Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:15, контрольная работа
Вопрос1 : В период феодальной раздробленности части расколовшейся Киевской Руси испытывали влияние с востока (Золотой Орды) и запада (Великого княжества Литовского и Русского). Проанализируйте, какие сходные этапы прошли Древнерусское государство, татаро-монгольские государства, Великое княжество Литовское и Русское? Выскажите свое мнение о схожести, отличии и взаимовлиянии в развитии их государственности.
Вопрос2: В конце XIX — начале XX вв. среди государственных деятелей-реформаторов выделяются С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Проанализируйте их деятельность на государственных постах и ответьте на вопросы: какие преобразования, задуманные ими, были успешны, и как эти преобразования повлияли на общественно-политический строй России?
Система государственного управления княжества представляла собой синтез языческой литовской, южной и юго – западной русско – православной государственных традиций и транслируемым через Польшу элементов западноевропейского государственного права, в частности городского самоуправления. Поликонфессиональный, полиэтничный характер населения и различные традиции государственного управления создавали предпосылки для заключения договорных отношений между центральной властью и отдельными владениями.
Во главе Литвы стоял великий князь – господарь. Его влиять ограничивалась паны – радой ( советом панов), состоявших из крупнейших земельных магнатов и верхушки каталического духовенства. Господарь мог приглашать на заседания и других представителей знати. В компетенцию паны – рады входили законодательство, внешняя политика, финансы и особо важные судебные дела. В отсутствие господаря верховная власть полностью сосредоточивалась в руках рады.
С 1507 г. стал созываться Великий
вальный сейм – сословно – представительный
орган, состоявший из двух палат: Сената
и палаты депутатов. Его полномочия
постоянно возрастали. По литовскому
статусу 1566 г. ни великий князь, ни папы
– рады не могли начинать войну
и устанавливать налоги без согласия
сейма. К компетенции сейма относились
вопросы налогообложения, избрания
великого князя и др. Сейм вырос
из вечевых традиций, но его состав
был ограничен шляхтой и
Высшим должностным лицам
Великого княжества Литовского были:
канцлер, ведавший государственным
делопроизводством и
Разнообразным было местное управление и самоуправление, отражавшие местные исторические традиции и сложное административное деление Литвы. Оно состояло из воеводств, поветов, волостей, держав уездов, которыми управляли воеводы, старосты, урядники, войты. Державники. Наиболее важные вопросы эти должностные лица обязаны были решать на местных сеймиках, избираемых шляхтой. В Речи Посполитой устанавливается в самых крайних формах крепостное право, ещё более усиливая иммунитет шляхты.
Города имели самоуправление, принципы которого опирались на «магдебургское право». Во главе города стоял войт, первоначально назначаемый господарём, а затем выборный. Ему помогали выборные радцы из городской верхушки. Рада ведала административно – хозяйственными и гражданско – судебными делами. Из своей среды радцы выбирали бурмистров. Диалог в государственно – правовой сфере русских и польско – литовских владений вёл к взаимному обогащению опытом государственного управления и законотворчества.
Великое княжество Литовское образовалась позже Древнерусского государства, но прошло исторически сходные этапы. Литва, как и Русь, миновала рабовладельческий строй и перешла непосредственно к феодализму. Это означало, что её политические формы развивались аналогично. Великое княжества Литовское сложилось на стыке крупнейших держав того времени – Польши и Руси и не могло не чувствовать их влияния.
Дело осложнялось
Итак образуется целая цепочка, объединяющая все вышеназванные государства в их развитии:
1. Объединение государств и сплочение их.
2. Раздробленность и
деление князей ярлыка
3. Дробление государств, кроме Киевской Руси, которая осталась единым государствам.
4. Междоусобная вражда и завоевание земель с целью расширения государства.
Вопрос2:В конце XIX — начале XX вв. среди государственных деятелей-реформаторов выделяются С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Проанализируйте их деятельность на государственных постах и ответьте на вопросы: какие преобразования, задуманные ими, были успешны, и как эти преобразования повлияли на общественно-политический строй России?
Каждый период времени в российской истории так или иначе влиял на дальнейшую жизнь страны. Однако, отдельные периоды определяли последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов российской истории были вторая половина XIX - начало XX века: время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны: в экономике, социальной сфере, духовной жизни.
На политической арене
В конце XIX - начале XX века
два великих человека, два реформатора
– С. Ю. Витте и П. А.
Столыпин – последовательно,
друг за другом проводили ряд
преобразований, направленных на
улучшение ситуации в
С.Ю.Витте (17.06.1849-28.02.1915) родился в Тифлисе и воспитывался в семье своего деда А.М.Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края.
Он происходил из малоизвестных обрусевших немцев, ставших дворянами в 1856 г. (хотя он сам насаждал версию потомственного дворянства и верности православию). Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где, в 1870 он кончил курс наук в новороссийском университете по математическому факультету со степенью кандидата, написав диссертацию "О бесконечно малых величинах". 1 июля 1871 года Витте был причислен чиновником в канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, а еще через два года назначен столоначальником.
После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая казне железная дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железных дорог. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела (1878, Петербург). С 1880 - начальник эксплуатации, а 1886 - управляющий Юго-Западной железной дороги (Киев). Уже на этих постах ярко проявляется реформаторский настрой Витте. Он ввел в практику выдачу ссуд под хлебные грузы, проводил тарифную политику на принципах конкуренции: для каждого груза устанавливался максимальный тариф, резко снижавшийся в случае отправления груза по Юго-Западных железных дороге; внедрил технические усовершенствования, повысившие скорость движения поездов. Высокообразованный специалист, Витте широко использовал в работе научные и статистические данные. Его активность не была незамеченной, и в 1889 Александр III привлекает его в Министерство финансов в качестве директора Департамента ж.-д. дел, а в 1892 он уже министр финансов и начинает активную реформаторскую деятельность в экономической политике России.
Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав.
В начале 90-х годов Витте еще
не изменил общинным идеалам, считал
русское крестьянство консервативной
силой и "главной опорой порядка".
Видя в общине оплот против социализма,
он сочувственно относился к законодательным
мерам конца 1880-х - начала 1890-х годов,
направленных на ее укрепление. Хотя промышленность,
строительство и железные дороги
в 90-х годах активно
В 1894-95 г. Витте добился стабилизации
рубля, а в 1897 сделал то, что не удавалось
его предшественникам, - ввел золотое
денежное обращение, обеспечив стране
твердую валюту вплоть до первой мировой
войны и приток иностранных капиталов.
При этом резко увеличилось
На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль - в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на пример из истории США и Германии.
Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.
В условиях подъема 1890-х годов система
Витте способствовала развитию промышленности
и железнодорожного строительства;
к 1900 году Россия вышла на 1 место
в мире по добыче нефти. Казавшийся
стабильным политический режим и
развивавшаяся экономика
В 1890-ые годы резко возросло влияние
Министерства финансов, а сам Витте
на какое-то время выдвинулся на первое
место в бюрократическом
Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и Среднем Востоке обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С началом же военных действий ни о какой последовательной экономической программе не могло уже быть речи. Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и существовавших экономических отношений в деревне. В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В.К.Плеве, К.П.Победоносцевым и П.Н.Дурново. В январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. В представленной записке выступил сторонником ликвидации крестьянской сословной обособленности в области права, управления и землепользования, высказывался за свободный выход из общины, за ограничения на распоряжение надельными землями. Положения его программы были впоследствии использованы П.А. Столыпиным при разработке аграрной реформы. Однако, из-за противодействия Плеве и других чиновников Министерства внутренних дел (поддержанных Николаем II) добился лишь отмены круговой поруки в общине (1903) и облегчения паспортного режима крестьян. Витте считал, что если бы Совещанию дали окончить работу, то многое, что потом произошло, было бы устранено. Крестьянство, вероятно, не было бы так взбаламучено революцией, как оно оказалось.
В манифесте 26 февраля 1903 года, определившем программу царизма, какой ее видели Николай II и Плеве, снова, хотя и с некоторыми оговорками, провозглашалась "неприкосновенность общинного строя крестьянского землевладения". Объединенными усилиями противники Витте при очевидном сочувствии императора (заметим, что Николай II, всемерно ограждая свою власть, очень ревниво относился к любой крупной политической личности) начали оттеснять министра финансов и от рычагов управления дальневосточной политикой, находившихся до того в его почти исключительном владении. Каковы бы ни были в совокупности причины увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он получил, был неизмеримо менее влиятелен. Сам Витте поэтому сравнивал свое пребывание на этом посту с тюремным заключением.
Самодержавие, ставшее к тому времени не более чем пережитком российской истории, было обречено. Однако, Николай II, вместо того, чтобы продолжить реформы своего деда и даровать конституцию, с помощью таких людей, как Плеве, упрямо тянул страну назад, к самым мрачным временам бюрократического абсолютизма.
После 15 июля 1904 года, когда был
убит министр внутренних дел Плеве
и на пост министра внутренних дел
назначен прогрессивный генерал-
Меж тем приближался январь 1905, и уже шла русско - японская война. Поражения в Манчжурии снова продемонстрировали слабость власти. Либералы сочли, что за проигранную войну царизм вынужден будет, как и в 1861 году, заплатить реформами. Чтобы добиться этих реформ, и в первую очередь конституции, они не только усилили пропаганду в земских и интеллигентских кругах, но и решились на попытку скоординировать действия с революционерами.