Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:08, реферат
Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы
Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации.
Разграничение
предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти и органами государственной
власти осуществляется не только Конституцией,
но и Федеративным договором (который
посвящен именно этому) и иными договорами
о разграничении предметов
4. В числе
принципов федеративного
Однако многие
федерации построены не по национальному
принципу (например, США, Швейцария, Германия).
Российская федерация (а также бывший
СССР) рассматривались как
Многочисленные
национальные государства и национально-
В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России.
Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.
Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Что касается права
наций на самоопределение, то оно
закреплено в современном международном
праве, в официальных актах Российской
Федерации. Самоопределение наций
может осуществляться в различных
национально-государственных и
Право наций
на самоопределение не предполагает,
что во всех случаях оно произойдет
в виде независимого государства. Современное
международное право, признавая
право наций на самоопределение,
требует, однако, соблюдения территориальной
целостности независимых
Федеративное
устройство России отражает ее многонациональный
состав. Она имеет в своем составе
много национальных государств и
национально-государственных
Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации — се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.
Народы, народности,
проживающие в России, в том
числе самый большой по численности
— русский народ, исторически
самоопределились в одном крупном
многонациональном федеративном государстве
— Российской Федерации. Не случайно
в преамбуле Основного Закона
РФ, закрепляющего статус России как
цельного федеративного государства
(его многонациональный
5. Равноправие
субъектов Российской
1. в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;
2. в конституционно
установленных равных пределах
компетенции субъектов всех
3. в равном
представительстве всех
Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.
В то же время
имеются различия в государственной
организации субъектов
Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов
Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.
Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.
Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:
1. суверенитет
Российской Федерации,
2. федеральная
Конституция и федеральные
3. федеральные
органы государственной власти (законодательные,
исполнительные, судебные), чьи полномочия
распространяются на всю
4. государственная
территория, целостная и неприкосновенная,
включающая в себя территории
всех субъектов федерации,
5. единое гражданство РФ;
6. государственный язык;
7. единые Вооруженные Силы;
8. единая денежная
единица — рубль (введение
и эмиссия других денег в
России не допускается,
9. государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;
10. столица РФ.
Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.
Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.
В России — несколько
видов субъектов федерации, это
ее особенность. Общее число субъектов
— 89: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального
значения (Москва и Санкт-Петербург),
автономная область, 10 автономных округов,
остальные субъекты — области. Конституция
РФ допускает возможность принятия
в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта. Это
делается в порядке, установленном
федеральным конституционным
Республики —
субъекты РФ — это государства
в составе Российской федерации,
обладающие всей полнотой государственной
власти вне пределов компетенции
Российской федерации. Они образованы
как формы национальной государственности,
воплощают самоопределение
· Конституция
республики, республиканское
· система органов
государственной власти республики,
которая устанавливается ею самостоятельно
в соответствии с основами конституционного
строя РФ и общими принципами организации
представительных и исполнительных
органов государственной
· территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия;
· республиканское гражданство;
· государственный язык;
· собственные символы государства.
Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных — по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.
Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов: