утвержден новый таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. Устав 1857 года предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые имели уже выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были «в верности испытаны и доверия достойны».
Период 1857-1868 годов был отмечен реформами таможенного дела. Реформатор Александр II превратил в 1865 году таможню в самостоятельное звено, выделив ее из Департамента внешней торговли Министерства финансов России. Департаменту таможенных сборов были переданы функции управления таможенными учреждениями. Продолжалось понижение пошлин как ввозных, так и вывозных, увеличился ввоз хлопка, железа и изделий из него, машинного оборудования.
В 1864 году Департамент внешней торговли
Министерства финансов был преобразован
в Департамент таможенных сборов.
В 1865 году состоялся очередной пересмотр
тарифа. Изменения 1865 года были направлены
на сокращение числа статей тарифа посредством
соединения некоторых из них, на ликвидацию
статей, приносивших казне незначительный
доход, а также на общее понижение пошлинного
обложения ввозимых товаров.
Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года.
Отвечая в целом принципом свободной торговли,
он имел при этом ряд важных особенностей.
Понижение ввозимых пошлин затронуло
в основном сырьевые и потребительские
товары с целью поощрения их ввоза, противодействия
контрабанде и увеличения таможенного
дохода.
С 1 января 1877 года был введен новый порядок уплаты таможенных пошлин – золотом, что привело к повышению пошлин на 50%.
С 1 января 1881 года были повышены сборы за право торгово-промышленной деятельности и усиленное таможенное обложение. Пошлины повышались несоразмерно и исходили в основном из интересов казны, а не промышленности.
При Министре финансов И.А.Вышнеградском была осуществлена разработка нового таможенного тарифа.
Новый тариф был принят 11 июня 1881 года. С его принятием произошло распространение мер таможенно-тарифного регулирования на ряд товаров, которые до этого ввозились свободно и подлежали сравнительно невысокому обложению.
Введение тарифа 1891 года с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза.
Именно поэтому в 1892 году был принят новый таможенный устав, обновивший соответствующий законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением.
Информация о работе Исторический процесс становления и формирования таможенной службы в России