Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:39, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении развития органов представительной власти в истории Российского государства.
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть признаки демократизма в древнерусском общественном устройстве.
2. Изучить становление сословно-представительной монархии в России.
3. Рассмотреть развитие представительных органов в советский и постсоветский периоды.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. История развития представительных органов в Российском государстве ………………………………………………………………………..4
Признаки демократизма в древнерусском общественном устройстве…………………………………………………………………..4
Становление сословно-представительной монархии в России……………………………………………………………………….8
Развитие представительных органов в советский и постсоветский периоды……………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Парламент Российской Федерации как представительный орган государственной власти…………………………………………………………20
2.1. Общая характеристика Парламента РФ …………………….…………..20
2.2. Полномочия Палат Федерального Собрания Российской Федерации...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….29
В) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;
Г) дела об отчуждении государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;
Д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;
Ж) дела, вносимые на рассмотрение «Думы по особым повелениям» [11; с. 94].
Таким образом, с формально-юридической точки зрения Государственная дума и Государственный совет, как нижняя и верхняя палаты, обладали характерными для парламента правами.
Эволюционный ход развития народного представительства в России прервала февральская революция. В то время в стране возникла ситуация «перерыва права» [10; с. 134], для ликвидации которой предполагали создать представительный орган в виде Учредительного собрания для решения вопроса о государственном строе. В верности Учредительному собранию как всеобъемлющему символу народовластия клялись самые различные политические силы. Параллельно с этим все большее значение приобретают советы (своеобразные учреждения, представлявшие интересы различных групп населения: рабочих, солдат, крестьян). Передача всего суверенитета власти Учредительному собранию была основой компромисса между Государственной думой и Советами, приведшего к образованию Временного Правительства. Выборы в Учредительное собрание должны были осуществляться на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования по пропорциональной системе. Возрастной ценз был установлен в 20 лет. Предполагалось, что Учредительное собрание вручит высшую исполнительную власть президенту, облеченному широкими полномочиями.
Победа Октябрьской революции положила начало изменению государственного и политического строя в России. После уничтожения органов государственной власти Российской империи большевики приступили к созданию иной системы этих органов, отвечавшей задачам обслуживания интересов нового политического режима. Эта система вошла в историю под именем советской, поскольку в ней в той или иной мере получила реализацию теория полновластия Советов, основы которой были сформулированы В. И. Лениным.
10 июля 1918 г.
V Всероссийским съездом Советов
была принята первая
Поскольку Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим не постоянно, то в период между его заседаниями «высшей властью республики» объявлялся Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов. Компетенция этих органов была весьма обширной. Помимо законодательных функций съезд Советов обладал правом общего руководства внешней и внутренней политикой, установления и изменения внешних границ РСФСР и внутри административного деления, принятия в ее состав новых членов и признания выхода из нее отдельных частей, объявления войны и заключения мира, заключения займов, таможенных, торговых договоров и иных соглашений, установления основ общего плана развития народного хозяйства, утверждения бюджета, установления основ организации Вооруженных Сил РСФСР, назначения и смещения членов СНК и всего его состава, решения вопросов гражданства, общей и частичной амнистии. Данная норма свидетельствует об отсутствии разделения властей не только по горизонтали, но и по вертикали, а также указывает на формальный характер федерации в России.
Таким образом, Всероссийский съезд Советов, будучи высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала избиравшемуся из его состава ВЦИКу. Этот вывод подтверждает практика законодательной деятельности того периода.
Конституция РСФСР 1918 г. действовала относительно недолго. После образования СССР встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти, которая и была закреплена Конституцией СССР 1924 г. Поскольку в связи с образованием СССР правовой статус России изменился, возникла необходимость его конституционного закрепления, что и было сделано в 1925 г. Новая Конституция РСФСР воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежними Основными Законами. Та же двойственная структура: Всероссийский съезд Советов ― ВЦИК; их право принимать к рассмотрению любой вопрос, относившийся к компетенции республики, то же неравенство городских и сельских избирателей.
Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 г. новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входившие в Советский Союз республики.
Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. Двухступенчатая конструкция была заменена единым Верховным Советом, который традиционно именовался высшим органом государственной власти. Причем традиционная советская идея высшего органа власти была проведена более последовательно, чем в предшествующих конституциях [14; с. 183].
При прежней двухступенчатой структуре законодательных органов государственной власти основная законотворческая работа была прерогативой постоянно действовавшего ВЦИК. Главным недостатком такого порядка было отсутствие гласности и недемократический порядок формирования ВЦИК ― отстранение от этой процедуры избирателей. Чтобы завуалировать столь явно авторитарный характер политического режима, продемонстрировать внешний демократизм советской власти, был образован единый и единственный законодательный орган ― Верховный Совет, избираемый всем населением страны. Формальные признаки законодательного органа налицо: роль ВЦИКа в новой конструкции государственной власти выполнял Президиум Верховного Совета. Он издавал указы, содержавшие важнейшие нормативные предписания, в том числе и вносившие изменения в законодательство, которые затем выносились на утверждение Верховного Совета, сессии которого созывались этим же Президиумом два раза в год.
При подобной практике фактическим законодательным органом государственной власти в стране оказывался не Верховный Совет, а избиравшийся из его состава Президиум. В дополнение к этому необходимо отметить и практику выборов депутатов Верховного Совета, исключавшую возможность выдвижения нескольких кандидатов на один мандат.
Мало что изменилось в практике формирования и деятельности законодательных органов России с принятием Конституции 1978 г. Итак, в России с октября 1917 г. по октябрь 1989 г. сложилась не имевшая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. С формально-юридической точки зрения съезды Советов РСФСР являлись законодательными органами государственной власти, однако многие элементы их правового положения противоречили статусу законодательного органа в общепринятом смысле, а именно:
― полновластие и верховенство, исключавшие возможность реализации принципа разделения властей;
― недемократический юридически (до 1937 г.) и на практике порядок их формирования;
― присвоение полномочий, которые с точки зрения логики и здравого смысла должны принадлежать органам исполнительной власти [14; с. 192].
Верховный Совет СССР был высшим органом государственной власти Советского Союза, принимавшим решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы, определявшим основные направления внешней политики, осуществлявшим высший контроль над деятельностью государственного аппарата.
Верховный Совет СССР избирался населением на четыре года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.
Верховный Совет СССР состоял
из двух равноправных палат - Совета Союза
и Совета национальностей. Совет Союза
избирался по норме: один депутат на 300
тыс. человек населения. В Совет национальностей
избирались по 32 депутата от каждой союзной
республики, по 11 депутатов от каждой автономной
республики, по пять депутатов от каждой
национальной области и по одному депутату
от каждого национального округа.
В рассматриваемом историческом
периоде сочетались ростки демократии,
позволявшие поддерживать тесную связь
депутатов с избирателями, накапливать
элементы парламентской культуры, вносить
определенный вклад в развитие и совершенствование
законодательной системы, и формально-бюрократический
стиль решения многих ключевых вопросов,
вытекавший из доминирования партийно-политического
подхода ко всем областям жизни страны,
в том числе и в сфере законотворчества.
Активизировалась деятельность советов
всех уровней после отмены ст. 6 Конституции
СССР о руководящей и направляющей роли
КПСС. Особенно активно стали работать
Съезды народных депутатов и Верховный
Совет РСФСР. Всего в 1990 г. было принято
более 150 законодательных актов, формировавших
основу рыночных реформ, законодательное
закрепление принципа частной собственности,
расширение форм собственности и хозяйственной
деятельности, утверждение их равенства,
создание конкурентной среды. Были введены
институт президентства и Конституционного
Суда. Постановлением Президиума Верховного
Совета РСФСР от 30 января 1991 г. было утверждено
Положение о Совете Федерации РСФСР в
качестве консультативно-
Неотъемлемый элемент современного парламентаризма ― закрепление в правовой системе страны принципа разделения властей. Следует проанализировать тот небольшой опыт реализации этого принципа, который накоплен Российской Федерацией с 1989 г. по настоящее время, и проследить, какие изменения произошли в связи с этим в структуре и деятельности законодательных органов.
Поскольку процесс внесения изменений и дополнений продолжался в течение пяти лет и проходил непоследовательно, без какого-либо заранее разработанного плана государственно-правовой реформы, за точку отсчета примем текст Конституции по состоянию на 10 декабря 1992 г., действовавшей до момента издания Президентом России Указа от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», поскольку он прервал «осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации» и в корне изменил систему представительных органов страны [14; с. 240].
Принцип полновластия Советов, несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР, получив не только практическое, но и научно-теоретическое обоснование. Поэтому одновременно преодолеть этот подход и за сравнительно короткое время создать теорию и практику российского парламентаризма невозможно. В силу отмеченных причин рассматриваемая Конституция России (в ред. 1992 г.) носит переходный характер и соединяет в структуре и организации деятельности государственной власти элементы прежней концепции полновластия Советов и элементы парламентаризма.
Для осуществления значительного объема законодательных полномочий в системе федеральных органов государственной власти России, помимо съезда, предусматривался еще один орган ― Верховный Совет, который, согласно ст. 107 Конституции России в редакции 1992 г., именовался «орган Съезда народных депутатов Российской Федерации, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Российской Федерации». Формула статьи, закрепившей правовой статус Верховного Совета, предполагала, что он не должен быть лишь законодательным органом государственной власти, поскольку соединял в себе полномочия двух и даже трех ветвей власти. Верховный Совет обладал значительным объемом полномочий, включая и законодательные, такие, как издание основ законодательства и федеральных законов по предметам совместной компетенции Федерации и ее субъектов, а также издание кодексов и законов по предметам исключительной компетенции Федерации (п. 6.1 ст. 109). При этом в объем его компетенции входили такие правомочия, которые целесообразно было бы передать органам исполнительной власти, например право представлять на утверждение съезда проекты перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития (п. 13 ст. 109) или право устанавливать доходы, поступающие на образование государственного бюджета РФ (п. 14 ст. 109).
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г., изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации представительной и законодательной деятельности на федеральном уровне: она закрепила статус двухпалатного парламента России, в том числе его верхней палаты - Совета Федерации.
ГЛАВА 2. Парламент Российской Федерации как представительный орган государственной власти
Информация о работе История развития представительных органов в России