Крепостное строительство в Русских землях IX-XV века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование крепостей Древней Руси с момента их появления в IX веке до XV века. Мы выбрали этот период, чтобы проследить за развитием крепостного строительства до и после татаро-монгольского нашествия. Важно определить особенности происхождения городов, так как этот процесс сильно отличался от Европейских стран. Кроме того, вопрос о том, как появились города на Руси, до сих пор не имеет однозначного ответа. Ученые выдвигают множество теорий, зачастую противоречащих друг другу. Следует подробно остановиться на особенностях строительства кремлей на Руси, так как именно они являлись наиболее ярким примером крепостного строительства.

Содержание

Содержание: 2
Введение 3
1.Проблема возникновения древнерусских городов. 12
1.1.Социально-экономическая концепция 15
1.2. Концепция развития городов из родоплеменных центров 19
1.3. Концепция нескольких путей образования городов. 23
1.4. Явление «переноса городов» 25
1.5. Концепция динамичного образования городов. 28
2. Особенности строительства кремлей на Руси 31
2.1. Общие особенности кремлей на Руси 31
2.2. Частные сведения о городах 42
2.2.1. Особенности кремля в Рязани 42
2.2.2. Особенности кремля в Изборске 44
2.2.3. Особенности кремля в Костроме 47
2.2.4. Особенности московского кремля 49
2.2.4. Особенности Псковского кремля 55
2.2.5. Особенности кремля в Новгороде 56
2.2.6. Особенности Ярославского кремля 58
2.2.7. Особенности кремля в Ивангороде 60
2.2.8. Особенности Смоленского кремля 62
2.3.Роль кремля в жизни древнерусского города 64
3. Монастыри на Руси. 73
3.1. Общие особенности монастырей 73
3.2. Частные сведения о монастырях 81
3.2.1. Особенности строительства Киево-Печерского монастыря 81
3.2.2. Особенности строительства Троице-Сергиевой лавры 83
3.2.3. Особенности строительства Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле 85
3.2.4. Особенности строительства Вознесенского Печерского монастыря Нижегородской губернии 86
3.2.5. Особенности строительства Валаамского Спасо-Преображенского монастыря 88
Заключение 92
Список использованной литературы: 96
Список использованных источников:

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

По утверждению И.Я.Фроянова возникновение городов необходимо связывать с поздним этапом развития родового строя. Ранние города, по его  мнению, это племенные центры. «Организация общества (на позднем этапе родового строя) становится настолько сложной, что дальнейшая его жизнедеятельность без координирующих центров оказывается невозможной », в «насыщенной социальными связями среде происходит кристаллизация городов, являющихся сгустками этих связей». Со временем появляются межплеменные связи и объединения, которые были достаточно крупными и нуждались в организующих центрах. Ими и стали города. Их основные функции носили военно-политический, административный и культовый характер. Позднее города трансформируются в центры городов-государств. Там находились все важнейшие социальные институты, такие как власть в лице князя, народное вече, в города стекалась дань, они являлись также и сакральным центром. И.Я.Фроянов считает, что многие ученые искусственно делят древнерусские города на несколько типов. Он также отрицает, что на Руси существовали протогорода или иные предшественники городов.46

Учёные же, настроенные  против этой концепции приводят немало археологических данных, которые расходятся с основными положениями теории. «Столицы многих крупнейших княжеств, - пишет Б.А.Рыбаков, - были в свое время центрами союзов племен: Киев у Полян, Смоленск у Кривичей, Полоцк у Полочан, Новгород Великий у Словен, Новгород Северский у Северян». Но в этих центрах не обнаружены даже слои IX в., не говоря о более ранних. Данная теория основывается на том, что на месте многих городов были найдены раннеславянские селища со следами существования в них камнерезного, ювелирного и кузнечного дела, но её последователи не учитывают тот факт, что множество схожих поселений было обнаружено и вне впоследствии возникших городов.47

Таким образом, концепция  развития городов из родоплеменных  центров основывается на преемственности  древнерусских городов с более ранними протогородскими образованиями. Эта концепция во многом заимствована у зарубежных историков, и, как и предыдущая имеет расхождения с археологическими данными.

 

1.3. Концепция нескольких путей  образования городов.

Совсем иную теорию предложил  В.В.Седов, хотя надо отметить, что взгляды учёного непрерывно развиваются и совершенствуются. Он считает археологически безусловно доказанным наличие нескольких путей образования городов в Древней Руси. Города образуются по четырём основным путям:

  • Образование из племенных или межплеменных центров;
  • Образование из укреплённых станов и погостов, а также центров волостей;
  • Образование из порубежных укреплений;
  • Единовременная постройка городов. 48

      Интересно,  что В.В.Седов попытался взглянуть  на происхождение древнерусских городов в контексте общеевропейского процесса становления города как определённого общественного феномена, возникающего на определённом этапе развития общества. Учёный показал, что процесс градообразования за границами римской империи – процесс общий для огромных регионов Европы, подчиняющийся единым историческим закономерностям. В VIII-VIII вв. к востоку и северу от зоны романо-германского синтеза и границ Византии на землях германцев, славян и балтов в регионах концентрации сельского населения появляются «неаграрные» поселения, в которых концентрировались ремесленники-профессионалы и купцы. Некоторые из таких поселений возникали непосредственно из-за развития «широких торговых связей». Эти поселения – протогорода. Они становятся также и центрами кристаллизации военно-дружинного и торгового сословий.

   Следующий период  генезиса древнерусских городов  по В.В.Седову – IX-X вв. – появление собственно раннефеодальных городов. Далеко не все протогорода переросли в «настоящие» городские центры, а лишь те из них, которые наряду с ремесленно-торговыми функциями имели военные и политико-административные и культовые.49

Надо сказать, что во многом концепция В.В.Седова является попыткой согласовать старые представления, идущие от Б.Д.Грекова и М.Н.Тихомирова с новыми материалами, прежде всего археологическими (в т. ч. и добытыми самим В. В.Седовым). Концепция В.В.Седова является в известной мере сочетанием старых и новых подходов, она сочетает в себе как сильные, так и слабые их стороны.

 

1.4. Явление «переноса городов»

Говоря о проблеме возникновения древнерусских городов, нельзя не обратить внимания на явление  «переноса городов», наблюдающееся  почти по всей Древней Руси. Первым это явление серьёзно исследовал А.А.Спицын, а затем такие учёные как И.И.Ляпушкин, Л.В.Алексеев, В.А.Булкин и другие. Ярче всего «перенос города» прослеживается на примере Гнёздова - Смоленска. Гнёздово – это поселение, площадь которого составляет около 16 га. Оно включает в себя укрепленное городище в устье р.Свинец (площадью около 1 га.) и селище. Селище  возникло на рубеже IX-X вв. Это место отмечено следами углубленных в землю построек, а также скоплениями лепной керамики. К середине X в. Гнёздово разрастается по берегам Свина и Днепра, смыкаясь с курганами, которые охватывают его полукольцом. Наиболее насыщенный период существования данного поселения приходится на вторую половину X века. В это время возведены новые укрепления в центральной его части.50

Схожие процессы происходили  и в других русских землях периода  складывания раннефеодального государства. Об этом могут свидетельствовать как высокая степень разделения сельского хозяйства и ремесла, так и заметная социальная дифференциация, а также всевозрастающая роль дружины и международных связей. Но в начале XI века на смену поступательному развитию в Гнёздове приходит резкий спад. Прекращение активной торгово-ремесленной деятельности приводит к тому, что поселение приобретает обыкновенный сельский характер. В то же время Смоленск, который находится в 13 км. от поселения начинает интенсивно развиваться. К XII веку он преобразуется в крупный центр ремесла и торговли, в столицу княжества. В городе развиваются внешние связи, городские функции. Таким образом, можно увидеть как на смену племенному центру, где господствовала местная знать, приходит новый центр, ориентированный на внешние связи, сбор дани, обслуживание дружины и т.п. Гнёздово не единственный пример такого «переноса города». Такие новые княжеские центры взамен старых племенных возникали в основном на международных торговых путях, что привлекало туда воинов, ремесленников и торговцев. Подобными примерами являются Сарское поселение под Ростовом, Шестовицкое под Черниговом, Тимиревское под Ярославлем.51

Таким образом, можно  сказать, что «перенос города» имеет  место в тех случаях, когда новый нарождающийся класс феодалов не в состоянии полностью переломить родоплеменную знать. Возникают новые феодальные центры, первоначально тесно связанные со старыми центрами. Однако постепенно их самостоятельность усиливается, и старые центры исчезают либо теряют своё значение. 52

Но не все учёные согласны с такой трактовкой явления «переноса  города». Некоторые связывают его  со скандинавами и отводят им ведущую  роль в функционировании центров  типа Гнёздова или Шестовиц. В Гнёздове выделяют группу больших курганов в центре некрополя, которые являются аристократическим кладбищем. Здесь по скандинавскому обряду захоронены военные вожди. Это подтверждается сопровождающим захоронение инвентарем: амулетами, украшениями, предметами вооружения. Схожие скандинавские элементы обнаружены и в других захоронениях при «протогородах». Археологически подтверждено, что к XI веку варяги, осевшие на Руси ассимилируются славянами. Именно в это время дружинные лагеря, в которых находились воины и торгово-фискальные центры, трансформируются в качественно новые образования, города нового типа. Этому способствовало принятие христианства и переход к более упорядоченной внутренней политике.53

Явление «переноса города»  является наиболее археологически подтверждённой, но не менее дискуссионной концепцией, так как споры возникают вокруг трактовки имеющихся археологических данных. Сторонники её утверждают возникновение города вблизи ранее существовавшего, но пришедшего в упадок укреплённого поселения.

 

1.5. Концепция динамичного образования городов.

Историк В.П.Даркевич критикует  все вышеприведённые концепции  развития древнерусских городов  и отрицает существование явления  переноса городов. Взамен он предлагает свою собственную теорию, в которой  связывает процесс урбанизации  и становление Древнерусского государства. Он считает, что в связи с появлением древнерусской государственности заметно усложняется организация общества и становится необходимостью появление координирующих центров. Эти функции выполняли первые города. "Главными центрами были Новгород и Киев, расположенные, как в эллипсе, в двух "фокусах" области, втянутой в "торговое движение"; "Путь из варяг в греки" - ось не только политической карты, но и политической жизни Киевской Руси. Ее единство крепко, пока оба конца пути в одних руках".54

В.П.Даркевич полагает, что  образование государства на Руси и появление городов не было долгим эволюционным процессом, а  было динамичным явлением. Приводя археологические  данные, он утверждает, что города никак  не связаны с многочисленными  предгородскими образованиями. Города как историко-культурный феномен с новыми свойствами возникают вместе с появлением государства, являются его неотъемлемой частью и символизируют переход на другую, качественно новую ступень развития общества.  Только ближе к концу X века создаются условия для появления поселений нового типа, которые способны выполнять новые функции – военные, культурные и административные. Не экономические факторы, а поиски новых форм сотрудничества и солидарности заставляли людей объединяться и создавать города. X век стал переходным периодом.

Важную роль в строительстве  городов, по мнению Даркевича, сыграли  князья, они руководили проектировщиками и «горододельцами». Города служили  не только как важный центр управления, но и как убежище в случае военной опасности. Именно поэтому строительство мощных укреплений рассматривалось как великое дело. Эта причина была одной из первых, которая двигала строителей. Города возводили коллективно.55

В.П.Даркевич выделяет возникновение  древнерусских городов как новый этап в развитии общества того времени и считает этот процесс не эволюционным, а динамичным, вспышкообразным. Таким образом, он отвергает все предложенные ранее концепции. Его теория на сегодняшний день имеет мало сторонников, но опирается на достаточное количество доказательств и, так же, как и другие концепции имеет свои минусы, и мы не могли упустить её из виду, в исследовании проблемы происхождения древнерусских городов.

 Таким образом,  в ходе главы нами были рассмотрены  исследования ведущих учёных в области вопроса о происхождении древнерусских городов и выделены пять основных концепций:

Социально-экономическая  концепция, которая выделяет торговлю и отделение ремесла от земледелия как основные движущие силы возникновения  городов в Древней Руси. Как и другие концепции, она имеет сторонников и противников и не лишена слабых сторон. Так как она является одной из самых ранних концепций, она имеет некоторые расхождения с современными археологическими данными.

Концепция развития городов  из родоплеменных центров, которая основывается на преемственности древнерусских городов с более ранними протогородскими образованиями. Эта концепция во многом заимствована у зарубежных историков, и, как и предыдущая имеет расхождения с археологическими данными.

Концепция нескольких путей развития городов, которая объединяет в себе несколько предложенных концепций и скорее является компромиссной теорией, но она так же не лишена слабых сторон и имеет своих противников.

Явление «переноса города», которая является наиболее археологически подтверждённой, но не менее дискуссионной концепцией, так как споры возникают вокруг трактовки имеющихся археологических данных. Сторонники её утверждают возникновение города вблизи ранее существовавшего, но пришедшего в упадок укреплённого поселения.

Концепция динамичного  образования городов, которая была предложена историком Даркевичем, который  выделяет возникновение древнерусских  городов как новый этап в развитии общества того времени и считает  этот процесс не эволюционным, а  динамичным, вспышкообразным. Таким образом он отвергает все предложенные ранее концепции. Его теория на сегодняшний день имеет мало сторонников, но опирается на достаточное количество доказательств и так же как и другие концепции имеет свои минусы, и мы не могли упустить её из виду, в исследовании проблемы происхождения древнерусских городов.

Это наиболее распространённые в отечественной историографии  точки зрения по этому вопросу. Разумеется, существуют и другие мнения, но они, так или иначе, укладываются в  предложенную нами схему.

Рассмотрение этих концепций поможет  нам продолжить исследование в области  древнерусских городов и более  конкретно в области кремлей  в древнерусских городах, так  как именно кремль был центром  и можно сказать сердцем древнерусского города. Мы увидели, что вопрос возникновения городов в Древней Руси весьма неоднозначен, что дает нам повод полагать, что их дальнейшее развитие так же пошло различными путями. Эти общие черты и различия мы постараемся выявить в ходе нашей работы.

Информация о работе Крепостное строительство в Русских землях IX-XV века