Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа
Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира - Древнем Риме, и ставшая основной для правовых систем большинства современных европейских государств. Римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин. Соответственно история возникновения римского права – первое с чего начинается его изучение. Без нее римское право его последней стадии, римское право Юстиниановского Свода (то есть название «чистое римское право»), а тем более римское право Новой Европы (то есть название «современное римское право») было бы абсолютно непонятно.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Исторические системы развития римского права…………………………...8
1.1 Квиритское право……………………………………………………………….8
1.2 Преторское право…………………………………………………………...…..9
1.3 Право народов…………………………………………………………………..10
2. Источники римского права………………………………………………...…..13
2.1 Обычное право. ………………………………………………………………..13
2.2 Законы…………………………………………………………………………..16
2.3 Деятельность юристов……………………………………………………......18
2.4 Сенатусконсульты. Конституции…………………………………………...20
2.5 Эдикты магистратов…………………………………………………………..21
3. Кодификация римского права. Кодексы…………………………………….23
4. Кодификация Юстиниана……………………………………………………..25
5. Постановление императора……………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………………32
Приложение 1……………………………………
Особенностью римского
права является его приспособленность
к мировому обороту, так как Рим
активно поддерживал торгово-
Понятие «римское право» часто употребляется в литературе в широком смысле - под ним понимается не только совокупность юридических норм, но и то, что относится сугубо к сфере юриспруденции. И это не случайно. Нормативная часть правовой культуры Древнего Рима и римская юриспруденция тесно взаимосвязаны между собой. Коротко говоря, юриспруденция -это деятельность, обслуживающая механизм функционирования и развития права.
Римское право как совокупность юридических норм есть в огромной мере создание римской юриспруденции. И без уяснения сущности последней, закономерностей ее эволюции невозможно сколь-нибудь глубоко познать сущность и закономерности эволюции первого.
Римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима.
И если германская империя присвоила себе гордое название "священной римской империи", если во многих государствах были учреждаемы сенаты, если титул императора получил значительное распространение, если и Наполеон до того, как стать императором, измыслил должность первого "консула", то все это явилось лишь заимствованием некогда знаменитого титула, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений.
-30-
Римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в своем неприкосновенном виде стать законом общества, в недрах которого уже начали развиваться буржуазные отношения. Римское право подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно в Германии XVI -XVII вв., то "искаженное" римское право, которое получило название пандектного права или же странное и нелогичное название "современного римского права".
Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном порядке.
Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремления исказить римское частное право; она являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям.
Но чем дальше, тем больше пандектное право отходило от "чистого" римского права. Значению последнего содействовало и то, что тексты римского права явились той основой, на которой развилась общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора и договорной ответственности, вины, понятия, и зашиты владения и т. п. базируются на текстах римского права. Но самих этих теорий в Риме, конечно, не было.
Излагая частное право античного Рима, нет необходимости излагать результаты разработки и применения римского права после падения Рима, то есть касаться учений пандектного права.
В заключение хотелось бы сделать следующие выводы:
1. По своему содержанию
римское частное право
2. Римское частное право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности.
3. Римское право явилось
основой для дальнейшего
4. Источники римского
права, будучи созданными еще
до нашей эры, легли в основу
кодификации Юстиниана и
-31-
Список использованной литературы
1. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под редакцией В.С. Нерсесянца. – М.: Издат. группа "Инфа - М – Норма", 1997. – 704 с.
2. Новицкий И.Б. Римское право / Московский университет им. М.В. Ломоносова. – 6-е издание, стереотип. – М.: Гуманитарное знание, 1994. – 245с.
3. Перетерский И.С. Римское частное право – М.: Юристъ, 2001г. – 681 с.
4. Покровский И.А. История римского права. – СПБ.: Издательско-торговый дом "Летний Сад", 1998. – 412 c.
5. Римское частное право. Учебник И.С. Перетенский, В.А. Краснокутский, Е.А. Флейшиц и др.; М.: Юристъ, 2001. – 544 с.
6. Хвостов В.М. Система римского права: Учебник. – М.: Спарк, 1996. – 522 с.
7. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс. – М.: Новый Юрист, 1997. – 216 с.
8. И.Б. Новицкий , "Римское право", М., изд. «ТЕИС» , 1996 г.
9. Р.Виппер. Очерки по истории Римской империи. - М., “Феникс”. 1995г.
10. Всеобщая история государства и права. /учеб. Под ред. М.Черниловского. - М., Издат. “Юристъ”. 1995г.
11. А.И. Косарев , “Основы Римского права” , Москва , 1995 г
12. Ю.М. Бирюков ,"Государство и право древнего Рима", Москва , 1969 г.
13. Пухан И., Поленак-Акимовская М., Римское право. М.: Зерцало, 1999г.
14. Косарев А.И. Римское право. М., 1986.
15. Михайлова Н.В., Иванов И.А. Римское право. М., 2009.
16. Морев М.П. Римское право. Учебное пособие. М., 2008.
-32-
Приложение 1
-33-
Приложение 1.
ДИГЕСТЫ ЮСТИНИАНА (избранные тексты)
Книга 1-я
Титул I. О правосудии и праве
1. (Улъпиан) Изучающему
право надо прежде всего
§ 4. Право народов - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое - лишь для людей между собою.
2. (Помпоний) Подобно почитанию бога, мы должны повиноваться родителям и родине.
3. (Фрорентин) Мы должны отражать насилие и противоправность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство, то следовательно является преступлением, когда один человек строит козни другому.
-34-
4. (Улъпиан) Освобождение от рабства относится к праву народов. "Отпущение" [manumissio] происходит от "посылки рукой" [manumissio] т.е. дарование свободы, ибо доколе кто-либо находится в рабстве он пребывает под рукой и под властью, отпущенный же на волю высвобождается из-под власти.
Это дело ведет свое происхождение от права народов; так как по естественному праву все рождаются свободными; не было освобождения, когда было неизвестно рабство, но после того как по праву народов возникло рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим единое наименование "людей", но, согласно праву народов; возникло три категории: свободные, в противоположность им рабы и третья категория - отпущенные на волю, т.е. те, кто перестал быть рабами.
5. (Гермогениан) Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства - за исключением тех, которые введены в силу цивильного права.
6. (Улъпиан) Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, т.е. цивильное право. (§ 1. Это наше право состоит или из писаного или из неписаного.)
7. (Птиниан) Цивильное право - это то, которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений ученых.
§ 1. Преторское право - это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы; оно называется также в честь преторов "правом магистратов".
8. (Марциан) Ибо
и само преторское право
9. (Гай) Все народы,
которые управляются на
10. (Улъпиан) Правосудие
есть неизменная и постоянная
воля предоставлять каждому
-35-
§ 2. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о добром и справедливом.
11. (Павел) Слово "право" употребляется в нескольких отношениях: во-первых, "право" означает то, что всегда является справедливым и добрым - каково естественное право. В другом смысле "право" - это то, что полезно всем или многим в каждом государстве - каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве называется "правом" и право магистратов. Говорится, что претор высказывает право, даже если он решает несправедливо, это относится не к сути того, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле "право" означает то место, где выносится решение; здесь именование переносится с того, что делается, на то, где это делается...
12. (Марциан) Иногда
мы говорим "право" о
Титул Ш. О законах,
сенатусконсультах и
1. (Папиниан) «закон есть общее предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению» общее обещание государства.
2. (Марциан) Ибо и оратор Демсфен дает следующее определение: "Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть помысел и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, содеянных как по воле, так и невольно, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней.
И философ, отличавшийся величайшей стоической мудростью, Хрисипп, так начинает свою книгу "О законах": "Закон есть царь всех божественных и человеческих дел, он должен быть начальником добрых и злых, вождем и руководителем живых существ, живущих в государстве, мерилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать то делать, что не должно быть делаемо".
3. (Помпоний) Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто а не для тех, которые возникают неожиданно.
4. (Цельс) Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае.
5. (Цельс) Ибо право должно быть, главным образом, приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко.
-36-
6. (Павел) Законодатели обходят, как сказал Феофраст, то, что происходит лишь в одном или двух случаях.
7. (Модестин) Действие права: повелевать, запрещать, разрешать, карать.
8. (Улъпиан) Права устанавливаются не для отдельных лиц, в общим образом.
9. (Улъпиан) Нет сомнения, что Сенат может творить право.
10. (Юлиан) Ни законы, ни сенатусконсульты не могут быть написаны таким образом, чтобы они обнимали все случаи, которые когда-либо произойдут, но достаточно, чтобы они распространялись на то, что большей частью случается.
11. (Юлиан) И потому то, что впервые устанавливается, следует определять путем толкования или путем конституции принцепса.
12. (Юлиан) Не могут все отдельные случаи быть предусмотрены законом или сенатусконсультом. Но когда в каком-либо случае смысл их ясен, то осуществляющий правоприменение может применить их сходно и сообразно с этим вынести решение.
13. (Улъпиан) Ибо, как говорит Педий, поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай, чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же потребности.
14. (Павел) То, что
воспринято вопреки смыслу