История выборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:53, реферат

Краткое описание

Цель реферата – проследить становление современной избирательной системы и выявить зависимость избирательной системы от государственного строя.
Задачи: 1. Изучить литературу, связанную с историей России;
2. Изучить избирательные системы в разные эпохи.
3. Сделать вывод о зависимости избирательной системы от государственного строя.

Содержание

Введение
1. Основные черты избирательного права России
1.1 Избирательное право в Древней Руси
1.2 Избирательное право в XVI-XVIII веках
1.3 Избирательное право в XIX - начало XX веках
1.4 Избирательное право в ХХ веке
2. Особенности избирательной системы России на современном этапе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История выборов в России.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

Для организации выборов создавались  избирательные участки, в каждом из которых действовали избирательные  комиссии в составе председателя и двух членов.

Выборщиков избирали тайным голосованием через баллотировку шарами. Выборы в городское собрание проводились  с помощью избирательных записок (бюллетеней).

Избиратель передавал бюллетень  с отметкой председателю комиссии, который в присутствии избирателя опускал бюллетень в специальный  ящик с отверстием в крышке.

Подсчет голосов проводился на следующий  день.

Несмотря на неравный и цензовый характер, а также ограничения, вносившиеся  правительством в избирательное  законодательство, выборы органов земского и городского самоуправления сыграли  огромную роль в общественно-политической жизни России. Изменения, произошедшие в стране в результате реформ 60-70-х  гг. XIX века способствовали зарождению в России элементов гражданского общества и складыванию правового самосознания. Участие в выборах значительной части населения страны способствовало его приобщению к общественной деятельности, участию в местном управлении. Сама избирательная практика, атмосфера вокруг выборов свидетельствовали о глубоких сдвигах в сознании и социальной психологии российского обывателя. Земские и городские выборы, деятельность гласных - все это в немалой степени подготовило население России к последующему участию в думских выборах.

Значительным шагом в развитии представительной демократии в России стали выборы в Учредительное  собрание в 1917 г.

Избирательный закон не только соответствовал уровню передовых избирательных  законов того времени, но и по некоторым  положениям превосходил их.

Выборы должны были проходить на основе принципов всеобщности, равенства  и быть прямыми.

Законом отменялись цензы: имущественный, грамотности, оседлости, устранялись ограничения по национальному признаку.

Россия одной из первых стран  мира предоставляла право голоса женщинам. Для проведения выборов  территория России делилась на округа, повсеместно создавались избирательные  участки. "Положение о выборах в Учредительное собрание" определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней: от Всероссийской до участковых, а также правила составления списков избирателей и т.д. Голосование производилось подачей избирательной записки (бюллетеня), форма которой устанавливалась окружной комиссией. Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию. Голосование проходило в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускались вооруженные лица, а также лица в нетрезвом состоянии. Избиратель голосовал лично.

Предъявив именное удостоверение  одному из членов избирательной комиссии, он получал специальный конверт, заверенный печатью избирательной  комиссии, и удалялся в кабину. Там  он делал отметку в бюллетене, вкладывая его в конверт, заклеивал  конверт и передавал председателю участковой комиссии. Последний в  присутствии членов комиссии опускал  конверт в специальный ящик. Как видим, процедура выборов в Учредительное собрание была во многом схожа с нынешними процедурами.

 

1.4 Избирательное  право в ХХ веке

 

В годы советской власти процедуры  выборов совершенствовались.

Выдвижение кандидатов, агитация, обеспечение явки избирателей носило классовый характер, идеологически  обосновывалось. Широко применялось  квотирование. Демократичность выборов  обеспечивалась признанием их состоявшимися при явке избирателей не менее 50%, которая, как правило, составляла более 90%.

Однако избиратели не выбирали, а  избирали, так как выбора не было – в бюллетене стояла одна фамилия. Поэтому выборы во многом были формальными, хотя и реализовывались принципы всеобщности, равенства.

Выборы были прямыми, тайными.

Процедуры также приближались к  уровню других стран, разве что не было института наблюдателей.

В 1989 г. впервые за годы советской власти выборы проходили на альтернативной основе, что вызвало повышенный интерес и активность избирателей. Однако процедуры этих выборов оставались традиционными .

Демократические выборы в России от Х до ХХ века деградировали. Если брать  Новгородское вече, то в нём была полная атмосфера демократических  выборов, за исключением незаконных методов ведения избирательной  кампании, хотя методы эти были и  в другие эпохи. Новгородское вече было высшим органом власти. Земские соборы имели совещательно-законадательную роль. Царь мог наложить вето, в то время как новгородское вече ХХ века могло сместить князя. Государственная дума была создана Николаем II лишь под давлением революционных масс. Выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер, в то время как на вече собирались все свободные люди и участвовали в принятии решений. Учредительное собрание являлось улучшенной формой Государственной Думы, но выборы были многоступенчатыми. В советское время не выбирали, а избирали. Голосование было за 1-ого кандидата.

Новгородское вече было очень похоже на современный референдум, а поскольку  референдум является высшим непосредственным выражением власти народа, то вече - самый  демократичный орган.

 

2. Особенности  избирательной системы России  на современном этапе

 

Современная избирательная  система России очень молода.

Согласно Конституции  Российской Федерации избирательное  законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.

Выборы в органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта PФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.

Выборы депутатов в  соответствующие органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при  тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов  Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных  законов. Однако конституции, уставы и  законы субъектов Федерации, как  правило, ограничивают принцип всеобщности  избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Например, в  Республике Бурятия (как и в других республиках) введено свое гражданство, и только гражданам Республики Бурятия  Конституцией предоставляется право  избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, органы местного самоуправления, а  также участвовать в референдуме  Российской Федерации и Республики Бурятия. Во многих субъектах Федерации, где нет собственного гражданства, введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают  на данной территории.4

Законодательство субъектов  Федерации закрепляет ценз оседлости  при выборах депутатов законодательных  органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет  субъектам Федерации устанавливать  сроки обязательного проживания на своей территории, которые, однако не могут превышать одного года. В соответствии с этим, например, Законом Санкт-Петербурга "О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга" было закреплено, что губернатором города может быть избран гражданин Российской Федерации, который, отвечая прочим условиям, проживает на территории Санкт-Петербурга в течении одного года, причем факт проживания на этой территории устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации (сегодня губернатор назначается

Президентом РФ). Однако во многих субъектах Федерации требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается.

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или  преимущественным проживанием на определенной территории (ценз оседлости), федеральным  законом или законом субъекта РФ не допускается. Ранее (24 июня 1997 г.) аналогичное постановление (по "хакасскому делу") вынес Конституционный  Суд РФ.


Выборы в законодательные  органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая –  на основе пропорциональной системы. Например, выборы в Законодательное собрание Ленинградской области проводятся по одномандатным избирательным  округам, в которых избирается 25 депутатов и 25 депутатов по партийным  спискам. Таковы особенности, присуще  различным избирательным системам субъектов Федерации по выборам  депутатов представительных органов  государственной власти.

Выборы глав администраций  проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система  избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил  больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие  в выборах избирателей, возможность  второго тура голосования и пр.

Порядок подготовки и проведения выборов с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены  федеральным законодательством. Это прежде всего назначение выборов и формирование республиканской (краевой, областной и пр.) избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.

Образуются участковые избирательные  комиссии, которые составляют списки избирателей. Выдвижение и регистрация  кандидатов практически принципиально  не отличаются от федерального уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше. Специальными актами регламентируется предвыборная агитация, с тем, чтобы  каждому кандидату и избирательному объединению обеспечить равные возможности  пользования средствами массовой информации. По общему правилу, соответствующему федеральному уровню, проходит голосование и определение  результатов голосования.

Выборы в органы местного самоуправления регламентируются как  федеральными законами, так и законодательными актами субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года представительный орган местного самоуправления и  глава муниципального образования  избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании  в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Федеральным  законом были утверждены Общие положения о выборах в органы местного самоуправления, на основе которых субъекты Федерации ввели конкретные избирательные системы на местном уровне. Так, право быть избранным в органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставлено гражданам с 18 лет, а дата проведения выборов в эти органы определяется органами государственной власти субъектов Федерации. Введены сокращенные сроки для обнародования даты проведения выборов – от 2 месяцев до 2 недель до дня выборов. Для проведения выборов главами местной администрации образуются только территориальная (окружная) избирательная комиссия и участковые комиссии, а для проведения выборов самых низших звеньев (улица, небольшой населенный пункт и др.) – только одна комиссия. Обычно для признания выборов состоявшимися требуется участие не менее 25 процентов зарегистрированных, а избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник (мажоритарная система относительного большинства). Допускается и безальтернативное голосование, но в этом случае единственный кандидат для своего избрания должен получить более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если же субъект РФ не принял закон о выборах в органы местного самоуправления, то порядок таких выборов регулируется Федеральным законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. и прилагаемым к нему Временным положением.

Информация о работе История выборов в России