Коррупция и участие чиновников в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:03, реферат

Краткое описание

На первый взгляд может показаться, что коррупция - это просто взяточничество, но значение этого слова более всеобъемлюще. Хотя слово и происходит от латинского “corruptio” (что означает “подкуп”), словарь Ожегова определяет его следующим образом: “Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами”.

Содержание

1) Вступление
2) История коррупции в России.
3) Коррупция сегодня.
4) Правовая борьба с коррупцией.
5) Правовая борьба с коррупцией.
6) Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе по истории.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 

Кировская государственная  медицинская

академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе по истории

Тема: "Коррупция и участие чиновников в бизнесе"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 177

 Дзяная Мария Анатольевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2011г.

 

Содержание:

1) Вступление

2) История коррупции в России.

3) Коррупция сегодня.

4) Правовая борьба с коррупцией.

5) Правовая борьба с коррупцией.

6) Заключение.

 

Вступление

“История человечества - это история экономики”, - это цитата первого предложения из Предисловия нашего учебника. И действительно, если исходить из предположения, что вершат нашу историю все-таки люди (а не какая-то всесильная судьба, воля и т.п.), люди, руководимые своими корыстными - то есть экономическими - мотивами, то она в высшей степени скроена из многочисленных “лоскутов” экономической жизни.

С начала времен появились  люди, получившие в свои руки власть, и всегда были те, кто хотел использовать ее себе во благо. История коррупции  неотделима от истории человеческой цивилизации - археологические изыскания  и дошедшие до нас письменные памятники древности свидетельствуют о том, что и в Древнем Египте, и в Китае, и в Греции, не говоря уже о Римской империи, не понаслышке знали, что такое коррупция (хотя, возможно, и не называли ее этим словом).

Коррупция - что  это?

На первый взгляд может показаться, что коррупция - это просто взяточничество, но значение этого слова более всеобъемлюще. Хотя слово и происходит от латинского “corruptio” (что означает “подкуп”), словарь Ожегова определяет его следующим образом: “Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами”.

Собственно коррупция  может развиваться в двух основных направлениях:

  1. Чиновники начинают вмешиваться в дела бизнеса или сами параллельно вести бизнес с целью получения дополнительных доходов;
  2. Представители бизнеса добиваются власти, что обеспечить себе дополнительные преимущества в своих делах.

Безусловно, не исключен вариант, когда движение происходит одновременно в двух направлениях: Бизнесмен => Власть и Чиновник => Бизнес (независимо друг от друга) или Бизнес <=> Чиновничество (в направлении друг друга). Таким образом происходит сращение власти и капитала.

 

История коррупции  в России.

Определив теперь, что  понятие коррупции включает в себя все различные формы вмешательства чиновников в экономическую и социальную жизни государства и общества, обратимся к истории этого явления в России и рассмотрим ряд замечательных примеров, чтобы более наглядно отобразить суть срастания власти и бизнеса в нашем государстве.

Первое упоминание о  коррупции на Руси встречается в  летописях XIII века. Первым, кто попытался  законом ограничить в Московии лихих  любителей запустить лапу в государственную  казну, стал Иван III. Его внук, Иван Грозный, этим не ограничился и определил взяточникам справедливое, на его взгляд, наказание - смертную казнь.

Уже в XVII веке коррупция  стала просто неотделимой частью российской власти - бюрократия придала  взяточничеству столь мощный импульс, что утвердилось неодолимое правило, согласно которому, чем сильнее и влиятельнее бюрократия, тем изощреннее и распространеннее взяточничество.

Появившиеся в XVII веке московские приказы приспособились к мздоимству и вымогательству гораздо лучше, чем к управлению страной. Брали все, начиная от приказного судьи до последнего подьячего и по возможности со всех. В ответ приказных “стращали” наказанием Божьим, пугали “часом смертным” и приводили к клятве с требованием “не корыстоваться”. Однако реакция была обратной: дьяки и подьячие довели до совершенства приказную волокиту. Она была признана лучшим средством воздействия на недогадливых истцов и ответчиков, пытавшихся по наивности одним хождением по приказам решить дела в свою пользу.

“Волокиты много, издержки велики, дела мало вершатся”, - сокрушались истцы в приказах. Приказная волокита превратилась в волокиту Московскую, за которой прослеживается вполне ярко выраженная заинтересованность приказного люда избежать четкого и ясного, а потому опасного им законодательства. Приказная атмосфера в конечном счете сформировала один из самых важных бюрократических принципов, переходящий из года в год: чем запутаннее, тем лучше. Приказная система разлагала всех, кто с ней соприкасался. Честный человек, не берущий “посул” и уж тем более “почесть”, всегда был белой вороной.

Удивительно фольклорное  доказательство этого явления - “Азбука” вымогательства породила массу поговорок: “У приказного правды за рубль не купишь”, “Всяк подьячий любит калач горячий”, “Земля любит правду, а наш воевода принос” и т.п.

Однако народ тоже не хотел пускать дело на самотек. 

Так, в 1648 году, во время  правления Алексея Михайловича  Романова, в Москве вспыхнул народный бунт, который закончился победой  горожан. При этом часть города вместе с немалым количеством его мирных обитателей сгорела, а царь вынужден был отдать на растерзание толпе двух “министров”-воров - главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа Траханиотова.

Самым же известным коррупционером и фальшивомонетчиком в народе считался царский тесть и глава приказа Большой Казны, которому были подчинены московские денежные дворы, боярин И.Д.Милославский. Он привозил на денежный двор вместе с государственной медью и свою, из которой заставлял чеканить монеты. Неучтенную казной продукцию И.Д.Милославский целыми возами увозил на свой двор. Кроме того, ему как царскому родственнику и главе приказа Тайных дел, многие “денежные воры” давали крупные взятки и избегали тем самым “жестоких казней”. Вместе с ним в “воровстве” были уличены думный дворянин приказа Большой Казны И.П.Матюшкин и гость В.Шорин. В Пскове и Новгороде, где также были денежные дворы, в том же были обвинены воеводы и приказные люди.

Идею борьбы с коррупционерами  активно подхватил Петр I. Введение им “Табели о рангах” с твердо установленными окладами должно было, по замыслу его создателей, пресечь мздоимство, но желаемого эффекта достигнуто не было. Не помогло и принятие специальных законов: “О воспрещении взяток и посулов”, “О наказании за взятки и лихоимство”, “О наказании хищников за взятки лишением имения и живота”, хотя несколько знаменательных прецедентов все-таки было. После многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен при всем честном народе сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина. После же смерти Петра все окончательно вернулось на круги своя - чиновники не желали сдавать свои позиции Только при Екатерине II денежное жалованье закрепилось за всеми рангами служащих и чиновников. Все прочие доходы считались взятками, а уличенные во мздоимстве несли строгое наказание. Несмотря на то, что постоянное жалованье означало существенный шаг вперед в плане утверждения законопорядка, взяточничество не исчезло: поскольку с ним боролись чиновники, каждый из которых мог быть пойман, дела по коррупции проволакивались, формировался один из важнейших принципов бюрократического управления - круговая порука.

Поистине “золотым”  для российских взяточников стал XIX век. Необходимость давать и брать стала неотъемлемой чертой менталитета большинства людей.

Новое рождение коррупции  случилось с началом формирования крупных акционерных компаний. Среди  их учредителей и акционеров было много высокопоставленных чиновников и аристократии, что стало следствием взаимонаправленных тенденций: с одной стороны, несомненна заинтересованность чиновников в получении дополнительных и весьма значительных доходов, с другой стороны, очевидна и заинтересованность руководства компаний в привлечении к ее деятельности влиятельных сановников с целью получения государственных привилегий.

Особенно отличились коррупционеры в железнодорожном  строительстве - в Министерстве финансов была разработана целая система  льгот, субсидий, страхования доходов  по ж/д ценным бумагам - и многие предприимчивые люди не преминули ей воспользоваться. Этот период стал поистине веком расцвета российского капитализма и получил название “концессионной горячки”.

Так, по подсчетам ученого-экономиста А.И.Чупрова, “высота издержек по добыванию  капиталов”, как правило, составляла от 30 до 50% действительной стоимости сооружения железных дорог (и значительная их часть шла на взятки влиятельным лицам в правящих верхах для получения концессий). А.И.Дельвиг, например, отмечал в своих мемуарах, что титулованные ходатаи при царе получали по 4 тыс. рублей за версту пути только за посредничество. Среди таких людей были шеф жандармов А.Л.Потапов, министр Императорского двора граф А.В.Адлерберг, председатель Комитета министров князь П.П.Гагарин и многие другие.

Разгул коррупции захватил и семью Романовых. Александр II лично  утверждал все железнодорожные  концессии и не гнушался огромных взяток (часть которых шла в  карман его корыстолюбивой фаворитки - княгини Е.М.Долгорукой-Юрьевской - и ее окружения). Министр Д.А.Милютин писал в своем дневнике: “Остается только дивиться как самодержавный повелитель 80 миллионов людей может до такой степени быть чуждым обыкновенным, самым элементарным началам честности и бескорыстия…”. (Александр являлся крупным акционером нескольких ж/д обществ и владел пакетом ценных бумаг частных железных дорог на сумму более 7 млн. рублей ).

Однако обратимся к  примеру. Удивительна судьба талантливого предпринимателя Самуила Соломоновича Полякова. Становлению его карьеры  помог случай. В конце 50-х он был рекомендован крупному помещику Воронежской губернии графу И.М.Толстому, который нуждался в предприимчивом арендаторе, чтобы поднять доходность своего имения. На большом участке заброшенной болотистой земли Поляков организовал винокуренный завод, который принес крупные доходы владельцу имения. В знак благодарности Толстой (став министром почт и телеграфа - 1863-67г.) сдал Полякову в оптовое содержание несколько почтовых станций.

Чуть позже при протекции  Толстого Поляков получил первый выгодный подряд на строительство Грушевско-Аксайской горнозаводской железной дороги (длиной 71 км) в Южном горнопромышленном районе. В 1866 году опять же при активной поддержке Толстого он добивается места оптового подрядчика на постройку Козлово-Воронежской железной дороги (170 верст). Стоимость версты (благодаря поддержке “сверху”) была установлена на уровне 75 тыс. руб. серебром, в то время, как действительная ее стоимость при максимальной экономии составляла 9,5 тыс. (то есть в 8 раз меньше). Граф Толстой за “содействие” получил тогда в качестве “гонорара” на 500 тыс. руб. акций общества Козлово-Воронежской дороги (факт стал достоянием общества после смерти графа в связи с дележом его наследства).

Тогда же началась ожесточенная борьба за получение концессии на строительство Воронежско-Ростовской (В-Р) железной дороги. Поляков в то время добился от атамана Войска Донского А.Л.Потапова согласия на продажу ему в собственность Грушевско-Аксайской ж/д за 3 млн. руб. (сделку утвердил сам Александр II), а также при содействии Потапова - “высочайшего согласия” и на строительство В-Р ж/д. Однако на заседании Комитета министров этот вопрос вызвал подлинный скандал и было принято решение отложить его (чтобы решить на основе закона о конкуренции).

Поляков же не терял времени  и начал строительство с обоих концов. При этом он сильно рисковал, так как дорога строилась в кредит (из 37 млн. руб. более половины должно было быть оплачено за счет государства). В феврале 1868 уже было открыто временное движение на всем участке от Воронежа до Ростова-на-Дону.

Осенью 1869 года на заседании  Комитета Министров при вскрытии “конвертов” с заявками выяснилось, что наименьшую цену строительства (на 3 млн. меньше Полякова) предложил  другой крупный подрядчик - И.Г.Гладин. Вопреки всем доводам А.И.Дельвига (управляющий Ведомством путей сообщения), который активно лоббировал интересы Полякова, большинство высказалось за передачу концессии Гладину.

Но Поляков и не думал сдаваться. Журнал комитета министров  был послан на утверждение царю в  Крым, где тот отдыхал. Туда же выехал генерал Н.В.Мезенцев (управляющий III отделением) - еще один лоббист Полякова. В результате, по решению Александра II концессия была передана Полякову - он победил. Покровительствующий Полякову атаман Потапов тогда внезапно стал обладателем крупного состояния и был назначен генерал-губернатором Северо- Западного края.

...Другими крупными  железнодорожными магнатами были  П.Г. фон Дервиз (лоббисты - министр  финансов М.Х.Рейтерн, председатель  Комитета министров великий князь  Константин Николаевич), К.К. фон Мекка, П.И.Губонин, В.А.Кокорев и другие.

Несмотря на столь  высокий уровень коррупции в  самых “верхах”, уже Александр III принимает специальное решение, запрещающее совмещение государственных  должностей с должностями в акционерных  обществах и банках. Но и в этой ситуации был найден очередной выход: в акционерные общества записывали жен, детей и других членов семьи, что еще раз подтвердило непоколебимость взятки в России.

С приходом к власти большевиков  все изменилось в сфере управления, но коррупцию это не затронуло. Поскольку теперь прямой бизнес стал вне закона, “новые” чиновники направили свои усилия на всевозможное “затягивание и протягивание” дел, все также пытаясь удовлетворить свои частные интересы. (Ленин тогда предупреждал об “обюрокрачивании” государства, Маяковский клеймил волокиту и называл таких чиновников - “дрянью”). Но в связи с тем, что государство (а значит, чиновничество) стремилось подмять под себя абсолютно все сферы экономической и общественной жизни, единственным способом решения любого вопроса стало вмешательство чиновника - а он не бескорыстен… и снова все по старому…

Информация о работе Коррупция и участие чиновников в бизнесе