Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести сравнительный анализ юридической техники Русской Правды, Псковской Судной грамоты и Судебников 1497-1550годов.
В рамках указанной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
- рассмотреть источники и редакции Русской Правды и Псковской Судной грамоты, правовое положение социальных групп населения;
- изучить историю создания Судебника 1497 года, его источники и взаимосвязь с Русской правдой и Псковской судной грамотой;
- проанализировать становление системы наказания и анализ уголовно-правовых норм и процесса Русской Правды, Псковской Судной грамоты и Судебников 1497-1550 годов;
- повести сравнительный анализ судебного процесса по Русской Правде, Псковской Судной грамоте и Судебникам 1497-1550 годов.
Введение 3
Глава 1. Основные характеристики Русской Правды, Псковской Судной грамоты и Судебников 1497-1550 годов 5
1.1 Источники и редакции Русской Правды и Псковской Судной грамоты, правовое положение социальных групп населения 5
1.2 История создания Судебника 1497 года, его источники и взаимосвязь с Русской правдой и Псковской судной грамотой 14
Глава 2. Сравнительный анализ уголовно-правовых норм и уголовного процесса Русской Правды, Псковской Судной грамоты и Судебников 1497-1550 годов 17
2.1 Становление системы наказания и анализ уголовно-правовых норм Русской Правды и Псковской Судной грамоты 17
2.2 Уголовное право и процесс по Судебникам 1497-1550 годов 21
Глава 3. Особенности процесса судопоизводства по Русской Правде, Псковской Судной грамоте и Судебникам 1497-1550 годов 27
3.1 Развитие судебный процесса по Русской Правде и Псковской Судной грамоте 27
3.2 Основные черты судебного процесса по Судебникам 1497-1550 годов 32
Заключение 37
Список источников литературы 39
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основные характеристики Русской Правды, Псковской Судной грамоты и Судебников 1497-1550 годов 5
1.1 Источники и редакции Русской Правды и Псковской Судной грамоты, правовое положение социальных групп населения 5
1.2 История создания Судебника 1497 года, его источники и взаимосвязь с Русской правдой и Псковской судной грамотой 14
Глава 2. Сравнительный анализ уголовно-правовых норм и уголовного процесса Русской Правды, Псковской Судной грамоты и Судебников 1497-1550 годов 17
2.1 Становление
системы наказания и анализ
уголовно-правовых норм
2.2 Уголовное право и процесс по Судебникам 1497-1550 годов 21
Глава 3. Особенности процесса судопоизводства по Русской Правде, Псковской Судной грамоте и Судебникам 1497-1550 годов 27
3.1 Развитие судебный процесса по Русской Правде и Псковской Судной грамоте 27
3.2 Основные черты судебного процесса по Судебникам 1497-1550 годов 32
Заключение 37
Список источников литературы 39
Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда - первый, дошедший до нас, письменный свод русского права.
До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на две основных редакции: Краткую и Пространную.
Внешняя форма памятника,
переработка отдельных статей в
смысле обобщения содержащихся в
них правил, разнообразие статей в
разных списках позднейшей редакции,
характерные комментарии к
Псковская Судная грамота -
крупнейший памятник феодального права
эпохи феодальной раздробленности
на Руси. Период феодальной раздробленности
- временное ослабление политического
единства русских земель. Однако и
в это время сохраняется
Памятником такого развития и является Псковская Судная Грамота. Некоторые ее нормы находят свое распространение много веков спустя после ее принятия в самых разных районах Руси. Поэтому Псковскую Судную Грамоту нельзя рассматривать только как сборник местного, псковского права.
Самым значительным памятником права был Судебник 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства. Судебник 1497 г.имел и другую цель – закрепить новые общественные порядки, в частности постепенное выдвижение мелких и средних феодалов – дворян и детей боярских. В угоду этим социальным группам он внес новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а главное, положил начало всеобщему закрепощению.
Цель данной курсовой работы – провести сравнительный анализ юридической техники Русской Правды, Псковской Судной грамоты и Судебников 1497-1550годов.
В рамках указанной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
- рассмотреть источники и редакции Русской Правды и Псковской Судной грамоты, правовое положение социальных групп населения;
- изучить историю создания Судебника 1497 года, его источники и взаимосвязь с Русской правдой и Псковской судной грамотой;
- проанализировать становление системы наказания и анализ уголовно-правовых норм и процесса Русской Правды, Псковской Судной грамоты и Судебников 1497-1550 годов;
- повести сравнительный анализ судебного процесса по Русской Правде, Псковской Судной грамоте и Судебникам 1497-1550 годов.
В курсовой работе использованы материалы доктора юридических наук, профессора Исаева И.А., доктора исторических наук и доктора юридических наук, профессора Краснова Ю.К., которые наиболее полно раскрывают вопросы, поднятые в данной курсовой работе.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит по два параграфа, а также заключения и списка источников литературы.
Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды, сохранивший свое значение и в более поздние периоды истории.
Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110) списков XIII–XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника: 1) Краткую, 2) Пространную и 3) Сокращенную Правду.
Списки первой, или Краткой,
редакции немногочисленны, известно только
два древних списка, относящихся
к половине XV века. Сохранилось и
несколько списков Краткой
Списки Пространной Правды
сохранились в наибольшем количестве
(свыше 100). Пространные списки в несколько
раз по тексту длиннее кратких
и заключают большое количество
новых статей. Кроме того, текст
Пространной Правды разбит в них
киноварными заголовками и
Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве, 1113 год. Она состояла из двух частей – Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха.
Пространная Правда – это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.1
К третьей редакции Русской
Правды относятся два списка так
называемой Сокращенной Правды. Оба
они помещены в Кормчей особого
состава, сохранившейся в списках
XVII в. Кормчая, или Номоканон, представляет
собой собрание церковных правил
и гражданских законов. Самое
слово «кормчая» значит руководящая
или направляющая. Слово «Номоканон»
происходит от греческого «nomos» (закон)
и «kanon» (правило). Кормчая была важнейшим
юридическим пособием в древней
Руси и сохранилась во множестве
списков разного состава. Однако
Кормчая подобного состава
Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.
Источниками кодификации Русской Правды явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст. 1 КП) и круговой поруке (ст. 19 КП).2
Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с Византией в 911 и 944 годах и в Русской Правде.
К числу древнейших источников
права относятся также
Псковская Судная грамота - свод законов Псковской феодальной республики, составленный в 1467 г. на основе отдельных постановлений псковского вече, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской правды и обычного права и состоящий из 120 статей. По сравнению с Русской правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное и судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений.
В числе источников Псковская Судная грамота указывает грамоту князя Константина, княжившего в Пскове в 1407 году. Первоначальная редакция грамоты относится к 1397. Причина появления Псковской Судной грамоты - отмена в 1395 году грамоты Дионисия. Естественно, нужна была новая. К тому же в 1397 Псков достиг полной независимости от Новгорода. Это, безусловно, должно было отразиться и на внутреннем законодательстве. Во второй половине XV века Псковская Судная грамота была дополнена на новом вече без уничтожения старой. Заглавие ее также было дополнено указанием на Константинову грамоту и на 5 собор. По-видимому, Псковская Судная грамота была дополнена и в 3 раз в конце XV века.
До 1843 года Псковская Судная грамота была известна лишь только по отрывку (ст. 109-120). Его извлек Карамзин из списка летописей, хранившегося в Московской Синодальной Библиотеке. В 1843 году профессор Мурзакевич открыл в Одессе полный текст Псковской Судной грамоты в сборнике других рукописей князя Воронцова. При изучении вечевого законодательства надо помнить, что оно представляет собой только местное дополнение и частное изменение общих законов, действовавших в России эпохи раздробленности. Как известно, до XVI века Русская Правда сохраняла статус общерусского закона. Именно поэтому Псковская и Новгородская Судная грамота кажутся лишь какими-то отрывками, взятыми по отдельности, без сравнения с содержанием системы общерусских законов эпохи удельных княжеств.3
Один из источников Псковской Судной грамоты - княжеские уставы. Псковские уставы охватывают значительную массу узаконений. По-видимому, это была попытка кодифицирования.
Основными законодателями Псковской
республики являлись: Александр Невский
(около 1242), или Александр Тверской
(княживший в Пскове в 1327-1337). По-видимому,
это все же был Александр Невский,
поскольку Московское княжество
относится к грамоте с
Другой источник Псковской Судной грамоты - псковские пошлины. Псковский закон черпает все свое содержание из обычного права. Псковский закон был принудителен и в письменном виде в отличие от обычного закона. Инициатива закона принадлежит посаднику, принятие и отмена его - вече вместе с князем. Публикация при составлении его на вече не нужна.4
В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Особое место занимает личность князя. Он рассматривается в качестве физического лица, что свидетельствует о его высоком положении и привилегиях. Но дальше по ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Есть два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности – двойная вира (80 гривен) за убийство представителя привилегированного слоя (ст. 1 ПП) княжеских слуг, конюхов, тиунов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательство на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.
Второй критерий - это нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст. 91 ПП). В феодальной прослойке раннее всего произошла отмена ограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилие над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы от 1 до 5 гривен серебра. Также ряд статей защищает собственность феодалов. Устанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной межи, также штрафы взимаются за разорение пчельников, боярских угодий, за кражу ловчих соколов и ястребов.
Основная масса населения
разделялась на свободных и зависимых
людей, существовали также промежуточные
и переходные категории. Городское
население делилось на ряд социальных
групп: боярство, духовенство, купечество,
«низы» (ремесленники, мелкие торговцы,
рабочие и пр.). В науке вопрос
о его правовом положении в
должной мере не решен из-за недостатка
источников. Трудно определить, в какой
степени население русских