История Федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- показывается становление и развитие федерализма в России;
- описывается механизм обеспечения единства современного российского федерализма;
- определение перспектив развития федерализма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие федерализма…………………………………………………………………………………5
1.2. Федерализм в Досоветский период…………………………………………………………..7
2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………………………………………………..14
2.1.Федерализм в Советский период………………………………………………………………14
2.2. Федерализм в современной России…………………………………………………………24
3. 3. Основные проблемы федерализма в России и возможные пути решения основных проблем федерализма в Российской Федерации….……………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 72.93 Кб (Скачать файл)

     Так на основе ранее унитарного Советского государства, хотя и именовавшегося федерацией, возникла со всеми присущими  атрибутами, самая крупная в мире по числу субъектов Российская Федерация. Однако, доставшееся от союза территориальное  деление не вписывалось в капиталистическую  современность.Около полутора десятков регионов страны составляют группу наиболее бедных. (Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария,  Калмыкия и  пр).

     35 регионов входят в группу малообеспеченных (Республики Алтай, Мордовия, Чувашия  и др.; области Калининградская,  Ленинградская, Псковская, Челябинская  и пр.; края Краснодарский, Хабаровский,  Приморский: Ненецкий, Корякский автономные  округа).

     24 региона составляют группу относительно  благополучных. В них покупательная  способность денежных доходов  населения составляет в среднем-2-3 прожиточных минимума.(Это Республики  Карелия, Коми; области Мурманская, Вологодская, Калужская, Тульская  и пр.) Лидирующее положение в  стране по доходам на душу  населения и по их покупательной  способности занимает Москва (9 прожиточных  минимумов). От пяти до семи  прожиточных минимумов имеют  в среднем и главные нефтегазодобывающие  регионы: Тюменская область и  входящие в ее состав автономные  округа. Эти регионы обеспечивают  нормальную полноценную жизнь  (по меркам нашей страны).Следует,  однако заметить, что большой  разрыв в уровне доходов между регионами неизбежно ведет, как свидетельствует история, к серьёзным бедам, которые нам ещё предстоит испытать. [9]

     Ряд регионов испытывает сегодня сложности  в силу исторических причин, прежде всего из-за прошлой экономической  ориентации. Так, Хабаровский край, будучи в советский период промышленной базой, обеспечивающей отечественные  вооруженные силы в районе тихоокеанского побережья, и полностью зависящий  от поставок из центра всего — от каменного угля до продовольствия —  сегодня оказался в сложном экономическом  положении.

     Таким образом, Российская Федерация унаследовала от прежней РСФСР следующее деление: национальные республики в составе  России, края, области, автономные округа, города федерального значения, автономная область. Обретение субъектом Федерации  той или иной формы не имело  какого-либо объективного критерия и  осуществлялось в значительной степени  спонтанно, используя главным образом  то деление, которое было унаследовано от прошлой административно-командной  системы.

 

     3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Для того, чтобы  понять, и увидеть проблемы российского  федерализма, необходимо обратиться к  истории, и увидеть что опыта  подобного государственного строительства  в нашей стране практически нет. Россия впервые стала федерацией после Октябрьской революции, и  во всех советских конституциях декларировался принцип федерализма, однако, Советский  Союз по сути был унитарным государством. Основные проблемы современного российского  федерализма возникли именно в советский  период.

Однако, Советский  Союз рухнул, и на его территории возникло 15 независимых государств, в том числе и Россия. Россия унаследовала от СССР федеративный характер построения государства.

В состав Российской Федерации входят – 21 республика, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 2 города федерального значения и 1 автономная область – равноправные субъекты РФ. Уже отсюда вытекают 2 проблемы федерализма:

  • Разные статусы субъектов . Республики, образованные по национальному признаку имеют свои символы государственности (Конституция, герб, флаг, гимн, национальный язык), а подавляющее большинство субъектов их не имеет. Также до конца неясен статус автономных округов, которые с одной стороны являются полноправными субъектами РФ, а с другой стороны входят в состав других субъектов РФ.
  • Слишком большое число регионов крайне не эффективно с точки зрения экономического и политического управления.

До недавнего  момента существовало еще несколько  проблем, которые на данный момент разрешены:

  • Несоответствие Конституций и отдельных законодательных актов национальных республик Конституции РФ.
  • Формальное наличие нескольких президентов в одной стране. С 2012г.главы субъектов РФ не смогут называться президентами.
  • Откровенная дискриминация при распределении финансовых ресурсов. Республики отчисляли в федеральный бюджет гораздо меньше других регионов.

Разностатусность  субъектов является крайне негативным фактором при строительстве государства. И хотя согласно п.4 ст.5 Конституции  РФ все субъекты РФ равноправны, но все же этнофедерализм как таковой  присутствует, что является «бомбой  замедленного действия». Этнофедерализм порождает асимметрию федеративной системы, когда республики, реализуя претензии на национальную государственность, превращаются в «привилегированный класс» субъектов РФ.

     И еще необходимо, на мой взгляд, обратить внимание на автономные округа и связанные  с ними проблемы. «Парад суверенитетов» значительно сократил число российских автономий, но и те, что сохранились, по большому счету, уже не являются в традиционном для российской государственности  понимании этого института. Если раньше автономные области и автономные округа создавались как составные  части краев или областей, наделенными  определенными правами самоуправления, то теперь их статус носит явно противоречивый характер. С одной стороны, Конституция  РФ неоднократно (ст. ст. 5, 11, 16, 32, 65, 72, 73, 76, 77) упоминает автономии в числе  полноправных субъектов Федерации; с другой стороны, в п. 4 ст. 66 сделана  «оговорка» о том, что автономные округа входят в состав края или  области (исключение составляют Еврейская  автономная область и Чукотский  автономный округ, непосредственно  входящие в РФ и фактически имеющие статус, равнозначный статусу краев и областей).

    Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1993 года по делу о проверке конституционности  Закона РФ «О непосредственном вхождении  Чукотского автономного округа в  состав РФ» содержит крайне важные положения, применимые и к другим автономным округам РФ. В частности, подтверждено право автономного  округа на непосредственное вхождение  в РФ, поскольку нахождение или  выход автономного округа из края или области не влияет ни на его  правовой статус, ни на государственное  устройство и состав РФ. Постановление  определяет также, что автономный округ  имеет собственную территорию, которая  является частью территории России, и  потому его нахождение в составе  края или области не означает поглощения его территории. Таким образом, автономным округам было предоставлено право  выбора: входить в Федерацию непосредственно  или «опосредовано» через край или  область. Федеральные власти, от которых  в конечном счете зависела реализация инициатив автономных округов, проявили определенную непоследовательность: откровенно форсируя выравнивание статуса автономных образований относительно статуса  «материнских» областей, Центр вместе с тем не поощрял попытки следовать  примеру Чукотского автономного  округа. В результате сложилась парадоксальная ситуация: несколько субъектов РФ имеют в своем составе несколько  других субъектов РФ; и те и другие имеют собственные уставы и законодательство, бюджеты, обеспечены одинаковым представительством в федеральных органах государственной  власти и т. д. 

    Однако, разностатусность регионов может быть ликвидирована только в случае принятия новой Конституции РФ, поскольку  в нынешней Конституции закреплено, что «Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов  Российской Федерации». (Ст.5) Поскольку «положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием» (ст.135), то решением проблемы может выступить только принятие новой Конституции Российской Федерации.

     

Большое число  субъектов также является проблемой. Здесь присутствует ряд причин:

  • Приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией.
  • Затруднено управление экономикой.
  • Раздутый управленческий аппарат и т.д.

Для более эффективного управления, а также для подавления центробежных настроений, были созданы  федеральные округа , которые были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года

Хотелось бы еще отметить, что все регионы  отличаются по своим экономическим  показателям, и по уровню развития. Валовый региональный продукт (ВРП) также весьма отличается в разных регионах, например, в 2007г. ВРП для  Москвы составил 643 733.1 рублей на душу населения, а для республики Ингушетия он составил всего 29 903.7, то есть разница практически в 22раза!

Отчасти в связи  с этим в 2000-х годах (по аналогии с  «парадом суверенитетов» в 90-х) начался  «парад объединений». Численность субъектов  РФ сократилась с 89 до 83. Высказывались  также мнения о необходимости  объединения экономических развитых регионов и дотационных регионов. Однако, разразивший в конце 00-х  годов мировой финансовый кризис остановил эти тенденции. Впрочем, я уверен в том, что это процесс продолжится, так как позитивный опыт уже есть и присутствует положительные результаты.

     Ознакомившись со всем вышеперечисленным, можно выделить следующие реально осуществимые пути решения, некоторые из них применяются  в настоящее время, и надеюсь, способствуют созданию федерализма  без «изъянов».

     Возможно, ключевая проблема современного Российского  федеративного государства состоит  в неравноправии субъектов. На эту  проблему существует множество взглядов, и, возможно, в какой-то степени правы  те, которые утверждают, что нельзя уравнивать все 83 субъектов РФ, так  как уж слишком много различий между ними в различных сферах - экономической, политической, социальной, национальной, религиозной и т. д. Однако, с моей точки зрения, более  справедливо полагают те, которые  убеждены в необходимости равноправия  субъектов РФ, в противном случае под угрозой окажется само существование  Российской Федерации. Я считаю, что  огромные размеры нашей страны, многонациональность  ее населения и большое количество субъектов Федерации просто обязывают  федеральные власти установить равный статус для всех субъектов РФ не только на бумаге (как это сделано  в действующей Конституции РФ), но и в реальной жизни. Опыт развития современного российского федерализма  показывает, что если наделить какие-либо субъекты дополнительными правами  и полномочиями (как это произошло  в результате подписания Договоров  РФ с республиками), то остальные  начинают чувствовать себя «обиженными» и требовать предоставить им те же права и полномочия, чтобы равенство  вновь было достигнуто (Договоры РФ с краями, областями). Понять последних  можно, так как конституционно закреплено равенство субъектов РФ, а фактически существует ряд привилегированных  членов. Поэтому я поддерживаю  курс нашего государства, основанный на уравнительном подходе взаимоотношения  центра и субъектов Р.Ф.

     Еще одна важнейшая, по моему мнению, проблема нашего государства заключается  в национально-территориальном принципе построения федерации.

     История уже не раз доказывала, что использование  национального принципа устройства федерации для решения межэтнических  противоречий крайне опасно для самого государства и рано или поздно приводит к распаду федерации. Пример СССР, Чехословакии, Югославии является прекрасным доказательством того, что  современной России следует перейти  исключительно на территориальный  принцип построения федерации, как  это принято во многих существующих федерациях, если она не хочет последовать  судьбе вышеперечисленных распавшихся  стран. Кто-то может возразить, что  ни в одном государстве нет  такого огромного числа национальностей, как в нашем. Однако мне видится  нереальным предоставить государственно-национальные образования всем этносам, проживающим  на территории РФ, а их более 100.

     Следовательно, для соблюдения принципа равноправия  необходимо преобразовать национальные республики в составе РФ в другие субъекты и лишить их особого статуса, которым они наделены в настоящее  время. Переход на территориальный  принцип устройства РФ, несомненно, следует осуществлять поэтапно, иначе  вновь может возникнуть угроза национального  сепаратизма. Думается, что налаживание  нормальной жизни в регионах, подъем и развитие в них экономики, социальной сферы приведет к подавлению каких-либо сепаратистских настроений. Народу в  них будет уже неважно, какой  статус у их субъекта, и региональные лидеры, ратующие за особое положение  своего субъекта в РФ, потеряют поддержку  населения. Что же касается юридической  стороны решения этого вопроса, то уже давно Конституционному Суду следовало признать неконституционными внутрифедеральные договоры РФ и  отдельных субъектов РФ, а также  конституции республик в составе  РФ, содержащие положения, противоречащие федеральному Основному Закону. Это бы способствовало реализации на практике принципа равноправия субъектов РФ.

     Но  не следует забывать о тех условиях, в которых эти Договоры заключались. Поэтому, возможно, следует признать разумными действия федеральных  властей, не поднимавших вопроса  неконституционности данных документов из-за своей слабости и невозможности  справиться с сепаратистскими настроениями в регионах. Однако в последние  годы произошло существенное укрепление позиций Центра, и уже сейчас, с моей точки зрения, следует приступать к решительным шагам по наведению  порядка в субъектах, где подчас отдельные лидеры пользуются «отвоеванными» у Федерации полномочиями исключительно  в своих целях.

Информация о работе История Федерализма в России