История формирования осноных медицинских школ Древний Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

Древняя Греция (Эллада) оказала большое влияние на последующее историческое развитие человечества. Греция VI—IV веков д. н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Своеобразие географических и экономических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков.

Содержание

Введение
Глава 1.Общая характеристика развития медицины и фармации в Др.Греции
Глава 2. Основные направления медицины Древней Греции
2.1Народная
2.2Храмовая
Глава 3. Медицинские школы Древней Греции
3.1Кротонская
3.2Книдская
3.3Косская
3.4Александрийская школа
Глава 4.Вклад Гиппократа в развитие медицины и фармации
Глава 5.Древнегреческая наука после времён Гиппократа:
5.1деятельность Платона
5.2деятельность Аристотеля
Глава 6.Эпоха эллинизма:
6.1Герофил
6.2Эразистрат
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История реферат.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

Много рационального  содержится и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок  и т. д.  Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских  явлений он с успехом приложил достижения современной ему древнегреческой  философии — материализм Демокрита  и диалектику Гераклита и дал  им материалистическое толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма  в результате изменения материального  субстрата, а не проявление божественной воли, злого духа. Этим он отвергал положения  жреческой медицины. Объяснение болезни  Гиппократ искал в материальных факторах, ее обусловливающих, и в  изменениях этих факторов.

Он считал, что  каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается  без естественной причины. Естественные причины болезни лежат, прежде всего, в окружающей человека внешней среде. Многие «Афоризмы» Гиппократа свидетельствуют  о ряде догадок, приближавшихся к  верному пониманию сущности и  причин некоторых страданий. Наряду с этим в «Афоризмах» и других произведениях встречаются и  суждения, отражающие общий невысокий  уровень анатомо-физиологических  и медицинских представлений  древнего мира. В учении Гиппократа уделялось внимание и организму  больного, и внешней среде, условиям жизни, окружению. Гиппократ требовал учитывать в первую очередь «природу»  больного, его «физис» и всячески стимулировать «естественные способности» организма. Он остерегался насильственно  вмешиваться в «естественный» ход  патологических процессов, призывая, прежде всего «не вредить».

Признавая, что причины  болезней всегда естественны, Гиппократ  основу излечения больного видел  в использовании врачом природных  свойств организма. Задача врача, учитывая особенности организма больного, помочь силам природы. Основа терапии  Гиппократа — вера в целительные  свойства природы. «Природа—врач болезней», поэтому врач должен придерживаться пути, начертанного природой. Гиппократ  рекомендовал наблюдать больного в  различное время суток, во время  сна и бодрствования, в самых  различных состояниях. Гиппократ  смотрел на болезнь как на явление  изменяющееся.

Болезнь имеет начало, середину и конец, три  стадии:

а)сырости,

б)сварения,

в)извержения. Наблюдательность Гиппократа позволила ему точно описать некоторые болезни и симптомы; им были описаны лицо тяжелобольного, утолщение концевых фаланг пальцев рук («пальцы Гиппократа») «шум плеска. Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался болезнями детей. Он дал описание свинки. Особое внимание уделял заболеваниям новорожденных и грудных детей.

Педиатрические  высказывания Гиппократа оказали большое  влияние на последующие работы врачей древностей (Сорана Эфесского, Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Разп, Ибн-Сина и  др.) и врачей эпохи Возрождения. Значительное место в лечении  Гиппократ уделял диете, которую  он понимал расширенно в смысле не только пищевого, но и общегигиенического режима. Он не пренебрегал и лекарственным  лечением, широко пользовался опытом народной медицины. В «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250 растительных и 50 животных средств, используемых в качестве лекарств: потогонных, слабительных, рвотных, мочегонных и т. п. В лекарствах для наружного применения использовались соли металлов. Гиппократ назначал банки, делал кровопускания. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим. Наряду с рациональной терапией были у Гиппократа и элементы магического. Он считал, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а хронические — на 21-й день и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.  Гиппократ применял метод лечения «противоположного противоположным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение... труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд.

Одним словом, противоположное  есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и  отнятие: отнятие всего того, что  излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот  наилучший врач»... Такой взгляд в  последующем историческом развитии медицины сыграл положительную роль, служа материалистическим противопоставлениям  концепции идеалистической, в частности  витализму и гомеопатии.

Много внимания Гиппократ  уделял вопросам хирургии: для остановки  кровотечения рекомендовалось придавать  конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижигания, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах  — неподвижные повязки. В ряде случаев Гиппократ энергично  вмешивался в течение болезни. «В сильных болезнях нужны и лекарства  самые сильные». Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предсказанию, предвидению врачом дальнейшего  хода болезни. Этому вопросу Гиппократ посвятил особое сочинение «Прогностика».  В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача и больного, а также врачей между собой. «Клятва» не представляла оригинального произведения Гиппократа или его современников: весьма сходного содержания профессиональные обязательства врачей встречались и в более ранних источниках Египта и Индии. Позднее она вошла во врачебную практику ряда стран, в том числе и в России. В несколько измененном виде обязательство это сохранилось и до настоящего времени во многих странах как присяга или торжественное обязательство оканчивающих медицинские факультеты врачей.

Правила поведения  врача по отношению к больному, указываемые Гиппократом, отражали противоречивость положения врача  в условиях рабовладельческого, как  и вообще эксплуататорского строя. Он осуждал врачей, начинающих посещение  с требования оплаты и установления ее размера.  В течение долгого  времени представители медицины в своей деятельности исходили из наследства Гиппократа, а основные идеи Гиппократа — наблюдение у  постели больного, симптоматология  отдельных заболеваний, роль внешней  среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиено-диететические  методы лечения, очищенные от идеалистической  шелухи и схоластической переработки  последующих веков, сохранили свое значение до настоящего времени {1,3,5}.

 

Глава 5.Развитие греческой фармации после Гиппократа

 

5.1 Деятельность  Платона

 

В древнегреческой  медицине и фармации после Гиппократа продолжалась борьба материализма с  идеализмом. Идеологом реакционной  рабовладельческой аристократии Древней  Греции с ее идеалистической философией был философ Платон (428—374 гг. до н. э.). Платон отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального мира, по учению Платона, несовершенны и преходящи, они только тени мира идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков, составляющие сверхчувствительные прообразы вещей. Материальный мир — не настоящий, он лишь отражает истинный мир бесплотных, нематериальных идей. В своем произведении «Имей» Платон затронул близкие к медицине вопросы.

Все происходящие в  здоровом и больном организме  процессы Платон истолковывал идеалистически и мистически. Платон, долго живший в Египте, был знаком с египетскими  воззрениями. В «Тимее» он развил учение о божественной душе. По Платону, пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способность чувствовать и мыслить, в сердце согревает человека и в печени питает. Здоровье и болезнь, по Платону, определяются потусторонним началом, божественной душой — пневмой. Превращениями пневмы в организме и ее влиянием на различные органы Платон объяснял патологические явления. Причину болезни Платон видел в наказании, ниспосланном с неба.

Лекарства не имеют  никакого значения. Исцелять могут  только обряды, гимны, музыка. Исходя из своих классовых рабовладельческих  воззрений, Платон в «Законах» все  заботы о предупреждении болезней ограничивал  только сословиями правителей и государственных  стражей. Ремесленников Платон рекомендовал лечить только при легких заболеваниях, при тяжелых же заболеваниях для  ремесленников, по мнению Платона, «лучше благодетельная смерть». Рабам, по Платону, знания не доступны и не нужны; не нужна  им и настоящая медицинская помощь. Платон, таким образом, явился родоначальником  реакционных течений в медицине. {5,6}.

 

5.2 Деятельность  Аристотеля

 

Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был самым видным ученым древности и разрабатывал различные области знания. Сын врача, Аристотель получил также и медицинское образование. Он подвел итоги предшествующего развития науки и изложил их в своих сочинениях, посвященных физике, зоологии, философии, истории и т. п. Сочинения Аристотеля представляют собой сумму сведении того времени о неорганической и органической природе. В «Истории животных» излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» — строение органов животных и их функции, работа «О происхождении животных» трактовала начала эмбриологии. Аристотель ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Аристотель колебался между материализмом и идеализмом и в теории у него преобладают материалистические тенденции. Но наряду с этим характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология) : «Природа ничего не делает лишнего... природа производит все ради чего-нибудь».

Церковная философия  эпохи феодализма (средних веков) использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением  Платона о предсуществующих идеях  одной из главных основ реакционной  средневековой идеологии—схоластической философии, господствовавшей в средневековой  медицине. В области естествознания учение Аристотеля в течение двух тысячелетий пользовалось величайшим почетом. В средние века Аристотель считался непререкаемым авторитетом. {5,6}

 

Глава 6.Эпоха  эллинизма

 

Заключительный  период истории Древней Греции носит  название периода эллинизма (IV—I века до н. э.). После завоевательных походов  Александра Македонского (IV век до н. э.) влияние Греции распространилось на Египет, Переднюю и Среднюю Азию. Из недолго просуществовавшей огромной монархии Александра Македонского выделился  ряд государств. Поработив население  восточных стран, греко-македонские  завоеватели создали ряд новых  политических, экономических и культурных центров.

Для эллинизма характерно сочетание культуры покоренных восточных  стран с эллинской культурен. Крупнейшим среди эллинистических  центров была Александрия. Правители  Александрии — Птоломеи в связи  с экономическими и военными запросами  государства покровительствовали  развитию разнообразных областей знания. Значительное развитие получила в Александрии  также медицина, главным образом  анатомия и хирургия. Александрийские  врачи Герофил и Эразистрат наряду с лечебной практикой занимались запрещавшимися прежде вскрытиями трупов и даже вивисекциями. Врачи александрийской  школы своими исследованиями способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии.

Особенно большой  след оставили исследования названных  медиков в области изучения нервной  и сердечно-сосудистой систем. Слабой, отрицательной стороной александрийской  школы была идеалистическая направленность в их философских воззрениях, вследствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеализма. В I веке до н. э. политический и экономический  центр древнего мира переместился в  Римскую империю, завоевавшую и  поработившую эллинистические государства  Востока. Однако культурное влияние  эллинизма и особенно Александрии  сказывалось во многих странах на протяжении нескольких веков. {2,3}Александрия  сохранила известное значение в  качестве медицинского центра. Так, несомненно, влияние александрийской школы  на виднейшего представителя медицины в Риме — Галена.

 

6.1 Герофил. (около 300 г. до н. э.)

 

Был приверженцем гуморальной  теории и последователем Платона. Он считал, что организмом правит душа посредством «сил»: мыслящей, чувствующей, согревающей, питающей. Герофил много  занимался анатомией, описал сердце, кровеносные сосуды, легочную вену и артерии, оболочки головного мозга, сосудистые сплетения, венозные синусы, желудочки мозга (IV желудочек он считал местопребыванием души), проследил  ход нервов, обнаружил их связь  с головным и спинным мозгом, описал сетчатку и стекловидное тело глаза, двенадцатиперстную кишку. Он наблюдал сокращения сердца и различал систолу, паузу и диастолу, с помощью  водяных часов считал пульс и  описал его свойства: наполнение, частоту, силу и ритм. Герофил ввел много  лекарственных средств, положил  начало учению о специфическом действии лекарств. Эразистрат (умер в 280 г. до н. э.) производил вскрытия человеческих трупов и на живых животных изучал функции органов пищеварения, наблюдал перистальтику желудка, считал, что пищеварение происходит благодаря «давлению» желудка на пищу, путем механического перетирания пищи, описал печень и желчные ходы, клапаны сердца и крупных сосудов, высказал предположение о сообщении между артериями и венами, различал двигательные и чувствительные нервы.{2,3}

 

6.2 Эразистрат

 

Принимал учение о пневме. Пневма, «жизненный дух», входит в тело с воздухом, проходит в  левую половину сердца и далее  распространяется по артериям. Пневму Эразистрат считал причиной биения сердца, источником теплоты в теле, процессов  питания и пищеварения. Избыток  или недостаток пневмы, неправильное и задержанное движение, по мнению Эразистрата, является источником многих болезней. Он полагал, что животный дух вырабатывается в головном мозгу, главным образом в его желудочках, и по нервам идет ко всем частям тела. Эразистрат считал, что артерии содержат пневму, вены — кровь. Вены, которые  после смерти находили наполненными кровью, считались носителями теплоты. Артерии же, представляющиеся после  смерти пустыми, казались египтянам, а  позднее грекам и даже средневековым  врачам наполненными пневмой, и их центральными пунктами считались крылья носа.

Информация о работе История формирования осноных медицинских школ Древний Греции