Концепция развития кооперации до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование содержания концепции развития потребительской кооперации в период до 2010 года.
Основными задачами для написания данной курсовой работы является:
Изучить концепцию устойчивости развития потребительской кооперации в период до 2010 года
Рассмотреть преимущества потребительской кооперации в России как кооперативной системы
Изучить концепцию совершенствования организационного построения структуры органов потребительской кооперации
Изучить концепцию правового обеспечения деятельности потребительской кооперации

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк.docx

— 1.54 Мб (Скачать файл)

Введение 

     Экономика России стабильно и динамично развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация рыночных отношений, затрагивающая все субъекты рынка, среди которых существенное место занимает система организаций потребительской кооперации.

     На рынках, где традиционно представлена потребительская кооперация, происходит активное укрепление позиций средних и крупных участников и их объединений. Развиваются системы управления в торговле и производстве потребительских товаров.

     Укрепление позиций крупных торговых организаций, в значительной степени обеспечивающих торговлю за счёт импорта продовольственной продукции, приводит к созданию угрозы безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.

     Крайне медленно восстанавливается уровень материального обеспечения, культурно-бытового обслуживания и защиты сельского населения, удовлетворения повседневных потребностей.

Развитие рыночных отношений сопровождается конкуренцией, стремлением к повышению экономической эффективности деятельности, в том числе за счёт снижения внимания к социальной сфере, особенно в сельских и удалённых поселениях.

     Потребительская кооперация России является одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению, производящих сельскохозяйственную продукцию. Потребительская кооперация России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом.

Несмотря на то что в силу сложностей переходного периода конца 80-90-х годов ХХ века потребительская кооперация утратила многие политические и экономические позиции, усилиями работников потребительских обществ и союзов, других организаций удалось сохранить единство и целостность, непрерывность традиций и взаимодействия, значительную материально-техническую базу.

     Всё это - достаточные предпосылки к активному развитию потребительской кооперации на единой идеологической, политической, экономической и организационной основе

     Целью написания курсовой работы является исследование содержания концепции развития потребительской кооперации в период до 2010 года.

    Основными задачами для написания данной курсовой работы является:

  1. Изучить концепцию устойчивости развития потребительской кооперации в период до 2010 года
  2. Рассмотреть преимущества потребительской кооперации в России как кооперативной системы
  3. Изучить концепцию совершенствования организационного построения структуры органов потребительской кооперации
  4. Изучить концепцию правового обеспечения деятельности потребительской кооперации

     Для написания данной работы использовались следующие источники

  1. Программа стабилизации и развитии потребительской кооперации Российской Федерации на 1998 – 2002 Принята на 119-м общем Собрании представителей потребительских обществ Российской Федерации 30 июля 1998 года
  2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года- Разработана в соответствии с постановлением Совета Центросоюза от 27 ноября 2010 г.№63-С
  3. Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями от 11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.)
  4. Конституция РФ. - М.: Закон, 2006. - 812 с.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст. - М.: «АКАЛИС», 2006 - 448 с.
  6. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Закон РФ от 19 июня 1992г. № 3085-1 ( в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г.№97-ФЗ и от 28 апреля 2000 г.№ 54-ФЗ)
 

     Общий  объем курсовой работы составил 42 листа печатного текста.

          
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1.Концепция устойчивости развития потребительской кооперации 

       Концепция развития потребительской кооперации- второй документ определяющий направления потребительской кооперации Российской Федерации. В 1998 году была принята Программа стабилизации и развития потребительской кооперации РФ на 1998-2002гг. Программа- первый крупномасштабный документ - явилась эффективным инструментом контроля, стимулом для рационального хозяйствования во всех звеньях системы. Основная цель программы - определить направления стабилизации хозяйственно-финансовой деятельности, обеспечить безубыточную работу - в основном реализована. Расширилось правовое поле, усилились интеграционные процессы, сформировались кооперативная философия, культура, идеология, менталитет, повысилась роль Центросоюза и пропаганде кооперативно идеологии, консолидации сил в реализации социальных программ, сохранение единства и самобытности систем. Возникли новые масштабные задачи, в первую очередь в реализации социальной миссии потребительской кооперации.

     Большую роль в выработке стратегии развития системы сыграли рекомендации Международного кооперативного форума в Белгороде (1999г),

Российских научно-практических конференций «Потребительская кооперация- социально ориентированная система»( 1999г), « Кооперативная самобыточность в новом тысячелетии» (2000г), «Самобыточность потребительской кооперации6опыт и проблему управления» (2001г).

     Все это потребовало пересмотра Программы стабилизации и развития потребительской кооперации, выработки новой концепции, отражения в ней современных теоретических положений и опыта практической деятельности организации потребительской кооперации России.

      Цель концепции- выработать основные направления развития, перехода организации потребительской кооперации Российской Федерации к стадии устойчивого роста и активной реализации социальной миссии.

      Концепция рассчитана на период до 2010г. Основные задачи концепции предполагается воплотить в программах до 2005 и на 2006-2010 годы.

          Концепция учитывает:

  • Изменившиеся условия внешней среды, новые технические достижения, технологии, в том числе информационные, современные финансовые инструменты
  • Укрепления законодательно-правовой основы деятельности потребительской кооперации и возросшее доверие со стороны государственных и муниципальных органов власти к системе
  • Кооперативные преимущества, которые задействуют во все большем масштабе для повышения конкурентоспособности потребительской кооперации
  • Необходимость в условиях пропаганды политики глобализации поддерживать рынки потребительских товаров регионов и национального внутреннего рынка
  • Возросшую роль потребительской кооперации России в международном кооперативном движении и в экономике России
  • Возрастание сегмента на сельском потребительском рынке, а следовательно, повышение ответственности за социально-экономические условия жизни сельского населения, сохранение стабильности и нравственных основ бытия

          Реализация данной концепции позволит потребительской кооперации в достаточно короткие сроки повысить эффективность социально- экономической деятельности и занять в экономике России и мировом кооперативном сообществе место, соответствующее ее потенциалу.

         Цель потребительского общества - удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов. В практической деятельности это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков.

     Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» с дополнениями 2000 г. способствует дальнейшему укреплению социальной базы, демократических основ системы.

      Все изменения в законе направлены на повышение роли пайщиков в управлении и контроле восстановление вертикали ответственности, пресечение беззакония, усиление ответственности руководителей за результаты хозяйственной и социальной деятельности кооперативных организаций.

     Серьезные изменения внесены в статью 6 закона: «Выборные должности лица союза потребительских обществ, которые нарушают пайщиков, настоящий закон, допускают наносящие ущерб потребительской кооперации злоупотребления и препятствуют проведению проверок деятельности организаций потребительской кооперации, могут быть отстранены от должности…»

       Закон еще раз подтвердил право союза на контрольные и распорядительные функции в отношении, как потребительских обществ, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов. В нем указано, что одной из задач потребительской кооперации является «пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика».

  В законе подчеркивается, что союз создается для координации деятельности потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов.

     Численность пайщиков на начало 2001г. Составила по системе Центросоюза РФ в целом 11,3млн. чел. Необходимо увеличить пайщиков путем активизации кооперирования, повысить долю не работающих в потребительском обществе членов в общем количестве пайщиков. Следует улучшить учет пайщиков, совершенствовать систем их регистрации. выдать паевые книжки нового образца. Регистрацию нужно привести в соответствие с уставными требованиями в компьютерном варианте к 2010 г.

    Увеличение числа пайщиков способствует развитию кооперации во всех направлениях, а именно:

  • Восстанавливаются принципы и нормы кооперативной демократии
  • Растет оборот розничной торговли за счет увеличения числа покупок пайщиков
  • Возрастают объемы закупок сельскохозяйственных продуктов, сырья, дикорастущих, а следовательно, объемы переработки и производства
  • Увеличиваются товарные ресурсы кооперативных организаций
  • Пополняются оборотные средства за счет заемных средств пайщиков, паевого фонда, увеличение размера паевого взноса

     Ставится задача усиления роли пайщика в работе своего кооператива. Экономическая поддержка пайщиками кооператива состоит в паевых взносах, предоставлении заемных средств, но главное их участие в реализации товаров в качестве покупателей, создании тем самым кооперативу гарантированного сбыта товаров.

      Следует поощрять экономическое участие пайщиков как производителей сельскохозяйственных продуктов и сырья, поставщиков товаров индивидуальной трудовой деятельности (изделия из шерсти, дерева, меха и т.д), дикорастущих обеспечивая им выгодные условия продажи:

  • Справедливые цены
  • Своевременный расчет или товарами в удобном для сдачи месте

     Концепция не рассматривает паевой взнос в качестве главной составляющей экономического участия пайщиков, его Значительный размер не будет способствовать росту численности пайщиков.

     Паевой взнос должен быть фиксированным и одинаковым для потребительских обществ района, необременительными для пайщиков. Его можно дифференцировать, выделив из состава пайщиков наименее защищенные слои населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Увеличивать размер паевого взноса целесообразно в том случае, если растут кооперативные выплаты.

      Экономическое участие пайщиков и кооперативные выплаты широко обсуждались на научно-практических конференциях «Потребительская кооперация сильно ориентированная система» (1999г) «Кооперативная  самобытность в новом тысячелетии» (2000 г) и «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» (2001 г). Выработаны следующие позиции:

    1. Пайщик-хозяин в потребительском обществе
    2. Экономическое участие выгодно и кооперативу, и пайщикам, так как кооператив увеличивает объемы деятельности, а пайщики- свои денежные доходы
    3. Под экономическим участием понимаются покупки в магазинах своего кооператива, сдача продуктов сельского хозяйства, промысловой деятельности, индивидуальной торговой деятельности своему кооперативу, кредитование своего кооператива
    4. Экономическое участие поощряется кооперативными выплатами. Пайщик имеет право на кооперативные выплаты, которые предусмотрены Законом РФ « О потребительской кооперации в РФ»

     В практической деятельности кооперативные выплаты предоставляются в форме скидки со стоимости товара (бонус), надбавки на закупочную цену и выплаты процентов на заемные средства пайщиков. Следует и далее практиковать для пайщиков торговлю со скидками (дисконтную торговлю). Дисконтная торговля экономически выгодна, поскольку формирует покупательские предпочтения, концентрирует покупательские потоки, обеспечивает выручку за счет постоянных покупателей, а следовательно, гарантированные доходы, создает стимул для внедрения новых технологий. Используя дисконтные программы, организации повышают свою конкурентоспособность. Сочетание экономического и социального аспектов делают дисконтную торговлю необходимой для потребительской кооперации.

Информация о работе Концепция развития кооперации до 2010 года