Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:47, реферат
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
Закон считается принятым,
если он одобрен большинством не менее
трех четвертей голосов от общего
числа членов Совета Федерации и
не менее двух третей голосов от
общего числа депутатов
Государственная Дума может быть распущена президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ (после трехкратного отклонения представленных Думе кандидатур председателя правительства или после повторного выражения Госдумой в течение трех месяцев недоверия правительству).
В случае роспуска Государственной Думы президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако возможности президента распускать Госдуму существенно ограничиваются Конституцией (ст. 109).
Так, Государственная Дума, не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена также с момента выдвижения ею обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента.
Деятельность Федерального Собрания имеет исключительно важное значение для эффективности всей системы государственной власти в стране, поскольку ее результативность определяется, прежде всего, качеством и действенностью принимаемых законов, других нормативных актов. Однако анализ работы Федерального Собрания показывает, что ни система подготовки и принятия законов, ни их содержание не соответствуют тем высоким требованиям, которые предъявляет трудное время становления новой государственности новых экономических отношений. За минувшие годы было принято множество далеко не первоочередных законов, зачастую отражавших отраслевые или корпоративные интересы. Многие законы принимались с низким юридическим качеством, с большим числом противоречий Конституции, принятым ранее законам и кодексам. Большинство законов не содержит механизмов реализации и мер ответственности за их невыполнение. В нарушение Конституции часто принимались законы, не согласующиеся с реальным состоянием федерального бюджета. Практически отсутствует качественная независимая экспертиза правовых актов.
Существенно и то, что по мотивам низкого качества отклоняется немало законов, потребность в которых общество ощущает очень остро.
Для того чтобы повысить уровень
законодательной работы Федерального
Собрания, предстоит принять федеральный
закон, регламентирующий процедуру
принятия законов, такую процедуру,
которая обеспечит главные
Завершая рассмотрение вопроса,
отметим, что Конституция 1993 г. заметно
ограничила функции российского
парламента. Налицо явный дисбаланс
силы в пользу президента, получившего
самые большие прерогативы в
сравнении с главами государств
многих президентских республик. Однако
в Основном законе заложен определенный
механизм системы взаимных сдержек
и противовесов между исполнительной
и законодательной ветвями
По форме государственного правления Российскую Федерацию трудно отнести к какой-либо «чистой» форме — к президентской или к парламентской. Скорее это полупрезидентская и полупарламентская, а точнее, пожалуй, президентско-парламентская республика. Как верно отмечается в литературе, российский президент по Конституции не вмешивается в какую-либо конкретную текущую деятельность, но ему принадлежат несколько важнейших функций. Он осуществляет все кадровые перемещения в высших органах власти, играет роль арбитра, посредника в конфликтах между разными ветвями власти, берет на себя некоторые судебные функции, имеет право роспуска парламента и может отправить в отставку правительство, которое сам же и назначает1.
Исполнительную власть в
Российской Федерации непосредственно
осуществляет правительство РФ. Оно
состоит из председателя правительства,
его заместителей и ряда федеральных
министров. Оно издает постановления
и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Председатель правительства назначается
президентом с согласия Государственной
Думы и организует его работу, временно
исполняет обязанности
Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами президента.
Порядок деятельности правительства определяется федеральным конституционным законом.
На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти. Состав и структура органов федеральной исполнительной власти постоянно совершенствуются.
Задачами министерства должны
являться выработка государственной
стратегии в соответствующей
сфере управления, предупреждение и
нейтрализация возникающих
Федеральная служба (управление)
должна быть самостоятельным органом
исполнительной власти, образуемым для
непосредственного
Федеральный надзор призван
осуществлять узкоспециализированные
контрольные функции
Так же как и две другие
власти — законодательная и
Как записано в Конституции РФ (ст. 118), правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Установленные Конституцией и законами полномочия органов судебной власти присущи только этой ветви власти и ни один орган других ветвей власти не имеет права вторгаться в его компетенцию.
Судебная деятельность — одна из форм государственной деятельности. Но судебная власть отличается от законодательной и исполнительной тем, что обеспечивает законность своими, присущими только ей, методами и действует в особом порядке.
Судебная власть в России
как одна из опор государства представляет
собой, согласно Конституции РФ 1993 г.,
соединение трех структур: Конституционного
Суда РФ и не связанных с ним
конституционных судов
Конституционный Суд РФ состоит
из 19 судей. По запросам президента, Совета
Федерации, Государственной Думы, одной
пятой членов Совета Федерации или
депутатов Государственной
а) федеральных законов, нормативных актов президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства;
б) конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов
Федерации, изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов
в) договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный Суд по жалобам
на нарушение конституционных прав
и свобод граждан и по запросам
судов проверяет
Акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу; не соответствующие
Конституции международные
Верховный Суд РФ является
высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным
делам, подсудным судам общей
юрисдикции, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом
Высший Арбитражный Суд
РФ является высшим судебным органом
по разрешению экономических споров
и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом
Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента.
Судьи других федеральных судов назначаются президентом в порядке, установленном федеральным законом.
Все судебные органы имеют общие признаки, отличающие органы судебной власти от других органов государства:
1) правосудие осуществляется только судом;
2) только при помощи способов, указанных в Законе;
3) основано на точном соблюдении Закона;
4) осуществляется только в процессуальной форме;
5) суду предоставлено право применять государственное принуждение.
В настоящее время остро стоит задача укрепления судебной власти, которая, к сожалению, пока еще является довольно слабой, а порой и беспомощной. А между тем только сильное и авторитетное правосудие может обеспечить эффективность усилий других ветвей власти, а главное — действенную защиту прав граждан.
На укрепление государственной власти направлена начавшаяся в конце 90-х гг. и медленно реализуемая судебная реформа. В ее основные направления входят окончательное формирование законодательной базы судебной власти, кадровое укомплектование судов всех уровней, укрепление материальной базы судебной власти, создание системы безотказного исполнения судебных решений, развитие практики прямого применения Конституции, в первую очередь в сфере защиты прав и свобод граждан.
К системе государственной
власти и управления относится и
осуществление всех трех ветвей власти
(законодательной или