Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:28, реферат

Краткое описание

Русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца - Дажьбог или Даждь бог, Хорс, Велес или Волос. Дажьбога почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ; Велеса - как покровителя стад или "скотьего бога" ; "великим Хорсом" называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество - Стрибога. Небо в котором прибывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца. Божество земли носило имя Мать - Земля сырая; почитая землю как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса как дедов человеческих.

Содержание

Русь на пороге крещения ………………………………………………………………….. стр. 3
Культура на Руси …………………………………………………………………………... стр. 3
Христианство на Руси до крещения князя Владимира …………………………….. стр. 7
Крещение князя Владимира ……………………………………………………………… стр. 7
Христианизация Руси ……………………………………………………………………. стр. 9
Значение принятия христианства. Влияние церкви на гражданский быт ….. стр. 10
Влияние христианства на архитектуру и искусство ………………………........ стр. 13
Заключение ………………………………………………………………………………… стр. 18
Список используемой литературы …………………………………………………... стр. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Крещение Руси - копия.docx

— 66.36 Кб (Скачать файл)

В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это, прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание. Византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы — по-своему.

На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство  резьбы по дереву, позднее — по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ  горожан и крестьян, деревянных храмов.

Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской  Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.

Прекрасной резьбой славились  утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись  русские народные традиции, представления  русичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второй половины XIX — начала XX в. Стасов писал: «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало — дескать, дело пустое и вздорное... Нет, настоящее, цельное, здоровое, в самом деле, искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь». Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов.

Это касалось не только резьбы по дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Изящные украшения, подлинные  шедевры создавали древнерусские  ювелиры — золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие, С особенными старанием и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги.

Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается  легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах — лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали» (конечно, с их согласия), в более поздних — когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Целый мир русской жизни открывается  в былинах. Их основной герой —  это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками». Одно­временно  это был очень миролюбивый  герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой  неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской  силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог обернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, — боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов.

В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с которым заняла целый период в истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыри, верно, служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они — и князь, и герои, в конце концов, решали одно общее дело —

дело народа. В этом образе слился обобщенный образ и Владимира  Святославича — воителя против печенегов, и Владимира Мономаха — защитника Руси от половцев, и облик других князей — смелых, мудрых, хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро посылала на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о них, сродни эпосу Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов.

Культура народа неразрывно связана  с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем | развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как  в больших для своего времени  городах, насчитывающих десятки  тысяч человек, так и в селах  в несколько десятков дворов и  деревнях, особенно на северо-востоке  страны, в которых группировалось по два-три двора.

Все свидетельства современников  говорят о том, что Киев был  большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий-храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром дочь Ярослава Мудрого  Анна Ярославна, вышедшая замуж во Франции и приехавшая в Париж XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы по сравнению с блистающим на пути из «варяг в греки» Киевом. Здесь сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота — символ побед русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца стояли бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом городе находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.

Во дворцах, богатых боярских хоромах  шла своя жизнь — здесь располагались  дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин — деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим.

Любимыми забавами богатых людей  были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние  времена, являлась баня.

В княжеско-боярской среде в три  года мальчика сажали на коня, затем  отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» — воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с  видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.

Внизу, на берегах Днепра шумел  веселый киевский торг, где, продавались  изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.

По склонам гор к Подолу спускались разнообразные — от хороших деревянных домов до убогих землянок — жилища ремесленников, работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и огромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и купеческие усадистые насады, и бойкие, юркие лодочки.

Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в  украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в красивых кожаных  сапогах. Пряжки их плащей были сделаны  из золота и серебра. Появлялись и  купцы в добротных льняных  рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простои металла — меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду — сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).

Похожие храмы, дворцы, такие же деревянные дома I такие же полуземлянки на окраинах стояли и в других русских городах, так же шумели торги, а в праздники  нарядны» жители заполняли узкие  улицы. Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромны; русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали со жженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходи ли в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Говоря о Русском Православии, нельзя не отметить, что за столетия своего существования оно впитало в себя столько национального, народного, что, по сути дела, превратилось в "национальную религию". Эта связь с историческими и культурными корнями народа неизбежно привела к тому, что на определенном этапе Русское Православие оторвалось от своего фундамента и стало необъемлемой частью социального процесса в обществе. Преемственность сама в язычестве являлась объектом и формой культа. Все время, так или иначе, участвовало в сохранении преданий, песен, традиций. Но все это передавалось лишь людьми. Книги же могут пережить и людей, и общества, и государства. Проникновение на Русь христианства разными каналами способствовало обогащению культуры за счет достижений разных народов.

Прогрессивность перехода к христианству состояла, прежде всего, в том, что  Русь усваивала наиболее демократические  его формы, сами по себе предполагавшие широкую веротерпимость, а следовательно, способность сохранять культурное наследие языческого прошлого и обогащать его за счет связей как с Западом, так и с Востоком.

Когда Византия как государство  прекращает существование, Русь становится как бы законной ее наследницей. Но и в это время будет сохраняться  собственно "русская" традиция, выражающаяся в относительно широком допуске  различных толкований канонических положений, терпимости к бытовым  пережиткам язычества.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

  1. История России с древнейших времён до наших дней А.Н. Сахаров
  2. Полный курс лекций по русской истории С.Ф. Платонов
  3. История России с древнейших времён до наших дней А.В. Сидоров
  4. История России с древнейших времён до конца XX века А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова
  5. Философская антропология Б.В. Марков
  6. История России А.С. Орлов, В.А. Георгиев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Крещение Руси