Источники римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира - Древнем Риме, и ставшая основной для правовых систем большинства современных европейских государств. Римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин. Соответственно история возникновения римского права – первое с чего начинается его изучение. Без нее римское право его последней стадии, римское право Юстиниановского Свода (то есть название «чистое римское право»), а тем более римское право Новой Европы (то есть название «современное римское право») было бы абсолютно непонятно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Исторические системы развития римского права…………………………...8

1.1 Квиритское право……………………………………………………………….8

1.2 Преторское право…………………………………………………………...…..9

1.3 Право народов…………………………………………………………………..10

2. Источники римского права………………………………………………...…..13

2.1 Обычное право. ………………………………………………………………..13

2.2 Законы…………………………………………………………………………..16

2.3 Деятельность юристов……………………………………………………......18

2.4 Сенатусконсульты. Конституции…………………………………………...20

2.5 Эдикты магистратов…………………………………………………………..21

3. Кодификация римского права. Кодексы…………………………………….23

4. Кодификация Юстиниана……………………………………………………..25

5. Постановление императора……………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………………30

Список использованной литературы……………………………………………32

Приложение 1……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ''Римское право''.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Книги делились на титулы с предметными рубриками; но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции  приведены в хронологическом  порядке с указанием адресатов  и времени издания. В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана. Дополнением к первому собранию явился после 295 г. второй кодекс, названный Гермогенианским кодексом по имени составителя Гермогениана. Он трижды пересматривался составителем, который подверг большинство конституций тщательной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Система и расположение титулов этого кодекса не могут быть восстановлены. Первым официальным собранием конституций был кодекс Феодосия. Восточно-римский император Феодосий II или, вернее, его правительство, имело широкие кодификационные планы - опубликовать сборник императорских конституций с включением произведений классиков.

 

-24-

4. Кодификация  Юстиниана

 

Первая половина VI в. н. э. ознаменовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить когда-то блестящую Римскую империю.

Колоссальный труд составления  юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в  сравнительно короткий срок.

Прежде всего внимание юстиниана обратилось на собрание императорских  конституций. Необходимо было привести в порядок конституции, накопившиеся за столетний промежуток после издания «Феодосийского кодекса» («Codex Theodosianus»).

Но Юстиниан возымел более широкую мысль - пересмотреть и прежние кодексы (Грегорианский, Гермогенский и Феодосийский), вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан назначил комиссию из 10 человек. Через год комиссия окончила свою работу, и указом был обнародован «Codex Justinianus» (Кодекс Юстиниана), отменивший собой три прежние.

Собрав и систематизировав законы, Юстиниан решил совершить  то же самое и по отношению к «давнему праву». Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении. Свод законов императора Юстиниана включил три крупных сборника римского права: институции, Дигесты и Кодекс.

После опубликования  Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 г., не вошедших в Свод. Это собрание получило название Новеллы.

Все указанные части  юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в Средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Сводом римского гражданского права», под таким названием он известен и теперь.

Устремления юстиниановского  периода были направлены на осуществление грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства.

Законодательная политика ставила задачей из двух потоков  памятников прошлого -императорских законов и работ классических юристов - создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях.

Для того чтобы старые источники права превратить в  живые источники нового права, нужно  было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое.

 

-25-

Перед юристами была поставлена еще задача использовать все, что  дало развитие права за три столетия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой, т. е. отразить изменения, которые претерпело римское право  при пересадке его с Запада на Восток, под греческими, восточными и христианскими влияниями, а также и тех изменений, которые происходили на Востоке под влиянием западной после классической литературы.

Таким образом, свод законов Юстиниана является в основном компиляцией из существовавших до того источников, но многократно преобразованных, переделенных и обобщенных.

Кодификация Юстиниана  отличается от предыдущих кодификаций  несравненно большим размахом и  более высокой творческой силой. В ней обнаруживается не только более  широкая основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов. Предыдущие своды были сборниками только императорских законов; вопрос о собирании материалов работ классических юристов, поставленный при Феодосии II, не был реализован. Предварительные сборники и хрестоматии были плодом работ и знаний беритской и константинопольской правовых школ, где еще в V в. н.э. укрепилось изучение римского права.

Преподаватели стремились приспособить классические труды к новому порядку вещей, установленному абсолютной монархией.

Эти-то труды и были использованы в кодификации Юстиниана. Кодификация имеет много недостатков, особенно в самой технике законодательства, но имеются и положительные стороны, в частности, в области некоторых нововведений.

Характерно было стремление соединить разнообразные ветви  римского права и удалить отжившие институты. В иных случаях ясно видны  попытки придать новое содержание перешедшим от прошлого правовым понятиям и институтам и таким путем сохранить их жизненность. Новый законодательный труд стремился быть продолжением развития классического права и устранить недостатки его, выступавшие до того времени в трудах юристов и императорских конституциях.

Составители уделяли  внимание новым правовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для восприятия его в дальнейшем новыми народами.

Руководство кодификационными работами было возложено на Трибониана.

Юстиниан назначил 13 февраля 528 г. комиссию из десяти членов, с участием Трибониана и константинопольского преподавателя права Теофила; этой комиссии было поручено составить в первую очередь свод конституций. Три прежних собрания облегчили работу комиссии, и 7 апреля 529 г. собрание конституций было опубликовано как Кодекс Юстиниана и вместе с тем было запрещено пользоваться старыми собраниями.

 

-26-

Пока шли работы по кодификации конституций, целый  ряд спорных вопросов, разделявших  старых юристов и вызвавших закон  о цитировании, был решен в 529 г. путем отдельных императорских конституций. Было еще издано свыше 200 законов для преобразования старого права, причем некоторые институты были совсем устранены, другие реформированы.

Кодификация юридической  литературы была возложена 15 декабря 530 г. на комиссию из семнадцати членов под председательством Трибониана с участием Теофила и беритского профессора Дорофея. Закон о цитировании не связывал комиссии.

Компиляторы должны были из громадной массы правовой литературы выбирать самое необходимое и  обработать для свода законов. Сокращения, добавления и изменения старых

текстов были прямо предписаны, с предоставлением компиляторам свободы действий в этом отношении. Этим правом весьма часто пользовались, и множество текстов было "улучшено", как хвастливо уверяет император. Изменения, или, как их называли, "улучшения", касались не только отдельных технических выражений, относящихся к устаревшим правоотношениям и заменявшихся терминами действующего права, но и целые фразы и части фраз вычеркивались, другие переделывались и вводились новые. Многие из этих изменений открыты и стали известны под названием интерполяции. Работа по обнаружению интерполяций ведется и до настоящего времени. От интерполяций следует отличать глоссы, т. е. объяснения непонятных слов и терминов переписчиками и читателями, попадавшие в самые тексты в рукописях и до компиляторов. Собраны были сочинения 39 юристов, неполный список которых приложен к старейшей рукописи. План производства выборки из сочинений юристов был установлен наперед. Материал разделен на 50 книг, которые, кроме 30-32 книг, распадаются на титулы.

Книга 1 служила введением, книги 2-46 следуют системе преторского  эдикта со значительными изменениями  и дополнениями, книги 47 и 48 отведены уголовному праву и процессу, книга 49

-обжалованию, финансам и военному праву, последняя, 50 книга - муниципальному праву и особым дополнениям. 16 декабря 533 г. законченная работа была опубликована как Дигеста. Применение старых источников было воспрещено, и во избежание контроверз были запрещены также всякие комментарии. Во время работ комиссии компиляторов Дигест на Трибониана, Теофила и Дорофея было возложено поручение составить институции для замены устаревших Институций Гая. Результат их работы был опубликован на латинском языке 21 ноября 533 г.

Издание этого руководства-закона преследовало цель ввести в правовую область полную ясность и представить всю науку законов. По институциям должны были изучать право начинающие студенты тогдашних университетов. Институции Юстиниана, по существу, составлены по старым институциям. Прототипом были почти целиком использованные Институции Гая, а сам автор, живший в конце II в., называется в VI в. "нашим Гаем".

 

-27-

Однако институции были подновлены и содержали ссылки на современные законы. Таким образом, система этих институций распадалась на введение часть первую - "лица", вторую - "вещи", и последнюю - права на вещи, наследственное и обязательственное право. Третья книга посвящена искам, система которых захватывала и четвертую книгу до 17-го отдела. Конец четвертой книги посвящен публичному праву. До нашего времени дошла только эта редакция, состоявшая из 12 книг, распадающихся на титулы. В пределах титула конституции расположены в хронологическом порядке. Попадаются также конституции поздневизантийского происхождения, на греческом языке. Конституции, включенные в кодеке, хотя изменены менее, чем сочинения юристов в Дигестах, но все же заключают много интерполяций. Конституции, изданные после второй редакции кодекса, составили фактически четвертую часть собрания - Новеллы, хотя официально они не были объединены.

 Это - конституции Юстиниана, изданные между 535-565 гг. и образовавшие обширное дополнение. Они относятся большей частью к государственному управлению и церковному строю, но некоторые содержат и гражданско-правовые определения из области семейного и наследственного права. Они свидетельствуют о проникновении начал провинциального (восточного) права в римское. Из 168 новелл современного издания большинство издано на греческом языке. Собирались и издавались они в разном объеме, при преемниках Юстиниана.

Все издание, несмотря на разновременное происхождение отдельных  частей, рассматривалось как единое законодательное произведение. Это  чрезвычайно важно для правильного  толкования права этой эпохи. Для  научного толкования текстов (особенно в Дигестах) применяется "двойное толкование". Текст юриста принимается сначала как часть единой кодификации. Но для понимания того смысла, который вкладывал отдельный юрист в свои слова, необходимо тщательно очистить его от компиляторских ретушевок и исправлений и затем восстановить смысл, который отрывок имел в обстановке времени своего написания. Это уже чисто исследовательская и научная задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-28-

5. Постановления императора.

 

Укрепление императорской  власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: “что угодно императору, то имеет силу закона”, а сам император “законами не связан”. Императорские распоряжения, носившие общее наименование “конституций”, существовали четырех видов:

1) эдикты - общие распоряжения, обращенные к населению (термин, уцелевший от республиканских  времен, когда он имел совсем  другое значение). Эдикт, или указ, (edictum) считался актом, изданным  государем как высшим должностным  лицом; в нем могли правоустанавливаться все нормы, отнесенные к компетенции вообще всех магистратов государства - т.е. как в сфере публичного, так и частного права. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам, как правило, в отношении правоприменения. Главным образом, эти акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу уголовного или частного права.

2) рескрипты - распоряжения  по отдельным делам (ответы  на возбуждавшиеся перед императором ходатайства). Рескрипт был ответом императора на правовые запросы частных или должностных лиц. В первом случае ответ представлял простую резолюцию на прошении, написанную самим государем. Во втором - ответ на запрос магистрата составлялся в виде особого письма. Аналогичный ответ на запрос общины, города или корпорации квалифицировался как “прагматическая санкция”.

3) мандаты - инструкции, дававшиеся императорами чиновникам. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам, как правило, в отношении правоприменения. Главным образом, эти акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу уголовного или частного права.

4) декреты - решения  по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам. Декрет (decretum) был судебным решением государя по конкретному делу, имевшим по правилам аналогии распространительное значение. Его содержание предопределялось судебными полномочиями монарха как высшего судьи государства. В период абсолютной монархии императорские законы стали именоваться leges; встречаются и новые термины: leges generales, sanctio pragmatica и др.

 

 

 

-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Римское частное право  стало "общим правом" ряда государств и фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного  права. Оно приобрело уже через  ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы. Немалую роль сыграли при этом "абстрактность" римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.

 Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается мнение, что римлянам с самого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивых субъективно-нравственных взглядов внешний организм.

Информация о работе Источники римского права