История средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:37, лекция

Краткое описание

Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

исв.docx

— 192.18 Кб (Скачать файл)

Когда на Ближний Восток явились крестоносцы, он был населен в основном христианами — потомками прежнего греческого населения, которым мусульмане, по своему обычаю, оставили их веру и законы при условии уплаты податей. Эти туземцы имели своих епископов и патриархов, но, как и все греческие христиане, не признавали над собой власти Папы. Они составляли основную часть населения, класс земледельцев и ремесленников; латиняне, которые презирали их как схизматиков, продолжали обходиться с ними как с подданными. Католики, пришедшие с Запада, составили высшие классы и удерживали власть в своих руках. Они всегда были очень малочисленны, потому что большинство крестоносцев, исполнив свой обет, тотчас возвращались на родину. На Востоке оставались лишь те, которые являлись сюда искать счастья: рыцари, образовавшие класс сеньоров, и купцы, которые составили население городов.

Рыцари почти все были французы: все княжеские фамилии в Сирии были французского происхождения, французский язык сделался господствующим языком всех западных пришельцев в Леванте (странах, расположенных на восточном побережье Средиземного моря). Купцы почти все были итальянцы. Три итальянских города — Венеция, Генуя и Пиза — имели тогда военные корабли и вели торговлю на Востоке. Как только они узнали об успехах крестоносцев, они стали посылать в сирийские порты небольшие эскадры, чтобы принять участие в завоеваниях. Эти итальянцы помогали князьям овладевать укреплениями и заставили дорого платить себе за свои услуги. В каждом из этих городов итальянцы, помогавшие при его осаде, получали в полную собственность квартал (иногда треть города), рынок, церковь, баню, пекарню, часть набережной, магазин и право выгружать и продавать свои товары без уплаты пошлины.

Завоеватели-христиане ежеминутно находились под страхом нападений. Почти каждый год мусульманская конница опустошала окрестности городов. Христиане, слишком малочисленные, чтобы заселить страну, скучились отчасти в укрепленных прибрежных городах, отчасти в замках. Рыцари, жившие в замках, были землевладельцами. Они взимали подати с сирийских крестьян и грабили мусульманские караваны. На Востоке, как и на Западе, война, как правило, была источником наживы; рыцари предпринимали разбойничьи экспедиции в мусульманские области, грабили поселения, забирали в плен жителей. Вначале пленникам после битвы отрубали головы, но уже вскоре как христиане, так и мусульмане начали отпускать их на волю за определенный выкуп.

Многие крестоносцы и их потомки так и осели на Востоке. Здесь существовала древняя городская культура, и пусть даже дома снаружи выглядели старыми и убогими, внутри они зачастую поражали роскошью, удобствами и уютом. Что касается внешнего обустройства, такого, как канализация, уличное освещение или водопровод, все это было куда лучше, чем на родине крестоносцев. Христианам жилось на Востоке очень вольготно. Они начали одеваться по-восточному — носить тюрбаны, длинные легкие одеяния. Довольно быстро привыкли к арабским кушаньям, сдобренным имбирем, перцем и гвоздикой, начали пить вина и фруктовые соки.

Многие пришельцы с Запада стали даже учиться писать, что для мусульман было вполне обычным делом. Заболев, христиане охотно обращались к местным врачам и позволяли лечить себя народными средствами.

 

 

38. Начало Крестоносного движения. Первый Крестовый поход.

В ноябре 1095 г. папа Урбан II созвал церковный собор во французском городе Клермоне. По окончании собора он выступил с речью перед огромными толпами простого народа, рыцарей и духовенства, призывая взяться за оружие, чтобы вырвать из рук «неверных» «гроб господень». Всем участникам похода было обещано полное прощение грехов, а тем, кто погибнет, — рай. Папа указал и на земные выгоды, ожидающие крестоносцев на Востоке. «Те, кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты», — заявил он. Призыв Урбана II нашел живой отклик среди собравшихся. Его речь прерывалась криками: «Бог так хочет!» Многие тут же давали обет идти в поход, в знак чего нашивали на одежду кресты. Идея похода на Восток была поддержана феодалами: война сулила им новые земли и богатую до-бычу. Церковь предоставила крестоносцам важные льготы. Они освобождались от уплаты долгов, а их имущество и семьи переходили под охрану церкви. Значительная часть рыцарства не была безразличной и к религиозным целям предприятия. В то время религия владела умами и освобождение «христианских святынь» в Палестине символизировало в представлении феодалов подвиг, в котором их религиозные побуждения сливались с захватническими устремлениями. Речь Урбана II, упомянувшего о сказочном плодородии земель восточных стран, взбудоражила и крестьян, надеявшихся на лучшую жизнь и свободу. После Клермонского собора проповедь войны с «неверными» развернули епископы, священники и монахи. Наибольшую популярность среди простого народа приобрел монах Петр Амьенский (Пустын-ник), призывавший к участию в походе простой народ в Северной и Средней Франции, а также в прирейнской Германии. Под влиянием его проповедей ранней весной 1096 г. десятки тысяч бедняков поднялись на «святое паломничество». Ими предводительствовали Петр Пустынник, разорившийся рыцарь Вальтер Голяк из Северной Франции и священник Готшалк из Рейнской области. Нестройными толпами, вооруженные лишь дубинками, косами, топорами, без запасов продовольствия участники похода шли вдоль Рейна и Дуная и далее на юг к Константинополю. Темные, изголодавшиеся крестьянские массы, к которым присоединилось немало различных авантюристов из обедневшего рыцарства, проходя через владения венгров, болгар, греков, отнимали у жителей продукты, грабили, убивали, насильничали; в прирейнских городах рыцари-грабители устраивали еврейские погромы. Местное население давало энергичный отпор неожиданным пришельцам. Крестоносцы несли большие потери.

Сильно поредевшее крестьянское войско летом 1096 г. прибыло в Константинополь, Здесь оно повело себя столь же разнузданно. Алексей Комнин поспешил переправить крестьян на другой берег Босфора, в Малую Азию. Не ожидая подхода основных сил рыцарей-крестоносцев, бедняки устремились вперед. В октябре 1096 г. сельджукское войско заманило крестьянские отряды в засаду и почти полностью перебило их. Так наивные иллюзии крестьян, мечтавших совершить религиозный подвиг и добиться освобождения, разбились при первом столкновении с действительностью.

Первый крестовый поход (1096—1099). Весной 1096 г. из Шампани, Лотарингии, областей Рейна тысячи крестьян, соединись в отряды и двинулись на Восток. Ими предводительствовали проповедники, как Петр Пустынник, священники. Путь лежал вдоль Рейна Дуная через Венгрию, Белград и Филиппополь (Пловдив) к Константинополю.

Лишенные необходимых запасов продовольствия, пополнявшиеся ватагами бродяг и авантюристов, грабили и бесчинствовали. Когда поредевшие и уже деморализованные отряды в августе 1096 г. прибыли к Константинополю, император Алексей I после переговоров с Петром Пустынником, отказавшимся ждать подхода основных сил рыцарей, переправил их через Босфор в Малую Азию. Не дойдя до Никеи, крестьянское ополчение было разгромлено сельджуками. Рыцарские ополчения несколькими колоннами тронулись в путь позднее крестьянских. Рыцарей сопровождали вассалы и оруженосцы, за ними следовали толпы крестьян. 1099 г. Иерусалим был взят приступом.  После завоевания Иерусалима было решено избрать из числа князей правителя и наделить его титулом защитника Гроба Господня. Правитель (им стал Готфрид Бульонский) приносил вассальную присягу церкви в лице католического патриарха Иерусалимского.

 

 

39. Последние крестовые походы. Причины упадка крестоносного движения.

Четвертый крестовый поход (1202—1204 гг.) был организован Папой Иннокентием III. Крестоносцы вместо запланированного похода в Египет двинулись в Византийскую империю, завоевали христианские города Задар в Далмации (1202 г.) и Константинополь (1204 г.). На части территории развалившейся Византийской империи крестоносцы образовали несколько государств, из которых наиболее крупным была существовавшая до 1261 года Латинская империя, включавшая многие районы Балканского полуострова, северо-западную часть Малой Азии, острова Эгейского и Ионического морей.

В результате Четвертого крестового похода Венеция, как наиболее сильное итальянское государство, установила монополию на торговлю с Востоком, захватив ряд важных в торговом и военном отношении владении Византии.

Пятый крестовый поход (1217—1221 гг.) был предпринят против Египта сборным войском крестоносцев во главе с австрийским герцогом Леопольдом VI и венгерским королем Андрашем П. Крестоносцы, высадившись в Египте, овладели крепостью Дамьетта, но вынуждены были заключить с египетским султаном перемирие и уйти из Египта.

Шестой крестовый поход (1228—1229 гг.), возглавлявшийся императором Священной Римской империи Фридрихом II, привел к временному возвращению Иерусалима христианам в 1229 году, но в 1244 году город вновь был отвоеван мусульманами.

Седьмой крестовый поход (1248—1254 гг.) против Египта и Восьмой крестовый поход (1270 г.) против Туниса, возглавлявшиеся французским королем Людовиком IX Святым, потерпели крах.

Почти два столетия Восток отражал натиск крестоносцев Запада и сам перешел в наступление против феодальной Европы. Турки захватили Балканский полуостров и стали продвигаться в глубь Европы.

Вместе с тем крестовые походы на Восток положили конец господству арабов и византийцев на Средиземном море, торговля в его бассейне перешла к Венеции и Генуе, что ускорило развитие городов Северной Италии.

В целом крестовые походы, сопровождавшиеся истреблением миллионов людей в странах Востока и Западной Европы, а также огромными материальными потерями, значительно приостановили развитие этих стран.

40. “Замыкание цеха” и разложение цехового строя.

Цеховая организация ремесла в городах сохраняла феодальную, корпоративную природу. До определенного времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. В рамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городских мастеров. 
 
Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. 
 
Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не вежде достигла завершенной формы. Место цеха нередко занимала общность ремесленников – соседей, которые зачастую имели общую специальность (отсюда обычные в городах всей Европы Гончарные, Колпачные, Плотницкие, Кузнечные, Сапожные и т. п. улицы). Во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло. Однако и там имели место регламентация производства, защита монополии городских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городского управления. 
 
В XIV – XV вв. роль цехов во многом изменилась. Их консерватизм, стремление увековечить мелкое производство, традиционные приемы и орудия труда, помешать техническим усовершенствованиям из-за боязни конкуренции превратили цехи в тормоз прогресса и дальнейшего роста производства. По мере роста производительных сил, расширения внутреннего и внешнего рынка конкуренция между ремесленниками внутри цеха неизбежно возрастала. Отдельные ремесленники вопреки цеховым уставам расширяли свое производство, между мастерами развивалось имущественное и социальное неравенство. Владельцы крупных мастерских начали давать работу более бедным мастерам, снабжали их сырьем или полуфабрикатами и получали готовые изделия. Из среды прежде единой массы мелких ремесленников и торговцев постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка, эксплуатировавшая мелких мастеров. 
 
Расслоение внутри цехового ремесла выражалось также в разделении цехов на более сильные, богатые ("старшие", или "большие") и более бедные ("младшие", "малые") цехи. Так происходило в первую очередь в наиболее крупных городах: Флоренции, Перудже, Лондоне, Бристоле, Париже, Базеле и др. Старшие цехи начинали господствовать над младшими и эксплуатировать их, так что члены младших цехов подчас устраивали свою экономическую и правовую самостоятельность и фактически превращались в наемных рабочих. 
 
В положение угнетаемых со временем попали также ученики и подмастерья. 
 
По мере обострения социальных противоречий внутри средневекового города эксплуатируемые слои городского населения начали открыто выступать против стоящей у власти городской верхушки, в которую теперь во многих городах входила наряду с патрициатом и цеховая верхушка. В эту борьбу включалось и городское плебейство – самый низший и бесправный слой населения. Лишенные определенных занятий и постоянного местожительства деклассированные элементы, находившиеся вне феодально-сословной структуры. 
 
В XIV – XV вв. низшие слои городского населения поднимают восстания против городской олигархии и цеховой верхушки в ряде городов Западной Европы: во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне и др. В этих восстаниях, отражавших наиболее острые социальные противоречия внутри средневекового города, значительную роль играли наемные работники. 
 
Ремесленные города XIV в., таким образом, были охвачены сложными и острыми противоречиями. С одной стороны, зарождались движения цеховых мастеров против патрициата, с другой – выступления "тощего народа", требовавшего уравнения в правах с полноправными членами цехов. "Тощий народ" ждало большое будущее: из него предстояло развиться пролетариату современного мира". 
 
Таким образом, в социальной борьбе, развернувшейся в средневековых городах Западной Европы, можно различить три основных этапа. Сначала вся масса горожан боролась против феодальных сеньоров за освобождение городов от их власти. Затем цехи повели борьбу с городским патрициатом. Позднее же развернулась борьба городских низов против богатых городских мастеров и купцов, городской олигархии.


Информация о работе История средних веков