Концепция развития кооперации до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование содержания концепции развития потребительской кооперации в период до 2010 года.
Основными задачами для написания данной курсовой работы является:
Изучить концепцию устойчивости развития потребительской кооперации в период до 2010 года
Рассмотреть преимущества потребительской кооперации в России как кооперативной системы
Изучить концепцию совершенствования организационного построения структуры органов потребительской кооперации
Изучить концепцию правового обеспечения деятельности потребительской кооперации

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк.docx

— 1.54 Мб (Скачать файл)

  Роль и историческое предназначение потребительской кооперации - сдерживание и смягчение результатов глобализации. Кооперативное движение становится важным элементом общегосударственной политики в социальной сфере. Назначение кооперации - способствовать развитию национального рынка и местных рынков регионов. Она противопоставляет глобализации, трансграничному предпринимательству более гуманную идею экономического сотрудничества.

     Потребительскую кооперацию отлечает от других субъектов рынка кооперативная самобытность, то есть ее статус некоммерческой, социально ориентированной, общественной системы, кооперативная идеология, культура, менталитет, принципы и ценности. Для сохранения этих качеств в будущем она имеет кооперативные преимущества.

     Кооперативные преимущества обусловлены соединением частной (личной) инициативы с общественным характером труда.

  Сила и значимость кооперации состоит в том, что она выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки, коллективных (общинных) начал, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни. Кооперация - самоорганизующаяся общественная структура, самодостаточная. хозяйственная организация. Главное кооперативное преимущество - оптимальное сочетание социальной миссии с хозяйственно-финансовой деятельностью.

  Ценности, принципы, этика и деловая компетенция являются кооперативным преимуществом.

    Кооперативы ставят на первое место людей, являющихся собственниками демократически управляемого предприятия.

     Преимущества кооперации как самобытной, социально ориентированной системы выражаются в следующем:

  • Собственная социальная база - свои члены- пайщики; численность пайщиков на 01.01.09 составило 4153,6 тыс.ч
  • Кооперативные принципы и ценности, нравственные ценности в бизнесе и жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации
  • Репутация социально ориентированной системы, то есть системы, работающие для повышения материального благосостояния своих членов
  • Выполнение коммуникационной роли в сельской местности (помимо функционального назначения предприятия торговли и массового питания играют на селе роль общественных центров)

     Кооперативы являются конкурентоспособными предприятиями, которые эффективны в своей предпринимательской деятельности и в использовании капитала. При этом для кооперативов главное не выгода, а потребности ее членов.

        Преимущества кооперации как системы хозяйствующих субъектов:

  • Организационное единство системы и общность экономических интересов кооперативов, позволяющих снизить предпринимательский риск
  • Законодательная база и поддержка государственных и муниципальных органов власти
  • Значительный сегмент внутреннего рынка региона
  • Гарантированный рынок сбыта продукции за счет реализации товаров своим членам
  • Гарантированный рынок кредитов за счет использования заемных средств пайщиков населения
  • Традиционные связи с местными производителями, поставщиками сырья, материалов, населением
  • Наличие собственной развитой инфраструктуры, в том числе материально-технической базы, создаваемой на протяжении многих десятков лет
  • Гибкость реагирования на рыночные изменения за счет наличия мелких и крупных предприятий
  • Дифференциация предприятий по масштабам деятельности в соответствии  с особенностями сельского расселения, что особенно важно для регионов с экстремальными условиями проживания
  • Многоотраслевой характер деятельности, позволяющий создать интегрированное хозяйство
  • Высокий кадровый потенциал, воспроизводимый в собственной системе образования
  • Прозрачность учета и отчетности

     Совокупный объем деятельности по Центросоюзу на 01.01.09 составляет 203349 млн.р. ОРТ по Центросоюзу 104724,3 млн.р. Продажа товаров в кредит по Центросоюзу составила 1522,7 млн.р. Оборот общественного питания 12470,3 млн.р. Выработка собственной продукции общественного питания 9039,6.

     Количество магазинов на 01.01.09 51159

     Специализированная торговая сеть по продаже непродовольственных товаров на 01.01.09:

  • магазины самообслуживания 3308
  • книжные магазины  119
  • стройматериалы  341
  • хозяйственные товары  1081
  • мебель  434
  • электротовары  99
  • автозапчасти  51
  • детские товары 111

     Количество предприятий общественного питания на 01.01.09

  • закусочные 1382
  • рестораны, кафе 1155
  • бары 173
  • столовые 1640

    Количество рынков 352, количество торговых баз и складских помещений  89, объем закупок и сельскохозяйственного сырья  17062,5, закупка мяса 83352 тонн, закупок молока 212635, закупка картофеля 95499 тонн, закупка овощей 90314 тонн, закупка плодов 50056 тонн, закупка лектехсырья 1743,4 тонн.

     Материальная база для обеспечения закупок мяса 1387 (количество районов). Объем промышленной продукции 19322,1 млн.руб, производство полуфабрикатов 1589,79 млн.руб, производство хлеба и хлебобулочных изделий 608,43 тонн, производство колбасных изделий 19944 тонн.      Кооперативные преимущества проявляются в сочетании социальной миссии и хозяйственной деятельности не только для самих кооперативных организаций. Они создают благоприятную среду для пайщиков, населения, поддерживаются органами местного самоуправления, государством, обществом в целом.

    Преимущества для пайщиков: пайщики получают право на экономическое участие и кооперативные выплаты, возможность образования и получения навыков управления, самореализации через участие в общественной и культурной жизни потребительского общества.

      Преимущества для населения: население приобретает качественные и относительно дешевые товары, ряд льгот, разнообразные услуги, сдает для реализации сельхозпродукцию, товары индивидуальной трудовой деятельности по справедливым ценам, не подвергаясь риску обмана, получает возможность трудоустройства. Кооперативные преимущества улучшают жизнь людей повсюду.

      Органы местного самоуправления имеют реальную возможность увеличения налоговых поступлений от организаций потребительской кооперации с гарантией прозрачности учета и отсутствия сокрытия налогооблагаемой базы, используют опыт укрепления демократических принципов в принятии управленческих решений, приобретают союзника в реализации программ социальной защиты населения.

     Государство признает кооперативные преимущества в решении крупных социальных программ, таких как сокращение безработицы и обеспечение занятости, усиление общественного контроля за рациональным использованием природных ресурсов, ограничение теневой экономики и др. Как и государство, потребительская кооперация озабочена более эффективной деятельностью в социальной сфере, всесторонним исполнением своей социальной миссии.

     Общество в целом выигрывает от преимуществ кооперации в стабилизации и гармонизации социальных отношений, устойчивости экономического развития, формировании высоких общественных целей и идеалов.

  Эти важные преимущества дадут возможность кооперативам конкурировать и динамично развиваться в новом тысячелетии.

  Кооперативные преимущества выступают фактором развития самой системы и объективно способствуют совершенствованию общественных отношений в России. 
 
 

3.Концепции совершенствования организационного построения структуры органов управления в потребительской кооперации 

      Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28.04.2000 г.) рассматривает потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

     Центросоюз Российской Федерации (России) -добровольное объединение свыше 3,5 тысячи сельских районных, городских потребительских обществ. В систему входят 213 районных и окружных потребительских союзов, 77 республиканских, краевых и областных союзов.

  Организационное построение потребительской кооперации после 1992 года изменилось (рис. 1).

Рис.1. Организационное построение потребительской кооперации России

   

      Основу внутренней организационной структуры составляют потребительские общества, создаваемые на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов для финансово-хозяйственной деятельности в целях материальной и иной поддержки пайщиков.

       Основная работа с пайщиками будет сосредоточена на кооперативных участках. Функции кооперативных участков расширяются. Они представлены на рис. 2.

  

  Рис.2. Функции кооперативного участия

  Чаще всего центрами кооперативных участков выступают магазины. Они - главное звено в реализации хозяйственных и социальных задач.

  Магазины становятся центрами кооперативных участков, заготовительными пунктами. Они призваны осваивать и внедрять новые виды услуг и коммуникаций (рис. 3)

  

  Рис.3.Основные функции магазина потребительской кооперации в XXI века. 

  Рекомендуется иметь в каждом магазине - приемозаготовительном пункте, центре кооперативного участка книгу данных о подворьях населения, содержащую сведения о владельцах подворий, площади земельного участка и поголовье животных, возможных объемах реализации продукции животноводства и растениеводства, лекарственно-технического, кожевенного и вторичного сырья, макулатуры, суммах предоставляемых заемных средств. Кроме того, в магазине следует вести журнал учета заявок населения на оказание бытовых услуг, доставку товаров на дом, журнал учета покупок.

  В функции магазина входит заключение с сельскими подворьями долгосрочных договоров на продажу сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий народных промыслов, предоставление разного рода услуг, взаимодействие по другим направлениям их жизнедеятельности.

  В магазине должны быть: уголок пайщика, библиотека, списки многосемейных пайщиков, инвалидов, информация о порядке кооперативных выплат, закупочных ценах и другая. При наличии свободного помещения следует оборудовать его как центр кооперативного участка для работы с пайщиками. 

  Многофункциональность магазинов потребительской кооперации переориентирует заведующих магазинами и продавцов в специалистов широкого профиля. Заведующий магазином в современных условиях - это руководитель, непосредственно связанный с пайщиками и населением. Необходимо обновить систему обучения и переподготовки, заведующих магазинами следует включать в состав резерва на выдвижение, особенно на замещение должностей председателей советов и правлений потребительских обществ как руководителей, хорошо знающих потребности пайщиков, населения, умеющих работать с людьми.

  Концепция рассматривает райпо в качестве наиболее предпочтительной формы организации, где оптимально сочетается самоуправление пайщиков с профессиональным управлением.

  Расширяются функции районных потребительских обществ (рис .4)

  

  Рис.4. Основные функции районных потребительских обществ

   

      Райпо выступают передовым рубежом борьбы с бедностью. Здесь обеспечивают закупки, создаются малые производства, магазины на дому, осуществляется переработка молока, выпечка хлеба, развиваются бытовые и производственные услуги, народные промыслы, следовательно, создаются рабочие места.

Информация о работе Концепция развития кооперации до 2010 года