Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:25, курсовая работа
Актуальность. Вопрос о возникновении и развитии прокуратуры является достаточно на сегодняшний день. Историческое исследование создания какого-нибудь государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение данного органа, его место в системе других органов, а также историческую необходимость выполнения возложенных на него функций. К тому же изучая историю того или иного государственного органа, мы сможем в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности этого государственного органа. Сказанное в полной мере относится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одном государстве не оценивалась однозначно.
Введение………………………………………………………………………......
Глава 1. Образование русской прокуратуры при Петре I……………………...
1.1. Предыстория прокурорского надзора………………………………
1.2. Институт фискалитета……………………………………………......
1.3. Учреждение прокуратуры……………………………………………
1.4. Первый генерал-прокурор – П.И. Ягужинский……………………..
Глава 2. Развитие прокуратуры во второй четверти XVIII-XIX веках………
2.1. Прокуратура России во второй четверти XVIII века ………………
2.2. Прокуратура России в XIX веке…………………………………......
Глава 3. Прокуратура России на советском и современном этапе……………
3.1. Прокуратура России советского периода…………………………...
3.2. Прокуратура России в наши дни…………………………………….
Заключение……………………………………………………………………......
Список использованных источников и литературы…………………………...
Важное событие в истории прокуратуры — принятие 10 июня 1993 года постановления ЦИК и СНК СССР « Об учреждении Прокуратуры Союза ССР». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1993 года было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нем были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора.50
Известный этап в жизни прокуратуры был связан с периодом массовых репрессий, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные учреждения (ОГПУ, НКВД, МГБ). Неблаговидная миссия обвинителей в довоенных и послевоенных тайных и «гласных» процессах существенно компрометировала прокурорскую систему в целом. В это время и сами органы прокуратуры, в особенности военной, понесли тяжелые потери.
В период так называемой «хрущевской оттепели», знаменующей отказ от бесчеловечной сталинской уголовной политики, очередным важным этапом в развитии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 года Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли органов прокуратуры в его обеспечении. В Положении были определены задачи, полномочия прокуроров, средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.
Принятие Конституции СССР 1977 года обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию принципы организации и функционирования органов советской прокуратуры, основные направления их деятельности.
3.2 Прокуратура России в наши дни
Распад Советского Союза, новые политико-правовые и экономические условия нашей жизни, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, становлением подлинного федерализма во взаимоотношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, развитием рыночных отношений, существенно изменили место и роль прокуратуры.
Много нового в теорию и практику прокурорского надзора внес Закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года. Однако данный Закон был принят в то время, когда еще действовала Конституция РСФСР 1987 года. К тому же этим Законом полномочия прокурорского надзора были в определенной степени ограничены. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года потребовало подготовки новой редакции Закона о прокуратуре, внесения в него существенных изменений и дополнений.
Конституция Российской
Федерации 1993 года посвящает прокуратуре
статью 129, где устанавливает, что
она составляет единую централизованную
систему с подчинением нижестоя
В условиях идеологической борьбы группой ученых и практиков была создана Концепция развития прокуратуры российской Федерации на переходный период. На основе этой Концепции разработан и введен в действие Федеральный закон от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре Российской Федерации».52 Изменения, внесенные в ранее действовавший Закон, настолько существенны, что можно говорить о качественно новом нормативном акте, отвечающем интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран мира. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного правового опыта. Акцент сделан на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации ею конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого в законе введена специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности.53 В этих целях прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов государственными органами, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Место прокуратуры в
системе государственно-
В российских условиях прокуратура
выполняет функции системы «
В настоящее время Президент, будучи главой государства, принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов. Таков правовой статус современной прокуратуры.
Итак, после прекращения
существования Советского Союза, провозглашения
независимости и
Заключение
Итак, учреждение царской прокуратуры в 1722 г. можно считать явлением сколь закономерным, столь и случайным. Ее появление объективно было обусловлено необходимостью борьбы с должностными преступлениями и проступками, наблюдением за единообразным и точным исполнением закона в государственных учреждениях. Вместе с тем эти функции могли быть в полной мере возложены на фискалат или осуществляться вышестоящими органами по отношению к нижестоящим, как и было фактически во второй половине 20-х годов и в 30-е годы XVIII в. Русская прокуратура с момента своего возникновения принципиально отличалась от своего прототипа – французской прокуратуры, по целям, задачам и методам их реализации. Петр Великий надеялся с ее помощью возможно покончить с произволом и злоупотреблениями чиновников в центре и на местах, полагая, что прокуроры независимы от каких бы то ни было властей.
Сейчас практически невозможно установить, насколько эффективна была деятельность прокуратуры, учрежденной Петром I. Но очевидно, что великий реформатор сделал решительный шаг в правильном направлении. Система надзора была далека от совершенства, она обладала пороками неправового государства, защищала от произвола чиновников не общество, а государство.
После смерти Петра I прокуратура России испытала много «взлетов» и «падений». Петр Великий надеялся покончить с произволом и злоупотреблениями чиновников в центре и на местах, полагая, что прокуроры независимые от каких бы то ни было властей. Однако при преемниках Петра ее роль практически была сведена к нулю.
В эпоху дворцовых переворотов сложилось весьма парадоксальное положение: прокуратура продолжала действовать в соответствии с принятым Петром I Указом от 12 января 1722 г., а ее влияние было существенно ограничено.
Значительно возросли роль и значение прокуратуры после вступления на престол Екатерины II. В царствование Екатерины II ( 1762- 1796) прокурорский надзор был не только полностью восстановлен, но и усовершенствован. В России стала действовать прокурорская система как орган надзора за соблюдением законов.
Следует отметить, что
устройство и организация деятельности
органов прокуратуры в
При Александре III прокуратура превращается в сугубо карательный орган. И таковым остается вплоть до ликвидации ее вместе с рухнувшим царским самодержавием в 1917 году.
Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 года. Был создан смешанный тип прокуратуры, она стала выполнять следующие функции: осуществление общего надзора; наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием; поддержание обвинения в суде.
После прекращения существования Советского Союза, провозглашения независимости и государственного суверенитета Российской Федерации и ее статут был закреплен федеральным законом 1992 года.
Исторический опыт показывает,
что потребность в таком
Список использованных источников и литературы
I. Источники
Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2005. – 63 с.
II. Литература
|
1 См.: Анпилов Г.Н. Фискалитет при Петре I / Г. Н. Анпилов // Вест. Моск. ун-та. – Сер. II. Право. – 1996. – № 2. – С. 16-24.
2 См.: Басков В.И. История прокуратуры Российской империи / В.И. Басков // Вест. Моск. ун-та. – Сер. II. Право. – 1997. – № 2. – С. 3- 13.
3 См.: Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. – 217 с.
4 Звягинцев А.Г. Око государево. Российские прокуроры. XVIII век / А.Г. Звягинцев. – М.: Рос. полит. энцикл-я, 1994. – 318 с.
5 См.: Басков В.И. Отечественная прокуратура в 1922-1996 гг. // Вест. Моск. ун-та. – Сер. II. Право. – 1998. – № 1. С. 101-114.
6 Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2005. – С. 40.
7 О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 года. – М.: Юристъ, 2005. – 32 с.
8 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С .7.
9 Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма / Н.Ф. Демидова. – М.: Наука, 1987. – С. 45.
10 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С 8-9.
11 Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма / Н.Ф. Демидова. – М.: Наука, 1987. – С. 39.
12 Там же. – С. 142.
13 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 11.
14 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. – М.: Высш. шк., 1983. – С. 35-36.
15 Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I / Н.А. Воскресенский. – Т. 1. М.; Л., 1945. – С. 328.
16 Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. – Т. 4. М.: Юрид. лит., 1984-1991. – Ст.2.
17 Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I / Н.А. Воскресенский. – Т. 1. М.; Л., 1945. – С. 205.
18 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 14.
19 Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. – Т. 4. М.: Юрид. лит., 1984-1991. – Ст. 2.
20 Басков В.И. История прокуратуры Российской империи / В.И. Басков // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер.II. Право. – 1997. – № 2. – С. 4.
21 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин.- М.: Высш. шк., 1983. – С. 156.
22 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 33.
23 Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I / Н.А. Воскресенский. – Т. 1. М.; Л., 1945. – С. 301-302.
24 Казанцев С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 45.