Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:49, доклад
Самые первые - Петр I и его окружение, солдаты, моряки, и главное для основания города строители, а далее жители ближайших карельских, финских, русских, шведских поселений (Питер не на голом месте строился), теперь уже много строителей, рабочие на зарождающиеся верфи, священники, купцы, торговцы, прислуга, чиновники, военнопленные, многие из которых остались там жить навсегда и другие люди, необходимые для обычной жизни города ...причем многие в то время не по своей воле.
Динамична, ускоряются темпы развития, смены стилей барокко, рококо, классицизм.
Величностная, соборная культура.
Становление личностного начала.
Единое, регламентированное бытие средневекового человека.
Разделение единого бытия на жизнь трудовую, общественную, личную.
Анонимна.
Авторство.
Центром нарождения нового для России типа культуры стал Петербург. Петр понимал, что в этом процессе определяющее значение имеет материальная культура . Для достижения западноевропейского уровня в России требовалось завести искусство економическое, — подчеркивал сподвижник Петра I Ф. Прокопович. Создание экономики по западному образцу, с мануфактурами и освоенными новыми сырьевыми районами, поставило перед русскими целый ряд задач.
Включение в систему международной морской и сухопутной торговли, в свою очередь, требовало создания внутри страны новой сети транспортных коммуникаций — дорог каналов, портов, точных карт суши и водных просторов, экономических расчетов грузопотоков.
Остро вставали вопросы строительства собственного морского торгового флота, создания промышленности военного и гражданского назначения, светской системы образования и науки, налаживания форм и способов получения знаний и опыта у Запада.
В городе на казенный счет строили пристани и верфи 1704 год — Адмиралтейство, 1713 год — верфь для небольших судов, 1720 год — верфь на Охте, обустраивались гостиные дворы, торговые ряды — рынки, склады, появилась первая в России и одна из первых в европейских столицах биржа петербургская биржа была старше бирж Берлина, Стокгольма, Вены.
Развитие материальной культуры в Петербурге Петр I обеспечивал привлечением иностранных мастеров, созданием крупных мануфактур с предоставлением им государственных субсидий и самого современного оборудования. Высокий уровень производства позволял создавать в Петербурге высококачественные изделия, сочетавшие утилитарные, технические, конструктивные достоинства с достоинствами эстетическими, возводя вещи на уровень прикладного искусства.
Мануфактурные предприятия Петербурга подразделялись на три категории: казенные обслуживали армию и флот, дворцовые работали в основном на нужды двора, частные были ориентированы на рынок.
Культура Петербурга решительно и последовательно выразила радикальный поворот в отношениях государства и церкви.
Петр стремился уничтожить те обрядовые отличия, которые воспринимались, как свидетельство особой власти патриарха и митрополита, а следовательно, и в целом того традиционного порядка, который ограничивал власть монарха.
Так, он лишил митрополитов права носить белый клобук . Согласно легенде, Константин Великий, после того как его исцеляет папа Сильвестр, дает папе белый клобук как знак высшего достоинства, а себе отводит место папского конюшего, признав тем самым верховенство духовной власти над светской.
Специальным средством дискредитации
традиционных представлений и порядка
были ритуалы пародийно-
всепьянейший собор, в который Петр играл с 1692 года и до своей смерти, шутовские свадьбы, маскарады, похороны карликов и т.п. Петр непосредственно занимался разработкой такого рода церемоний, и сам принимал в них участие.
Для их участников игры и
увеселения носили в ряде случаев
обязательный характер. От пира или
маскарада нельзя было отказаться.
Участие в них были необходимыми
знаками лояльности, готовности перевоспитать
себя по установленному Петром образцу.
Участие в Всешутейном и
В 1700 году умер патриарх Андриан,
царь назначил ему преемника в
лице митрополита Стефана Яворского,
объявленного блюстителем патриаршего
престола. Патриарший разряд был упразднен
, а его функции были переданы
восстановленному в 1704 году Монастырскому
приказу. Все имущество и финансы
церкви находились в ведении этого
приказа. Наконец, в 1721 году церковь
получила свой высший орган — Святейший
Синод. Архиепископ Ф. Прокопович по
поручению Петра написал
Петербургские преобразования, направленные на ограничения самостоятельности церкви и на обмирщение религии вели к подрыву ее влияния на культуру и общественную мысль, утверждению абсолютизма, который представлял собой высшую форму феодальной монархии и был прогрессивным этапом в развитии феодального строя.
Одним из важнейших завоеваний культуры Петербурга петровского времени было новое видение человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть лишь существом греховным. Он ценен
сам по себе и как активно действующая личность. Не богатство и знатность рода, или национальность, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести его на одно из самых высоких мест в социальной иерархии.
Примером тому может служить карьера А.Д. Меншикова и многих других сподвижников Петра. В 1722 году просветительский постулат внесословной ценности человека был законодательно зафиксирован в Табели о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, открывшей возможность не дворянам получить за заслуги перед государством дворянское звание. Идеалом Петровской эпохи стал человек — гражданин, человек — патриот. Утверждение абсолютизма требовало установления системы прямой зависимости развития культуры от правительства, огосударствления культуры. Это относится, прежде всего, к системе образования. Требовалось светское практическое образование. До Петра светское образование получали почти исключительно путем домашних занятий, да и оно ограничивалось элементарной грамотой и счетом.
Литература петровского периода носит переходный характер, основная тенденция ее развития — обмирщение. Поощряя ее светские формы, Петр I осуществил ряд реформ, непосредственно повлиявших на становление новой литературы. В 1710 году вводится русский гражданский алфавит, который отделил светскую книгу от церковной. Если раньше книги издавались в основном по благославлению церкви, то теперь — по повелению государя.
Литература в Петровскую эпоху помимо чисто практических функций стала выполнять и функции развлекательные. Изменился и сам тип писателя: если раньше это был преимущественно монах, пишущий по обету, то теперь -грамотей, пишущий по заказу.
Таким образом, литература петровского
времени была тесно связана с
деятельность царя, с его трудами
и новшествами. Словесность отразила
процесс изменения
Значение петровского времени для истории музыки города не столько в оставленных им ценностях, сколько в создании необходимых условий для дальнейшего роста и развития.
21 Вишняков
сумел соединить в своих
22.Развитие концепции регулярного градостроительства
После опустошительных
пожаров 1736 - 1737 годов была учреждена
Комиссия о Санкт-
Теоретической основой развитого регулярного строительства стал трактат-кодекс «Должность архитектурной экспедиции», составленный Комиссией. В нем выдвигался главный тезис о государственном значении градостроительства и архитектуры. Примечательной особенностью кодекса является направленность в сторону гражданского строительства при условии подчинения его регулярной планировке, а также выявление первостепенного значения общественных зданий «для регулярности и красоты города».
23В середине XVIII века в Петербурге и других городах на фоне одноэтажной, частично двухэтажной застройки небогатых горожан возникают огромные величественные дворцы и соборы. В пригородах спланированные ранее парки обогащаются перестроенными или новыми дворцовыми сооружениями, оформляемыми снаружи и внутри необычайно богато и пышно в том декоративном стиле, который следует назвать русским барокко. Последнее вступает в период своей кульминации, достигает предела творческих возможностей.
Русское зрелое барокко обладало целым рядом чисто национальных особенностей. Общие исходные принципы имели сходство с западным барокко, но в нем было много и своеобразного, своего, особого. Причины этого связаны с тем, что западноевропейское барокко начало складываться на иной почве, возникнув путем дальнейшей эволюции стиля Возрождения. В России процесс протекал иначе, и истоки барокко первой половины XVIII века надо искать в узорочье второй половины XVII столетия. Русское барокко достигло апогея в середине XVIII века, когда на Западе аналогичный стиль угасал и уже вызревал классицизм.
Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного - итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих ее элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.
Интерьеры этого времени
- бесконечные дворцовые
Широкое развитие в середине
XVIII века приобретает садово-парковое
искусство. Наблюдается тесная связь
с садами и парками петровской
поры. Вновь создаваемые или