История возникновения прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Вопрос о возникновении и развитии прокуратуры является достаточно на сегодняшний день. Историческое исследование создания какого-нибудь государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение данного органа, его место в системе других органов, а также историческую необходимость выполнения возложенных на него функций. К тому же изучая историю того или иного государственного органа, мы сможем в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности этого государственного органа. Сказанное в полной мере относится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одном государстве не оценивалась однозначно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......
Глава 1. Образование русской прокуратуры при Петре I……………………...
1.1. Предыстория прокурорского надзора………………………………
1.2. Институт фискалитета……………………………………………......
1.3. Учреждение прокуратуры……………………………………………
1.4. Первый генерал-прокурор – П.И. Ягужинский……………………..
Глава 2. Развитие прокуратуры во второй четверти XVIII-XIX веках………
2.1. Прокуратура России во второй четверти XVIII века ………………
2.2. Прокуратура России в XIX веке…………………………………......
Глава 3. Прокуратура России на советском и современном этапе……………
3.1. Прокуратура России советского периода…………………………...
3.2. Прокуратура России в наши дни…………………………………….
Заключение……………………………………………………………………......
Список использованных источников и литературы…………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ИОГП.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Важное событие в  истории прокуратуры — принятие 10 июня 1993 года постановления ЦИК  и СНК СССР « Об учреждении Прокуратуры Союза ССР». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1993 года было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нем были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора.50

Известный этап в жизни прокуратуры был связан с периодом массовых репрессий, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные учреждения (ОГПУ, НКВД, МГБ). Неблаговидная миссия обвинителей в довоенных и послевоенных тайных и «гласных» процессах существенно компрометировала прокурорскую систему в целом. В это время  и сами органы прокуратуры, в особенности военной, понесли тяжелые потери.

В период так называемой «хрущевской оттепели», знаменующей  отказ от бесчеловечной сталинской уголовной политики, очередным важным этапом в развитии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 года Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли органов прокуратуры в его обеспечении. В Положении были определены задачи, полномочия прокуроров, средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Принятие Конституции  СССР 1977 года обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию принципы организации и функционирования органов советской прокуратуры, основные направления их деятельности.

3.2 Прокуратура России в наши дни

 

Распад Советского Союза, новые политико-правовые и экономические  условия нашей жизни, связанные  с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, становлением подлинного федерализма  во взаимоотношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, развитием рыночных отношений, существенно изменили место и роль прокуратуры.

Много нового в теорию и практику прокурорского надзора  внес Закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года. Однако данный Закон был принят в то время, когда еще действовала Конституция РСФСР 1987 года. К тому же этим Законом полномочия прокурорского надзора были в определенной степени ограничены. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года потребовало подготовки новой редакции Закона о прокуратуре, внесения в него существенных изменений и дополнений.

Конституция Российской Федерации 1993 года посвящает прокуратуре  статью 129, где устанавливает, что  она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации.51 Из содержания статьи 129 следует, что Конституция не определяет функции прокуратуры российской Федерации, относя этот и другие вопросы организации и деятельности прокуратуры к предмету регулирования специального закона.

В условиях идеологической борьбы группой ученых и практиков  была создана Концепция развития прокуратуры российской Федерации  на переходный период. На основе этой Концепции  разработан и введен в действие Федеральный закон от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре Российской Федерации».52 Изменения, внесенные в ранее действовавший Закон, настолько существенны, что можно говорить о качественно новом нормативном акте, отвечающем интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран мира. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного правового опыта. Акцент сделан на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации ею конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого в законе введена специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности.53 В этих целях прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов государственными органами, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Место прокуратуры в  системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения  сущности прокурорской системы, функций  прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения. Форм и методов деятельности.

В российских условиях прокуратура  выполняет функции системы «сдержек и противовесов». Она устанавливает  и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.54

В настоящее время  Президент, будучи главой государства, принимает на себя ответственность  за состояние правовой системы и  правопорядка. Прокуратура должна стать  важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов. Таков правовой статус современной прокуратуры.

Итак, после прекращения  существования Советского Союза, провозглашения независимости и государственного суверенитета Российской Федерации  была образована на имевшейся базе Генеральная прокуратура Российской Федерации и ее статут был закреплен Федеральным законом 1992 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, учреждение царской  прокуратуры в 1722 г. можно считать  явлением сколь закономерным, столь  и случайным. Ее появление объективно было обусловлено необходимостью борьбы с должностными преступлениями и проступками, наблюдением за единообразным и точным исполнением закона в государственных учреждениях.  Вместе с тем эти функции могли быть в полной мере возложены на фискалат или осуществляться вышестоящими органами по отношению к нижестоящим, как и было фактически во второй половине 20-х годов и в 30-е годы XVIII в. Русская прокуратура с момента своего возникновения принципиально отличалась от своего прототипа – французской прокуратуры, по целям, задачам и методам их реализации. Петр Великий надеялся с ее помощью возможно покончить с произволом и злоупотреблениями чиновников в центре и на местах, полагая, что прокуроры независимы от каких бы то ни было властей.

Сейчас практически невозможно установить, насколько эффективна была деятельность прокуратуры, учрежденной Петром I. Но очевидно, что великий реформатор сделал решительный шаг в правильном направлении. Система надзора была далека от совершенства, она обладала пороками неправового государства, защищала от произвола чиновников не общество, а государство.

После смерти Петра I прокуратура России испытала много «взлетов» и «падений». Петр Великий надеялся покончить с произволом и злоупотреблениями чиновников в центре и на местах, полагая, что прокуроры независимые от каких бы то ни было властей. Однако при преемниках Петра ее роль практически была сведена к нулю.

В эпоху дворцовых  переворотов сложилось весьма парадоксальное положение: прокуратура продолжала действовать в соответствии с принятым Петром I Указом от 12 января 1722 г., а ее влияние было существенно ограничено.

Значительно возросли роль и значение прокуратуры после  вступления на престол Екатерины II. В царствование Екатерины II ( 1762- 1796) прокурорский надзор был не только полностью восстановлен, но и усовершенствован. В России стала действовать прокурорская система как орган надзора за соблюдением законов.

Следует отметить, что  устройство и организация деятельности органов прокуратуры в результате судебной реформы третьей четверти XIX в. кардинально изменились. Суть судебной реформы состояла в ограничении прокурорского надзора, в том, чтобы его деятельность осуществлялась только в судебной области и в поддержании государственного обвинения.

При Александре III прокуратура превращается в сугубо карательный орган. И таковым остается вплоть до ликвидации ее вместе с рухнувшим царским самодержавием в 1917 году.

Советская прокуратура  была создана 28 мая 1922 года. Был создан смешанный тип прокуратуры, она  стала выполнять следующие функции: осуществление общего надзора; наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием; поддержание обвинения в суде.

После прекращения существования  Советского Союза, провозглашения независимости  и государственного суверенитета Российской Федерации и ее статут был закреплен федеральным законом 1992 года.

Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном  органе, как прокуратура, с присущей только ему совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве. Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась как действенный инструмент утверждения развития общественных отношений, укрепления режима законности, как непременного средства развития государственности. Российская прокуратура прошла сложный исторический путь развития. Предназначение прокуратуры в России в силу особенностей российской государственности изначально отличалось от зарубежных образцов. Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением законов – является исторически обусловленной, доказавшей своё важное значение как гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и  литературы

 

I. Источники

 

Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2005. – 63 с.

  1. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 года. – М.: Юристъ, 2005. – 32 с.
  2. Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. – Т. 4-8. – М.: Юрид. лит. – 1984-1991.

II. Литература

 

  1. Анпилов Г.Н. Фискалитет при Петре I / Г.Н. Анпилов // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. II. Право. – 1966. – № 2. – С. 16- 24.
  2. Басков В.И. История прокуратуры Российской империи / В.И. Басков // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. II. Право. – 1997. – № 2. – С. 3-13.
  3. Басков В.И. Отечественная прокуратура в 1922-1996 гг. // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. II. Право. – 1998. – № 1. С. 101-114.
  4. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I / Н.А. Воскресенский. – М.; Л., 1945. – Т.1.
  5. Демидова Н.Ф. служилая бюрократия в России XVIII в. и ее роль в формировании абсолютизма / Н.Ф. Демидова. – М.: Наука, 1987. – 225 с.
  6. Деришев Ю.В. Прокуратура Российской Федерации: учеб. пособие / Ю.В. Деришев. – Омск: Юридический институт, 2003. – 97 с
  7. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. – М.: Высшая школа, 1983. – 352 с.
  8. Звягинцев А.Г. Око государево. Российские прокуроры. XVIII век / А.Г. Звягинцев. – М.: Рос. полит. энцикл-я, 1994. – 318 с.
  9. Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во С.П.б. ун-та, 1993. – 217 с.
  10. Кони А.Ф. Приемы и задачи прокуратуры // Собрание сочинений. – Т.4. – М.: Юрид. лит., 1958. – 659 с.
  11. Муравьев И.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности / И.В. Муравьев – М., 1989. – 587 с.
  12. Павленко Н.И. Петр Великий / Н.П. Павленко. – М.: Мысль, 1990. – 591 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 См.: Анпилов Г.Н. Фискалитет при Петре I / Г. Н. Анпилов // Вест. Моск. ун-та. – Сер. II. Право. – 1996. – № 2. – С. 16-24.

2 См.: Басков В.И. История прокуратуры Российской империи / В.И. Басков // Вест. Моск. ун-та. – Сер. II. Право. – 1997. – № 2. – С. 3- 13.

3 См.: Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. – 217 с.

4 Звягинцев А.Г. Око государево. Российские прокуроры. XVIII век / А.Г. Звягинцев. – М.: Рос. полит. энцикл-я, 1994. – 318 с.

5 См.: Басков В.И. Отечественная прокуратура в 1922-1996 гг. // Вест. Моск. ун-та. – Сер. II. Право. – 1998. – № 1. С. 101-114.

6 Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2005. –  С. 40.

7 О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 года. – М.: Юристъ, 2005. – 32 с.

8 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С .7.

9 Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма / Н.Ф. Демидова. – М.: Наука, 1987. – С. 45.

10 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев.  – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С 8-9.

11 Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма / Н.Ф. Демидова. – М.: Наука, 1987. – С. 39.

12 Там же. – С. 142.

 

13 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 11.

14   Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. – М.: Высш. шк., 1983. – С. 35-36.

15 Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I / Н.А. Воскресенский. – Т. 1. М.; Л., 1945. – С. 328.

16 Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. – Т. 4. М.: Юрид. лит., 1984-1991. – Ст.2.

17 Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I / Н.А. Воскресенский. – Т. 1. М.; Л., 1945. – С. 205.

18 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 14.

 

19 Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. – Т. 4.  М.: Юрид. лит., 1984-1991. – Ст. 2.

20 Басков В.И. История прокуратуры Российской империи  / В.И. Басков // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер.II. Право. – 1997. – № 2. – С. 4.

21 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин.- М.: Высш. шк., 1983. – С. 156.

22 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 33.

23 Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I / Н.А. Воскресенский. – Т. 1. М.; Л., 1945. – С. 301-302.

24 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 45.

Информация о работе История возникновения прокуратуры