Конституция СССР 1977 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

1. Советская конституция создавалась и развивалась на строго научном фундаменте, каким является марксистско-ленинская теория государства и права. Еще в трудах основоположников марксизма была раскрыта сущность конституции в классовом обществе и показано, что ее содержание определяется материальными и политическими интересами господствующего класса.

Вложенные файлы: 1 файл

О конституции СССР 1977 г.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

Раздел, определяющий конституционный  статус личности, помещен теперь не после глав о государственных органах, а непосредственно после раздела об основах общественного строя и политики СССР.

 

7. В Конституции  СССР 1977 года закреплены основные  черты развития советской демократии на современном этапе. Для понимания сущности власти принципиальное значение имеет ст. 2. В ней сказано: «Вся власть в СССР принадлежит народу». При этом народ — не что иное, как трудящиеся классы и социальные слои, ибо ныне в обществе нет никаких иных классов и социальных слоев. Советское социалистическое общенародное государство выражает волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

 

Советскому народу принадлежит  не только политическая власть, но и  все общественное богатство. «Основу экономической системы СССР, — сказано в ст. 10, — составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности». Эти две формы социалистической собственности на средства производства определяют характер советской экономики и деление общества на два дружественных класса — рабочих и крестьян.

 

Социальной основой  народовластия в СССР является нерушимый  союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Источником сплочения советского народа выступает коллективный, свободный от эксплуатации труд. Это одновременно — источник роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека.

 

В первой же главе Конституции  определены основы политической системы  общества. Речь идет именно об основах, ибо в главе не даются ни исчерпывающий перечень институтов политической системы, ни законченная характеристика содержания демократии. Тем самым Конституция открывает широкий простор для совершенствования политической системы, развития советской социалистической демократии.

 

В настоящее время, когда  усилия всего советского народа направлены на осуществление стратегического  курса XXVII съезда КПСС — ускорения  социального и экономического развития общества, — первостепенную роль играет претворение в жизнь программных положений партии по вопросам социалистического самоуправления народа. «КПСС считает, — говорится в новой редакции Программы партии, — что на современном этапе стратегическая линия развития политической системы общества состоит в совершенствовании советской демократии, все более полном осуществлении социалистического самоуправления народа на основе активного и действенного участия трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни».

 

Социалистическое самоуправление народа соответствует условиям и  потребностям первой фазы коммунизма, отражает ее черты и свойства. Оно  имманентно социализму с самого начала и развивается вместе с ним; это  — обязательный, объективно необходимый  этап прогресса социальной организации, закономерно предшествующий коммунистическому общественному самоуправлению, которое наступит не само по себе, автоматически, а в результате развертывания и углубления социалистического самоуправления народа, на его базе. Социалистическое и коммунистическое самоуправление однотипны, между ними существует преемственность. Теория и практика марксизма-ленинизма учат, что для формирования структурных элементов, традиций и навыков управления при коммунизме, повышения уровня организованности и социальной активности в обществе необходимо время. В ходе исторического процесса создаются предпосылки для достижения высшей цели Советского государства — полного коммунизма, который знаменует превращение системы социалистического самоуправления народа, социалистической демократии в высшую форму организации общества — коммунистическое общественное самоуправление.

 

Социалистическое самоуправление народа охватывает практически все  основные сферы общественного развития, управления им. Жизнь показала недостаточность и ограниченность представлений, замыкавших самоуправление при социализме отдельными участками социалистического строительства, противопоставлявших самоуправление государству. Самоуправление в условиях социализма реализуется через широкую и многообразную систему общественных отношений, связанных с управлением государственными и общественными делами. Это — отношения, складывающиеся на базе реализации ленинских идей о самом широком и действенном вовлечении трудящихся в управление, которое не только осуществляется в интересах трудящихся, но и закономерно, все в большей степени становится непосредственным делом самих трудящихся, не знающих над собой никакой власти, кроме власти их собственного объединения.

 

Важно иметь в виду, что социалистическое самоуправление народа развивается не вне, а прежде всего в рамках государственной организации. И это закономерно. Государство при социализме — в первую очередь, всеохватывающая организация самого народа, которому принадлежит вся полнота власти в стране. Как подчеркивалось на XXVII съезде КПСС, развитие и укрепление Советского социалистического государства, все более полное раскрытие его демократического, общенародного характера, творческой, созидательной роли — ключевой вопрос политики партии.

 Конституция СССР рассматривает Советское общенародное государство как главное, основное орудие общественных преобразований. Оно выполняет многогранные, все усложняющиеся функции: социалистического хозяйствования, организации науки, культуры, образования, охраны окружающей среды, осуществления социальной политики, борьбы за мир и др. Практический опыт социализма доказывает несостоятельность взглядов и концепций, проповедующих преждевременный отказ от государственной организации. Свойственные социалистическому государству черты, и прежде всего сочетание высокого профессионализма и демократизма, определяют его историческую необходимость на всем протяжении социализма. И сегодня актуально звучат ленинские слова о том, что социалистическое государство сильно сознательностью масс, поддержкой, которую они оказывают его начинаниям.

 

Самоуправленческие начала будут  все шире проникать во все сферы  государственной и общественной жизни, обогащать содержание демократического централизма, укреплять его демократическую  природу. Такова историческая перспектива, которая в конечном счете ведет к тому, что социалистическое государство все в большей степени будет становиться, как предвидел В. И. Ленин, переходной формой от государства к «негосударству». Деятельность государственных органов будет постепенно приобретать неполитический характер и тем самым станет отпадать потребность в государстве как в особом политическом институте.

 

Демократизм Советского общенародного  государства подчеркивается тем  положением Конституции, что государственная власть в стране осуществляется через Советы народных депутатов, составляющие главное звено социалистического самоуправления народа. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам. В. И. Ленин писал: «...Народ, объединенный Советами, — вот кто должен управлять государством»**. Таковы их роль и место в государстве. Особое значение имеет раскрытие двуединой природы Советов: сочетание в их организации и деятельности государственных и общественных начал.

 

Советы образуют единую систему  органов государственной власти. В этом плане каждый Совет, в том числе и местный, представляет собой компонент государственной власти, который не только полномочен решать вопросы, касающиеся своей территории, но и выступает проводником общегосударственной политики. Любой Совет опирается в своей деятельности на всю систему органов государственной власти.

 

Единство Советов сочетается с  разделением функций между их звеньями. Характерные черты, свойственные каждому звену Советов — от Верховного до сельского и поселкового, — отражены в законодательных актах — регламентах Верховных Советов, законах и указах о различных звеньях местных Советов. Но этим развитие законодательства о Советах не завершается. С постановкой перед Советами новых задач возникает потребность в том, чтобы каждый раз соответственно уточнялись права и обязанности конкретного звена, определялись материальные ресурсы, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

 

Характерной чертой развития Верховных  Советов СССР, союзных и автономных республик за последние годы является усиливающееся сочетание в их деятельности законодательствования, верховного управления и верховного контроля. Верховные Советы не сводят свое назначение к законодательству. Они рассматривают вопросы состояния тех или других участков хозяйства и культуры, отчеты Правительства и министерств, ведомств, а Верховный Совет СССР уделяет большое внимание также вопросам внешней политики.

 

Существенно возрастает роль местных  Советов, в поле зрения которых должны находиться практически все стороны общественной жизни. Как установлено в Конституции СССР, местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения. В последние годы приняты меры по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития. Существенно расширены полномочия республиканских и местных Советов в обеспечении комплексного и эффективного ведения хозяйства на подведомственной территории, в их взаимоотношениях с неподчиненными предприятиями, учреждениями и организациями при решении вопросов, касающихся социальной сферы, использования трудовых ресурсов, охраны природы и др. Усилены роль и ответственность Советов в удовлетворении разнообразных потребностей населения: в продуктах питания, товарах народного потребления, услугах населению, жилье, социально-культурном обеспечении. Активизировалась организаторская работа Советов, получили дальнейшее развитие демократические начала в их деятельности.

 

На XXVII съезде партии и январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалась необходимость совершенствования избирательной системы, практики проведения выборов в Советы народных депутатов. Это обусловлено интересами повышения роли выборов в системе социалистической демократии. Речь идет об усилении воздействия избирателей, трудовых коллективов на решение всех вопросов, касающихся организации и проведения выборов. В условиях развивающейся демократизации всех сторон государственной и общественной жизни, роста политической активности и сознательности трудящихся сложились предпосылки для замены устаревших норм и традиций выборов новыми, соответствующими задачам современного этапа.

 

Предпринимаются меры, направленные на повышение авторитета народных депутатов  и одновременно на усиление их ответственности перед избирателями. Большое внимание уделяется тому, чтобы сессии Советов проходили активно, без излишней регламентации по времени созыва и продолжительности работы, в обстановке гласности. Депутатам предоставляется возможность сопоставить проекты альтернативных решений, результаты обсуждения различных точек зрения.

 

Демократизация управления страной  проявляется и в расширении круга  вопросов, решения по которым могут  приниматься только после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в профсоюзных, комсомольских и других общественных организациях. Развивается и конкретизируется конституционная норма, согласно которой наиболее важные законопроекты и решения выносятся на всенародное обсуждение и голосование. Совершенствуется система обобщения и реализации наказов, заявлений и предложений граждан, изучения общественного мнения, повышается информированность населения о принятых решениях и результатах их исполнения.

 

Составной частью большой  работы по перестройке государственного аппарата являются меры по совершенствованию его управленческих звеньев. В области хозяйствования речь идет, с одной стороны, об усилении роли центра в реализации основных целей экономической стратегии партии, определении темпов и пропорций развития народного хозяйства, обеспечении его сбалансированности. С другой стороны, существенно раздвигаются границы самостоятельности объединений и предприятий, повышается их ответственность за достижение конечных результатов. Осуществляется переход к экономическим методам руководства на всех уровнях народного хозяйства.

 

Усиливается комплексный  подход к управлению, преодолевается отраслевая раздробленность. Реорганизация  управленческого аппарата предусматривает  ликвидацию ненужных звеньев, сокращение численности аппарата. Одновременно меняется стиль его работы: главное внимание уделяется непосредственной организации дела, анализу и решению новых проблем, мобилизации усилий трудовых коллективов. Партия требует решительного искоренения бюрократизма, ведомственности и местничества, освобождения от недобросовестных, некомпетентных и безынициативных работников. Под огнем критики находятся случаи злоупотребления служебным положением, карьеризма, стремления к личному обогащению, семейственности и протекционизма. Нарушители советских законов строго наказываются.

 

Перестройка государственного аппарата включает важные меры по его  демократизации: усиливается подотчетность  работников, совершенствуется система  замещения должностей, развиваются  выборные начала, аттестация. Усиливается коллегиальность, так необходимая в условиях усложнения управления, и одновременно повышается персональная ответственность каждого руководителя.

 

Активизируется народный контроль, в системе которого работают миллионы советских людей. Участие граждан в деятельности органов народного контроля — важная форма развития принципиальности и деловитости граждан в защите народных интересов, воспитания государственного подхода, хозяйского отношения к делу.

 

Демократизация Советского государства означает, далее, укрепление законности и правопорядка, строгое соблюдение требований дисциплины. С этой целью улучшается работа органов суда и прокуратуры, внутренних дел.

 Положение общественных  организаций в советской политической  системе также определяется Конституцией СССР. В ней прежде всего закреплен принцип добровольности их образования. Они создаются гражданами, реализующими принадлежащее им право на объединение. При этом в Конституции говорится о главных целях общественных организаций: развитии политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворении их многообразных интересов. Общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов. Это — исходные положения, которые конкретизируются в других статьях Конституции, а также в других законах СССР, указах Президиума Верховного Совета СССР.

Информация о работе Конституция СССР 1977 года